Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403. С. 124-129. Б01: 10.17223/15617793/403/20
УДК 94(47)
Т. Л. Соколова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В 1985-1993 гг.: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ)
Рассматриваются законодательное и административное регулирование деятельности периодических изданий, взаимоотношения органов власти и печатных СМИ, выделяются основные проблемы, существующие в области печатных СМИ, и пути их решения.
Ключевые слова: периодическая печать; перестройка; правовое регулирование; Европейский Север России.
Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ определяет прежде всего законодательная база, которая регулирует положение и роль средств массовой информации в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о СМИ, так и других нормативно-правовых актов. Правовое регулирование печатных средств массовой информации в 1980-х - начале 1990-х гг. - малоисследованная тема как на общероссийском, так и на региональном уровнях. В статье анализируются содержание и особенности законов о СМИ 1990 и 1991 гг., нормативно-правовые документы региональных властей начала 1990-х гг. (всего более 30 документов). Автором была поставлена задача проследить, как менялись взаимоотношения органов центральной и местной властей и печатных СМИ на протяжении рассматриваемого периода. Территориальные рамки исследования ограничены той частью Европейского Севера России, которая охватывает Архангельскую и Вологодскую области.
В СССР до июня 1990 г. не существовало специального закона о средствах массовой информации. Деятельность СМИ регулировалась, с одной стороны, основным законом государства (Конституцией), с другой - партийными комитетами всех уровней. Конституция СССР 1977 г. «в соответствии с интересами народа» гарантировала свободу слова и печати, широкое распространение информации (статья 50), но юридическое содержание понятия «свобода слова и печати» в ней не определялось [1. С. 53]. Поэтому СМИ в период с 1985 г. и до принятия закона «О печати и других средствах массовой информации» 1990 г. руководствовались в своей деятельности партийными постановлениями и циркулярами всех уровней: от ЦК КПСС до районного комитета КПСС.
Закон «О печати и других средствах массовой информации» был принят Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г. и вступил в силу 1 августа 1990 г. [2. С. 10]. По ряду положений этот законодательный акт выглядел прогрессивным, принятым в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1976 г. Это касалось, в частности, недопустимости цензуры и монополии государства на издательскую деятельность, а также обеспечения гарантий профессиональной самостоятельности редакционных коллективов и права журналистов на получение информации, свободу творчества. По новому Закону средства массовой информации получили возможность не допускать вмешательство в свою дея-
тельность со стороны различных инстанций. Демократичными являлись положения о свободном поиске, получении и распространении информации, о соблюдении авторского права, уважения журналистской конфиденциальности. Основной недостаток принятого документа был в том, что он носил «разрешительный» характер, не сумев по-настоящему гарантировать право каждого публиковать свое мнение, так и не предоставив журналистам подлинной свободы творчества и не оградив деятельность СМИ от вторжения государства. Так, первая статья Закона отмечала, что «печать и другие средства массовой информации свободны». При этом предложенная «свобода» вовсе не гарантировала каждому журналисту или автору высказаться без каких-либо ограничений. Пятая статья с целью «недопустимости злоупотреблением свободой печати» запрещала использовать прессу для разглашения государственной тайны «или иной специально охраняемой законом тайны». В августе 1990 г. появился секретный «Перечень сведений, запрещенных к публикованию», в котором был указан реестр сведений, недопустимых к разглашению.
Таким образом, будучи декларирован демократически, этот Закон не предусматривал реализацию многих демократических идей на практике [1; 3. С. 247-248]. Вследствие принятия Закона СССР «О печати и других СМИ» в системе периодической печати как в центре, так и на местах происходят количественные и качественные изменения: появляются новые типы изданий, увеличивается количество газет. В Архангельской области в 1990 г. вышло 13 новых периодических изданий, в Вологодской области - 25, в Красноярском крае - 32.
Вслед за принятием Закона о печати, а также под влиянием демократических настроений Верховный Совет РСФСР, выбранный в марте 1990 г., принимает Постановление от 22 сентября 1990 г. «О газетах и журналах Верховного Совета РСФСР и газетах местных Советов народных депутатов» [4]. Согласно данному постановлению Верховный Совет РСФСР и местные Советы народных депутатов должны были решить вопрос о самостоятельном издании своих печатных органов с 1 января 1991 г. Вследствие этого осенью 1990 г. областные и Архангельский и Вологодский городские Советы народных депутатов Архангельской и Вологодской областей принимают решения об учреждении, а затем деятельности новых изданий: «Волна», «Архангельск», «Русский Север»,
«Вологодские новости», которые начали издаваться с 1 января 1991 г. Подобные ситуации в рассматриваемый период складываются и в других регионах страны.
