Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / KEYWORD. PRIMARY SCHOOL AGE / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Легостаева Н.О.

В статье уделяется внимание проблеме информационной безопасности, освещены особенности младшего школьного возраста в рамках феномена информационно-психологической безопасности. Проведено эмпирическое исследование на выявление уровня осведомленности безопасного пользования Интернетом младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF YOUNGER STUDENTS IN THE INTERNET SPACE

The article focuses on the problem of information security, highlights the features of primary school age in the framework of the phenomenon of information and psychological security. An empirical study to identify the level of awareness of safe Internet use by younger students.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ»

особенности ребенка. Таким образом, прежде чем давать ребенку какую-либо информацию нужно ее тщательно «профильтровать». Работа ребенка в Интернет пространстве должна проходить под наблюдением старших.

Использованные источники:

1. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни. // Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400.

2. Владимирова Т.В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // NB: Национальная безопасность.-2013.-4.-С 78-95. [Электронный ресурс]-ШЬ: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596.html

3. Googling Your Health: Why Some Suffer More Anxiety // [Электронный ресурс]-ШЬ: http://www.livescience.com/40361-uncertamty-fuels-cyberchondria.html

УДК 159.947.5

Легостаева Н. О. студент 4 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Лучинкина А.И., д.психол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье уделяется внимание проблеме информационной безопасности, освещены особенности младшего школьного возраста в рамках феномена информационно-психологической безопасности. Проведено эмпирическое исследование на выявление уровня осведомленности безопасного пользования Интернетом младшими школьниками.

Ключевые слова. Младший школьный возраст, информационно-психологическая безопасность, информационные технологии, Интернет.

Legostaeva N.O.

student of the 4th year, the direction of training " Psychology» GBOU VK RK «Crimean engineering pedagogical University»

Russia, g. Simferopol

scientific supervisor Luchinkina A. Y., doctor of psychology. Sciences

associate Professor INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF YOUNGER STUDENTS IN THE INTERNET SPACE

Annotation. The article focuses on the problem of information security, highlights the features ofprimary school age in the framework of the phenomenon of information and psychological security. An empirical study to identify the level of awareness of safe Internet use by younger students.

Keyword. Primary school age, information and psychological security, information technology, Internet.

Постановка проблемы. Отечественные ученые начали изучать проблему информационно-психологическую безопасность совсем недавно -в начале 2000-х гг. В.Я.Асанович и Г.Г.Маньшин впервые создали модели информационной безопасности, изучили важные для практики аспекты моделирования информационно-психологического воздействия на личность.

На данный момент основной угрозой информационно -психологической безопасности личности являются информационные технологии. Данной проблеме посвящено исследование Ю.М.Кузнецовой и Н.В.Чудова. В работе рассматриваются проблемы личностных изменений, возникающих в новой социальной ситуации развития личности, задаваемой формированием Интернет культуры. Ю.С.Рысин обобщил научные и практические достижения в области современных систем телерадиовещания и информационных технологий, доказал опасность воздействия электронных систем информации на человека.

Психологическая защита личности - это сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях. В особенности это актуально для образовательной среды.

Целью статьи является выявление, на сколько учащиеся младших классов осведомлены об опасностях в Интернет пространстве.

Основного изложение материала. Для того, что бы обеспечить информационно-психологическую безопасность в образовательной среде необходимо понять, что у ребенка еще не сформировались критерии различия. Ребенок заинтересован всем. Он заходит на любые сайты, переходит по разным иллюстрированным рекламным ссылкам, открывает различные «окна». Именно поэтому в первую очередь родитель и учителя должны знать азы компьютерной безопасности, а так же научить этому своих детей, как дома, так и в учебных заведениях. Сейчас, в связи с этим, в обществе стоит важная задача, сформировать у детей умение отстаивать свои права в вопросе информационно-психологической безопасности личности. [3]

Для этого необходимо понять, что именно принято понимать под информационно-психологической безопасностью личности.

Информационно-психологическая безопасность личности - это защита сознания и бессознательных процессов психики человека от воздействия на них вредоносных информационных воздействий, способных изменить

психологические характеристики и поведение, против желания и воли человека. [2]

Информационно-психологическое воздействие на протяжении всей жизни человека. Этому воздействию мы подвергаемся в различных ситуациях: просмотре и прослушивании теле- и радио программ, посещении Интернет сайтов и т.д.

