ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF TEENAGERS IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PHYSICAL CULTURE
Шлемова Анна Алексеевна
студент
институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shlemova Anna Alekseevna
student
institute of Russian language and lexicology Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Лукьянова Людмила Михайловна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности людей подросткового возраста, определяются основные компоненты психологической безопасности личности подростков, а также раскрываются комплексные вопросы безопасности личности с целью предотвращения информационно-психологического воздействия на индивидуальное сознание. Данная статья написана с целью изучения основных аспектов информационно-психологической безопасности в сфере физической культуры, а также характеристики информационных инноваций в обучении физической культуре. Статья имеет практическую значимость для преподавателей и студентов. Методика и организация исследования: нами был проведен анкетный опрос на базе МОУ «Гимназия № 1» Центрального района г. Волгограда, в нем приняли участие 25 человек. Нами проводилась оценка значимости информационных технологий как инновации в области физической культуры для подростков.
Abstract. The article deals with the problem of information and psychological security of adolescents, defines the main components of the psychological security of the personality of adolescents, and also reveals complex issues of personal security in order to prevent information and psychological impact on the individual consciousness. This article was written with the aim of studying the main aspects of information and psychological security in the field of physical culture, as well as the characteristics of information innovations in teaching physical culture. The article has a practical significance for teachers and students. Methodology and organization of
the study: We conducted a questionnaire survey on the basis of the MOE «Gymnasium № 1» of the Central District of Volgograd, 25 people took part in it. We evaluated the importance of information technology as an innovation in the field of physical education for adolescents.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, безопасность личности, подростковый возраст, психологическая защита, физическая культура, инновационные технологии.
Keywords: information-psychological security, security of the person, adolescence, psychological defense, physical culture, innovative technologies.
В современном обществе всеобъемлющее распространение информационных технологий происходит достаточно стремительно и отличается проникновением во все сферы жизнедеятельности людей: в промышленность, в сферу услуг, в государственное управление, в образование, личную жизнь, а также и в физическую культуру. Это накладывает определенный отпечаток на поведенческие установки человека и формирует настоящую зависимость от созданной им же информационной среды, которая, в свою очередь, так или иначе, влияет на психологическую составляющую личности.
Наибольшее влияние информационная среда и протекающие в ней процессы коммуникации оказывают на несформированные личности подростков и младших школьников, «вызывая зачастую негативные последствия и деструктивные изменения в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, ложных ориента-ций и ценностей и тому подобное» [1, с. 34]. Именно поэтому проблема информационно-психологической безопасности (ИПБ) подростков в развивающихся инновационных технологиях должна быть подробно изучена.
Для более точного понимания проблемы следует рассмотреть само понятие ИПБ. Раскрывая определение термина «информационно-психологическая безопасность», можно сделать вывод, что в большинстве случаев под ним понимается некое состояние защищенности отдельной личности или группы лиц от пагубного воздействия информационной среды на психологические составляющие социальной коммуникации. Фактически - это любая психологическая защита индивидуального или массового сознания.
Если разбить информационно-психологическую безопасность на значимые компоненты, то можно получить два самодостаточных элемента: целость личности и защищенность личности. Понятно, что данные компоненты взаимосвязаны и выполняют одну и ту же роль, но разными путями. К примеру, «целостность личности подвергается внутренним (психологическим) угрозам, в то время как защищенность личности испытывает внешние (информационные) угрозы» [2, с. 27]. Это важно для непосредственной борьбы с возможными противоправными информационными воздействиями.
Современные подростки формируют свою личность и ценностные ориентиры посредством оказываемого на них влияния социально-информационных компетенций. Однако это усугубляется тем, что, являясь менее психологически устойчивыми к внушению и восприятию, они наиболее часто оказываются под угрозами их информационной безопасности. Чаще всего пагубное воздействие на подростков оказывает интернет и внутренние социальные сети. Виды таких угроз отражены в при-
веденной таблице 1.
Таблица 1
Угрозы информационно-психологической безопасности подростков
Компоненты ИПБ Целостность личности Защищенность личности
Угрозы информационно-психологической безопасности Интернет-зависимость Виртуализация личности Кибербуллинг
«Опасные» материалы
Эмоциональные и поведенческие нарушения Группы девиантного поведения, секты/Сексуальные домогательства
Таким образом, угрозы информационно-психологической безопасности напрямую воздействуют на состояние защищенности личности или подрывают личностную целостность подростка, что может привести к серьезным эмоциональным травмам и потребовать систематизированного наблюдения специалиста.
Особенно опасность несет в себе так называемая «виртуализация личности». Это «подмена реального бытия в человеческом обществе виртуальным бытием в сети Интернет — ресоциализация личности, что, как правило, ведет к социальному отчуждению и к искусственной «аутизации» личности» [3, с. 52].
Любые современные задачи и решения требуют специального подхода. Современное образование ставит перед собой целый ряд решения проблем социализации и особой адаптации учащихся. Для этого были разработаны новейшие технологии, которые способны упростить данную задачу обучения. Физическая культура, как самостоятельная дисциплина, не стоит на месте и вводит новые инновационные технологии в эксплуатацию.
Инновационные технологии нового времени, прежде всего, рассматриваются с точки зрения педагогики. В них входят следующие группы:
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
2. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
3. Интерактивные технологии.
4. Проектная технология или же метод проектов.
5. Исследовательская технология (особая технология проведения учебных исследований).
6. Технология модерации и АМО (технология активных методов обучения).
7. Здоровьесберегающие технологии.