Следующим нормативным актом, касающимся деятельности периодических средств массовой информации, являлось Постановление № 2 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР «О выпуске центральных, московских городских и областных газет», принятое 19 августа 1991 г. Данным постановлением временно ограничивался перечень выпускаемых центральных, московских городских и областных и общественно-политических изданий шестью газетами КПСС, а также газетами «Труд», «Известия» и «Красная звезда» [5]. Вслед за постановлением ГКЧП в ряде регионов были приняты решения о приостановке изданий. Так, исполкомом Архангельского областного Совета народных депутатов 19 августа было принято решение о приостановлении выпуска всех газет на территории области на один номер, которое так и осталось невыполненным [6]. Вологодским областным, городскими и районными Советами народных депутатов действия ГКЧП в дни кризиса были признаны неконституционными и была заявлена поддержка Президенту РСФСР. В дни кризиса исполкомом Вологодского областного Совета народных депутатов было принято решение «О мерах по обеспечению нормальной жизнедеятельности области», в котором на руководителей средств массовой информации и печати возлагалась персональная ответственность за объективность и достоверность информации [7]. В период с 19 по 21 августа ни одно из вологодских изданий не было приостановлено. В общественно-политических газетах оперативно печатались указы Президента РСФСР и акты местных Советов в их поддержку, хотя в ряде районных газет в дни путча вообще отсутствовала информация о перевороте [8].
Вслед за ГКЧП Президент РСФСР Б. Ельцин 21 августа 1991 г. издал указ «О средствах массовой информации в РСФСР», который отменил Постановление № 2 ГКЧП как не имеющее юридической силы [9]. После неудачной попытки государственного переворота 23 августа 1991 г. Указом Президента России Б.Н. Ельцина «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» деятельность КП РСФСР, а фактически КПСС, на территории России была прекращена [10]. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск газет «Правда», «Советская Россия» и ряда других как изданий КПСС. В Вологодской области Решением президиума и исполкома областного Совета народных депутатов от 26 августа был приостановлен выпуск областной газеты «Красный Север» - органа обкома КП РСФСР [11]. Осенью 1991 г. все издания, имевшие статус партийных, прошли перерегистрацию, учредителями большинства изданий остались Советы народных депутатов, к которым присоединились коллективы редакций. Таким образом, система партийного руководства печатными изданиями осталась в прошлом.
Изменение политического строя в стране предопределило характер изменений в законодательстве о СМИ, по сравнению с бывшим Союзным. Союзный
Закон просуществовал с 1 августа 1990 г. по 27 декабря 1991 г., когда был принят российский Закон «О средствах массовой информации» [12], в котором свобода печати не просто декларировалась, но и получила конкретное смысловое наполнение: были установлены правила учреждения и регистрации СМИ, недопустимость цензуры, право граждан на свободу слова и СМИ. Прежде всего, в Законе «О средствах массовой информации» содержится требование о недопустимости предварительной цензуры со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений и злоупотребления свободой массовой информации. Также в Законе оговорены взаимоотношения между учредителем, которым может выступать гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, и редакционным коллективом, введены понятия «статус редакции» и «устав редакции». Согласно Закону РФ «О СМИ» учредитель утверждает устав редакции и заключает договор с редакцией средства массовой информации. Кроме того, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (Статья 18). Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности (Статья 19). Таким образом, в Законе «О средствах массовой информации» говорится о независимости СМИ от государственного контроля и вмешательства.
Закон РФ следовал нормам международного права и, в частности, Европейской конвенции о защите прав человека, решениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы, предусматривающим свободу личности на выражение своего мнения, а также поиск, получение и распространение информации. В этих международных документах говорится о независимости средств массовой информации от государственного контроля. Ряд положений закона «О средствах массовой информации» в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции РФ [1. С. 7; 3. С. 250]. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., закрепила свободу массовой информации в части 5 статьи 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». В этой же статье Конституции каждому гарантируется «свобода мысли и слова» (часть 1), право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 4), недопустимость принуждения человека «к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3).