В настоящее время человек нуждается в постоянном притоке информации для реализации своего социального поведения в обществе. Одним из важнейших условий жизнедеятельности человека является постоянная связь с окружающим миром и социальной средой в которых он выступает активным социальным субъектом.

В жизнедеятельность человека, в настоящее время, массово внедряются различные информационные средства и технологии. Так же одним из решающих факторов развития личности и общества являются информация и информационные ресурсы. Широкие возможности компьютеров позволяют получать, накапливать, обрабатывать информацию, а так же автоматизировать информацию процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными объектами и системами, и после передавать информацию об этих процессах в любом количестве. [1]

Проблема информационной защищенности личности в коммуникационном процессе считается очень важной, ввиду динамичного становления информационного и муниципальных институтов, и как результат, возникновение новых опасностей информационной защищенности. По причине интенсивной модификации всевозможных сфер жизнедеятельности общества, информационная сфера, в особенности, ее ресурсы и их защищенность, отстают в развитии от других институтов передового российского общества. Данный фактор отрицательно влияет на информационную безопасность личности и общества в целом. [4]

Нами было проведено эмпирическое исследование на учениках первых и вторых классов. Всего в исследовании приняли участие 60 респондентов. Данное исследование проводилось для того, чтобы выявить, на сколько учащиеся осведомлены об опасностях в интернет пространстве, как часто пользуются компьютером и интернетом, как много они проводят времени в интернете и ведется ли родительский контроль ребенка в интернете. (Рис. 1)

Г Время провождения в интернете

Г Сколько времени проводят вдень в интернете

Г Вхождение в интернет

Г Компьютерный фильтр

Г Своя социальная сеть

Г Цели использывания Интернета

Г Опасности в интернете

Г Подключен ли твой телефон к Интернету

Рисунок 1. Процентное соотношение результатов исследования детей о знании сети Интернет.

Были получены следующие результаты: Из 100% учащихся у 66% опрошенных детей подключен телефон к интернету, следовательно, они могут пользоваться интернетом в любое время и родительский контроль за ними - минимален, у 38% осведомлены, на тему того, кто и что им может угрожать и навредить в Интернете, из 100% лишь 48% имеют доступ к Интернету и компьютеру, у 38% детей имеются личные страницы в социальных сетях, 38% опрошенных детей проводят время в Интернете более 2-2.5 часов, с 59% детей происходили неблагоприятные ситуации в Интернете и лишь 10% из них об этом рассказали взрослым, у 45% детей на компьютерах стоят фильтры, которые запрещают вход на вредоносные сайты, чем повышают информационную безопасность детей. 21% детей используют Интернет в качестве развлекательного контента.

Выводы.

Мы пришли к такому выводу, что почти у 100% детей есть доступ к Интернету, в то время как у 66% детей Интернет подключен к телефону, и они имеют возможность к бесконтрольному времяпрепровождению в сети.

Большинство детей проводят время в Интернете под постоянным контролем родителей и время, проведенное в Интернете, не вредит их информационно-психологической безопасности. Исходя из полученных данных можно сказать о том, что подавляющее большинство респондентов достаточно осведомлены об опасности вредоносных сайтов и угрожающих ситуаций, которые могут происходить в сети Интернет, тем самым защищены от их влияния.

Существует большое количество информационных воздействий на личность и каждое из них опасно для психологического здоровья человека и в особенности ребенка. Таким образом, прежде чем давать ребенку какую-либо информацию нужно ее тщательно «профильтровать».Так же можно сказать, что в младшем школьном возрасте информационно-психологическая безопасность очень важна, т.к. дети воспринимают информацию, в большей степени, зрительно (мультфильмы, фильмы и т.д.), именно поэтому, информация, которая может быть преподнесена ребенку, должна быть тщательно проверена и не нести никаких угроз его психологическому здоровью и развитию.

Использованные источники:

1. Асанович В.Я., Маньшин Г.Г. Информационная безопасность: анализ и прогноз информационного воздействия. Минск : Амалфея, 2006. 320 с.

2. Астахова, Л.В. Информационно-психологические угрозы безопасности [Текст] / Л.В. Астахова // Мир без границ - война без фронтов?: монография / ЮУрГУ. - Челябинск, 2002. - 5 - 26 с.

3. Баева И.А., Гаязова Л.А., Лактионова Е.Б. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 268 с.

4. Рысин Ю.С. Социально-информационные опасности телерадиовещания и информационных технологий. М.: Гелиос АРВ, 2007. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.