УДК 796.06 ББК 75.4
DOI: 10.24411/2500-0365-2019-14408
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
А. П. Стовбур1, Д. Б. Коврижин2, А. Н. Крутой3
1 Военная академия связи, Санкт-Петербург, Россия
2Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва,
Санкт-Петербург, Россия
3Государственный университет правосудия Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Рассматриваются вопросы информационного обеспечения физической подготовки военнослужащих ВС РФ. Указано на необходимость трансформации информационного обеспечения физической подготовки с учётом информатизации общества. Отражены положения основных законов РФ в сфере информационного обеспечения и сопровождения физической культуры и спорта, представлены компоненты системы информационного обеспечения. Затронуты вопросы информационного обеспечения физической подготовки в контексте реализации Концепции развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 г., а также деятельность должностных лиц по информационному обеспечению физической подготовки военнослужащих.
Ключевые слова: информатизация физической культуры и спорта, федеральные законы, компоненты системы информационного обеспечения, Концепция развития физической культуры и спорта, информационное обеспечение физической подготовки военнослужащих.
Актуальность. Информатизация общества — это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [5]. Процесс информатизации опирается на создание и использование информационных ресурсов.
Информатизация охватывает все сферы деятельности современного общества — экономическую, административную, образовательную, культурную, социальную и т. д. Этому способствуют как высокий уровень развития информационных и компьютерных технологий, так и трансформация модели поведения общества, которое привыкло к возможности свободно генерировать, распространять и получать информацию. Неспособность какой-либо организации соответствовать ожиданиям общества с точки зрения предоставления информации влечёт за собой падение интереса к этой организации и/или к её сфере деятельности.
С учётом сказанного выше информатизация физической культуры и спорта имеет особое значение. Однако, хотя проблемам информатизации образовательной деятельности посвящено значительное число публикаций [1; 4], особенности реализации
информатизации в области физической подготовки пока изучены в недостаточной степени [8].
Цель и задачи. В данной статье мы рассмотрим содержание информатизации физической подготовки применительно к реализации физической подготовки военнослужащих и выполним анализ её основных элементов. Эта проблема в настоящее время имеет большое научное и практическое значение. В условиях идущего противостояния России и коллективного Запада исключительно важно принимать меры по повышению боеспособности Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ). Одной из таких мер является повышение качества физической подготовки военнослужащих, в том числе и за счёт её информатизации.
Материалы и методы исследования. Работа основана на общенаучном методе анализа и синтеза. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование системы информационного обеспечения физической культуры и спорта в России в целом, а также в сфере физической подготовки военнослужащих Вооружённых сил РФ.
Результаты исследования и их обсуждение. Информатизацию можно рассматривать в двух аспектах:
- перевод соответствующей деятельности в информационный формат. Применительно к физической подготовке речь может идти о разработке
виртуальных тренажёров, внедрении сетевого формата обучения (при котором разрабатываются единые программы физической подготовки курсантов военных учебных заведений), а в пределе — о создании виртуального двойника процесса организации физической подготовки. В этом случае для курсантов (военнослужащих) производится (при помощи технологии больших данных) сбор полной информации об их физическом состоянии, уровне физической подготовки и т. д. и затем на виртуальном двойнике разрабатывается оптимальный режим организации физической подготовки для данного конкретного курсанта (военнослужащего). Разумеется, это — при текущем уровне развития технологий и численности ВС РФ — будет дорогостоящей и требующей больших затрат времени процедурой. Тем не менее можно сформировать ограниченный перечень профилей и для каждого из них разработать оптимальную модель организации физической подготовки;
- обеспечение информационной прозрачности организации, процесса и т. д. Именно это понимание информатизации будет использоваться в данной работе.
Существующая нормативно-правовая база в области информатизации представлена в табл. 1.
Информационное обеспечение физической подготовки в ВС РФ, по аналогии с информационным обеспечением физической культуры и спорта в целом [8], можно определить как целенаправленную специфическую деятельность, осуществляемую на базе информационных ресурсов, направленную на удовлетворение информационных потребностей военнослужащих и способствующую эффективному решению конкретных задач, стоящих перед
физической подготовкой в целом. Это определение, как легко убедиться, представляет собой конкретизацию определения информационного обеспечения физической культуры и спорта [8] применительно к специфическим условиям реализации физической подготовки в ВС РФ.
