Научная статья на тему 'К проблеме внедрения «Электронного Правительства»'

К проблеме внедрения «Электронного Правительства» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
510
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ / INFORMATION POLICY / LOCAL GOVERNMENT / E-GOVERNMENT / E-MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барбаков Григорий Олегович, Устинова Оксана Вячеславовна

Сегодня информационное обеспечение муниципального управления невозможно без использования современных технологий, одной из которых является «Электронное правительство». В статье анализируется проблема низкого уровня информированности и компьютерной грамотности населения, снижающая эффективность реализации электронных услуг. Предлагается модель информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of implementation of “Electronic government”

Today, information support of municipal management is impossible without the use of modern technologies, one of which is “E-government”. The article analyzes the problem of low awareness and computer literacy of the population, decreasing the effectiveness of the implementation of electronic services. It is given the model of information interaction of local governments with the population.

Текст научной работы на тему «К проблеме внедрения «Электронного Правительства»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 109-113.

УДК 316.354 ББК 60.55

Г. О. Барбаков, О. В. Устинова К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Сегодня информационное обеспечение муниципального управления невозможно без использования современных технологий, одной из которых является «Электронное правительство». В статье анализируется проблема низкого уровня информированности и компьютерной грамотности населения, снижающая эффективность реализации электронных услуг. Предлагается модель информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

Ключевые слова: информационная политика, органы местного самоуправления, электронное правительство, электронный муниципалитет.

В настоящее время информационный ресурс в сфере муниципального управления играет не менее важную роль, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы.

Информационная политика - «это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества» [1]. В широком смысле - это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями» [2. С. 272].

Информационная политика органов местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых, методических, информационных, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе муниципального управления [3]. Исследованию проблем информатизации деятельности органов власти посвящены работы современных ученых Б.В. Заливанского, Н.В. Мелащенко, Н.В. Осиповой, О.В. Устиновой и др. [3. 4. 5].

Информационное обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими [6]. Одной из современных технологий является «Электронное правительство», суть которого заключается в использовании виртуального пространства для совершенствования механиз-

мов оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и госучреждений.

Несмотря на то, что в России органы государственного и муниципального управления повсеместно переходят на оказание услуг в электронном виде, тем не менее, существует ряд нерешенных проблем, существенно тормозящих этот процесс. Одной из таких проблем является низкий уровень информированности и компьютерной грамотности населения, не позволяющий в полной мере использовать электронные услуги.

Согласно исследованиям, проведенным ФОМ в рамках проекта «Мир Интернета» под руководством П. Лебедева, показали относительно невысокий уровень осведомленности населения о возможности пользоваться госуслугами через интернет - 41% ответили, что знают об этом, 32% - что-то слышали, и около четверти (23%) указали, что впервые слышат о такой возможности [7].

Наиболее осведомлены об услугах «Электронного правительства» жители крупных городов (55%) и молодежь от 18 до 20 лет (52%) (рис. 1). Каждый десятый пользуется интер-нет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей интернета - 22%).

Ужасает тот факт, что 42% не пользовались госуслугами через Интернет и не хотели бы. Практически каждый четвертый затруднился с ответом относительно желания пользоваться госуслугами в интернете (22%) (рис. 2).

Основные причины, по которым граждане не пользуются электронными госуслугами — недостаток навыков, отсутствие необходимости и возможности работы с компьютером и Интернетом (рис. 3).

120 100 80 60 40 20 0

23

32

41

17 29

52

16 33

48

30

34

31

слышу впервые I что-то слышал I знаю

население в целом

18-30лет 31-45лет 46лет и старше

Рис. 1. Осведомленность населения о возможности пользоваться госуслугами через Интернет

(% от возрастных групп).

120 100 80 60 40 20 0

22

16 14

затрудняюсь ответить, хотел(а) бы я пользоваться госуслугами в интернете

не пользовался госуслугами в интернете и не хтел(а) бы

не приходилось пользоваться госуслугами в интернете, но хотел (а) бы

I приходилось пользоваться госуслугами в интернете

население в 18-30 лет целом

31-45 лет

46 лети старше

Рис. 2. Практика пользования госуслугами через Интернет (% от возрастных групп).

