Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ФУНКЦИИ ГОРОДА / ИННОВАЦИИ / АКТИВИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Татьяна Федоровна, Турутин Борис Борисович

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния информационно-цифровых технологий на градостроительные процессы и важные функции городской среды. Акцентируется внимание на такой функции городской среды, как знание, где в процессе изменения социальных течений и всей совокупности общественных условий решающее значение для осуществления идей современного реформирования на практике приобретает образованность людей, при этом ключевая роль принадлежит высшему образованию, направленному на обучение будущих специалистов. Обозначены проблемы современного обучения специалистов, предложены возможные изменения педагогических условий, включающие инновационные подходы активизации форм и методов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND DIGITAL LEARNING IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF URBAN ENVIRONMENT FUNCTIONS

The article discusses some aspects of the influence of information and digital technologies on urban planning processes and important functions of the urban environment. Attention is focused on such a function of the urban environment as knowledge, where in the process of changing social trends and the totality of social conditions, the education of people becomes crucial for the implementation of the ideas of modern reform in practice, while the key role belongs to higher education aimed at training future specialists. The problems of modern training of specialists are identified, possible changes in pedagogical conditions are proposed, including innovative approaches to activating forms and methods of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Информационно- цифровое обучение в контексте развития функций городской среды

Турутина Татьяна Федоровна,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет E-mail: tftss@list.ru

Турутин Борис Борисович,

инженер, кандидат технических наук, Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД» E-mail: zebra2000@bk.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния информационно-цифровых технологий на градостроительные процессы и важные функции городской среды. Акцентируется внимание на такой функции городской среды, как знание, где в процессе изменения социальных течений и всей совокупности общественных условий решающее значение для осуществления идей современного реформирования на практике приобретает образованность людей, при этом ключевая роль принадлежит высшему образованию, направленному на обучение будущих специалистов. Обозначены проблемы современного обучения специалистов, предложены возможные изменения педагогических условий, включающие инновационные подходы активизации форм и методов образовательного процесса.

Ключевые слова: информационно-цифровые технологии, городская среда, функции города, инновации, активизация, обучение специалистов.

Введение

Под влиянием развития информационно-цифровых технологий, автоматизации производственно-технологических сфер деятельности, происходит активизация различных градостроительных процессов, изменяются характер жизнедеятельности человека, среда его обитания, приобретают важное значение интеллектуальные компоненты профессии, возрастает роль специалистов, трансформируется процесс обучения инженеров. Создаются условия для раскрытия способностей к самостоятельному мышлению, целенаправленной деятельности, творческого подхода к реализации актуальных учебных, научных и производственных задач. В этой связи активизируются важные профессиональные качества личности (самостоятельность, мобильность, коммуникабельность, компетентность и пр.), способствующие преобразованию и дальнейшему развитию страны.

Рассматривая строительную сферу через призму будущей профессиональной деятельности инженеров, можно заметить, что в современном решении задач проектирования и формирования среды обитания человека специалисты всё чаще стараются сосредоточить своё внимание на решении проблем безопасного и комфортного проживания людей - главных функциях городской среды. Вместе с тем, учёные изучают различные аспекты развития функций городской среды.

Так В.А. Ильичев, В.И. Колчунов и др., исследуя принципы биосферной совместимости в вопросах проектирования поселений в контексте предложения Российской академии архитектуры и строительных наук к новой концепции биосферной совместимости регионов, городов и поселений, а также нормативно-правовые документы в градостроительной деятельности утверждают, что «... принцип биосферной совместимости реализуется через функции города во времени и соответственно через инфраструктуру города (если говорить о генплане), призванные обеспечивать удовлетворение потребностей человека.» [2].