Рекомендуемая структура системы информационного обеспечения представлена в табл. 2.
Одна из основных задач, стоящих на сегодняшний день перед Управлением физической подготовки и спорта ВС РФ, заключается в успешной реализации Концепции развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 г. К числу проблем, препятствующих выполнению этой задачи, можно отнести низкую популярность занятий физической культурой и спортом и недостаточную пропаганду здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта в Вооружённых силах [2].
Необходимо стремиться к радикальному изменению как функций физической культуры и спорта в ВС РФ, так и восприятия физической культуры и спорта военнослужащими. Физическая культура и спорт должны стать и восприниматься как эффективное средство повышения физической подготовленности военнослужащих, как инструмент укрепления здоровья и психологической устойчивости и приобщения их к здоровому образу жизни. Физическая культура и спорт должны способствовать снятию морально-психологической напряжённости в воинских коллективах [2].
Решить эти задачи можно, только опираясь на эффективную информационную поддержку. Без неё цели проводимых мероприятий могут быть непонятны для военнослужащих, а само их про-
Таблица 1
Анализ нормативно-правовой базы в области информатизации физической культуры и спорта
Нормативный правовой акт Сущность
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» [5] Регулирование отношений в сфере формирования и использования информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документальной информации
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6] Предписывает создать единую государственную систему информационного обеспечения в области физической культуры и спорта. Эта задача относится к компетенции федеральных органов управления в области физической культуры и спорта
Закон «Об образовании в Российской Федерации» [7] Указание на то, что информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования
Таблица 2
Структура системы информационного обеспечения военнослужащих
Компонент системы информационного обеспечения Описание
Диагностика процесса информационного обеспечения Выявление позитивных и негативных аспектов реализации процессов информационного обеспечения
Экспертиза накопленного материала Оценка состояния информатизации физической подготовки, выявление специфических особенностей различных процессов физической подготовки
Прогнозирование Определение перспектив развития информатизации физической подготовки. Позволяет осуществлять планирование мероприятий по информатизации физической подготовки
Правовое обеспечение Разработка нормативно-правовой базы информатизации физической подготовки
Научно-методическое обеспечение Разработка методик, алгоритмов и инструментов информатизации физической подготовки (включая методики оценки эффективности информатизации). Проведение мероприятий по обмену опытом
Материально-техническое и финансовое обеспечение Обоснование объёма и графика выделения материально-технических и финансовых ресурсов для проведения информатизации физической подготовки
Структурно-организационные мероприятия Выстраивание информационной инфраструктуры для поддержки информатизации физической подготовки
ведение может восприниматься как непривлекательная обязанность, вызывающая скрытое и явное сопротивление. Напротив, в случае если информационное сопровождение мероприятий будет эффективно, у военнослужащих сформируется как привлекательный образ этих мероприятий, так и мотивация к их выполнению.
Кроме того, важным направлением информатизации физической культуры и спорта в ВС РФ выступает популяризации службы в Вооружённых силах. Эта популяризация нацелена на молодёжь допризывного и призывного возраста. Физкультурно-спортивная составляющая стратегии популяризации заключается в вовлечении молодёжи в секционные занятия в спортивных клубах Вооружённых сил. Информационная поддержка этой деятельности осуществляется путём организации регулярных публикаций в средствах массовой информации по тематике развития физической культуры и спорта в Вооружённых силах, в том числе с привлечением высококлассных спортсменов в качестве специалистов и инструкторов [2].
Как один из принципов реализации Концепции указывается эффективное взаимодействие между учреждениями Министерства обороны, федеральными и региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта [2].
Взаимодействие по вопросам информационного обеспечения физической подготовки в ВС РФ
осуществляется на всех уровнях управления. Это обусловлено принципом централизации руководства Вооружёнными силами.