Несмотря на очевидные плюсы, Закон «О СМИ» не предоставил журналистам долгожданной свободы печати, а защищенность редакционных коллективов от давления извне, и в первую очередь со стороны различных органов власти, по существу, осталась только на бумаге. Объясняется это тем, что Закон вновь обошел стороной важнейшую тему - обеспече-
ние экономических условий существования СМИ, тем самым практически сведя на нет и политические гарантии редакционных коллективов. В условиях экономической нестабильности цены на бумагу, типографские услуги и доставку периодических изданий увеличились в несколько раз. Попытка редакций поднять цены на свои издания привела к тому, что читатели перестали покупать и выписывать ставшую дороже периодику. Вследствие этого как центральные, так и региональные периодические издания оказались в очень сложном финансовом положении. Не получив законодательных гарантий экономической независимости средств информации, журналисты рассчитывали, что российское правительство предоставит редакциям налоговые льготы. Однако правительство посчитало возможным дотировать только свои органы информации. В результате растущие цены на бумагу, услуги связи и жесткий налоговый прессинг обеспечили зависимость печатных изданий от государственных, общественных и частных структур, так как доходы редакций от подписки и рекламы не покрывали расходов на выпуск изданий. Особенно в сложной ситуации оказались региональные издания, так как рынок рекламы в регионах складывался намного дольше, чем в центре [3. С. 253]. Таким образом, в начале 1990-х гг. главной задачей, требующей решения, для редакций изданий стал выход из финансового кризиса.
Законодательство о средствах массовой информации развивалось как через изменение Закона «О средствах массовой информации», так и через издание дополняющих его нормативно-правовых актов. Помимо законов статус СМИ определялся также многочисленными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Верховного Совета РФ, а иногда и ведомственными инструкциями. За период с 1992 по 1993 г. центральными органами власти было принято более 20 нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к деятельности средств массовой информации. Прежде всего это ряд постановлений и указов об экономической поддержке и защите деятельности СМИ, устанавливающих размер дотаций государственным средствам массовой информации из республиканского бюджета [13, 14].
С принятием основополагающих федеральных нормативно-правовых актов в регионах России в начале 1990-х гг. началась законотворческая деятельность. Получив значительную свободу и самостоятельность, каждый из регионов имел возможность регулировать свою законодательную базу. Среди нормативно-правовых документов, касающихся деятельности печатных средств массовой информации, принятых местными органами власти Архангельской и Вологодской областей в 1992-1993 гг., необходимо выделить следующие.
Прежде всего это нормативно-правовые акты, направленные на оказание организационной и финансовой поддержки местным изданиям и журналистам. Так, в январе 1992 г. администрация Вологодской области для исполнения постановления Правительства РСФСР [15] принимает Постановление «О мерах
защиты печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям» [16]. Согласно данному постановлению при формировании бюджета на 1992 г. и последующие годы определялось, что расходы на периодические издания, учредителями которых выступали местные органы государственной власти и управления, а также управление печати и массовой информации администрации области, являлись расходами соответственно областного и местного значения. Сумма ассигнований, выделяемая управлению печати и массовой информации администрации области на эти цели, утверждалась отдельной строкой в областном бюджете, в бюджетах районов и городов. Кроме того, в управлении печати и массовой информации администрации области на договорной основе создавался внебюджетный фонд поддержки печати и средств массовой информации. Также данное постановление предоставляло управлению печати и массовой информации, объединениям, предприятиям и издательствам системы Министерства печати и массовой информации право разрабатывать и утверждать положения и сметы расходования средств в пределах источников внебюджетного финансирования на проведение конкурсов, выставок газет, проведения дней печати и других мероприятий, связанных с деятельностью управления печати и массовой информации. Таким образом, согласно данному постановлению, местные органы власти стремились оказать финансовую поддержку периодическим изданиям Вологодской области, учредителями которых они являлись, что, с одной стороны, помогало изданиям выйти из экономического кризиса, с другой стороны, ставило редакции государственных газет в зависимость от государственных структур.
Кроме того, местные органы власти оказывали финансовую поддержку журналистам региональных изданий. Так, малым областным Советом Архангельской области в июне 1993 г. было принято решение о выделении 250 тысяч рублей Архангельской областной организации Союза журналистов России для проведения организационных мероприятий, связанных с созданием профессиональной журналистской организации [17].
Также одним из способов оказания помощи областным, городским и районным газетам являлось продление сроков подписки на издания и организация подписных кампаний.
