• расширено число унифицированных элементов интерфейса в компоновке элементов интерфейса, использованных для разработки страниц сайта АИС.
Таким образом, в процессе модернизации сетевой системы были получены результаты, выходящие за рамки простой разработки или модернизации сайта. Эти результаты могут быть использованы при разработке других информационных систем.
Литература
1. Проектирование графического интерфейса пользователя. Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/208966/
2. Белоусова С.А., Рогозов Ю.И. Анализ подходов к созданию пользовательского интерфейса // Известия Южного федерального университета. Технические науки - № 6 (155) -2014.
3. Семь принципов создания современных веб-приложений. Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/242429/
4. Веб-интерфейсы: развитие или наоборот? Режим доступа: http://www.geektimes.ru/post/120318/
5. Черткова Е.А. Применение модельных каркасов для разработки графического пользовательского интерфейса // Московский государственный университет инженерной экологии - № 1(36) - 2007.
Информационное обеспечение контроллинга
Задорнов К.С. Университет машиностроения [email protected]
В статье рассмотрены основные цели функционирования, создание системы и механизмов контроллинга на промышленном предприятии.
Ключевые слова: контроллинг, контроллинг на промышленном предприятии.
Основная цель функционирования системы контроллинга - это обеспечение комплексной поддержки информационных потребностей руководства компании для разработки оптимальных управленческих решений, контроля за их реализацией, достижения определенных результатов маркетинговой деятельности в соответствии с миссией компании. Информационное обеспечение контроллинга предоставляет руководству предприятия сведениями о текущем состоянии дел и создает возможность достоверного прогнозирования последствий изменений внешней или внутренней среды [1].
Создание системы и механизма контроллинга происходит в условиях необходимости формирования информационных потоков с учетом факторов внешней и внутренней среды для анализа рыночного участия компании и разработки проектов решений руководства в области повышения эффективности бизнес-процессов материального снабжения, выставочного бизнеса, организации сбыта готовой продукции, повышения финансовой устойчивости и сервиса обслуживания клиентов [2]. Решения этих задач позволит предприятию оптимизировать не только свои затраты, но и процесс управления в целом.
Проанализировав содержание международных подходов к оценке финансового состояния компании, финансовые коэффициенты предложено разбить на группы, которые характеризуют различные специфические особенности функционирования предприятия [3].
Рассмотрим лишь основные коэффициенты и показатели и общие выводы на их основе. Для упорядочения рассмотрения и анализа финансовых коэффициентов и показателей их принято классифицировать на следующие группы [6, 10, 12, 13]. 1. Коэффициенты и показатели операционного анализа.
2. Коэффициенты и показатели анализа операционных издержек.
3. Коэффициенты и показатели процесса управления активами.
4. Показатели ликвидности.
5. Показатели рентабельности (прибыльности).
6. Показатели, характеризующие структуру капитала.
7. Показатели, отражающие процесс обслуживания долга.
8. Рыночные показатели и коэффициенты.
Система внутреннего контроля состоит из пяти взаимосвязанных элементов [4]: 1) контрольная среда; 2) оценка риска; 3) меры реализации контроля; 4) информация и коммуникации и 5) мониторинг.
По нашему мнению, наиболее емкое определение системы внутреннего контроля дала Краснова И.А. [5]. В соответствии с ним эта система определяется как система управленческой организационной структуры, процедур и методик, мер и мероприятий, которые утверждены и постоянно осуществляются руководящим составом предприятия, контрольными и исполнительными органами, должностными лицами и иными сотрудниками компании, и направлены на:
• возрастание эффективности деятельности предприятия и его органов управления;
• создание условий для сохранности активов компании;
• нейтрализацию внутренних и внешних рисков;
• обеспечение надежности и достоверности информации о предприятии;
• выполнение требований законодательства и внутренних регламентов и документов организации.
Эффективно управлять любым бизнесом в условиях глобализации и повышения интенсивности конкуренции возможно только если у руководства предприятия есть точная информация о затратах, позволяющая принять обоснованные управленческие решения как на стратегическом, так и на оперативном уровнях. Следовательно, применяемые в компании системы управления себестоимостью и учета затрат должны позволять достигать следующие цели:
• точно измерять стоимость ресурсов, использованных при выполнении компанией хозяйственных операций;
• выявлять, идентифицировать и устранять затраты, не влияющие на изменение величины покупательной способности продукции, не снижающие ее качества (под качеством следует понимать соответствие заявленных производителем функций и характеристик изделия желаемым (востребованным) потребителем);
• определять эффективность всех значимых технологических операций, выполняемых в организации;
• анализировать и осуществлять мероприятия, способствующие повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Контроллингу в качестве системы управления принадлежит особая роль в обеспечении длительного и стабильного функционирования организации и ее структурных подразделений. Базой указанной системы выступает сравнение фактических и плановых значений контролируемых показателей, основанное на планах бюджетирования и развития организации. В процессе развития системы управления в компании контроль и управление будут замещаться самоконтролем и самоуправлением в конкретной отдельной организационной единице.