Ученые, выделяют следующие функции города:

• жизнеобеспечение (рабочие места, жилье, инженерная инфраструктура - транспорт, водопровод, канализация, удаление отходов здравоохранение, торговля и пр.);

• развлечения и эмоции (зоны рекреации, парки, аттракционы, кафе, бары, рестораны, дискотеки и т.д.);

• власть (самоуправление, самодисциплина, контроль эмоций, выбор целей и приоритетов

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

при их достижении являются символами, а потому и градообразующими факторами - дворец царя, президента, губернатора, здания парламента, суда, прокуратуры, обкомов, горкомов, исполкомов, дом правительства и т.д.);

• милосердие (ясли, детские сады, воспитательные, образовательные, специализированные школы, клубы по интересам, медицинские учреждения, дома инвалидов, престарелых, для физически слабых, малоимущих и социально незащищенных групп населения);

• знания (система образования - школа, высшие учебные заведения, курсы повышения квалификации, переобучения, непрерывной профессиональной подготовки и пр.);

• познание мира, творчество. (театральные здания, консерватории, концертные залы, музеи, храмы и т.д.);

• связь с природой (водоемы, живописные пейзажи, гармоничное сочетание ландшафта и архитектурных объектов) [1,2,3].

Анализируя перечисленные функции города, авторы приходят к заключению, что все функции городской среды равнозначны, и это является главным условием реализации основного принципа биосферной совместимости.

При этом, отметим важную на наш взгляд мысль, что такая функция городской среды, как знание отражает понимание происходящего как вокруг человека, так и внутри него. Причинно-следственные связи всегда являлись потребностью человека: основных закономерностей как в каждом направлении деятельности, так и между ними. В общественном плане эту потребность человека удовлетворяет образовательная система государства. Знания способствуют формированию человека независимым, а образовательная система с применением современных информационно-цифровых технологий и ее кадры делают интеллектуально независимой нашу страну. Поэтому университеты, вузы, школы всегда были значимыми объектами в городской среде и их значимостью нельзя пренебрегать.

Люди в большинстве своем готовы проявлять свою деятельность в создании и сохранении благоприятной территориальной обстановки, они видят и отмечают окружающие их проблемы, включая экологические. Так, по данным П.О. Ермолаевой в Казанском федеральном университете, где проводился опрос, студентов беспокоит: загрязнение воздуха - 17,4%; качество питьевой воды - 15,1%; загрязнение рек и водоемов - 11,5%; экологические проблемы эстетики (антисанитария территорий) 10,2%;

грязные улицами, обшарпанные здания - 8,7%

[4].

5 Как видим молодое поколение способно адек-5 ватно оценить окружающую нас действитель-й ность.

° Федеральный закон № 7-ФЗ ст. 71 «Об охране ав окружающей среды» ориентирующий на создание

«системы всеобщего и комплексного экологического образования» в своем содержании направлен на «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды» [5].

Принимая во внимание все аспекты жизнедеятельности социума в совокупности развития функций городской среды нам представляется необходимым формировать определённый способ мышления оказывающий влияние на среду обитания не только в процессе профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, но и в разных вузах формировать культуру отношения к территории: города, в котором проживает человек; своей страны; других поселений; Земли в целом.

Воспитание инженерно-экологической культуры на различных образовательных уровнях специализированных вузов может сформировать осознанный подход к решению проблем развития функций городской среды, способствовать пониманию факторов, созданию безопасных экологических систем в решении строительной задач используя при этом современные информационно-цифровые технологии.

Безусловно развитие информационно-цифровых технологий, автоматизации производственно-технологической деятельности, необходимость экологической безопасности территорий, оказывают влияние на изменения функций городской среды, предъявляют качественно новое требование к специалистам - «...требование профессиональной мобильности, т.е. способности быстро осваивать технические новшества и новые специальности. А эта способность в решающей степени зависит от уровня общего и политехнического образования, от широты и основательности специальной подготовки» [6].

Процессу трансформирования совокупности условий и социально-общественных течений способствует реформирования высшего образования и современное образование людей, где на практике важное значение приобретают знания [7].

Основная часть

Активное развитие градостроительных аспектов: социальных, экономических, технологических и др., с внедрением и быстротечным совершенствованием информационно-цифровых технологий является одним из важных направлений развития нашего государства и оказывает существенное влияние на формирование будущего специалиста в вузе.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где обозначены цели и задачи в сфере науки и образования, направлены на качественные изменения в подготовке специалистов различной производственной деятельности.

