Научная статья на тему 'Информационно-правовая защита несовершеннолетних в России и европейских странах'

Информационно-правовая защита несовершеннолетних в России и европейских странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / защита несовершеннолетних / информационно-правовая защита / сеть «Интернет» / законодательство России / законодательство зарубежных стран / information security / protection of minors / information and legal protection / Internet / Russian legislation / legislation of foreign countries

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сеидов Гамзат Закирович

В научной статье отражаются особенности развития в мире доступа к информационно-телекоммуникационным сетям (включая сеть «Интернет»). Указывается, что лица, размещающие информацию, в частности, в сети «Интернет», могут это делать анонимно и доступ к данным сведениям имеет неограниченный круг лиц (т.е. в том числе и подростки). Предметом исследования выступает система норм, направленных на информационно-правовую защиту прав несовершеннолетних. Цель исследования – проанализировать информационно-правовую защиту несовершеннолетних в России и Европейских странах. Констатируется, что в Российской Федерации совершенствуется законодательство, направленное на защиту несовершеннолетних от негативного влияния со стороны сети «Интернет». Также и в некоторых странах Европы законодательство в рамках данной тематики подвергается анализу. Отечественному законодателю целесообразно было бы перенять достаточно позитивный испанский опыт по защите подростков от негативной информации. Например, создать специализированное подразделение, к примеру, в рамках правоохранительных органов, которое проводило бы мониторинг различный сайтов и аккаунтов для выявления и блокирования в случае размещения негативной информации, влияющей на подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND LEGAL PROTECTION OF MINORS IN RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES

The scientific article reflects the peculiarities of the development of access to information and telecommunication networks (including the Internet) in the world. It is indicated that persons posting information, in particular on the Internet, can do so anonymously and access to this information is available to an unlimited number of persons (i.e., including teenagers). The subject of the study is a system of norms aimed at information and legal protection of the rights of minors. The purpose of the study is to analyze the information and legal protection of minors in Russia and European countries. It is stated that in the Russian Federation legislation is being improved aimed at protecting minors from the negative influence of the Internet. Also in some European countries, legislation on this topic is being analyzed. It would be advisable for the domestic legislator to adopt the fairly positive Spanish experience in protecting teenagers from negative information. For example, create a specialized unit, for example, within law enforcement agencies, which would monitor various sites and accounts to identify and block if they post negative information that affects a teenager.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовая защита несовершеннолетних в России и европейских странах»

Информационно- правовая защита несовершеннолетних в России и европейских странах

Сеидов Гамзат Закирович,

аспирант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»

E-mail: Muhamiduliun@gmail.com

В научной статье отражаются особенности развития в мире доступа к информационно-телекоммуникационным сетям (включая сеть «Интернет»). Указывается, что лица, размещающие информацию, в частности, в сети «Интернет», могут это делать анонимно и доступ к данным сведениям имеет неограниченный круг лиц (т.е. в том числе и подростки).

Предметом исследования выступает система норм, направленных на информационно-правовую защиту прав несовершеннолетних. Цель исследования - проанализировать информационно-правовую защиту несовершеннолетних в России и Европейских странах.

Констатируется, что в Российской Федерации совершенствуется законодательство, направленное на защиту несовершеннолетних от негативного влияния со стороны сети «Интернет». Также и в некоторых странах Европы законодательство в рамках данной тематики подвергается анализу. Отечественному законодателю целесообразно было бы перенять достаточно позитивный испанский опыт по защите подростков от негативной информации. Например, создать специализированное подразделение, к примеру, в рамках правоохранительных органов, которое проводило бы мониторинг различный сайтов и аккаун-тов для выявления и блокирования в случае размещения негативной информации, влияющей на подростка.

Ключевые слова: информационная безопасность, защита несовершеннолетних, информационно-правовая защита, сеть «Интернет», законодательство России, законодательство зарубежных стран.

В XXI веке в мире достаточно активно развиваются информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»). В 2022 году доля мирового населения, использовавшего интернет, составила 62,5% [13], а в 2023 году уже 64,4% [7]. Причем сеть «Интернет», в отличие от СМИ (понятие предоставляется в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»), предполагает под собой неограниченное число пользователей не только в одной стране, но и во всем мире. При этом информация размещается, в том числе и анонимно, а также сведения могут содержать и запрещенную информацию (в последнем случае она носит, как правило, непрерывный оборот, так как один сайт (аккаунт) блокируется и создается иной сайт (ак-каунт) с подобной информацией). Поэтому в мире со стороны органов государства не созданы условия регулирования размещаемой информации в сети «Интернет» и ее оперативного блокирования.