Эффективность информатизации физической подготовки зависит от инфраструктуры и заключается в эффективной работе специалистов физической подготовки по сбору, анализу и обобщению материалов по проводимым мероприятиям на всех уровнях управления (от Управления ФП и С ВС РФ до отдельной воинской части).
Информационное обеспечение физической подготовки осуществляется должностными лицами органов воспитательной работы и информационного обеспечения Вооружённых сил [3].
Отметим, что основной объём информации по вопросам физической подготовки и военно-прикладным видам спорта военнослужащие получают из периодической и стенной печати, Интернета, журналов и сборников спортивной направленности, а также используя методические рекомендации, разрабатываемые начальником физической подготовки в воинской части (в вузе — учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедре физической подготовки).
Командиры подразделений и их заместители в рамках военно-политической работы проводят с личным составом мероприятия по нравственному, патриотическому, духовному, физическому и культурному воспитанию, на информированиях
доводят до военнослужащих информацию различного характера, в том числе и по вопросам физической культуры и спорта.
Начальник физической подготовки воинской части как непосредственный организатор физической подготовки, проводящий мероприятия с различными категориями военнослужащих, непосредственно участвует в информационном обеспечении и сопровождении физической подготовки. Для этого он может использовать методический класс, информационное сопровождение различных мероприятий по физической подготовке, наглядную агитацию, учебно-методическую и специальную литературу.
Определённую работу в этом направлении проводят спортивные организаторы подразделений, тренеры команд по различным видам спорта.
Таким образом, решение актуальной задачи совершенствования системы информационного обеспечения военнослужащих предопределяет необходимость разработки рабочих программ, тематических планов, учебно-методических материалов, учебников и учебно-методических пособий, тестовых заданий, различных докладов, лекций с использованием компьютерных программ; реализацию компьютерного тестирования; обеспечение доступа к электронным учебникам и образовательным ресурсам в качестве наглядных пособий с их иллюстративными и анимационными возможностями; возможность сетевого сотрудничества военных вузов друг с другом, а также военных вузов с гражданскими в целях повышения эффективности информационного сопровождения физического подготовки военнослужащих [6]; формирование междисциплинарных связей физической подготовки с другими курсами в рамках учебных
Поступила в редакцию 10 июня 2019 г.
планов при помощи виртуальных учебно-методических комплексов; поиск необходимой информации в сети Интернет с последующей реализацией в практической деятельности.
Список литературы
1. Бобкова, Е. Ю. Проблемы повышения качества образования бакалавров по направлению «менеджмент» с использованием информационных технологий / Е. Ю. Бобкова, О. В. Ключникова // Alma Mater (Вестн. высш. шк.). — 2012. — № 10. — С. 119-120.
2. Концепция развития физической культуры и спорта в Вооружённых силах Российской Федерации до 2020 года / Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). — URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search.htm
3. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (НФП-2009) : приказ Министерство обороны РФ № 200 от 21 апреля 2009 г. (Ст. 44).
4. Топоров, А. В. Принципиальная модель организации сетевой формы подготовки военных кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации / А. В. Топоров, А. Л. Михайлов, А. Х. Кур-банов // Соврем. наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитар. науки. — 2016. — № 11. — С. 114-117.
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Хомподоева, М. В. Информационное обеспечение физической культуры и спорта в условиях отдельного региона: на примере Республики Саха (Якутия) : дис. ... канд. пед. наук / М. В. Хомподоева. — М., 2008. — 155 с.
Для цитирования: Стовбур, А. П. Информационное обеспечение физической подготовки военнослужащих / А. П. Стовбур, Д. Б. Коврижин, А. Н. Крутой // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 4. — С. 49-54.
Сведения об авторах
Стовбур Андрей Петрович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки, Военная академия связи, Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Коврижин Дмитрий Борисович — доцент кафедры физической подготовки, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Крутой Александр Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных социально-экономических дисциплин, Государственный университет правосудия РФ. Санкт-Петербург, Россия.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 4, pp. 49-54.