Практическая реализация целей и поставленных задач в сфере высшего образования выявили противоречия, где с одной стороны Федеральные государственные образовательные стандарты рекомендуют обеспечить эффективную реализацию образовательных программ с другой стороны необходимость обновления и разработки учебно-методических комплексов с учётом активизации использования современных информационно-цифровых технологий.

Для разрешения этих противоречий усилия учёных направлены на решение ряда проблем: корректировку учебных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, поиск новых образовательных подходов в обучении специалистов, определения актуальных форм и методов с учетом достижений науки и техники, разработку современных дидактические материалы.

Вместе с тем, обозначили ряд проблем, требующих тщательного изучения и решения: недостаточность разработки учебно-методических комплексов; отсутствие необходимого количества электронных лабораторий; оснащённость электронной образовательной среды соответствующими дидактическими материалами и пр.; не готовность обучающихся и преподавателей к учебно-воспитательному процессу с использованием информационно-цифровых технологий нового поколения.

Работа высшего образования ориентирована на решения проблем, а именно: корректируются рабочие программы, учебно-методические комплексы по каждому направлению; наполняется электронный образовательный ресурс; разрабатываются новые педагогические подходы и т.д.

Наши исследования в сфере решения поставленных образовательных задач направлены на анализ современных теоретических научно-педагогических аспектов и практическое выявление содержания педагогических условий, включающих внедрение инновационных педагогических подходов в учебно-воспитательный процесс, определение методов активизации обучения будущих специалистов.

Изменения учебно-воспитательного процесса в строительном вузе при изучении ряда дисциплин обусловлены важностью внедрения инновационных подходов, активизации различных форм и методов обучения. В содержании современного обучения для строительной сферы заложены условия становления самостоятельной деятельности будущих специалистов в контексте с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Понятие «обучение» понимаем как целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания; осуществляются образование, воспитание и развитие индивида [8, с. 136].

«Активизация» как совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения

эффективности учебной деятельности направлена на активную самостоятельную теоретическую и практическую деятельность во всех звеньях обучающего процесса. При этом интенсификация учебной деятельности опирается на педагогические инновации и современные информационно-цифровые технологии (использование компьютеров, информационных сетей, программного обеспечения и пр.) [9].

Классификация методов обучения широко изучена и представлена в исследованиях Ю.К. Бабан-ского, И. Я Лернера, М.Н. Скаткина и др. [10].

Классификация методов активного обучения для вуза предложена А.М. Смолкиным, где активные методы обучения разделяют имитационные и не имитационные, имитационные в свою очередь на игровые и неигровые.

Не останавливаясь на широком диапазоне исследований и классификаций обучения, заметим, что в научной литературе внедрение в процесс обучения активных методов характеризуется как педагогические инновации.

Для решения задачи активизации обучения нами рассматриваются педагогические инновации, как изменения, влияющие на деятельность, где процесс обучения будущих специалистов по своей сути очень многогранен. Учебная деятельность направлена на формирование и развитие важных качеств обучающего: самостоятельность, мобильность, коммуникабельность, компетентность и т.д.

Важные качества обучающегося формируются для современных преобразований в архитектурно-строительной сфере деятельности и требуют адекватных соответствующих условиям производства и обстановки (совершенствование информационных технологий), подготовленных архитекторов, градостроителей, инженеров и др. Это требует осмысления образовательного процесса и влечет за собой изменение в условиях обучения. Возникает необходимость поиска и применения новых эффективных форм и методов учебной деятельности, что понимается внедрением педагогических инноваций.

Анализ теоретических аспектов в современных исследованиях и практической направленности высшего образования позволяет сказать, что в процессе изменения педагогических условий приобретается понимание значение совокупности профессионально-значимых интерактивных форм и методов обучения профессии, где важная роль отводится формированию профессиональных компетенций и осознание содержания понятия инновации.

«Инновация» впервые упоминается в литературе XIX века, и, далее, на пороге XX века, трактуется в исследованиях австрийского экономиста Й. Шумпетера. Сегодня понятие «инновация» широко употребляется в различных сферах деятельности предприятий.

