Научная статья на тему 'Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна'

Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER OF PROFESSIONAL DESIGN-EDUCATION / GRAPHIC DESIGN / COMPUTER TECHNOLOGY / COMPUTER GRAPHIC / MULTIMEDIA / PRESENTATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Вера Викторовна

В статье рассматривается механизм построения содержания информационно-технологической подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна обеспечивающий преемственность отдельных этапов подготовки и формирование блока профессионально-профильных компетенций для специализации «графический дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-TECHNOLOGICAL PREPARATION OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING IN THE FIELD OF DESIGN

At present method of construction the content of the computer technology for the teacher of professional design-education. This method providing receivership stage of training and to build up the block of professional competences for specialization "graphic design".

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна»

В.В.Соловьева

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, графический дизайн, информационные технологии, компьютерная графика, мультимедийные технологии, презентационные технологии, проектирование, профессионально-профильные компетенции.

Аннотация: В статье рассматривается механизм построения содержания информационно-технологической подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна обеспечивающий преемственность отдельных этапов подготовки и формирование блока профессионально-профильных компетенций для специализации «графический дизайн».

V /

Специализация «Графический дизайн» вводится для подготовки профессионального педагога, задача которого состоит в проектировании различной графической продукции в сфере художественной культуры, промышленного производства и педагогической деятельности. Программа данной специализации представлена дисциплинами «Формообразование», «Проектирование», «Шрифтовая графика», «Визуальные коммуникации», «Компьютерные технологии графического дизайна», «Полиграфические технологии», «Дизайн электронных информационных ресурсов». Очевидно, что в современных условиях специалист любого направления должен владеть определенным набором информационных технологий. Выясним, какие технологии существуют для специализации «Графический дизайн»; при этом педагог профессионального обучения в области дизайна будет рассматриваться нами в качестве педагога, обучающего дизайну, специалиста, способного применять широкий спектр современных технологий для подготовки востребованных рынком труда дизайнеров.

Современного специалиста в области графического дизайна невозможно представить без компьютера, это, пожалуй, его основной инструмент. В настоящее время практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. В педагогической деятельности информационные технологии также получают все большее распространение. Следовательно, информационные технологии необходимо изучать не только как отдельную дисциплину или блок дисциплин, они должны быть интегрированы в традиционные дисциплины профессиональной подготовки для формирования соответствующей компетенции. Например, в курсах «Проектирование», «Формообразование» информационные технологии могут применяться, наряду с традиционными, начиная с первых занятий. Во всех дисциплинах, общепрофессиональных и специальных, теоретических и практических, следует активно использовать технологии информационного поиска и презентационные технологии. Это будет способствовать формированию у будущего преподавателя готовности к созданию собственных разработок, позволяющих более эффективно донести до учащихся и студентов тонкости различных профессиональных технологий, обеспечить высокую наглядность дидактических материалов.

Сформулируем компетенции, которыми должен владеть педагог профессионального обучения в области дизайна для того, чтобы выстроить траекторию обучения современным информационным технологиям.

Общенаучные компетенции:

- представление об информации, информационных процессах и современных информационных технологиях;

- способность использовать компьютерную технику и программные средства для поиска, хранения, обработки и передачи информации.

Профессионально-профильные компетенции:

- использование современных информационных технологий в ходе предпроектного анализа и практического проектирования;

- способность применять компьютерную технику и программное обеспечение в процессе педагогической деятельности, самостоятельно создавать дидактические и методические материалы с использованием современных информационных технологий;

- способность самостоятельно отслеживать изменения, происходящие в сфере компьютерных технологий дизайна и подбирать наиболее эффективные средства для решения проектных задач, а также для использования в педагогической деятельности.

Рассмотрим теперь подробнее содержание подготовки в области информационных технологий. Для того чтобы обеспечить присутствие информационных технологий в курсах профильных дисциплин, целесообразно выстроить последовательность освоения программных и аппаратных средств.