привычка, я консерватор не тот возраст, чтобы осваивать, предпочитаю личное общение не доверяю интернету нет компьютера, интернета не хочу, мне это не нужно

й 2

1 5

-|_|_|_|_|_|_

10 12

Рис. 3. Результаты ответов на открытый вопрос о причинах, по которым граждане не пользуются госуслугами через Интернет (% от общего числа респондентов).

Среди желающих пользоваться данными услугами в будущем преобладает молодежь. В качестве причин своей заинтересованности респонденты отметили доступность и простоту использования (47,2%), возможность сэкономить время и не стоять в очередях (40,1%).

Результаты исследования показали, что многие граждане, не имея четкого представления об электронных госуслугах, путают их с другими сервисами — например, оплатой товаров и услуг в Интернете. Так, отвечая на открытый вопрос о том, какими именно госуслугами в Интернете им приходилось пользоваться, примерно по 20% респондентов назвали онлайн-оплату услуг ЖКХ и телефонной связи, покупку ж/д. и авиабилетов.

Подводя итог, авторы исследования делают вывод, что в действительности к государственным услугам в Интернете прибегает лишь около 6% населения.

Схожая ситуация сложилась практически во всех регионах России, причем не стали исключением экономически благополучные регионы. Так, например, исследование проблем активного продвижения информационных технологий взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Тюменской области, проведенное авторами статьи в августе 2014 года, показало низкую информированность населения о существующих на практике механизмах электронного взаимодействия. [7. С. 113].

Согласно результатам исследования 32% жителей юга Тюменской области хорошо осведомлено об электронных услугах, оказываемых органами власти. Практически столько же респондентов (35%) что-то слышали о них. Наиболее информированными о государственных электронных услугах оказались жители

областного центра - в г. Тюмени 35% жителей определенно знают о таковых, а еще 32% что-то слышали о них.

В городах юга Тюменской области знают об электронных услугах 31% жителей, а 35% - слышали о них. Менее информированы об электронных услугах жители сельских районов региона. Так, 26% респондентов утверждают, что им известно об электронных услугах, а 36% - что-то слышали об этом.

Две трети респондентов (72%), знающих о существовании электронных услуг, уже успели воспользоваться ими. При этом 62% получили услуги лично; в 10% случаев услугами пользовались члены их семьи.

Подавляющая часть респондентов (80%), воспользовавшихся электронными услугами, оценили их как «удобные» и понятные. Трудности при получении электронных услуг возникли у 17% пользователей.

В целом, результаты опроса выявили слабую информированность граждан о возможностях электронного муниципалитета. Повышение эффективности информационной политики органов местного самоуправления в г. Тюмени возможно при условии внедрения модели информационного обеспечения (рис. 5).

Для совершенствования информационной политики в г. Тюмени необходимо обеспечить повышение эффективности использования электронного муниципалитета путем расширения тематики разделов для увеличения количества категорий пользователей, размещения информационных брошюр о возможностях электронного муниципалитета в социальных учреждениях, общественном транспорте, в средствах массовой информации с описанием его преимуществ.

Определенно, н ет

Что-то слышал

Определенно, д а

I I I I

34 32 29 38

35 32 41 36

31 35 30 26

□ Юг Тюменской области

■ Тюмень

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 4. Информированность населения Тюменской области об электронных услугах (%).

Рис. 5. Модель информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления

г. Тюмени.

Список литературы

1. Черепанова, В.Н., Устинова, О.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности / В.Н. Черепанова, О.В. Устинова // Современные проблемы науки и образования. - 2015, № 19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18701 (дата обращения: 05.04.2015).

2. Осипова, Н.В. Компетентность служащих органов государственной власти субъектов РФ в сфере информационных технологий / Н.В. Осипова // Открытое образование. - 2011, № 2. Ч. 2. -С. 270-274.