Вследствие чего одной из проблем правового регулирования в сети «Интернет» является обеспечение безопасности не только всего общества, но и в большей степени детей (ребенком, согласно Конвенции о правах ребенка, признается лицо, не достигшее 18 лет), так как сведения способны негативно сказаться на психологии и поведение подростка.

Кроме того, именно детство для любого человека имеет огромное значение в его становлении как личности, ведь именно в этот период закладываются все основополагающие базисы общества. Это, как правило, происходит через законных представителей подростка, вследствие чего в данном случае необходимо рассматривать права ребенка через охрану материнства и детства [4].

По исследованию в том числе и зарубежных ученых, происходит увеличение числа деяний в отношении несовершеннолетних с помощью сети «Интернет» [1].

Поэтому Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка 2 марта 2021 года опубликовал «Замечание общего порядка № 25 (2021) о правах детей в связи с цифровой средой» [6]. В нем подчеркивается необходимость предоставления неограниченного доступа к информационным технологиям детям, а также нецелесообразность затребования руководством сайта разрешения со стороны родителей или лиц их заменяющих, разрешения на просмотр подростками информации на определенном сайте. В обоснование данного (достаточно коллизионного положения с ра-

нее принятыми международными правовыми актами, направленными на охрану детей [5; 8; 2]) лежит необходимость соблюдать конфиденциальные сведения о лицах, посещающих сайт.

Между тем анализируя юридическую литературу, можем констатировать, что в отечественном праве в большей степени уделяется внимание именно информационно-правовой защите несовершеннолетних, а не специфике сравнительно-правового регламентирования защиты подростков по законодательству России и зарубежных государств, в том числе и стран Европы. Исследуя специфику отражения норм законодательства информационно-правовой защиты России и ряда стран Европы можно проанализировать общие и отличительные аспекты правовой регламентации защиты подростков от негативной информации в сети «Интернет». А также предложить возможность совершенствования отечественного законодательства с учетом позитивного зарубежного опыта.

Рассматривая законодательство Российской Федерации, можем констатировать, что правовые предписания о информационно-правовой защите несовершеннолетних регламентируются в ряде нормативных правовых актах.

Анализируя российское законодательство по особенностям информационно-правовой защиты несовершеннолетних, следует отметить Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где указано что «информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [9].

В рамках данного Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3, а также особенностей проводимой политики, нацеленной на охрану подростков от неправомерной информации, осуществляется политика, ориентированная на информационно-правовую защиту детей. Об этом свидетельствуют вносимые изменения в КоАП РФ, в частности, относительно недавних нововведений по установлению ответственности пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола и т.д. В рамках УК РФ также происходит совершенствование уголовно-правовых норм, направленных на охрану подростков от негативной информации, к примеру, криминализация в 2017 году преступления, сопряженного с вовлечением несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (151.2 УК РФ).

Вместе с тем, рассмотрев особенности отражения информационно-правовой защиты подростков от негативной информации, переходим к анализу подобного законодательного регулирования в ряде европейских государств.

Так, обращая внимание на специфику УК стран, относящихся к романо-германской правовой се-

мье, хотелось бы отметить, что они характеризуются следующими признаками: во-первых, законодательство строится именно на основе письменных актов; во-вторых, нормативные правовые акты принимаются законодательной ветвью власти в установленном законом порядке, в-третьих, присутствует деление права на частное и публичное [3].

Так, в Испании принят специализированный закон, направленный на информационную безопасность детей. Имеют место и иные законы, направленные на информационно-правовую защиту подростков [11]. В целом, соблюдением защиты подростков в Испании занимается полиция, хотя действуют и не правительственные организации, в основе которых находится разработка специализированных программ, направленных на фильтрацию и блокировку негативной информации в сети «Интернет».

Вследствие чего можем отметить, что в Испании кроме нормативно-правового регулирования информационно-правовой защиты несовершеннолетних действуют и организации, которые проводят мониторинг сайтов и аккаунтов на предмет размещения негативной информации. По нашему суждению, подобный подход можно использовать и в Российской Федерации, поручив это правоохранительным органам. В настоящее время созданы специальные подразделения правоохранительных органов, такие как Управление «К» МВД России, региональные структурные и специализированные подразделения ФСБ России, однако их деятельность не может в должной мере противостоять тем криминальным тенденциям, которые существуют в кибер-среде.

В Великобритании действует отдельный трафик «Чистая линия», т.е. предполагается ограниченный доступ на определенные сайты, а также последующее их блокирование [12].

В России подобный подход используется под названием «Родительский контроль», но не всегда при этом имеет место блокировка сайта.