Первый этап. Изучение информатики. В соответствии с существующим стандартом, информатика изучается в курсе «Математика и информатика». Изучение основ информатики обеспечит базовую подготовку и возможность использования стандартного программного обеспечения в процессе общепрофессиональной подготовки. Содержание практической подготовки должно включать следующие компоненты: аппаратное обеспечение информационных технологий; работа с операционными системами; работа с офисными приложениями (текстовые редакторы, табличные редакторы, системы разработки презентаций, базы данных); средства разработки приложений, используемые в профессиональной деятельности; работа с сетевыми информационными ресурсами и сервисами.

Второй этап. Изучение компьютерной графики. Существующий стандарт предусматривает дисциплину «Компьютерная графика». Освоение данного курса обеспечит возможность применения информационных технологий при изучении формообразования, проектирования, визуальных коммуникации, шрифтовой графики и ряда других дисциплин профессионального и специального блоков. Содержание подготовки может включать следующие компоненты: теоретические основы компьютерной графики; работа с растровыми редакторами (обязательно с освоением технологии монтажа, создания миниатюр и различных текстур); работа с векторными редакторами (с освоением технологии компоновки изображения и текста); основы трехмерного моделирования.

Третий этап. Мультимедийные и презентационные технологии. Стандарт не предполагает подобную дисциплину, она может быть реализована в рамках блока специализации. В данном курсе предполагается более глубокая подготовка, учитывающая особенности специализации. Подготовка по рассматриваемой дисциплине должна обеспечить использование информационных технологий, как в дисциплинах блока дизайнерской специальной подготовки, так и в дисциплинах блока педагогической подготовки. Содержание подготовки должно включать следующие компоненты: теоретические основы разработки мультимедийных приложений; основы работы со звуком и видео; основы компьютерной анимации; средства разработки мультимедийных и презентационных материалов.

Четвертый этап. Компьютерные технологии графического дизайна. Стандарт не предполагает подобной дисциплины, которая может быть реализована в рамках блока специализации. Подготовка по этой дисциплине позволит обеспечить владение информационными технологиями, применяемыми в современном графическом дизайне. Основные компоненты содержания подготовки: компьютерные технологии полиграфического производства; системы компьютерного макетирования (верстки); средства разработки шрифтов; средства разработки веб-ресурсов; средства разработки графических элементов интерфейсов.

Пятый этап. Разработка электронных учебных материалов. Стандарт не предполагает подобной дисциплины, которая может быть реализована в рамках блока специализации и факультатива. Данная учебная дисциплина призвана обеспечить педагогу профессионального образования подготовку, необходимую для разработки электронных учебников, пособий, тестов. Основные элементы содержания подготовки могут быть следующими: требования к электронным учебным пособиям; методы и средства разработки электронных учебных пособий; конструкторы тестов и электронных учебных пособий; применение вебредакторов для создания электронных учебных пособий.

Нами предложена некая общая траектория информационно-технологической подготовки педагога профессионального образования, специализирующегося в области графического дизайна. Очевидно, что детали содержания подготовки должны прорабатываться в каждом образовательном учреждении индивидуально, с учетом возможностей технической базы и педагогов, а также требований, предъявляемых к специалистам работодателями конкретного региона. Универсальными могут быть только требования к содержанию первого и второго этапов подготовки. Данные требования обсуждались достаточно долго и были включены в Государственный образовательный стандарт.

Подготовка в рамках первого этапа довольно хорошо содержательно и методически проработана. Остановимся подробнее на содержании и методике второго и третьего этапов подготовки в области информационных технологий.

Дисциплина «Компьютерная графика», как уже подчеркивалось выше, призвана обеспечить возможность применения информационных технологий при изучении дисциплин профессионального и специального блоков. Технологии компьютерной графики весьма разнообразны, необходимо выделить те, которые будут наиболее актуальны при решении проектных задач в графическом дизайне. Как показывает опыт работы Колледжа дизайна Кабардино-Балкарского госуниверситета, основное внимание следует уделить плоскостной растровой и векторной графике. Трехмерное моделирование также находит применение в графическом дизайне, но для обеспечения соответствующей подготовки необходимы значительные временные затраты, а также достаточно мощная компьютерная техника (соответствующие возможности имеет далеко не каждое образовательное учреждение). В случае невозможности освоения трехмерного моделирования следует предоставить студентам информацию о библиотеках готовых трехмерных моделей, которые можно использовать.

