Научная статья на тему 'Информационно-правовое регулирование деятельности СМИ в России'

Информационно-правовое регулирование деятельности СМИ в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9075
1344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовое регулирование / средства массовой информации / свобода СМИ / государственное регулирование и контроль. / legal regulation / mass media / freedom of mass media / state regulation and con- trol.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ю. Р. Храбровская, Г. Г. Фастович, Н. Б. Бузурная

В статье раскрыто понятие и сущность СМИ в РФ. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СМИ в РФ. Выявлены основные проблемы государственно-правового регулирования деятельности СМИ в современной России. Предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования деятельности СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ю. Р. Храбровская, Г. Г. Фастович, Н. Б. Бузурная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND LEGAL REGULATION OF MEDIA ACTIVITIES IN RUSSIA

The article reveals the concept and essence of mass media in Russia. The analysis of the regulatory framework governing the activities of the media in the Russian Federation. The main problems of state-legal regulation of media activity in modern Russia are revealed. Some directions of improvement of legal regulation of mass media activity are offered.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовое регулирование деятельности СМИ в России»

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В

РОССИИ

Ю.Р. Храбровская1, студент

Г.Г. Фастович1, старший преподаватель

Н.Б. Бузурная2, студент

1Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного университета 2Красноярский государственный аграрный университет 1(Россия, г. Ачинск) 2(Россия, г. Красноярск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10840

Аннотация. В статье раскрыто понятие и сущность СМИ в РФ. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СМИ в РФ. Выявлены основные проблемы государственно-правового регулирования деятельности СМИ в современной России. Предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования деятельности СМИ.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, средства массовой информации, свобода СМИ, государственное регулирование и контроль.

Впервые средства массовой информации появились еще в древние времена, когда, глашатай, который был наделен полномочиями передачи соответствующей информации народу, выходил на центральную площадь и оглашал новые события, происходящие в королевстве. Сам термин СМИ появился еще в XXI веке, и данное понятие сегодня знакомо даже самому маленькому члену общества. По мнению социологов, средства массовой информации представляют собой определенные социальные институты, которые занимаются непосредственно обработкой, сбором, анализом, а также распространением информации в особо массовых масштабах. А с точки зрения политологии, СМИ являются особым способом политической агитации, политической пропаганды и манипуляции населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире необходимо знать свои права, так как на каждом шагу можно встретиться с определенными проблемами, которые можно решить только благодаря знаниям своих законных прав. Что касается непосредственно средств массовой информации, то каждый работник в данной сфере сталкивается с рядом проблем, соответственно в данном случае из сложившейся ситуации поможет

выйти только грамотность и уверенность в своих действиях. Как известно, в настоящее время в Российской Федерации развиваются и формируются основные институты правового государства, которые являются непосредственно «фундаментом» закрепления совершенно новых форм и функций нашего государства. Следовательно, вопросы правового регулирования деятельности СМИ в РФ являются одной из актуальнейших тем, так как наша правоохранительная система, те или иные должностные лица, законность и государство в целом предстают перед сознанием индивидуумов, как видят и показывают нам средства массовой информации.

Так, в современном понимании многих научных деятелей средства массовой информации - это совокупность или комплекс органов, которые занимаются передачей информации через публику с помощью определенных технических средств.

В настоящее время СМИ представляют собой неотъемлемую часть политической системы Российской Федерации. СМИ является самостоятельной индустрией, которая направлена на формирование политического национального сознания, общественного мнения с использованием специальных технических средств, которые непосредственно обеспечивают быструю пе-

редачу, образной, музыкальной и словесной информации, причем в деятельность СМИ входит массовое тиражирование новостей и т.д.

Говоря иными словами, средства массовой информации характеризуют как одну из ветвей власти в Российской Федерации и великий арбитр. Средства массовой информации имеют свою систему: пресса, печать - визуальный образ или письменное слово; радио - представляет собой музыку и устное слово; телевидение - синтез устного слова, движущегося изображения и музыки [5, с. 755].