Подобные ситуации в рассматриваемый период складываются и в других регионах России. Например, в начале 1990-х гг. администрация Воронежской области неоднократно выпускала постановления о поддержке сети районных газет. Способы оказания подобной помощи в регионах были различными: от прямого дотирования, выделения денежных средств в экстренном порядке редакциям, находящимся в критической ситуации, установления льготного налогового режима до организации подписных кампаний, что позволило сохранить сеть местных изданий [18. С. 90-92].
В 1992-1993 гг. местными органами власти Архангельской и Вологодской областей также был принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся деятель-
ности отдельных изданий, среди которых постановления, регистрирующие печатные средства массовой информации, и решения об аккредитации представителей региональных СМИ в органах власти [19, 20].
Особого внимания заслуживают постановления, принятые региональными исполнительными органами власти в октябре 1993 г. вслед за Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 сентября 1993 г. «О правопреемстве полномочий Верховного Совета РФ в отношении СМИ», касающимся средств массовой информации, учредителями которых являлся Верховный Совет Российской Федерации [21]. Так, в Вологодской области Постановлением администрации области «О городских и районных газетах, учредителями которых являлись Советы народных депутатов», главам администраций городов и районов, в связи с приостановлением деятельности городских и районных Советов народных депутатов, предписывалось обеспечить выход городских и районных газет, учредителями которых являлись городские и районные Советы, до начала работы новых органов местного самоуправления [22]. Следовательно, данное постановление имело целью сохранение сети районных изданий региона.
В целом законотворческая деятельность региональных властей в начале 1990-х гг. в сфере печатных средств массовой информации, безусловно, оказала непосредственное влияние на становление новой системы печати на Европейском Севере России. Большинство нормативно-правовых документов, касающихся деятельности печатных СМИ Архангельской и Вологодской областей, были приняты местными органами власти вслед за постановлениями Правительства и Верховного Совета Российской Федерации. Анализ документов позволяет сделать вывод, что основное внимание в 1992-1993 гг. местные власти уделяли финансовой поддержке региональных общественно-политических изданий, учредителями которых они сами являлись. Причиной тому был финансо-
вый кризис, в котором оказалось большинство редакций, вызванный рыночными реформами. Без материальной поддержки со стороны государства некоммерческие общественно-политические областные, городские и районные издания, большинство из которых по самооценке уже в 1990-1991 гг. являлись нерентабельными, с началом радикальных экономических преобразований прекратили бы свой выход. С другой стороны, материальная зависимость приводит к тому, что издания становятся проводниками политики региональных властей.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что за период с 1985 по 1993 г. произошли значительные изменения в области законодательного и административного регулирования деятельности печатных средств массовой информации. В СССР монопольное право на издание газет принадлежало партийно-советским органам власти, которые всесторонне регламентировали деятельность редакций периодических изданий от подбора журналистских кадров до определения тем публикаций. Соответственно, финансирование печатных изданий осуществлялось из государственного бюджета. Политические и экономические реформы, а также организационные изменения, происходившие в самой системе СМИ, привели в конце 1980-х гг. к необходимости разработки специального закона, регулирующего взаимоотношения органов власти, средств массовой информации и общества. За период с 1990 по 1993 г. включительно центральными органами власти было принято 2 закона и более 20 нормативно-правовых актов, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и Верховного Совета РФ, затрагивающих деятельность СМИ. Большинство региональных нормативно-правовых актов принималось во исполнение федеральных документов либо касалось деятельности отдельных периодических изданий региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации. Воронеж, 2003. 105 с.
2. Законодательство о средствах массовой информации : учеб.-практ. материалы / под ред. А.Г. Рихтера. М., 1999. 431 с.
3. Стровский Д. История отечественной журналистики новейшего периода. Лекции. Екатеринбург, 1998. 271 с.
4. «О газетах и журналах Верховного Совета РСФСР и газетах местных Советов народных депутатов»: Постановление Верховного Совета
РСФСР от 22 сентября 1990 г. // Советская Россия. 1990. 25 сент.
5. «О выпуске центральных, московских городских и областных газет»: Постановление № 2 Государственного комитета по чрезвычайному
положению в СССР от 19 августа 1991 г. // Советская Россия. 1991. 21 авг.
6. История одного решения // Волна. 1991. 29 авг.
7. «О мерах по обеспечению нормальной жизнедеятельности области»: Решение исполкома областного Совета народных депутатов Воло-
годской области от 20 августа 1991 г. // Русский Север. 1991. 22 авг.