Рассмотрим более подробно содержание подготовки и некоторые аспекты методики преподавания компьютерной графики. Учебная программа дисциплины «Компьютерная графика» должна обязательно включать три основных раздела. В первом, назовем его «Введение в компьютерную графику», изучаются общие вопросы построения и хранения изображений в цифровой форме: способы представления изображений (векторный, растровый); цифровое представление цвета и цветовые модели (RGB, CMYK, LAB, HSB и др); форматы хранения цифровых изображений и преобразования форматов. Данный раздел представляет собой теоретический минимум, который должен знать каждый специалист в области дизайна, чтобы эффективно применять компьютерную графику в работе.

Второй раздел посвящен векторной графике, технология которой применяется в графическом дизайне для создания макетов этикеточной и акцидентной продукции плакатов и т.п. Выбор программы, с помощью которой будет осваиваться технология, следует осуществлять, исходя из требований современного производства с учетом мнения работодателей. Для среды Windows таким программным средством является редактор Adobe Illustrator. В качестве альтернативы можно применять пакет CorelDraw, однако отсутствие опыта работы с Adobe Illustrator может негативно сказаться на перспективе трудоустройства специалиста. Содержание подготовки и специфика практических заданий не зависят от выбора программного продукта. Определяя содержание, мы исходим из задач, которые должен уметь решать специалист; средства для решения этих задач присутствуют в любом развитом векторном пакете. Перечислим элементы технологии векторной графики, которыми должен владеть специалист в области графического дизайна: построение простых объектов

и работа с ними (редактирование, трансформация, перемещение, копирование, удаление, изменение свойств); построение сложных объектов из простых и работа с ними (группировка, комбинирование, разделение, трансформация); работа с заливками и создание текстур; работа со шрифтом. Перечисленные выше элементы должны быть в арсенале каждого дизайнера, независимо от специализации, специфика которой отражается в заданиях, используемых для отработки тех или иных умений. Для специализации «графический дизайн» предлагается следующий перечень заданий: построение орнаментов на основе различных элементов; построение шрифтовых композиций; создание макетов различной графической продукции.

Третий раздел учебной программы следует посвятить растровой графике. Наилучшим программным продуктом для освоения этой технологии в среде Windows является Adobe PhotoShop. В ходе освоения растровой графики изучаются: способы обработки готовых изображений в целом; технология маскирования; технология коллажа и фотомонтажа; приемы рисования и ретуши. Для успешного освоения технологии растровой графики можно предложить следующие задания: редактирование фотографии; получение изображения на основе готовой фотографии или рисунка; создание монтажей на различные темы; создание изображений способом свободного рисования.

Приведенные выше задания позволяют подготовиться к решению узкоспециальных задач и освоить базовые технологии работы с растровыми изображениями. Рассмотрим некоторые задания подробнее. Задание на редактирование фотографии предполагает использование технологии ретуши и восстановления поврежденных фотоснимков, а также применения различных фильтров. Для выполнения задания потребуется несколько фотографий, каждая из которых требует определенной обработки, например, первый фотоснимок - старый, черно-белый, выцветший с утраченными фрагментами, царапинами или пятнами, требующий восстановления. Второй снимок может быть цветным портретом, который нуждается в устранении дефектов кожи лица и прически. Третья фотография может быть кадром из видеоряда, который необходимо подготовить для распечатки в приемлемом качестве. Сложным, но достаточно интересным представляется задание по раскрашиванию черно-белой фотографии (заданий такого рода можно привести достаточно). Для выполнения заданий приходится применять несколько технологических приемов, использовать функции маскирования, редактирования, ретуши, регулировки цветового и яркостного баланса, масштабирования, работу со слоями.