Во Франции действует превалирование конфиденциальности информации, но при этом присутствуют правовые предписания, носящие императивный характер и направленные на необходимость регистрации обработки персональных данных в едином надзорном органе.

Однако в законодательстве Франции присутствует правовой пробел, вызванный онлайн транслированием негативной информации. Так, если произойдет просмотр подростком данной информации, то лицо, транслирующее информацию, будет подлежать уголовной ответственности. Вместе с тем возникает закономерный вопрос, как будет проходить идентификация просмотревшего подоб- р ные онлайн трансляции. Д

Хотя, во Франции создан сайт «Защита детей Ч

т

в Интернете», в рамках которого любой желающий К может пожаловаться на любые сайты, на которых ё размещается негативная информация, способная у оказать влияние на несовершеннолетних [10]. А

Подводя итог настоящей научной статье можем сказать, что информация, размещаемая в сети «Интернет» требует особого контроля как со стороны государственных органов, так и семьи. Государство, обеспечивая контроль за размещаемой на сайтах и аккаунтах информацией, является гарантом защиты несовершеннолетних от негативных сведений. Так, и семья (институт семьи и брака играет ключевую роль в обеспечении стабильности и жизнеспособности любого общества) должна обеспечивать контроль над посещением их ребенком тех или иных Интернет-ресурсов, поскольку на родителей возложена обязанность по воспитанию детей. В немалой степени, все это будет способствовать тому, что зафиксировано в международных правовых актах (ратифицированных в том числе и Российской Федерацией) и национальном законодательстве. Информация, поступающая из сети «Интернет» должна быть безопасной для подростков, сведения не должны негативно отражаться на их психике, в частности, формировать негативные привычки либо проявление агрессии. В подобном случае, присутствуют ряд правовых мер привлечения виновных лиц к различной ответственности, а также блокированию или ограничению доступа на сайт или аккаунт, размещающие информацию, негативно влияющую на психику подростка

Вместе с тем проанализировав особенности информационно-правовой защиты несовершеннолетних в России и ряде зарубежных стран Европы, можем отметить, что в Российской Федерации, как и во многих других государствах, происходит поиск оптимальной модели правового регулирования защиты подростков от негативной информации. Однако, по нашему суждению, России следует уделить внимание испанскому опыту по созданию в данном государстве неправительственных организаций. В их основе находится разработка специализированных программ, направленных на фильтрацию и блокировку негативной информации в сети «Интернет». Этот подход уже реализуется, к примеру, в рамках уже действующих правоохранительных структур.

Литература

1. Букалерова Л. А., Остроушко А.В., Криез О. Преступления против информационной безопасности несовершеннолетних, совершаемые посредством информационно-телекоммуникационных сетей(включая сеть Интернет) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т.12,№ 1. С. 17-35.

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10-13.

3. Гасанов Ш.М. Романо-германская правовая система: история и современность // Закон и право. 2019.№ 8. С. 38-39

4. Горячева, С.А. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 20 с.

5. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов.М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.

6. Замечание общего порядка № 25 (2021) о правах детей в связи с цифровой средой // ООН. URL: https://docstore.ohchr.org/ SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6Qk-G1d%2FPPRiCAqhKb7yhsqIkirKQZLK2M-58RF%2F5F0vEG%2BcAAx34gC78FwvnmZX-GFqqJDO%2FyPTAfbgP6DgempEJedd4hilxM-WP%2BlF88deb4%2Fr7POvYL9IBx7hRMGH-XtF6 (дата обращения: 17.12.2023).

7. Интернет и соцсети в начале 2023 года - главные цифры Global Digital 2023 // VC.RU. URL: https://vc.ru/marketing/596126-internet-i-socseti-v-nachale-2023-goda-glavnye-cifry-global-digital-2023(дата обращения: 29.11.2023).

8. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI..

9. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023): [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2010 г.; одобрен Советом Федерации Федер Собр Рос. Федерации 24 дек. 2010 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1, ст. 48.

10. О международно-правовом и национальном регулировании отношений по обеспечению информационной безопасности детей и несовершеннолетних. Аналитическая записка / под ред. Л.А. Букалеровой, А.В. Остроушко // Образовательное право. Законодательство об образовании. Информационный портал. URL: https://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/anali-tika/issledovaniya/o-mezhdunarodno-pravovom-i-natsionalnom-regulirovanii-otnosheniy-po-obespecheniyu-informatsionnoy-be/ (дата обращения: 17.12.2023)

11. Опыт регулирования информационного пространства в Испании // D-Russia. URL: https:// d-russia.ru/opyt-regulirovanija-informacionnogo-prostranstva-v-ispanii.html (дата обращения: 17.12.2023).