Следует заметить, что «инновация» не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность дей-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

ствующей системы, в нашем случае - системы обучения специалистов. Для придания статуса «Инновация», необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения [11].

Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Разновидностью социальной инновации является педагогическая [12].

Анализ научно-педагогической литературы показал, что включение графических программ и компьютера в образовательный процесс, трактуется преподавателями и учеными как инновационные методы (педагогические инновации), влияющие на целенаправленность и эффективность формирования определенных знаний и умений обучающихся.

В нашей работе для реализации образовательного процесса нужно было создать условия (организационные, содержательные, мотивационные), влияющие на активизацию форм и методов учебной деятельности. В этой связи, как педагогические инновации можно рассматривать обновление формы лекций, практических и лабораторных занятий (лекции-слайды с пошаговой демонстрацией построения изображений; работа обучающихся и преподавателей на компьютере в разных графических редакторах; новые методы проведения контроля знаний (онлайн-тестирование, деловая игра, дистанционное консультирование); оснащение аудиторий современными средствами обучения.

Мониторинг показал, что внедрение инноваций изменили процесс обучения будущих специалистов, где использование информационно-цифровых технологий (компьютеров, графических программ и пр.) оказали заметное влияние на активизацию форм и методов, расширяя возможности эффективного достижения целей. Такой процесс обучения способствует профессиональному становления личности и формированию важных профессиональных качеств.

Не акцентируем внимание в этой статье на процесс профессионального становления лишь отметим, что проблемы профессионального становления личности изучаются достаточно глубоко и широко представлены в работах многих учёных [13,14, 15].

Сформулированный Л.С. Выгодским закон утверждает, что обучение влечёт за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности [16].

Реализация трансформации характера обучения с целью качественного изменения сферы образования и результата учебной деятельности может осуществляться преобразованием образовательного процесса, отражающего многогранную 5 содержательную деятельность, если это влечёт о за собой соответствующие явления реорганиза-й ции многих компонентов научно-аналитических, ° организационно-методических, экспериментального экспертных и других направлений.

Исследования учёных теоретиков и практиков транслируют, что Национальный проект «Образование», включающий Федеральные проекты: «Современная школа», «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность» и другие охватывает достаточно широкий социальный диапазон качественных преобразований жизнедеятельности граждан России [17].

По целевому содержанию Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на сферу образования всех уровней для создания доступности к современному информационно-цифровому обучению, изменению характера образовательной технологии в период до 2024 году.

В проекте отмечается принцип приоритета отечественных информационно-цифровых технологий и многофункциональности использования, где образовательный контент должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), примерным основным образовательным программам. При этом, «Цифровая образовательная среда» - это: равные условия для получения качественного образования на территории Российской Федерации; оснащение всех учебных заведений необходимой и современной материально-технической базой; теоретические и практические занятия с использованием электронно-образовательного обучения.

Проектируемая результативность идеи проекта «Цифровая образовательная среда» свидетельствует следующее: образовательные организации будут обеспечены стабильным и быстрым Интернет-соединением, что позволит внедрить модель цифровой образовательной среды, включающую профили «цифровых компетенций», разные компоненты целенаправленной деятельности, а также механизмы обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; мониторинг их достижений в движении по вертикали к профессионализму [18].

Так приходим к пониманию реализации ком-петентностного подхода в процессе образования, а именно, формирование компетентностей: общекультурных и профессиональных в процессе активизации обучения будущих специалистов.

Следует заметить, что организация современного процесса активизации относится к числу наиболее значимых проблем педагогической науки и практики. Процесс активизации является следствием активности целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса и организации оптимальной среды обучения.

В качестве примера можно привести практические занятия, где ведущей формой проведения является моделирование с применением информационно-цифровых технологий. Моделирование предполагаемого здания с учётом всех компонентов для его проектирования, строительства, дальнейшей эксплуатацией и функционированием с окружающей средой вызывает у обучающихся особый интерес к развитию функций городской среды и способствует развитию необходимых

компетенций будущих специалистов. При этом применение разных компьютерных программ, как инструмента для моделирования образовательного процесса, позволяет констатировать результативность процесса продуктивной активизации самостоятельной деятельности обучающихся в условиях информационно-цифрового обучения.

