Научная статья на тему 'Информационное обеспечение инновационной деятельности предприятия'

Информационное обеспечение инновационной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕРВИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIONS / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION SOURCES / PRIMARY INFORMATION / SECONDARY INFORMATION / RESEARCH / SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповалова К.И., Органова Е.В.

В настоящее время одно из первых мест в обеспечении конкурентоспособности фирмы на мировом рынке играют инновации. Важным элементом инновационных систем является информационная составляющая, которая способствует решению проблемы информационного обеспечения всех стадий и участников инновационной деятельности, оказывает информационную поддержку процессу передачи результатов исследований и разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Now one of the first places in ensuring competitiveness of firm in the world market innovations are. Important element of innovative systems is the innovative component which promotes a solution of the problem of information support of all stages and participants of innovative activity, gives information support to process of transfer of results of researches and developments.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение инновационной деятельности предприятия»

Секция ««Инновационная деятельность промышленных предприятий»

УДК 28

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

К. И. Шаповалова, Е. В. Органова

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва

Российская Федерация, 662972, г. Железногорск, Красноярский край, ул. Ленина, 52

E-mail: kris.shapovalova86@mail.ru

В настоящее время одно из первых мест в обеспечении конкурентоспособности фирмы на мировом рынке играют инновации. Важным элементом инновационных систем является информационная составляющая, которая способствует решению проблемы информационного обеспечения всех стадий и участников инновационной деятельности, оказывает информационную поддержку процессу передачи результатов исследований и разработок.

Ключевые слова: инновации, информационные ресурсы, первичная информация, вторичная информация, исследования, обработка информации, научная деятельность

INFORMATION SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

K. I. Shapovalova, E. V Organova

18С "Information Satellite System" named after academician M. F. Reshetnev 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: kris.shapovalova86@mail.ru

Now one of the first places in ensuring competitiveness of firm in the world market innovations are. Important element of innovative systems is the innovative component which promotes a solution of the problem of information support of all stages and participants of innovative activity, gives information support to process of transfer of results of researches and developments.

Keywords: innovations, information resources, information sources, primary information, secondary information, research, scientific activity

На сегодняшний день информация является стратегическим ресурсом, определяющим направление развития предприятия в областях технологий и различного рода инноваций. Инновационная деятельность практически любого предприятия невозможна без организации ее эффективного информационного обеспечения.

Информационное обеспечение - информация, необходимая для управления экономическими процессами, содержащаяся в базах данных информационных систем. Информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда [1]. Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность (достоверность), своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.

Инновационная деятельность предприятия основана на принятии управленческих решений. Для повышения эффективности инновационной деятельности важно иметь доступ к необходимой и достаточной информации, уметь своевременно получать и перерабатывать огромное количество непрерывно изменяющихся данных. Переработка большого объема данных будет эффективной лишь в том случае, если информация, доходящая до потребителя, является достоверной, поступает своевременно, регулярно, в полном объеме и виде, удовлетворяющем информационные потребности специалиста по инновациям [2]. Итак, главным свойством информации как

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

продукта является достоверность: с одной стороны, это достигается за счет обращения к надежным источникам, а с другой - перепроверкой сведений (возможны как перепроверка источника и установление способа получения информации, так и перекрестная перепроверка). Существует достаточно большое многообразие форм источников информации, способов ее получения и обмена. Источники информации могут быть внешними и внутренними, открытыми и закрытыми, защищенными и незащищенными. По способу получения информация может быть первичной, получаемой в ходе «полевых исследований», и вторичной, получаемой в ходе «кабинетных исследований» [3]. Первичная информация - это сведения и материалы, собираемые для решения конкретной проблемы или задачи. Исследования, призванные обеспечить получение данных, не имеющихся в наличии, называются первичным анализом, или полевыми исследованиями. К достоинствам первичной информации следует отнести: 1) доступность для внутреннего пользования и скрытость от конкурентов; 2) достоверность, поскольку известна и контролируется методология сбора данных; 3) надежность информации, получаемой в соответствии с конкретными целями исследования [4]. Первичная информация имеет ряд недостатков, к которым можно отнести: 1) трудоемкость сбора информации; 2) высокую стоимость получаемой информации; 3) недоступность некоторых видов информации для широкого круга пользователей. Вторичная информация - это данные, собранные и опубликованные другими. Систематический сбор и анализ всей вторичной информации называется кабинетными исследованиями, которые целесообразны при изучении емкости рынка, состояния цен, ассортимента продукции, объема продаж, политики продвижения продукции конкурентов. К достоинствам вторичной информации относится: 1) достаточная скорость сбора и сравнительно невысокая его стоимость; 2) наличие нескольких источников информации, позволяющих сопоставлять и сравнивать различные данные; 3) возможность получить информацию, которую фирма сама собрать не может; 4) незаменимость на стадии предварительного исследования. Недостатками вторичной информации является: 1) ненадежность информации в силу неизвестности методологии сбора и обработки; 2) ограниченность опубликованных результатов и противоречивость информации, полученной из различных источников; 3) «старение» собираемой и публикуемой информации, особенно статистических данных [4]. Исходя из этого можно сформулировать требования к вторичной информации: она должна быть своевременной, точной, достоверной, соответствовать области деятельности и целям, стоящим перед потребителем информации. Обмен информацией может осуществляться путем непосредственного контакта, по телефонной, телеграфной линиям связи, с помощью радио, телевизионной, спутниковой, компьютерной связи. Современный этап развития открытых источников информации, являющихся самым распространенным источником, основывается на автоматизированной обработке и передаче информации и формировании компьютерных баз и банков данных.

Информационная культура компании, а также комплексные мероприятия по качественному информационному обеспечению деятельности, существенно влияют на инновационную активность компании, оказывают большое влияние на деятельность предприятия, выражающийся в приросте как количественных так и качественных показателей деятельности.

Библиографические ссылки

1. Богатырев М. Организационная культура предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2005. - № 1.

2. Инновационный менеджмент : учебник / под редакцией С. Д. Ильенковой - М.: ЮНИТИ, 2006 г.

3. Черный А. И. Инновационная деятельность: информационное обеспечение // Научно-техническая информация - 2006.

4. Дзюба С. А. Эффективность системы управления: информационный подход // Менеджмент в России и за рубежом № 4.

© Шаповалова К. И., Органова Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.