Задание по получению изображения на основе готовой фотографии предполагает освоение технологии маскирования, работу со слоями и фильтры. Для работы необходимы различные изображение, содержащие группы объектов, например, фотография человека на фоне архитектурного сооружения или групповые фотографии, рассыпанные по столу фрукты, пейзажи и пр. Технология выполнения задания следующая; с помощью маскирования из растрового изображения материала вырезаются отдельные элементы и производится их коррекция. Например, можно вырезать из групповой фотографии человека и выполнить ретушь так, чтобы не было заметно, что изображение было частью другого изображения. Интересным, хотя и менее сложным, представляется следующее задание: превратить фотографию естественного ландшафта в картину, написанную акварелью или маслом (можно усложнить задание, если поставить цель имитировать манеру письма какого-либо художника или школы).

Задания по созданию монтажей позволяют осваивать самый широкий спектр технологических приемов. Темы для монтажей могут быть любыми, главное, чтобы они соответствовали тем задачам, которые возникают в профессиональной работе дизайнера-графика, например, коллаж для обложки журнала или первой полосы газеты, плакат, этикетка и т.п. Для успешного освоения технологий компьютерной графики потребуется электронная библиотека, в состав которой включаются образцы текстур, фотографии ландшафтов и интерьеров, фотографии людей и животных, фотографии объектов окружающего мира - естественных и искусственных. Рассмотренные выше задания позволяют студентам подгото-

вится к выполнению заданий по дисциплинам «Проектирование», «Формообразование», а также к выполнению курсовых и дипломных проектов с применением компьютерной техники. При этом, как показывает опыт, повышается качество создаваемых презентационных материалов.

Перейдем к рассмотрению третьего этапа подготовки. Мультимедийные и презентационные технологии не только повышают качество представления собственно дизайнерских разработок, но и дают будущему педагогу очень эффективный инструмент разработки дидактических средств. Как показывает наш опыт работы, минимальный набор осваиваемых программных средств может быть следующим: программа работы со звуком (например, Sound Forge); система разработки слайд-презентаций (например, Power Point); система для создания анимации (например, Flash).

Работа со звуком в профессиональной деятельности графика не используется, однако владение ею на некотором базовом уровне представляется необходимым для последующего освоения смежных специализаций и расширения профессиональных возможностей, например, для создания звукового сопровождения анимированного баннера или заставки. В педагогической практике программы работы со звуком могут понадобиться в процессе создания звукового сопровождения к презентациям, интерактивным учебным курсам, электронным учебникам, обучающим видеороликам. Программы, подобные Sound Forge, легки в освоении и предоставляют достаточно широкие возможности обработки звука.

Слайд-презентации в настоящее время стали неотъемлемым инструментом, сопровождающим выступления перед аудиторией, они активно используются преподавателями в качестве дидактических средств, поэтому необходимость овладения данным инструментом сомнений не вызывает. В процессе подготовки педагога профессионального обучения, специализирующегося в области графического дизайна, необходимо использовать слайд-презентации для демонстрации результатов выполнения учебных проектов, курсовых и дипломных работ. Например, слайд-презентация, сопровождающая защиту дипломной работы в виде дизайн-проекта, может включать текстовую составляющую с постановкой задачи, планом выполнения работы, основными тезисами и иллюстративную составляющую в виде эскизов, фотографий. В презентацию могут также включаться видеоролики и звук.

В виде слайд-презентаций могут быть реализованы учебные проекты, не связанные напрямую с дизайном. Например, в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин можно разрабатывать в виде презентаций материалы к лекциям, пособия для самостоятельной работы учащихся и т.п. Слайд-презентация может сопровождать защиту любого учебного проекта, выступление на различных студенческих конференциях и семинарах. Для успешного освоения технологии создания и использования презентаций необходим доступ студентов к проекционной аппаратуре, в противном случае не удастся обеспечить подготовку к эффективному и целесообразному применению презентаций в работе.