Information Support of the Military Service Staff of the Armed Forces of Russian Federation
Stovbur A.P.1, Kovrizhin D.B.2, Krutoy A.N.3
1Military Academy of Communications, St. Petersburg, Russia. [email protected]
2General of the Army A. V. Khrulev Military Logistics Academy, St. Petersburg, Russia. [email protected] 3State University of justice of Russian Federation, St. Petersburg, Russia. [email protected]
Questions of information support of physical training of members of the Armed Forces of Russian Federation. It is demonstrated that there is a need for transformation of information support of physical training in conditions of informatization of society.
The paper reflects the terms of main laws of Russian Federation in the field information support of physical training and sport. The elements of the system of information support are described. The paper contains a short description of questions related to the information support within the context of implementation of the Concept of the development of physical training and sport in the Armed Forces of Russian Federation till 2020. The activity of officials responsible for information support of physical training of military service staff was analyzed.
The importance of the analysis of problems of information support of physical training military service staff is based, first, on the need to ensure the maximum efficiency of the processes of physical training, and second, on the need to ensure the correspondence between the processes of physical training to the increased level of informatization of the society in general.
The goal of the paper is to identify the most prospective ways of optimizations of information support of the physical training of military service staff.
The paper is based on the general method of analysis and synthesis. The information basis of the research consists of legal acts regulating the information support of physical training and sport in Russian and more specifically in the Armed Forces of Russian Federation.
It is demonstrated that the system of information support of the physical training of the military service staff covers all levels of the Armed Forces of Russian Federation. However, it is necessary to improve this system in order to carry out all tasks included in the Concept of the development of physical training and sport in the Armed Forces of Russian Federation.
It is recommended to modify curricula of the military educational institutions, to form a common information space of the support of physical training and to strengthen ties of physical training with other courses in military educational institutions.
Keywords: informatization of the physical culture and sport, federal laws, elements of the system of information support, Concept of the development ofphysical training and sport, information support of the physical training of military service men.
References
1. Bobkova E.Yu., Klyuchnikova O.V. Problemy povysheniya kachestva obrazovaniya bakalavrov po napravleniyu "menedzhment" s ispol'zovaniem infor-matsionnylh tekhnologiy [Problems of increase of the quality of education of bachelors in management with the use of information technologies]. Alma Mater (Vest-nik Vysshey Shkoly) [Alma Mater (Journal of Higher School)], 2012, no. 10, pp. 119-120. (In Russ.).
2. Kontseptsiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Vooruzhyonnykh silakh Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [The concept of development of physical culture and sports in the Armed forces of the Russian Federation
until 2020]. Ministerstvo oborony Rossiyskoy Federatsii (Minoboronyi Rossii) [Ministry of defense of the Russian Federation (Ministry of defense)]. Available at: https://doc. mil.ru/documents/quick_search.htm. (In Russ.).
3. Nastavleniye po fizicheskoy podgotovke v VS RF (NFP-2009): prikaz Ministerstva oborony RF no. 200 ot 21.04.2009 g, st. 44 [Instruction for the physical training in the Armed Forces of Russian Federation (NFP-2009), order of the Ministry of Defense of Russian Federation no 200 of 21.04.2009, article 44]. (In Russ.).
4. Toporov A.V., Mikhaylov A.L., Kurbanov A.K. Printsipial'naya model' organizatsii setevoy formy pod-gotovki voyennykh kadrov v interesakh Ministerstva
oborony Rossiyskoy Federatsii [Basic model of the organization of a networking form of education of military professionals for the Ministry of Defense of Russian Federation]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities], 2016, no. 11, pp. 114-117. (In Russ.).
5. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii" [Federal Law of 27.07.2006 no. 149-®3 "On information. Information technologies and on protection of information"]. (In Russ.).
6. Federal'nyy zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ
"O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 04.12.2007 no. 329-®3 "On the physical training and sport in Russian Federation"]. (In Russ.).
7. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 no. 273-®3 "On the education in Russian Federation]. (In Russ.).
8. Khompodoyeva M. V. Informatsionnoye obespech-eniefizicheskoy kuk 'tury i sporta v usloviyakh otdel 'nogo regiona: na primere Respubliki Sakha (Yakutia) [Information support of the physical training and sport in conditions of a region: on the example of Republic of Sakha (Yakutia). Thesis]. Moscow. 2008. 155 p. (In Russ.).