3. Ustinova, O.V., Khairullina, N.G., Romanova, O.P. The role of communicative technologies in the process of local governments and the population interaction // Life Science Journal. - 2014. № ll(12s). - P. 113-119.

4. Заливанский, Б.В. Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих / Б.В. Заливанский // Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». - 2014, № 9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka. ru/2014/09/7711 (дата обращения: 05.11.2014).

5. Мелащенко, Н.В. Размещение органами местного самоуправления информации в Интернете в контексте развития информационного общества в России / Н.В. Мелащенко // Закон. - 2013, №3.-С. 72-76.

6. Бибик, Л.Н., Дейнеко, C.B., Устинова, О.В. Роль средств массовой информации в современном обществе] / Л.Н. Бибик, C.B. Дейнеко, О.В. Устинова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014, № 24 (353). - С. 111-113.

7. В тридевятом царстве, в электронном государстве // Пресс-релиз Фонда «Общественное Мнение». - 2011. 13 июля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/ smi_int/pressr_080711 (дата обращения: 17.10.2012).

Сведения об авторах

Барбаков Григорий Олегович, кандидат юридических наук, доцент Тюменского государственного нефтегазового университета, bara79@bk.ru.

Устинова Оксана Вячеславовна, кандидат социологических наук, доцент Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 109-113.

THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION OF "ELECTRONIC GOVERNMENT"

Gregory O. Barbakov

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Tyumen State Oil and Gas University,

bara79@bk.ru

Oksana V. Ustinova

Candidate of Social Sciences, Associate Professor of Tyumen State Architectural University

Today, information support of municipal management is impossible without the use of modern technologies, one of which is "E-government". The article analyzes the problem of low awareness and computer literacy of the population, decreasing the effectiveness of the implementation of electronic services. It is given the model of information interaction of local governments with the population.

Keywords: information policy, local government, e-government, e-municipality.

References

1. Cherepanova, V.N., Ustinova, O.V. Problemi obespechenij informacionnoj bezopasnosti / V.N. Cherepanova, O.V. Ustinova // Sovremennie problemi nauki i obrazovanij. - 2015, № 19 [online]: http://www.science-education.ru/121-18701 (accessed: 05.04.2015).

2. Osipova, N.V. Kompetentnost' slugashich orqanov qosudarstvennoj vlasti subjektov RF v sfere informacionnich technoloqij / N.V. Osipova // Otkritoe obrazovanie. - 2011, № 2. Ch. 2. - P. 270-274.

3. Ustinova, O.V., Khairullina, N.G., Romanova, O.P. The role of communicative technologies in the process of local governments and the population interaction // Life Science Journal. - 2014. № ll(12s). - P. 113-119.

4. Zalivanskij, B.V. Formirovanie informacionno-kommunicativnich kompetencij municipal'nich slugashich / B.V. Zalivanskij //Nauchno-prakticheskij gurnal «Qumanitarnie nauchnie issledovanij». -2014, № 9 [online]: http://human.snauka.ru/2014/09/7711 (accessed: 05.11.2014).

5. Melashenko, N.V. Razmeshenie orqanami mestnorqo samoupravlenij informacii v Internete v kontekste razvitij informacionnoqo obshestva v Rossii / N.V. Melashenko // Zakon. - 2013, № 3. - P. 72-76.

6. Bibic, L.N., Dejneko, S.V., Ustinova, O.V. Rol' sredstv massovoj informacii v sovremennom obshestve / L.N. Bibic, S.V. Dejneko, O.V. Ustinova // Vestnik Chel'abinskoqo qosudarstvennoqo uni-versiteta. - 2014, № 24 (353). - P. 111-113.

7. V tridevjatom zarctve, v elektronnom qosudarstve // Press-reliz Fonda «Obshestvennoe Mnenie». -2011. 13 iulj [online]: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_080711 (accessed:17.10.2012).

Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.