На базе системы контроллинга на предприятиях можно создать информационные системы поддержки принятия управленческих решений (как своего рода надстройку над используемыми в организациях системами оперативной информации). Целью этого является обеспечение информационной поддержки оперативных возможностей и условий для ведущих специалистов и руководства организаций в процессах принятия обоснованных управленческих решений, согласующихся с миссией компании, а также ее стратегическими и так-
Серия «Экономика и управление»
тическими целями. Базой такой системы выступают:
• предоставление информации и сведений сводного и аналитического характера, как из внутренних, так и из внешних источников для сопоставления планов, проведения финансовых и экономических оценок, формирования моделей и разработки прогнозов в бизнесе;
• разработка систем различных экономических моделей (финансовых, информационных, математических и эвристических) управленческих процессов во взаимодействии с руководством компании.
Поставленная проблема в концептуальном плане должна решаться на основе обеспечения доступа к сведениям и информации и формирования адаптивной системы бизнес-моделей. При этом следует обеспечить [7, 8]:
• доступность данных внешних и внутренних источников информации, которые используют серийно производимые базы данных;
• возможность управления информацией и сведениями в разнородных (многоплатформенных) комплексах, что делает их открытыми и доступными;
• хранение сведений и информации в унифицированных форматах, которые позволяют проводить дальнейший анализ, синтез и представление, в том числе модели «что..., если...»;
• возможность анализа и синтеза экономической и финансовой информации, моделирования процессов, условий и состояний;
• отображение информации в форме графиков, диаграмм, географических карт, которая интуитивно понятна и удобна для руководства организации в процессе выработки управленческих решений.
Все это предполагает применение на регулярной основе методов мониторинга, прогнозирования, анализа и корректировки финансово-хозяйственной деятельности компании и ее структурных единиц, а также информации об условиях конкуренции и состоянии рынков. То есть необходимо сформировать единое информационное пространство.
Основным отличием аналитической системы от оперативной системы обработки данных является требование обеспечения возможности обработки произвольных, нерегламенти-рованных заранее запросов из различных источников, а не столько объем обрабатываемых сведений. Решить эти задачи невозможно без широкого применения автоматизированных информационных систем, отличительной чертой которых является оперативный доступ и систематизация как внешних, так и внутренних информационных источников, позволяющее сформировать единое информационное пространство на основе информационного, программного и технического обеспечения.
Единое информационное пространство представляется совокупностью технических, программных, телекоммуникационных, методических и организационных средств, обеспечивающих оперативный доступ ко всем информационным ресурсам компании в пределах прав доступа и компетенции специалистов.
Формирование интегрированной автоматизированной информационной системы должно производиться с учетом следующих факторов: времени, обеспеченности ресурсами, потенциального развития, преемственности [10].
Необходимо принимать в расчет действие фактора времени при эксплуатации автоматизированных информационных систем. Поскольку в современных условиях, когда отмечается высокая интенсивность глобализационных, интеграционных процессов, возрастающей конкуренции, эффективность финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов во многом определяется своевременностью и достоверностью информации, на основе которой принимаются управленческие решения. Таким образом, по сути, учет фактора времени - это стратегическая составляющая успеха современного бизнеса.
Финансовые затраты на разработку и внедрение автоматизированной информационной
Серия «Экономика и управление» системы должны обеспечивать достижения целей разработки и внедрения этой системы, наибольшую выгоду от разработки, оптимальность по отношению к другим вариантам реализации подобных проектов. Как правило, разрабатывается бизнес-план, в котором отражаются подробно вопросы обеспеченности различными ресурсами для реализации проекта.
При формировании автоматизированной информационной системы важно предусмотреть и возможность ее потенциального развития, так как современная рыночная ситуация характеризуется частыми и резкими изменениями конъюнктуры, которые должны оперативно отражаться в автоматизированной информационной системе в результате расширения и модификации ее функциональных возможностей.
При создании автоматизированной информационной системы преемственность в целях непрерывного анализа деловой информации. Важно также предусмотреть аспекты совместимости при переходе на новые вычислительные платформы, новые технологические и программные средства [6].