Все эти группы инновационных технологий принято рассматривать в теоретическом и практическом обучении как обязательные или рекомендованные, в зависимости от планов учебной программы. Однако далеко не все из них в своей определенной форме подходят для эксплуатации их методов в физической культуре. К примеру, исследовательские инновационные технологии могут показаться неуместными для прикладной деятельности данной дисциплины, а интерактивные технологии придется и вовсе преобразовывать, и видоизменять.
Многим может показаться, что их новизна и инновационность не отличается от стандартных методов обучения, но это не так. Все эти группы представляют собой
уникальную практически направленную технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы их реализации.
Помимо этого, в отличии от классической и уже традиционной технологии все инновации ориентированы исключительно на результат процесса, а не на его протекание. Именно поэтому главное в инновационных технологиях - это достижение нового, отличного от традиционного, результата.
Процесс получения знаний в условиях использования инновационных технологий тоже отличается. Деятельность, в отличие от теории, показывает свою особую значимость в процессе обучения. Физическая культура, в свою очередь, направлена на эту деятельности, что делает инновационные технологии гораздо более значимыми для подобной практической дисциплины.
Использование ИКТ как вида инновационных технологий плотно вошло в эту сферу. Разработка занятий по физической культуре с использованием информационных технологий дает различные возможности для преподавателей в творческом росте и профессиональном развитии.
Использование информационных технологий в обучении способствует организации учебного процесса на более высоком уровне, при этом обеспечивая углубленное и полноценное усвоение информации, а также повышение личного интереса студентов к формированию здорового образа жизни.
ИКТ используется и как средство контроля над процессом усвоения учебного материала, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовки занимающихся.
Предмет
Физическая культура включает в себя большой объем теоретического материала, который требует дополнительного изучения. Но учебных часов зачастую недостаточно, чтобы полностью и достоверно освятить материал, поэтому применение информационных технологий позволяет эффективно решать данную проблему.
Значимость инновационных технологий для преподавателей физической культуры сложно переоценить. Их достоинства отображают большой спектр возможностей в доступные подачи информации, а также ее преобразование в практическую направленность для обучающихся с меньшим количеством учебных ресурсов.
Существует также много исследований, результаты которых доказывают востребованность и, главное, эффективность всех групп инновационных методов и технологий.
Однако следует упомянуть и о значимости информационных технологий как инновации в области физической культуры для подростков. Для этого был проведен опрос на базе МОУ «Гимназия № 1 Центрального района г. Волгограда». В опросе приняло участие 25 респондентов.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Часто ли вы пользуетесь информационными технологиями?
2. Использовали ли вы ИКТ в обучении предмету физической культуры?
3. Важны ли для вас ИКТ в обучении физической культуре?
Результаты опроса представлены на гистограмме (рис. 1)
5 -
I
Вопрос 1. Вопрос 2. Вопрос 3.
Да ■ Редко ■ Нет
Рис. 1. Статистические результаты опроса
По результатам опроса можно сделать вывод, что опрошенные часто используют информационные технологии в обучении физической культуре и отмечают их важность в данном аспекте. Именно поэтому проблема информационной безопасности касается инновационных технологий в физической культуре.
Полный анализ вопроса информационно-психологической безопасности подростков позволяет выделить следующие проблемы, затрагивающие современное общество.
1. Недостаточная ориентированности правозащитной системы на данную социальную проблему.
2. Недостаток целенаправленных психологических программ для проработки и профилактики травм подростков, полученных в ходе нарушения их информационно-психологической безопасности.
3. Недостаток родительского внимания к проблеме обеспечения безопасности подростков в социальных сетях.
Однако помимо проблематики данной темы необходимо помнить и о комплексе аспектов информационной безопасности личности, которые формируется не только с помощью социальных взаимодействий, но и на правовом государственном уровне. К ним относятся: незаконное ограничение доступа к открытым информационным ресурсам; ограничение прав и свобод личности в вопросах доступа к источникам информации; наличие информации, которая порождает социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и пропагандирует насилие и жестокость; дезинформация, наличие непроверенной, ошибочной и искаженной информации и многое другое.
В настоящее время эти и многие другие угрозы информационно-психологической безопасности могут быть обезврежены следующими путями: законодательное регулирование, профилактические беседы, а также повышение уровня информационной грамотности среди несовершеннолетних.
Литература
1. Баранова Ю. М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет // Социальная психология и общество. 2012. № 4. C. 122-129.
2. Костюк А. В., Примакин А. И. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 227-230.
3. Ткачева Е. Г., Вишнякова А. С. Применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы II всероссийской научной конференции. Чурапча : Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. 2018. С. 495497.
References
1. Baranova Yu. M. K voprosu ob informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti de-tey i podrostkov v seti Internet [To the question of information-psychological security of children and adolescents in the Internet]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social psychology and society, 2012, no. 4, pp. 122-129.
2. Kostyuk A. V., Primakin A. I. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: problemy i podkhody [Information and psychological security of the person: challenges and approaches]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 3 (79), pp. 227-230.
3. Tkacheva E. G., Vishnyakova A. S. Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v raz-lichnykh otraslyakh fizicheskoy kul'tury i sporta [Application of information technologies in various branches of physical culture and sports]. Fizicheskaya kul'tura, sport, nauka i obrazovanie: materialy II vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Physical culture, sport, science and education: materials of the II All-Russian Scientific Conference]. Churapcha, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports Publ., 2018. - pp. 495-497. (In Russia).