Научная статья на тему 'РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ / ИНТЕРНЕТ / KEYWORD. PRIMARY SCHOOL AGE / INFORMATION SECURITY / PARENTAL CONTROL / INTERNET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Легостаева Н.О., Лучинкина А.И.

В статье уделяется внимание проблеме информационной безопасности, освещены особенности родительского контроля за детьми младшего школьного возраста в рамках феномена информационной безопасности. Проведено эмпирическое исследование на выявление уровня осведомленности родителей о безопасном пользовании Интернетом детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTS IN ENSURING INFORMATION SECURITY OF YOUNGER STUDENTS

The article focuses on the problem of information security, highlights the features of parental control over children of primary school age in the framework of the phenomenon of information security. An empirical study was conducted to identify the level of awareness of parents about the safe use of the Internet in primary school children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.947.5

Легостаева Н. О. студент 4 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Лучинкина А.И., д.психол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье уделяется внимание проблеме информационной безопасности, освещены особенности родительского контроля за детьми младшего школьного возраста в рамках феномена информационной безопасности. Проведено эмпирическое исследование на выявление уровня осведомленности родителей о безопасном пользовании Интернетом детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова. Младший школьный возраст, информационная безопасность, родительский контроль, Интернет.

Legostaeva N.O.

student of the 4th year, the direction of training " Psychology» GBOU VK RK «Crimean engineering pedagogical University»

Russia, g. Simferopol

scientific supervisor Luchinkina A. Y., doctor of psychology. Sciences

associate Professor THE ROLE OF PARENTS IN ENSURING INFORMATION SECURITY OF YOUNGER STUDENTS

Annotation. The article focuses on the problem of information security, highlights the features of parental control over children of primary school age in the framework of the phenomenon of information security. An empirical study was conducted to identify the level of awareness of parents about the safe use of the Internet in primary school children.

Keyword. Primary school age, information security, parental control, Internet.

Постановка проблемы. Процесс социализации детей через традиционные институты семьи и школы все активнее дополняется средствами массовой информации и коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет". Стремительное развитие названных ресурсов, возрастающая доступность всевозможных гаджетов открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства. К сожалению, новые современные технологии несут с собой не только положительные возможности, но и реальный вред. [1]

В недавнем времени в Интернете появились социально-опасные игры, например такие как «Синий кит». В России уже зарегистрировано несколько случаев суицидов среди детей, сыгравших в онлайн-игру. Анонимные организаторы таких игр дают участникам различные задания. К примеру, «порезать вены и кровью нарисовать изображение кита», «включить газ в плите или духовке, когда родители спят», «если хочешь, чтобы пони тебя любил, не говори маме - у нас с тобой должны быть свои секреты», «ты сможешь сам залезть на подоконник?» и т.д. Финальное задание всегда одинаково - совершить самоубийство.

Состояние защищённости психического, духовного и нравственного развития ребёнка от негативного воздействия информационной продукции представляет собой информационную безопасность и должно являться одним из главных предметов заботы родителей.

Целью исследования является выявление, на сколько родители учащихся младших классов осведомлены об опасностях в Интернет пространстве и о работе своих детей в Интернете.

Основное изложение материала. Информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Сегодня особенно актуальна проблема

проблема защиты информационного окружения ребенка , так как за последние 10-15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения — все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, в спортивной секции, в детском лагере родители всегда знали что их ребенок в безопасности. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Родители в детстве запрещали общаться с незнакомыми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть телевизор, либо контролировали время его просмотра и т. д. Благодаря чему авторитет родителей был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли и радикальные перемены в информационное

окружение ребенка. [2]

Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители не умеют пользоваться компьютером и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

Для ограничения доступа детей к запрещённой информации существуют системы родительского контроля, которые можно активировать с помощью встроенных в операционную систему Windows инструментов, либо установив одну из доступных бесплатных программ. Эту функцию также имеют многие антивирусные программы. [3]

Нами было проведено эмпирическое исследование на родителях учеников первых и вторых классов. В исследовании приняло участие 60 респондентов. Данное исследование проводилось для того, что бы мы выяснили, проводится ли контроль, в сети, за ребенком со стороны родителей и осведомлены ли они о мерах, которые бы позволяли быть Интернету безопасным для ребенка. (Рис. 1)

Г Пользователи сети

Г Время в Интернете

Г Ограничение время

Г Контроль ребенка в интернете

Г Осведомленность интернет ресурсами

Г Проверка истории посещений

Г Родительский контроль

Г Сталкивались с угрозами

Рисунок 1. Процентное соотношения результатов анкетирования родителей о знании работы их детей в сети.

Были получены следующие результаты: Из 100% опрошенных родителей, 97% подтвердили то, что их дети являются пользователями сети Интернет, 90% родителей позволяют своим детям проводить более 2-3 часов в, 100% родителей ограничивают детям время в сети, в среднем до 4-5 часов, 60% родителей осуществляют контроль за ребенком в сети Интернет, 90% родителей осведомлены о Интернет ресурсах, которые посещает их ребенок, и 100% родителей проверяют историю посещения сайтов их детей, у 93% на компьютерах стоит приложение «родительский контроль, 93% взрослых сталкивались с угрозами в Интернете.

Подавляющее большинство респондентов осведомлены о работе их детей в Интернете. Родители выделили, что являются частыми пользователями сети Интернет, который, зачастую, необходим им для выполнения работы. Родители стараются обеспечить безопасность детей от вредоносного влияния различной информации, идущей из сети. В данной группе, дети и родители осведомлены о безопасном нахождении и пользовании сетью Интернет.

Выводы. Интернет может нанести вред психологическому здоровью не только ребенка, но и взрослого. Для обеспечения информационно -психологической безопасности ребенка, родителям необходимо иметь представление о его работе с Интернет ресурсами.

Существует большое количество информационных воздействий на личность и каждое из них опасно для психологического здоровья человека

особенности ребенка. Таким образом, прежде чем давать ребенку какую-либо информацию нужно ее тщательно «профильтровать». Работа ребенка в Интернет пространстве должна проходить под наблюдением старших.

Использованные источники:

1. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни. // Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400.

2. Владимирова Т.В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // NB: Национальная безопасность.-2013.-4.-С 78-95. [Электронный ресурс]-ШЬ: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596.html

3. Googling Your Health: Why Some Suffer More Anxiety // [Электронный ресурс]-ШЬ: http://www.livescience.com/40361-uncertamty-fuels-cyberchondria.html

УДК 159.947.5

Легостаева Н. О. студент 4 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Лучинкина А.И., д.психол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье уделяется внимание проблеме информационной безопасности, освещены особенности младшего школьного возраста в рамках феномена информационно-психологической безопасности. Проведено эмпирическое исследование на выявление уровня осведомленности безопасного пользования Интернетом младшими школьниками.

Ключевые слова. Младший школьный возраст, информационно-психологическая безопасность, информационные технологии, Интернет.

Legostaeva N.O.

student of the 4th year, the direction of training " Psychology» GBOU VK RK «Crimean engineering pedagogical University»

Russia, g. Simferopol

scientific supervisor Luchinkina A. Y., doctor of psychology. Sciences

associate Professor INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF YOUNGER STUDENTS IN THE INTERNET SPACE

Annotation. The article focuses on the problem of information security, highlights the features ofprimary school age in the framework of the phenomenon of information and psychological security. An empirical study to identify the level of awareness of safe Internet use by younger students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.