12. Солодянкина Д.С. Перспективы использования зарубежного опыта и стран СНГ для совершенствования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 3(19). С. 70-74.

13. Статистика пользователей интернета в мире в 2022 // SEO Блог Алексея Файнгора. URL: https://fayngor.ru/blog/statistika-polzovatelej-interneta-v-mire-v-2022/ (дата обращения: 23.11.2023).

INFORMATION AND LEGAL PROTECTION OF MINORS IN RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES

Seidov G.Z.

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia

The scientific article reflects the peculiarities of the development of access to information and telecommunication networks (including the Internet) in the world. It is indicated that persons posting information, in particular on the Internet, can do so anonymously and access to this information is available to an unlimited number of persons (i.e., including teenagers).

The subject of the study is a system of norms aimed at information and legal protection of the rights of minors. The purpose of the study is to analyze the information and legal protection of minors in Russia and European countries.

It is stated that in the Russian Federation legislation is being improved aimed at protecting minors from the negative influence of the Internet. Also in some European countries, legislation on this topic is being analyzed. It would be advisable for the domestic legislator to adopt the fairly positive Spanish experience in protecting teenagers from negative information. For example, create a specialized unit, for example, within law enforcement agencies, which would monitor various sites and accounts to identify and block if they post negative information that affects a teenager.

Keywords: information security, protection of minors, information and legal protection, Internet, Russian legislation, legislation of foreign countries.

Reference

1. Bukalerova L. A., Ostroushko A.V., Kriez O. Crimes against the information security of minors committed through information and telecommunication networks (including the Internet) // Bulletin of St. Petersburg University. Right. 2021. T. 12, No. 1. P. 17-35.

2. World Declaration on Ensuring the Survival, Protection and Development of Children of September 30, 1990 // Diplomatic Bulletin. 1992. No. 6. P. 10-13.

3. Gasanov Sh.M. Romano-Germanic legal system: history and modernity // Law and Law. 2019. No. 8. P. 38-39

4. Goryacheva, S.A. Constitutional and legal protection of the rights of minors in the Russian Federation: abstract. dis. ...cand. legal Sci. M., 2012. 20 p.

5. Declaration of the Rights of the Child of November 20, 1959 // International protection of human rights and freedoms: collection of documents. M.: Legal literature, 1990. pp. 385-388.

6. General Comment No. 25 (2021) on children's rights in relation to the digital environment // UN. URL: https://docstore.ohchr. org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRi-CAqhKb7yhsqIkirKQZLK2M58RF%2F5F0vEG%2BcAAx34g-C78FwvnmZXGFqqJDO%2FyPTAfbgP6DgempEJedd4hilx-MWP%2Bl F88deb4%2Fr7POvYL9IBx7hRMGHXtF6 (access date: 12/17/2023).

7. Internet and social networks at the beginning of 2023 - the main figures of Global Digital 2023 // VC.RU. URL: https://vc. ru/marketing/596126-internet-i-socseti-v-nachale-2023-goda-glavnye-cifry-global-digital-2023 (access date: 11.29.2023).

8. Convention on the Rights of the Child of November 20, 1989 // Collection of international treaties of the USSR. 1993. Vol. XLVI..

9. On the protection of children from information harmful to their health and development: federal. Russian law Federation from December 29. 2010 No. 436-FZ (as amended on April 28, 2023): [adopted by the State. Duma Feder. Collection Ross. Federation December 21, 2010; approved by the Federation Council of Feder Sobr Ross. Federation 24 Dec. 2010] // Collection. Russian legislation Federation. - 2011. - No. 1, art. 48.

10. On international legal and national regulation of relations to ensure the information security of children and minors. Analytical note / ed. L.A. Bukalerova, A.V. Ostroushko // Educational Law. Legislation on education. Informational portal. URL: https://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/issledovaniya/ o-mezhdunarodno-pravovom-i-natsionalnom-regulirovanii-otnosheniy-po-obespecheniyu-informatsionnoy-be/ (date of access: 12/17/2023)

11. Experience in regulating the information space in Spain // D-Russia. URL: https://d-russia.ru/opyt-regulirovanija-informacionnogo-prostranstva-v-ispanii.html (access date: 12/17/2023).

12. Solodyankina D.S. Prospects for using foreign experience and the CIS countries to improve legislation on the protection of children from information that is harmful to their health and development // Skif. Questions of student science. 2018. No. 3(19). pp. 70-74.

13. Statistics of Internet users in the world in 2022 // SEO Blog of Alexey Faingor. URL: https://fayngor.ru/blog/statistika-polzovatelej-interneta-v-mire-v-2022/ (access date: November 23, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.