8. «О деятельности должностных лиц и органов областного Совета, местных Советов, хозяйственных руководителей в период государ-
ственного переворота»: Доклад председателя Областного Совета народных депутатов Г.В. Судакова // Русский Север. 1991. 7 сент.
9. «О средствах массовой информации в РСФСР»: Указ Президента РСФСР от 21 августа 1991 г. № 69 // Ведомости Съезда народных депу-
татов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 35.
10. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР»: Указ Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 35. С. 1149.
11. «О приостановлении выпуска областной газеты «Красный Север»: Решение президиума и исполкома областного Совета народных депутатов от 26 августа 1991 г. // Русский Север. 1991. 29 авг.
12. «О средствах массовой информации»: Закон РФ от 27.12.1991, № 2124-1 // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7.
13. «Об экономической поддержке и правовом обеспечении деятельности СМИ»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. № 3335-1 // Российские вести. 1992. 15 августа.
14. «О защите свободы массовой информации»: Указ Президента РФ № 376 от 20 марта 1993 // Российская газета. 1993. 27 марта.
15. «О мерах защиты печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям»: Постановление Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 24 // Правовая система «Консультант».
16. «О мерах защиты печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям»: Постановление администра-
ции Вологодской области от 17.01.92. № 36 // Русский Север. 1992. 21 января.
17. «О выделении средств Архангельской организации Союза журналистов России»: Решение малого областного Совета народных депутатов от
18.06.1993 г. // Волна. 1993. 19 июня.
18. Кажихин А. А Типология отечественной региональной прессы рубежа XX-XXI вв. (на примере печатной периодики Воронежской области) : дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 223 с.
19. «О регистрации средств массовой информации»: Постановление администрации Вологодской области от 10.02.1992 № 88 // Русский Север.
1992. 15 февраля.
20. «Об аккредитации представителей средств массовой информации области в областном Совете народных депутатов и администрации области»:
Решение Вологодского областного совета народных депутатов от 07.07.1992 г. № 223/347 // Русский Север. 1992. 13 июля.
21. «О правопреемстве полномочий Верховного совета РФ в отношении СМИ»: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 сентября 1993 г. № 963 // Российская газета. 1993. 5 октября.
22. «О городских и районных газетах, учредителями которых являлись советы народных депутатов»: Постановление администрации области // Русский Север. 1993. 15 октября.
Статья представлена научной редакцией «История» 3 октября 2015 г.
DEVELOPMENT OF REGIONAL PRINT MEDIA IN 1985-1993: LEGAL REGULATION AND ADMINISTRATIVE INFLUENCE (BASED ON THE MATERIALS OF THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA)
Tomsk State University Journal, 2016, 403, 124-129. DOI: 10.17223/15617793/403/20
Sokolova Tatiana L. Vologda State University (Vologda, Russian Federation). E-mail: taniavol@yandex.ru
Keywords: print media; perestroika; legal regulation; European North of Russia.
The article deals with the legislative and administrative regulation of print media activities, describes relationship between the government and print media and also indicates major challenges and their solutions within the period under consideration based on the materials of Arkhangelsk and Vologda Oblasts. While studying this topic, the author analyzed and summarized laws and regulations of the central and local authorities (more than 30 documents). The article presents the content and peculiarities of mass media laws in 1990 and 1991. After analyzing the Soviet mass media law of 1990, the author made a conclusion that the law contained some democratic ideas, such as the prohibition of censorship and of state monopoly on publishing activities, the journalists' right to receive information, freedom of creation, etc. The main disadvantage of the document was that it did not protect mass media against the government intervention. The article also examines legal documents from the period of the State Committee on the State of Emergency published by the central and regional authorities. The decrees and orders clearly demonstrate the fight for power where both parties actively involved print media. The author analyzed the impact of the Russian Mass Media Law dated December 27, 1991 on the performance of print media and concluded that the Law did not create proper economic conditions for further development of the printed press. As a result, both central and regional print media companies happened to be in a very difficult financial situation hoping for assistance, mainly from the government. For the period from 1992 to 1993, the central authorities passed more than 20 legal acts on economic support and protection of mass media. Following the example of the central authorities, regions also started to amend their local legislation. Among the legal documents on the performance of print media passed by the local authorities in Arkhangelsk and Vologda Oblasts in 1992-1993, the author highlights the following: 1) regulations to provide organizational and financial support for local media and journalists; 2) regulations referring to the activities of certain editions, including regulations on registration of print media companies and decisions on accreditation of regional mass media representatives in government authorities: 3) decisions to support a network of regional newspapers. The ways of providing such assistance in regions were different: direct subsidies, allocation of funds to editorial offices, privileged tax regime, arrangement of subscription campaigns. Most legal documents related to the performance of print media in Arkhangelsk and Vologda Oblasts were adopted by local authorities following the decisions of the Government and the Supreme Council of the Russian Federation. A similar situation took place in most regions of Russia, as confirmed by the study of the materials of Belgorod, Voronezh, Kursk, Lipetsk and Tambov Oblasts.