Изучение Flash-технологии само по себе вызывает большой интерес у студентов. Как показывает практика, дизайнерам-графикам приходится часто выполнять заказы по разработке анимированных заставок, баннеров, роликов. Данная технология может выступать и как альтернатива традиционной технологии разработки презентаций на основе PowerPoint, то есть, с помощью Flash можно создавать слайд-шоу. Flash-анимацию, как нам представляется, целесообразно использовать для разработки различных дидактических средств в сочетании с другими средствами веб-разработки: готовить обучающие ролики, интерактивные учебные пособия, разнообразные обучающие конструкторы, электронные учебники. Изучение Flash должно осуществляться именно исходя из специфики его использования в педагогической деятельности. Технология анимации привлекательна, но имеет значительное количество так называемых «подводных камней», поэтому подготовку следует начинать после глубокой проработки содержания и определения заданий, соответствующих будущей профессиональной деятельности. Изучение Flash-технологии, несмотря на кажущуюся простоту, требует от студентов высокой аккуратности и большого внимания при изучении основ Action Scrip и управления объектами, специфики анимации движения и дефор-

мации, при работе со слоями и траекториями, наложении звука, оптимизации Flash-роликов. Задания подбираются, исходя из особенностей профессионально-педагогической деятельности. Например, можно создать обучающий ролик, иллюстрирующий определенные моменты технологического процесса или обучающую программу-конструктор. Интересными представляются задания по разработке тестовых и контрольных материалов для специальных дисциплин.

Рассмотрим пример реализации предложенной нами информационно-технологической подготовки в Колледже дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета. На первом этапе (два семестра) студенты независимо от специализаций осваивают базовые информационные технологии: теоретические вопросы информатики, операционные системы, редактирование текста, работу с базами данных, сетевые технологии. В результате они самостоятельно могут устанавливать необходимое в работе программное обеспечение, выполнять поиск в компьютерных сетях профессионально значимой информации, формировать базы данных и работать с ними (например, вести базу своих разработок), оформлять с помощью текстовых редакторов сопроводительную документацию к проектам, технические задания и т.п. Подходя ко второму этапу с такой подготовкой, студенты не затрачивают много времени и сил на вспомогательную работу, а преподаватели компьютерной графики на тратят времени на обучение азам компьютерной грамотности. Таким образом, на втором этапе подготовки студенты полностью погружаются в процесс освоения компьютерной графики.

Компьютерная графика (точнее, ее основы) изучается в Колледже дизайна один семестр, и одновременно с этим студенты осваивают композицию и проектную графику. Первые задания по этим дисциплинам выполняются вручную, затем происходит постепенное подключение компьютерной графики. Преимущества и для студентов и для преподавателей очевидны: преподаватели композиции и проектной графики, благодаря использованию компьютерной графики, могут интенсифицировать процесс обучения, сосредоточиться на решении композиционных заданий, а не на технической стороне их исполнения; студенты выполняют не какие-либо абстрактные задачи, а те, которые лежат в сфере профессиональной деятельности. Преподаватели компьютерной графики используют задания реальной дизайн-практики на этапе обучения технологии (и не решают задачи поиска «интересных примеров»). Эти задания формируются на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам, которые тесно интегрированы с изучением компьютерных технологий. Таким образом, у студентов продолжает складываться понимание необходимости информационных технологий в профессиональной деятельности и соответственно - более осознанное и серьезное отношение к ним. К концу второго этапа подготовки студенты накапливают достаточный арсенал технологических средств для реализации заданий в рамках курса «Дизайн-проектирование».

На следующем этапе подготовки начинается освоение мультимедийных технологий; этот этап продолжается два семестра с учетом особенностей специализации. В рамках графического дизайна осваиваются технологии создания слайд-презентаций и Flash. Подготовка на данном этапе опирается на два предыдущих этапа, благодаря чему студенты учатся презентовать собственные проекты в современной форме и на высоком уровне. В дальнейшем эти важные навыки потребуются при защите учебных и курсовых, а также дипломного проектов (в Колледже дизайна уже стала традиционной защита дипломных проектов с применением слайд-презентаций и мультимедиа-технологий). Презентационные технологии применяются и на других предметах: чтение докладов по таким дисциплинам, как «История дизайна», «История искусств» заменяется выступлениями, сопровождающимися профессионально выполненной презентацией. Таким образом, студенты осваивают элементы информационной культуры, учатся эффектно подавать свои проектные разработки, что представляется достаточно важным в условиях конкуренции.