Выводы

Теоретические исследования показали, что педагогические инновационные подходы и активизация обучения является приоритетной задачей, решение которой направлено на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на качественные изменения в образовании.

Развитие информационно-цифровых технологий, автоматизации производственно-технологической деятельности, необходимость обеспечения безопасности территорий, оказывают влияние на изменения функций городской среды, предъявляют качественно новое требование к образованию специалистов. Решающее значение для осуществления идей современного реформирования образования на практике приобретает обучение будущих специалистов в контексте развития функций городской среды.

Выявлена целесообразность активизации практического обучения с использованием информационно-цифровых технологий. Определено, что для решения ряда задач целью педагогических инноваций может быть активизация форм и методов на уровне моделирования функциональной технологии профессионального обучения.

Литература

1. Кудрявцев А.П. Проблемы территориального планирования и кадровое обеспечение современного градостроительства России //

A.П. Кудрявцев, Ю.А. Сдобнов, Э.А. Шевченко. ACADEMIA, 2007, № 2, с. 3-11.

2. Ильичев, В.А. Некоторые вопросы проектирования поселений с позиции концепции биосферной совместимости // В.А. Ильичев,

B.И. Колчунов, А.В. Берсенев, А.Л. Поздняков. ACADEMIA, Архитектура и Строительство, Москва, 2009, № 1 с. 74-80.

3. Ильичев В.А. Потребности личности и функции города. Доклад на пленарном заседании Международной научно-практической конференции, Барнаул, 1999.

4. Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. - 2012. - № 12. - С. 80-88.

5. Зачем нужно экологическое просвещение? // mel.fm: онлайн-медиа про образова-

ние. 2018. URL: https://mel.fm/blog/yevgeniya-savina/24906-zachem-nuzhno-ekologicheskoye-prosveshcheniye (дата обращения 23.10.2018)

6. Батышев С.Я. Производственная педагогика. М., 1976. 327 с.

7. Днепров Э.Д. и др. Всероссийское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития. М.: Просвещение, 1991. 238 с.

8. Николаенко В.М., Андрюшина Т.В., Зале-сов Г.М., Кашник О.И. и др. Психология и педагогика // Учебное пособие. Серия «Высшее образование» М., ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ иУ, 2002.-175 с.

9. Турутина Т.Ф. Активизация методов обучения графическим дисциплинам как условие формирования профессиональных качеств личности // Формирование инженерной культуры: современное состояние и перспективы развития / Сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - С. 37-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

11. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1-174 с.

12. Турутина Т.Ф., Третьяков Д.В., О современной методике обучения графическим дисциплинам / Проблемы математической и естественно-научной подготовки в инженерном образовании: сборник трудов 4 Международной научно-методической конференции, 3 ноября 2016 г., Санкт-Петербург / ред. В.А. Ходаковский. - Спб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. 220 с.

13. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: Моногр. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф. - пед. ун-та, 1998. - 146

14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: НПО МОДЭК, 1996. 107 с.

15. Бобриков В.Н. Теория и практика подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Монография /под ред. Н.Э. Касаткиной. ГУ Кузбас. гос. тех. ун-т. Кемерово, 2002. 276 с.

16. Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 31.

17. [Электронный ресурс] https://edu.gov.ru/ press/3233/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-poluchila-gosudarstvennuyu-garantiyu-kachestva/ (дата обращения: 11.02.2022).

18. [Электронный ресурс] https://edu.gov.ru/ national-project/projects/cos/ (дата обращения: 19.02.2022).

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

INFORMATION AND DIGITAL LEARNING IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF URBAN ENVIRONMENT FUNCTIONS

Turutina T.F., Turutin B.B.

