Научная статья на тему 'Информационное обеспечение местного самоуправления как фактор повышения самоуправленческой активности горожан'

Информационное обеспечение местного самоуправления как фактор повышения самоуправленческой активности горожан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / CITY MANAGEMENT / INFORMATION SUPPORT / TERRITORY SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврин Александр Сергеевич, Попкова Алена Анатольевна

Рассматривается информационное обеспечение местного самоуправления с позиции субъектно-субъектных отношений. Авторами определяется, что на современном этапе развивается только информатизация муниципальных услуг, и выявляется проблема отсутствия информационного обеспечения механизмов взаимодействия муниципальных органов власти и населения. Использование информационных электронных механизмов освещения деятельности территориального общественного самоуправления позволит повысить самоуправленческую активность горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF LOCAL GOVERNMENT AS A FACTOROF INCREASINGTHE SELF-GOVERNMENT ACTIVITY OF CITIZENS

This article considers the information support of the local government from the perspective of subject-subject relations. The authors define that at present only informatization of municipal services is being developed and reveal the problem of lackof information supportmechanisms of interaction between the municipal governmentand the population. The use ofelectronic information mechanisms of the territoryself-government activities coverage will permit to increase self-governing activity of citizens.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение местного самоуправления как фактор повышения самоуправленческой активности горожан»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 004:352

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОРОЖАН

INFORMATION SUPPORT OF LOCAL GOVERNMENT AS A FACTOROF INCREASINGTHE SELF-GOVERNMENT ACTIVITY OF CITIZENS

А. С. Гаврин, А. А. Попкова

A. S. Gavrin. A. A. Popkova

Ключевые слона: местное самоуправление, управление городом, информационное обеспечение, территориальное общественное самоуправление Key words: local government, city management, information support, territory self-government

Рассматривается информационное обеспечение местного самоуправления с позиции субъектно-субъектных отношений. Авторами определяется, что на современном »папе развивается только информатизация муниципальных ус:гуг, и выявляется проблема отсутствия информационное обеспечения механизмов взаимодействия муниципальных органов власти и населения. Использование информационных ■>лектронных механизмов освещения деятельности территориального общественного самоуправления позволит повысить самоуправленческую активность горожан.

This article considers the information support of llie local government from the perspective of subject-subject relations. The authors define that at present only informatization of municipal services is being developed and reveal the problem of lackof information supportmechanisms of interaction between the municipal governmentand the population. The use of electronic information mechanisms of the territory self-government activities coverage will permit to increase self-governing activity of citizens.

Переходный период реализации муниципальной реформы уже пройден. Правовые, территориальные, организационные. финансово-экономические преобразования в системе местного самоуправления осуществлены, но это не привело к реализации сущностной основы данной управленческой деятельности — субъсктно-субъектным управленческим отношениям, ключевая роль в которых принадлежит населению 111.

В современной системе управления городом население приобрело роль потребителя муниципальных услуг. обеспечить предоставление которых — задача органов местного самоуправления. Уровень удовлетворенности качеством данных услуг определяет эффективность работы муниципальных органов. В условиях развития информационного общества актуализируются информационные механизмы обеспечения качества предоставления муниципальных услуг, базисом в которых являются Интернет-технологии |2|. Ин<1юрматизации органов местного управления принадлежит особая роль, так как именно эти структуры стоят ближе всего к населению. и именно к ним граждане чаще всего обращаются за информацией о деятельности власти, возможности реализации собственных инициатив.

Основная проблема активного продвижения информационных технологий во взаимодействии с населением — низкая информированность населения об имеющихся механизмах электронного взаимодействия (рис. I). Это подтверждается вторичным анализом результатов исследования «Электронные услуги в повседневной жизни», проведенного региональным экспсртно-аналитичсским центром «Сотрудничество».

Определенно, нет

Что-то слышал

Определенно, да

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. I. Информированность населения об »лектронных услугах, предостав:шемых органами государственной власти и местного самоуправления в Тюменской области

Согласно результатам исследования 31 % опрошенных жителей юга Тюменской области хорошо осведомлены об оказываемых электронных услу гах. Еще 35 % что-то слышали о них. За 2012 год информированность населения области по поводу оказания электронных услуг и возможности воспользоваться ими выросла на 30 % |3|.

News /гот hieher educaliona! ¡nstitulions. Soaoloeu. Economía. Polilics. .Vi' 3, 2013

Исследование показало, что наиболее информированы об электронных услугах жители городских округов. В Тюмени полную информированность об оказании электронных услуг определили 35 % горожан и еще 32 % что-то слышали об этих услугах. В малых и средних городах Тюменской области уровень информированности жителей составил 30 %. Около 72 % информированных об электронных услугах уже успели воспользоваться ими: 62 % — лично. 10 % — члены их семьи.