После мультимедийных технологий (один семестр) студенты начинают изучать компьютерные технологии в рамках дизайнерской специализации; в нашем случае такой специа-

лизацией является дизайн графической продукции. Компьютерные технологии графического дизайна изучаются два семестра, параллельно с изучением дизайн-проектирования и других дисциплин специализации. Подготовка предыдущих этапов позволяют студентам быстро осваивать специфические технологии компьютерного макетирования, компьютерные технологии полиграфического производства, средства разработки шрифтов, а также практически сразу использовать эти технологии в процессе работы над учебными проектами. Преподаватели дизайн-проектирования отмечают важность владения компьютерными технологиями в соответствии со специализацией, так как в этом случае студенты основное время тратят не на техническую сторону реализации проекта, которая в традиционной своей форме весьма трудоемка, а на тщательную концептуальную проработку проекта, различных композиционных и колористических решений.

Таким образом, подготовка в области информационных технологий косвенно обеспечивает более высокий уровень собственно дизайнерской проектной подготовки. Отметим также, что владение широким арсеналом компьютерных технологий графического дизайна позволяет студентам успешно проходить практику в различных дизайнерских бюро и фирмах. Как правило, соответствующие организации нашей республики сами обращаются в Колледж дизайна с просьбой прислать студентов на практику именно к ним. Другими словами, подготовленный в соответствии с предлагаемым нами подходом молодой специалист сразу может включиться в реальное производство.

Подготовка в области разработки электронных ресурсов для образования осуществлялась в Колледже дизайна как факультатив и носила скорее экспериментальный характер; студенты ознакамливались с принципами разработки электронных учебников и энциклопедий, под руководством преподавателей создали несколько электронных ресурсов, которые используются в учебном процессе колледжа - справочно-обучающий комплекс «Основы компьютерной графики», учебник-справочник «История дизайна», учебно-методический комплекс «Информационные технологии». Очевидно, что информационно-технологическая подготовка дизайнера-педагога в данном направлении представляется перспективной в условиях модернизации образования, поскольку именно это направление представляется наиболее сложным и требующим предварительной объемной методической подготовки и высокой квалификации преподавательского состава, что определяет как профессиональные перспективы отдельно взятого выпускника, так и перспективы развития колледжа в общем.

1. Ткаченко, Е.В. Кожуховская, С.М. Концепция дизайн-образования в современных условиях // Вестник учебнометодического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С. 5-50.

2. Ткаченко, Е.В. Климов, В.П. Дизайн-образование: концептуальные версии // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып.. С. 50-58

3. Кожуховская, С.М. Организация, структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов // Вестник учебнометодического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С. 72-84.

4. Кожуховская, С.М. Соловьева, В.В. Образовательная область специализации «Графический дизайн» //Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С. 130-135.

5. Кожуховская, С.М. Соловьева В.В. Подготовка дизайнера-педагога в области информационных технологий // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Челябинск, 2004. Вып. 26. С.119-123.

6. Подковыров, А.М. Формирование информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса // Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 2(9). С. 21-32.

7. Соловьева, В.В. Черенков, П.С. Технологии компьютерной графики в дизайн-образовании // Вестник учебнометодического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С.80-83.

8. Соловьева В.В. Информационно-технологическая подготовка профессионального педагога в области дизайна в контексте компетентностного подхода // Вестник учебно-методического объединения по профессиональнопедагогическому образованию. Дизайн-образование. Специальный выпуск. Екатеринбург, 2007. Вып. 2. С.180-183.

9. Хабибуллин, Ф.Х. Формирование профессиональной компетентности педагога как актуальная проблема системы непрерывного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 6(13). С. 14-20.

10. Шаталова, Л.И. Проектно-технологическая деятельность как основа самоорганизации учения студентов вуза // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2006. № 3(4). С. 5-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.