National research Moscow state University of civil engineering; JSC "Russian Railways"

The article discusses some aspects of the influence of information and digital technologies on urban planning processes and important functions of the urban environment. Attention is focused on such a function of the urban environment as knowledge, where in the process of changing social trends and the totality of social conditions, the education of people becomes crucial for the implementation of the ideas of modern reform in practice, while the key role belongs to higher education aimed at training future specialists. The problems of modern training of specialists are identified, possible changes in pedagogical conditions are proposed, including innovative approaches to activating forms and methods of the educational process.

Keywords: information and digital technologies, urban environment, city functions, innovations, activation, training of specialists.

References

1. Kudryavtsev, A.P., Sdobnov, Y.A., and Shevchenko E.A., 'Problems of the Land-Use Planning and Workforce in Modern Urban Planning in Russia'. Moscow: ACADEMIA, 2007, No.2, pp. 3-11.

2. Ilyichev, V.A., Kolchunov, V.l., Bersenev, A.V., and Pozdnyak-ov, A.L., 'Some Issues of Community Planning from the Standpoint of the Biosphere Compatibility Concept'. Moscow: ACADEMIA, Architecture and Construction, № 1, 2009, pp. 74-80.

3. Ilyichev, V.A., 'Human Needs and City Functions. A plenary session report at the International Scientific and Practical Conference, Barnaul, 1999.

4. Yermolaeva, P.O., 'Ecological Culture of Russian and American Students'. Sociological research, Monthly scientific and sociopolitical journal of the Russian Academy of Sciences, № 12, 2012, pp. 80-88.

5. Why Do We Need Environmental Education? mel.fm: online media about education, 2018, URL: https://mel.fm/blog/ yevgeniya-savina/24906-zachem-nuzhno-ekologicheskoye-prosveshcheniye (accessed 23 October 2018).

6. Batyshev, S. Ya., 'Vocational Pedagogy'. Moscow, 1976. pp. 327.

7. Dneprov, E.D. et al., 'Russian National Education in the Transition Period. Program of Stabilization and Development'. Moscow: Education, 1991. pp. 238.

8. Nikolaenko, V.M., Andriushina, T.V., Zalesov, G.M., Kash-nik O.I., at al., 'Psychology and Pedagogy'. Textbook, Higher Education series, Moscow: INFRA-M; Novosibirsk: NSAE and U, 2002, pp. 175.

9. Turutina, T.F., 'Enhancement of Teaching Graphic Design Methods as a Factor of Individual's Professional Development'. Development of Engineering Culture: the Current State and Prospects, collection of scientific papers, Novosibirsk: SGUPS Publishing House, 2008, pp. 37-43.

10. Babansky, Y.K., 'Optimization of the Educational Process'. Moscow: Prosveschenie, 1982, pp. 192.

11. 'General and Professional Pedagogy'. Textbook for students specializing in Professional Education, in two volumes, edited by Simonenko, V.D., and Retivykh, M.V., Bryansk: Bryansk State University publishing, Book 1, 2003, pp. 174.

12. Turutina, T.F., and Tretyakov D.V., 'On Modern Methods of Teaching Graphic Design'. Problems of mathematical and natural science training in engineering education, Proceedings of the 4th International Scientific and Methodological Conference, November 3, 2016, St. Petersburg, edited by Khodakovsky, V.A., St. Petersburg: Petersburg State Transport University, 2016, pp. 220.

13. Zeer, E.F., 'Learner-Centered Professional Education'. Monograph, Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 1998, pp. 146.

14. Pryazhnikov, N.S., 'Professional and Personal Identity'. Moscow: NPO MODEK, 1996, pp. 107.

15. Bobrikov, V.N., 'Theory and Practice of Engineer Training in Continuous Professional Education'. Monograph, edited by Kasatkina N.E., Kemerovo: Kuzbass State University, 2002, pp. 276.

16. Vygotsky, L.S., 'Psychological Issues of Children's Play'. Questions of Psychology, № 6, 1966, P. 31.

17. [Electronic resource] https://edu.gov.ru/press/3233/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-poluchila-gosudarstvennuyu-garantiyu-kachestva/ (accessed: 11.02.2022).

18. [Electronic resource] https://edu.gov.ru/national-project/pro-jects/cos/ (accessed: 19.02.2022).

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.