Администрация города Тюмени

Формы, направленные ня взаимодействие е населением:

дисштчерская служба информационные

электронные

муниципальные

услуги

сайт администрации

Формы, используемые в работе органов МС'У:

ЛИС «СМИ»

информационнее системы органов Администрации города

в ысокоскоро стной доступ к огти Интернет

комплекс защиты обработки и передами информации

электронная цифровая подпись

□ Г

Инфор мацио и ш -те хни чес кое обеспечение деятельности подразделений

I

Комитет по информатизации

I

Формирование и обеспечение работы механизмов m фо рмацш н но го взаимодействия

I

НАСЕЛЕНИЕ

■ U^ кЛ дмÑ |

Повышение информированности населения об имеющихся ресурсах

— условие повышения результативности информац ион н ого взаимод ейст вия

Рис. 2. Механизм информационного взаимодействия органов местного самоуправления и населения е городе Тюмени

Электронное взаимодействие становится одним из механизмов работы органов местного самоуправления с населением. Анализ практики реализации информационного взаимодействия администрации г. Тюмени показал, что его основными формами являются диспетчерская служба, информационные киоски, электронные муниципальные услу ги, официальный сайт администрации (рис. 2).

В связи с вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде...» [4] акцент в части формирования информационной инфраструктуры необходимо смещать на уровень подведомственных учреждений как первичного звена сбора и обработки информации для отраслевых информационных систем. Из 314 учреждений социальной сферы Тюмени подключены к единой корпоративной сети 116 (80 муниципальных школ и 36 детско-юношеских спортивных учреждений). В Тюмени реализуются два проекта по созданию ведомственных сетей передачи данных в сфере здравоохранения (поликлиники) и культуры (библиотеки). Полностью все учреждения социальной сферы планируется подключить до конца 2013 года.

Основным инструментом интерактивного взаимодействия между органами местного самоуправления и населением является муниципальный Интернет-сайт. С 2000 года в сети Интернет действует официальный портал администрации города Тюмени, обеспечивающий в том числе выполнение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ к размещению информации о государственных закупках [5]. На портале созданы информационные разделы, подчеркивающие актуализацию социальной значимости портала. Размещенная информация занимает более 800 страниц, что затрудняет ее восприятие и требует значительных временных затрат на поиск необходимой страницы. В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», необходимо расширять число электронных сервисов, обеспечивать удобный поиск информации о деятельности органов местного самоуправления за счет добавления функциональных элементов современных технологий обмена информацией (чат-форумы, интернет-конференции, видеоблог, электронное голосование и т. п.) [6]. Необходимость реализации данных мер актуализируется возрастанием использования официального сайга населением города (рис. 3).

Известии высших ичебных м/клений. Социология. Экономика. Политика. .\'И3, 2013

тысяч человек

50 40 30 20 10 0

Т77777.

'///////// ■///////г/ •////у////

'ssysss///

f////f/fft ////////Л //S////S/, ////ff/f/t /J/S/S/f/, /У/У////Л ////////Л /s/ssss//,

v////f///i /У///////, ////////Л ////////Л sS/SS/S//. /sjss////, ss/s/////,

•777ТТ,

•S/tf/f/SS '///////// '//Sf/S/f/ '/////////

7//////Л '////•/////

•у//////// •/S////S/S •SS////S// •/JS///S/S •/J//////S

f/f/Sff//t

r/fft/f/Sz ////////Л ////////Л

////////Л

////////fJ

S////S//S/ ////////Л /'////////J

///S/////J /////////*

YSfSSSSSS •f/ffMS ■/f/sf///,

■ssss///// S/f/SS/// V/f/f/f//

•SSS/f/f//

vv/vw///

V/Sff/SS/

V/S/S///S •///////// •////////f

'///////// •////S//SS '/////////

2010

2011<план) 2011(факт) 2012 (план) 2012 (факт)

Рис. 3. Среднемесячная посещаемость официального порта ш администрации г. Тюмени в 2010-2012 гг.

В рамках портала функционирует сайт «Электронный муниципалитет города Тюмени», на котором размещен реестр муниципальных услуг и сведения о них.

В «Электронном муниципалитете» доступны для жителей «электронные дневники» учащихся всех школ города Тюмени (это муниципальная услуга № 8 из перечня первоочередных услуг распоряжения правительства № 1993-р. реализована администрацией города Тюмени в электронном виде с опережением графика |4|). На сайте доступна услуга на подачу заявления на «получение разрешений на строительство».

Самыми популярными для посетителей сайта являются электронные сервисы: «Узнать об отключениях воды, тепла и электричества» и «Подписаться на смс и e-mail-рассылку об отключениях воды, тепла, электроэнергии». Затем по популярности идут сервисы «Электронный дневник Вашего ребенка». «Узнай задолженность по административным штрафам» и «Предварительная запись на торжественную регистрацию брака» |7).

В 2012 году был организован популярный сервис «Табло электронной очереди», предназначенный для отслеживания очереди на подачу документов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Всего пользователей электронных сервисов на сайте «Электронный муниципалитет» за 2012 год зарегистрировано счетчиком Mail.ru 57 205 человек (рис. 4) |6|.