СМИ выполняет следующие задачи:

- объективно освещает на радио, в прессе и на телевидении особо важные события;

- по инициативе общественности и деловых кругов, распространяет коммерческую информацию (рекламу);

- инициирует позитивные изменения в обществе в связи с повышением конкурентоспособности национальной экономики, темпов производства, а также стабильного политического развития.

Итак, основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации является Конституция Российской Федерации 1993 г., статья 29 Основного закона нашей страны, гласит, что свобода слова и мысли гарантируется каждому человеку и гражданину. Статья 29 Конституции РФ закрепляет взаимосвязанные между собой свободы и права, которые направлены непосредственно на развитие одинаковых и равных возможностей абсолютно каждого человека и гражданина для общения с разными людьми, основываясь на конкуренции мнений и идей, а также самовыражения. Все свободы и права, которые перечислены в настоящей статье: мысли, слова, агитации, пропаганды, мнения, убеждения, информации, свобода от цензуры имеют одинаковые и близкие значения, а также не могут быть применены без учета существующей между ними системной связи. Конституция РФ рассматривает свободу мысли и слова, как неразрывное и единое право мыслить и выражать свои мысли свободно [1].

Следующим, важным законом, регулирующим деятельность СМИ является - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» - в частности статья 1 гласит о свободе массовой информации, что в первую очередь означает: не подлежат ограничениям - получение, поиск, распространение и производство массовой информации; учреждение, СМИ владение, распоряжение и пользование ими; приобретение, изготовление, эксплуатация оборудования, технических устройств, их хранение, а также хранение материалов, сырья, которые предназначены для распространения и производства продукции СМИ [2].

Также в настоящем Законе определен ряд основных понятий: массовая информация; периодическое печатное издание; продукция СМИ; журналист и мн. др.

Помимо вышеизложенных основных законов, деятельность СМИ регулируется также:

1. Уголовным кодексом Российской Федерации;

2. Гражданским кодексом Российской Федерации;

3. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5. Законом Российской Федерации «О государственной тайне»;

6. Федеральным законом «О рекламе»;

7. Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

8. Федеральным законом «Об информации, информатизации защите информации»;

9. Федеральным законом «О связи»;

10. Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»;

11. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4, с. 199].

Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации сложился целый комплекс нормативно-правовых актов, которые объединены общим предметом регулирования общественных отно-

шений; направлены на организацию деятельности средств массовой информации и работы журналистов. Выше был перечислен список основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос деятельности средств массовой информации в Российской Федерации, теперь подробно исследуем данную систему правовых актов. Так, СМИ взаимодействуют непосредственно с конституционным правом, как было отмечено ранее, Конституция РФ содержит гарантии информационного многообразия (плюрализма), в содержании содержаться нормы, регламентирующие общие положения о свободе СМИ:

- Уголовное право устанавливает ряд правонарушений в сфере СМИ, которые с точки зрения законодательства, считаются преступлением (например, статья 128.1. УК РФ - Клевета и мн. др.).

- Административное право в свою очередь, регламентирует порядок взаимодействия средств массовой информации непосредственно с органами исполнительной власти; соответственно устанавливает ответственность за административные правонарушения в сфере СМИ.

- Гражданское право регламентирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые возникают в сфере деятельности средств массовой информации при распространении и сборе информации.

- Финансовое право закрепляет на законодательном уровне процессы финансирования средств массовой информации и иные вопросы, связанные с необходимым финансированием [6, с. 218].

Помимо вышеизложенного, следует обратить внимание, что вопросы СМИ регламентируются не только законодательными основами органов власти РФ, а также регламентируются международно-правовыми актами. Россия является участницей множества международно-правовых актов, которые содержат в себе положения, затрагивающие непосредственно вопросы СМИ: например, данные положения закреплены в документах ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы, СНГ и многих других [3, с. 183].

