Научная статья на тему 'Информационно-обучающие акции ярмарки здоровья в формировании здорового образа жизни молодежи'

Информационно-обучающие акции ярмарки здоровья в формировании здорового образа жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елистратова М. И., Житникова Л. М., Яковлева П. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-обучающие акции ярмарки здоровья в формировании здорового образа жизни молодежи»

ИНФОРМАЦИОННО - ОБУЧАЮЩИЕ АКЦИИ - ЯРМАРКИ ЗДОРОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Елистратова М.И., Житникова Л.М., Яковлева П.К.

Дальневосточный государственный медицинский университет, кафедра стоматологии детского возраста, г.Хабаровск, Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова, кафедра семейной медицины ФППОВ, Москва

При изучении состояния здоровья школьников отмечается высокое распространение поведенческих факторов риска, таких как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, низкая физическая активность, нерациональное питание. Оценка существующей ситуации и потребностей должна стать обязательным первоначальным шагом при планировании программ по укреплению здоровья. За период 2005 - 2009 г.г. на базе ряда общеобразовательных и вузовских учреждений Хабаровского края было проведено более 30 информационно-обучающих мероприятий - «Ярмарки здоровья». «Ярмарка здоровья» (ЯЗ) предлагает качественное обучение заботе о здоровье, скрининг факторов риска и заболеваний. В основу построения программы, как здоровьеформирующего и здоровьеобучающего, мероприятия положены принципы: социализации (взаимосвязь интересов личности с интересами общества); правдивость и доступность информации; конфиденциальность информации; комплексность и интегративность (переход от изложения простых понятий к более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы для последующих); личностно-ориентированный характер (стремление к решению конкретных проблем учащихся, их родителей, педагогов); планирование и проведение работы в зависимости от конкретных потребностей и результатов воспитания.

Предваряет проведение ЯЗ в каждом конкретном коллективе учащихся сбор информации о потребностях целевой аудитории, которая собирается в «Почтовые ящики» в течение 10-14 дней до акции. Эта предварительное «обследование» помогает добровольцам (студентам-медикам, студентам-педагогам, клиническим ординаторам, прошедшим соответствующую подготовку) уточнить тематику секций, вносит коррективы в подготовку раздаточных материалов, презентаций и др.. ЯЗ состоит из нескольких блоков: информационного, диагностического, обучающего, досугового. Мероприятия всех блоков проходят одновременно либо в одном большом помещении (актовые или спортивные залы), либо в отдельных классах образовательного учреждения. На ЯЗ работают секции: «Сколько в тебе здоровья?», «Табак.№1», «Пиво и его «друзья», «Мужское здоровье», «О здоровье девушек», «О культуре питания», «Г игиена полости рта», «Мир во всех красках?», «Наркотики и ...», «Будущим родителям» и другие. Работа каждой секции проходит по следующей схеме: информационный блок в течение 8-10 минут, представляемый консультантами в виде мультимедийной презентации, видеоролика или мини-лекции; блок интерактивного общения - 10-12 минут, в течение которого ребята задают и получают ответы на интересующие их вопросы, проходят экспресс-обследование, участвуют в психологическом экспресс-тестировании и викторинах, осваивают простейшие методики оздоровления и самопомощи. Рядом с тематическими секциями располагаются представители предприятий пищевой промышленности, чистой воды, товаров для здоровья. Следуя рекомендациям организаторов молодые люди на месте могут оценить натуральную, вкусную и полезную продукцию. Каждый участник ЯЗ может получить квалифицированную консультацию опытного психолога, нарколога, советы по сохранению здоровья, красоты и формированию здорового стиля жизни. Информационные блоки о здоровье сменялись выступлениями тех, кто уже сделал свой выбор в пользу здорового стиля жизни: спортсменов, акробатов, исполнителей спортивных бальных танцев. Для оценки эффективности программы проводится добровольное анкетирование и тестирование участников до- и после ЯЗ. В проведении ЯЗ принимают активное участие Хабаровское региональное отделение партии «Единая Россия», Региональное Управление по борьбе с наркотиками, Хабаровский Ротари - клуб, Хабаровская Епархия РПЦ, ХК Институт повышения квалификации педагогических кадров, фармацевтические фирмы, фирма Орал В, предоставляющие демонстрационное оборудование и призы для конкурсов и викторин, и многие другие правительственные и неправительственные организации, бизнесструктуры Хабаровского края.

Следует отметить семь главных достоинств данного подхода: концептуальная четкость и простота, эмпиризм и рационализм, высокая и наглядная эффективность методов, методы обучения, ориентированные на вовлечение участников и предоставление информации, имеющей для них личное значение, выбор преподавателей или лидеров из числа молодежи, которые верят в цели программы, с проведением ими соответствующего обучения по принципу «равный-равному». Показателями эффективности реализации разработанной программы выступают непосредственные изменения, происходящие с учащимися в процессе взаимодействия со специалистами, а также отсроченные показатели эффективности, характеризующие изменения, происходящие по истечении некоторого времени после ее реализации. Эффективность непосредственных изменений отслеживается при помощи специально разработанного диагностического инструментария (анкеты, опросники, проективные методики, тесты). Их анализ свидетельствует о том, что, оценивая эффективность полученных знаний, подростки верно расставляют акценты, к которым их подводят консультанты-добровольцы. Изменение ценностных ориентаций учащихся наиболее четко прослеживается при анализе ответов на вопрос: "Почему здоровым быть выгодно?". Так, девятиклассники при ответе делают акцент на значимости здоровья для продолжительности жизни (69%), а большинство учащихся десятых классов (76%) отмечают ценность здоровья в плане перспектив создания собственной семьи и построения будущей карьеры. Говоря в целом об удовлетворенности обучением в рамках программы ЯЗ, 98,5% опрошенных детей отмечают ее личностную

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

значимость. Внешняя экспертиза программы осуществляется педагогами и администрацией образовательных учреждений, на базе которых она реализуется. Все опрошенные педагоги о посещенных ЯЗ высказались в позитивном ключе. Анализ анкет, заполняемых руководителями образовательных учреждений, позволяет сделать вывод о высокой 100% востребованности данной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.