Органами местного самоуправления в Тюмени сформирована и активно развивается система информационного взаимодействия с населением, но проведенный анализ подтвердил тезис о том. что первоочередность данного взаимодействия определена перечнем муниципальных услуг, предоставляемых горожанам. Для развития сущностных основ местного самоуправления и активизации населения в качестве субъекта управления необходимо развивать информационное обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и горожан. направленное на совместное решение вопросов местного значения.

Рис. 4. Ко. шчеато посещений хшктронных сервисов на сайте «Электронный муниципа-штет»

News from higher educational institutions. Sociolomi. Economics. Politics. № 3, 2013

Одним из реальных механизмов решения вопросов местного значения является территориальное общественное самоуправление. Оно обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления и населения. Исследование информационного обеспечения деятельности органов территориального общественного самоуправления в городе Тюмени обусловливается тем, что данный механизм используется горожанами уже более 15 лет и в последние четыре года получил новый виток развития как в областном центре (количество органов территориального общественного самоуправления увеличилось на 15 %), так и в городах и муниципальных районах юга Тюменской области [8].

Анализ данных исследования показал, что несмотря на активное развитие, только около 26 % горожан информированы о том, что территориальное общественное самоуправление существует, 24,6 % что-то слышали об их деятельности (рис. 5) [9].

Таким образом, информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления по развитию механизмов вовлечения населения в управление территорией, осуществляется слабо. Это препятствует развитию территориального общественного самоуправления, что подтверждается мнением руководителей органов территориального общественного самоуправления (51,5 %) и населением (40,1 %).

Следовательно, для популяризации территориального общественного самоуправления в городе Тюмени необходимо активизировать информационное обеспечение данной деятельности в Интернете — создавать информационные интернет-порталы, «группы» — сообщества в социальных сетях, блоги представителей или руководителей ТОС [10]. Но первоочередной мерой является создание на официальном сайте администрации Тюмени во вкладках территориальных управ отдельных структурных вкладок, посвященных деятельности территориального общественного самоуправления (сейчас только I из 42 органов ТОС имеет свой сайт с гиперссылкой со страницы у правы АО).

Г 1 — Направления, требующие совершенствования. Их реализация позволит повысить эффективность

деятельности ТОС в г. Тюмени

I_____________— Последствия реализации действий по совершенствованию информационного взаимодействия

Рис. 6. Модель совершенствовании информационного обеспечения взаимодействия населения и органов местного самоуправления через территориальное общественное самоуправление в городе Тюмени

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. A'H 3, 2013

Развитие информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления позволяет минимизировать ресурсные затраты на управление и привлекать население к активному взаимодействию с органами муниципальной власти в области предоставления муниципальных услуг (рис. 6) [11].

Информационное обеспечение территориального общественного самоуправления, как механизма взаимодействия населения и органов муниципальной власти позволит сформировать активную самоуправленческую позицию у горожан и в дальнейшем развивать сущностную основу местного самоуправления, где население выступает в качестве полноправного субъекта управления территорией.

Список литературы

1. Попкова А. А. Управление развитием города: концептуальные основы и современные тенденции // Академический вестник. - 2010. - № 2. - С. 67-69.

2. Костко Н. А. Противоречия и проблемы современного общественного развития //Академический вестник. -2012. -№ 2. - С. 49-52.

3. Белоножко М. JL, Пезин Д. А. Эффективность управления муниципальной собственностью в условиях трансформации // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 3. - С. 32-34.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации. Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями [Электронный ресурс]: [от 17 декабря 2009 года № 1993-р]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. (10.02.2013).

5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : [федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство (10.02.2013).

6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: [федер. закон Рос. Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ] - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. (10.02.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Отчет об исполнении ведомственной целевой программы «Основные направления развития информатизации города Тюмени (Электронный муниципалитет города Тюмени) на 2011-2013 годы» в 2012 году.

8. Егунов Э. В., Матаев А. С., Попкова А. А. Территориальное общественное самоуправление — технология повышения социальной активности населения в муниципальных образованиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2012. - № 5. - С. 123-128.

9. Состояние и перспективы развитая территориального общественного самоуправления в Тюменской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma72.ru/doc/upr_IAU/inf_TOS.docx (11.04.2013).

10. Белоножко М. Л., Косиков А, В. Роль территориального общественного самоуправления в развитии местного самоуправления // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - № 4. - С. 23-24.

11. Белоножко М. Л., Киричук С. М. Субъекты местного самоуправления в России // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2011. -№4. - С. 19-22,

12. Электронные услуги завоевывают популярность у населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sotimi.nl/sol/sol/sol_l06.html (11.04.2013).

Сведения об авторах

Гаврин Александр Сергеевич, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Попкова Алена Анатольевна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Gavrin A S.r Doctor o/Sociology, professor of the chair «Marketing and Municipal Go\>ernment», Tyumen State Oil & Gas Universitv, phone: 8(3452)208456

Popkova A A, Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Government», Tyumen State Oil & Gas University, phone: 8(3452)208456

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.