REFERENCES
1. Komarovskiy, V.S. (2003) Gosudarstvennaya sluzhba i sredstva massovoy informatsii [Civil Service and the media]. Voronezh: Voronezh State
University.
2. Rikhter, A.G. (1999) Zakonodatel 'stvo o sredstvakh massovoy informatsii [Legislation on the media]. Moscow: Tsentr "Pravo i SMI".
3. Strovskiy, D. (1998) Istoriya otechestvennoy zhurnalistiki noveyshego perioda. Lektsii [History of Russian journalism of the modern period. Lec-
tures]. Ekaterinburg: Ural State University.
4. Sovetskaya Rossiya. (1990) "O gazetakh i zhurnalakh Verkhovnogo Soveta RSFSR i gazetakh mestnykh Sovetov narodnykh deputatov": Post-
anovlenie Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 22 sentyabrya 1990 g. ["On the newspapers and journals of the Supreme Council and the newspapers of local Soviets": Decision of the Supreme Council of September 22, 1990]. Sovetskaya Rossiya. 25 September.
5. Sovetskaya Rossiya. (1991) "O vypuske tsentral'nykh, moskovskikh gorodskikh i oblastnykh gazet": Postanovlenie № 2 Gosudarstvennogo
komiteta po chrezvychaynomu polozheniyu v SSSR ot 19 avgusta 1991 g. ["On the issue of central, Moscow city and regional newspapers": Decree No. 2 of the State Emergency Committee of the USSR of August 19, 1991]. Sovetskaya Rossiya. 21 August.
6. Volna. (1991) Istoriya odnogo resheniya [History of a decision]. Volna. 29 August.
7. Russkiy Sever. (1991) "O merakh po obespecheniyu normal'noy zhiznedeyatel'nosti oblasti": Reshenie ispolkoma oblastnogo Soveta narodnykh
deputatov Vologodskoy oblasti ot 20 avgusta 1991 g. ["On measures to ensure the normal life of the region": decision of the Executive Committee of the Regional Council of People's Deputies of Vologda Oblast of August 20, 1991]. Russkiy Sever. 22 August.
8. Russkiy Sever. (1991) "O deyatel'nosti dolzhnostnykh lits i organov oblastnogo Soveta, mestnykh Sovetov, khozyaystvennykh rukovoditeley v
period gosudarstvennogo perevorota": Doklad predsedatelya Oblastnogo Soveta narodnykh deputatov G.V. Sudakova ["On the activities of officials and bodies of the Regional Council, local councils, business leaders during the coup d'etat": Report of the Chairman of the Regional Council of People's Deputies G.V. Sudakov]. Russkiy Sever. 7 September.
9. Vedomosti S"ezda Narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. (1991) "O sredstvakh massovoy informatsii v RSFSR": Ukaz
Prezidenta RSFSR ot 21 avgusta 1991 g. № 69 ["On mass media in the RSFSR": RSFSR Presidential Decree of August 21, 1991 No. 69]. Vedomosti S"ezda Narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. 35.
10. Vedomosti S"ezda Narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. (1991) "O priostanovlenii deyatel'nosti Kommunisticheskoy partii RSFSR": Ukaz Prezidenta RSFSR ot 23 avgusta 1991 g. ["On the suspension of the activities of the Communist Party of the RSFSR": RSFSR Presidential Decree of August 23, 1991]. Vedomosti S"ezda Narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. 35. pp. 1149.
11. Russkiy Sever. (1991) "O priostanovlenii vypuska oblastnoy gazety "Krasnyy Sever": Reshenie prezidiuma i ispolkoma oblastnogo Soveta narodnykh deputatov ot 26 avgusta 1991 g. ["On the suspension of the release of the regional newspaper Krasny Sever": The decision of the presidium and the executive committee of the Regional Council of People's Deputies of August 26, 1991]. Russkiy Sever. 29 August.
12. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii. (1992) "O sredstvakh massovoy informatsii": Zakon RF ot 27.12.1991, № 2124-1 ["On mass media": the Law of the Russian Federation of 27.12.1991, No. 2124-1]. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii. 7.
13. Rossiyskie vesti. (1992) "Ob ekonomicheskoy podderzhke i pravovom obespechenii deyatel'nosti SMI": Postanovlenie Verkhovnogo Soveta RF ot 17 iyulya 1992 g. № 3335-1 ["On the economic and legal support of the media": Resolution of the Supreme Council of July 17, 1992 No. 3335-1]. Rossiyskie vesti. 15 August.
14. Rossiyskaya gazeta. (1993) "O zashchite svobody massovoy informatsii": Ukaz Prezidenta RF № 376 ot 20 marta 1993 ["On the protection of freedom of the media": Presidential Decree No. 376 of March 20, 1993]. Rossiyskaya gazeta. 27 March.
15. Konsul'tant. (c. 1991) "O merakh zashchity pechati i sredstv massovoy informatsii na period perekhoda k rynochnym otnosheniyam": Postanovlenie Pravitel 'stva RSFSR ot 27 noyabrya 1991 g. № 24 ["On measures to protect the press and the media in the period of transition to market relations": Resolution ofthe Government ofthe RSFSR of November 27, 1991 No. 24].
16. Russkiy Sever. (1992) "O merakh zashchity pechati i sredstv massovoy informatsii na period perekhoda k rynochnym otnosheniyam": Postanovlenie administratsii Vologodskoy oblasti ot 17.01.92. № 36 ["On measures to protect the press and the media in the period of transition to market relations": Resolution of the Vologda region administration of 17.01.92. No. 36]. Russkiy Sever. 21 January.
17. Volna. (1993) "O vydelenii sredstv Arkhangel'skoy organizatsii Soyuza zhurnalistov Rossii": Reshenie malogo oblastnogo Soveta narodnykh deputatov ot 18.06.1993 g. ["On the allocation of funds for Arkhangelsk organization of the Russian Union of Journalists": Decision of the Small Regional Council of People's Deputies of 18.06.1993]. Volna. 19 June.
18. Kazhikhin, A.A. (2004) Tipologiya otechestvennoy regional'noy pressy rubezha XX—XXI vv. (na primere pechatnoy periodiki Voronezhskoy oblasti) [Typology of Russian regional press of the turn of the 20th and 21st centuries (on the example of printed periodicals of Voronezh Oblast)]. Philology Cand. Diss. Voronezh.
19. Russkiy Sever. (1992) "O registratsii sredstv massovoy informatsii": Postanovlenie administratsii Vologodskoy oblasti ot 10.02.1992 № 88 ["On the registration of mass media": Resolution of the Vologda Oblast Administration of 10.02.1992 No. 88]. Russkiy Sever. 15 February.
20. Russkiy Sever. (1992) "Ob akkreditatsii predstaviteley sredstv massovoy informatsii oblasti v oblastnom Sovete narodnykh deputatov i administratsii oblasti": Reshenie Vologodskogo oblastnogo soveta narodnykh deputatov ot 07.07.1992 g. № 223/347 ["On the accreditation of regional media representatives in the Regional Council of People's Deputies and the Regional Administration": The decision of the Vologda Regional Council of People's Deputies of 07.07.1992, No. 223/347]. Russkiy Sever. 13 July.
21. Rossiyskaya gazeta. (1993) "O pravopreemstve polnomochiy Verkhovnogo soveta RF v otnoshenii SMI": Postanovlenie Soveta Ministrov -Pravitel'stva RF ot 23 sentyabrya 1993 g. № 963 ["On the succession of powers of the Supreme Council in relation to the media": Decision of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation of September 23, 1993 No. 963]. Rossiyskaya gazeta. 5 October.
22. Russkiy Sever. (1993) "O gorodskikh i rayonnykh gazetakh, uchreditelyami kotorykh yavlyalis' sovety narodnykh deputatov": Postanovlenie administratsii oblasti ["On the city and district newspapers, the founder of which is the Council of People's Deputies": Decision of Oblast Administration]. Russkiy Sever. 15 October.
Received: 03 October 2015