В настоящее время информация становится важным фактором предпринимательской деятельности, ее своевременность, достоверность и объективность во многом определяют результативность бизнеса. При этом информация, требуемая для оперативного принятия управленческих решений, рассеяна по множеству источников и мест хранения. Поэтому целью автоматизированной информационной системы является сбор, тематическое объединение и обработка информацию таким образом, чтобы обеспечить ускорение доступа к информации и предоставление ее в виде, удобном для интерпретации пользователем.
В современных условиях компанию можно рассматривать как информационную систему, в которой сходятся четыре информационных потока: два внешних и два внутренних.
Под внешней деловой средой понимают совокупность политических и экономических субъектов, которые функционируют за пределами организации, а также отношения, формирующиеся между ними и компанией. Под внутренней деловой средой понимают отношения в коллективе, которые определяют интенсивность и насыщенность коммуникационных информационных потоков, а также знания, формируемые в производстве.
В соответствии современными оценками, контроллер в своей деятельности выполняет три информационные роли:
• приемщик информации;
• распространитель информации;
• профессиональный представитель во внешнем мире.
Эффективность работы службы контроллинга в существенной степени определяется тем, как контроллер выполнит свою информационную роль, профессионально организовав информационные потоки.
Оперативная управленческая отчетность является важной составляющей управленческого учета. В основе организации оперативной управленческой отчетности должна быть следующие положения:
• каждому пользователю следует предоставлять только ту информацию, которая ему необходима для выполнения своих руководящих функций;
• с восходящей иерархией информация должна становиться более аналитической и агрегированной;
• следует соблюдать на каждом уровне агрегации принцип постоянства методов и формул расчета аналогичных показателей.
Для формирования оперативной управленческой отчетности каждым структурным подразделением компании должны быть разработаны конкретные показатели, в полной мере характеризующие его деятельность. Например, производственный отдел должен разработать сведения об объеме, номенклатуре и ассортименте производимой продукции (работ, услуг); кадровый отдел - сведения о персонале и т.д.
Традиционно показатели оперативной управленческой отчетности классифицируются
на следующие группы: натуральные, стоимостные, финансово-экономические показатели и показатели, характеризующие персонал.
Выводы
Показатели, предоставленные структурными подразделениями компании, следует анализировать и обрабатывать в кумулятивный вид.
Оперативный управленческий отчет должен содержать плановые и фактические сведения, а также данные об отклонениях.
Целесообразно реализовать несколько этапов для успешного формирования оперативного отчета
Основной задачей на первом этапе формирования оперативного управленческого отчета выступает определение центров ответственности (центра прибыли и центра затрат), распределение по центрам ответственности работников и выявление схем взаимодействия между ними.
Задача второго этапа составления оперативного управленческого отчета заключается в разработке системы показателей этой отчетности, описания аналитической размерности каждого показателя, указание периодичности и способа их расчета; отражения методики формирования и анализа оперативной управленческой отчетности.
Третий этап формирования оперативного управленческого отчета предполагает создание регламентирующих документов: схемы и регламенты основных функций этого процесса, анализа и утверждения управленческой отчетности, графиков документооборота, рабочих инструкций.
Литература
1. Карминский А.М., Дементьев А.В., Жевага А.А. Информатизация контроллинга в финансово-промышленной группе // Контроллинг. 2002. №2, стр.44
2. Синяева И.М. Контроллинг в маркетинге как элемент формулы успеха предпринимательства http://studyspace.ru/marketing-2008-g./
3. Савчук В.П. Финансовый анализ деятельности предприятия (международные подходы). www.cfin.ru
4. Доклад «Внутренний контроль: интегрированный подход» (COSO), подготовленный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тридуэя (the Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission's Internai control - Integrated Framework)
5. Краснова И.А., заместитель начальника Отдела внутреннего аудита ОАО «УМЗ», член Института внутренних аудиторов www.iia-ru.ru
6. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности / М.А. Вахрушина, Н.С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 245 с.
7. Волков, А.С. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности / А.С. Волков, М.М. Куликов, А.А. Марченко. - М. : Вершина, 2007. - 304 с.
8. Домбовская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 280 с.
9. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 332 с.
10. Криворотов А.С. Систематизация инструментов контроллинга // Научный журнал КубГАУ, № 33 (9), 2007.
11. Лабзунов П., Попов Р. Об организации системы контроллинга на промышленных предприятиях России // Проблемы теории и практики управления. - 2003. № 2. - с. 97-99.
12. Невешкина Е.В. Управление затратами и ценообразованием. Применение в условиях кризиса / Е.В. Невешкина, С.В. Савонина, О.В. Фадеева. - М.: Омега-Л, 2010. - 136 с.
13. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста -М.: Маркет ДС, 2003.