В данном контексте, следует рассмотреть следующее: система уполномоченных органов, которые осуществляют в Российской Федерации государственно-правовое регулирование в СМИ, в настоящее время представлена следующим образом:

1. Министерство связи и массовых коммуникаций - осуществляет руководство за функционированием в сфере СМИ и информационной деятельности в целом.

2. Федеральная служба по надзору за деятельностью СМИ - занимается регистрацией средств массовой информации, выдачей лицензии, на осуществление соответствующих действий (деятельность в области связи и вещательная деятельность).

3. Федеральная антимонопольная Служба России - осуществляет надзор за рекламной деятельность в Российской Федерации.

4. Прокуратура Российской Федерации - осуществляет полный надзор за исполнением принципа законности в сфере распространения массовых информаций [5, с. 756].

Таким образом, в качестве завершения данного исследования, необходимо выделить проблемы средств массовой информации. Рассмотрим некоторые из них:

- Глобализация СМИ - появление средств массовой информации концентрированные горизонтально и вертикально, что приводит к созданию массового продукта информации и экспансии английского языка, в связи с этим потребитель становится пассивным.

- Несовпадение мнений и представлений о мире у аудитории и журналистов, большинство журналистов не знают, что же на самом деле интересно потребителю.

- Ограниченный объем реклам, следовательно, отсутствие рекламодателей уменьшает прибыль СМИ.

- Огромное количество заказных материалов.

- Падение тиражей (сравнительно с советским периодом).

- Информационная борьба.

- Чрезмерное количество «желтой» прессы.

- Огромный поток информации, не дающий возможность проанализировать ситуацию со всех сторон.

- Потеря доверия к средствам массовой информации.

- Злоупотребление свободой слова.

Итак, на данный момент в Российской

Федерации действует несколько сотен нормативно-правовых актов, которые в той или иной мере регламентируют правовой статус средств массовой информации, также расширяется нормативно-правовая база международных организаций, с которыми заключен ряд договоров.

По мнению многих ученых, в настоящее время в России, можно сказать, что появилась новая отрасль права - права средств массовой информации, или же по-иному можно назвать информационным правом, данное право обладает собственным методом и предметом регулирования.

регулирования средств массовой информации.

Однако, к сожалению, в правовой системе не все гладко, так как и по сегодняшний день продолжается выпуск журналов и газет, которые откровенно призывают к захвату власти, разжигают национальную, социальную, классовую, религиозную рознь и нетерпимость [6, с. 235].

Исходя из проделанного исследования можно сказать, что законодательная база, регулирующая деятельность средств массовой информации довольно-таки велика, и в связи с тем, что существует множество законодательных актов сложно контролировать законность действий, было бы целесообразным создать единый свод законов, который бы регламентировал абсолютно все права, обязанности и ответственность за совершенные деяния в данной сфере.

Во всяком случае, есть институт правового

Библиографический список

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ) // Консультант Плюс: Законодательство.

2. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах массовой информации» // Консультант Плюс: Законодательство.

3. Милорава, А.Р. Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 182-184. — URL https://moluch.ru/archive/148/41909/ (дата обращения: 27.03.2019).

4. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: Юнити, 2018. - 352 с.

5. Чернышева, Ю.А. Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках диалога с государством // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 755-757. - URL https://moluch.ru/archive/107/25699/ (дата обращения: 27.03.2019).

6. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учебное пособие / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 с.

INFORMATION AND LEGAL REGULATION OF MEDIA ACTIVITIES IN RUSSIA

Yu.R. Khrabrovskaya1, student G.G. Fastovich1, senior lecturer N.B. Buzurnaya , student

1Achinsky branch of Krasnoyarsk state agrarian university 2Krasnoyarsk state agrarian university 1(Russia, Achinsk) 2(Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The article reveals the concept and essence of mass media in Russia. The analysis of the regulatory framework governing the activities of the media in the Russian Federation. The main problems of state-legal regulation of media activity in modern Russia are revealed. Some directions of improvement of legal regulation of mass media activity are offered.

Keywords: legal regulation, mass media, freedom of mass media, state regulation and control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.