ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА (РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ)
Бирюкова Н.А., Кочанов А.М.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Медицинское училище № 19, г. Москва
Роль среднего медицинского персона в формировании здорового образа жизни среди населения и особенности их подготовки определяются их особыми местом и ролью в системе здравоохранения и задачами, возлагаемыми на них. Поэтому ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни и его компонентам имеет крайне важное значение.
В Медицинском училище N° 19 Департамента здравоохранения г. Москвы в октябре 2009 г. проведено первичное анкетирование студентов. Целями анкетирования являлись: выявить место здорового образа жизни среди жизненных ценностей студентов; установить основные жизненные ценности и интересы студентов; определить активность вредных привычек и отношение студентов к ним; определить ожидания студентов в отношении формирования у них ценностного подхода к здоровому образу жизни от среднего профессионального медицинского образования.
Анкетирование проводилось на бумажном носителе среди 132 студентов второго курса двух отделений училища: отделение «Сестринское дело» - 2 группы, всего 70 человек, отделение «Лабораторная диагностика» - 2 группы, всего 62 человека. Для обработки результатов анкетирования использовался комплекс математических методов исследования. После обработки результатов анкетирования установлено:
Возраст большинства анкетируемых - 16-17 лет. Половой состав типичный для медицинских училищ (27,3% юношей и 72,7% девушек). Большинство студентов (83,3%) провели большую часть жизни в городской среде, воспитывались в полных семьях (81,8%). Уровень материального обеспечения своих семей считают средним 89,4% и 10,6% - выше среднего.
Оценка студентами состояния своего физического здоровья: 7,6% - очень крепкое, 34,8% - крепкое, 39,4% -среднее, 18,2% - слабое и очень слабое. Оценка студентами своего психоэмоционального состояния: 12,1% -крайне устойчивое, 30,3% - устойчивое, 42,4% - среднее, 15,1% - слабое. Оценка студентами уровня своей физической активности: 13,6% - очень высокая, 24,2% - высокая, 40,9% - средняя, 21,2% - низкая и крайне низкая. При ранжировании жизненных интересов (из 12) первые 4 места заняли (в убывающем порядке): интересы, осуществляемые группами людей; интерес к общению с противоположным полом; интерес к вечным темам; интересы, связанные с деятельностью в городской среде. При ранжировании времени, затрачиваемого на реализацию тех же жизненных интересов первые 4 места заняли (в убывающем порядке): интересы, осуществляемые группами людей; интерес к общению с лицами своего пола; интерес к общению с противоположным полом; интересы, связанные с естественной природной средой. Умственные и творческие интересы, а также интерес к физической активности занимают средние ранговые места. Еще меньше количество времени, затрачиваемое на эти интересы.
Согласно ответов, большинство студентов (53%) регулярно курит, спиртные напитки употребляют от трети до половины (46,9%) или почти не употребляют, 93,9% с наркотиками не знакомы или их не употребляют. Среди источников о влиянии вредных привычек на здоровье преобладают телевидение (63,6%), родители и интернет (по 36,4%), и печатная продукция (31,8%). Самооценка активности курения следующая: постоянно курят 34,8%, не курят - 43,9%, остальные курят эпизодически. Самооценка активности употребления алкоголя невысокая - 23 раза в год по традиционным поводам (33,3%), остальные - эпизодически или не употребляют (27,3%). Самооценка активности употребления наркотиков: не употребляют 89,4%, пробовали один раз - 9%, 2-3 раза -1,5%. Знакомство с вредными привычками в основном происходит с помощью «друзей» (курение - 65%, алкоголь - 46%, наркотики - 44,4%). Курение происходит «за компанию» (26,3%) от нечего делать или при плохом настроении (по 15,8%), и 7,8% - «требует организм», т.е. зависимость. Употребление алкоголя происходит, чтобы «отметить событие» - 40%, или в компании (28,9%). Наркотики пробовали в компании (33,3%), при плохом настроении или от нечего делать (по 22,2%). Многие связывают вредные привычки с несколькими поводами. Считают, что могут отказаться от курения - 78,9%, употребления алкоголя - 93,6%, употребления наркотиков -все.
В понятие здорового образа жизни студенты в основном включают отказ от наркотиков (20,5% ответов), алкоголя (16,5%), курения (16%), занятия спортом (8%). Наименьшее число ответов получили такие предложенные компоненты, как духовная гармония и семейные ценности (по 3,2%) и позитивизм к себе и окружающим (3,6%). Высокую необходимость в здоровом образе жизни, в своем понимании, признают 75,8%, считает его таковым у себя 42,4%, его влияние на эффективность жизни - 78,9%.
48,5% студентов ожидает от среднего медицинского образования, что оно «сформирует у них комплексный подход и целостное отношение к здоровому образу жизни и позволит занять активную позицию по его воспитанию у пациентов», остальные ожидают только частичного получения знаний по этому вопросу. 42,4% опрошенных считают, что медицинский работник должен занимать активную позицию в вопросах формирования здорового образа жизни у пациентов, для остальных она пассивная (25,8%) или не отличается от пациентов (31,8%).
Нами предложена экспериментальная модель по формированию ценностного отношения к здоровому образу Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
жизни среди студентов на базе медицинского училища в рамках интеграции в существующий учебно-воспитательный процесс. Она представляется в виде постепенно усложняющейся структуры, каждый последующий элемент которой включает предыдущие и предполагает усвоение и закрепление полученной информации и умений: понятий о здоровье, гигиене и гигиеническом воспитании, санитарном просвещении, здоровом образе жизни, их компонентах; приоритетных задач по формированию здорового образа жизни; развитие практических навыков с помощью различных методов и форм обучения; формирование личностно-профессиональный мотивации работника; изучение национальных особенностей в приоритетных задач формирования здорового образа жизни на данном этапе развития общества и его системы здравоохранения; формирование компетенций в области здорового образа жизни.
Принципами модели являются: актуальность, системность, комплексность, единство теоретического и практического подхода, научность, доступность, интегративность, поэтапность, концентричность, преемственность, промежуточной корректировки и кооперации студентов и преподавателей. Компонентами модели являются: целевой компонент (постановка обучающих, развивающих и воспитательных целей), содержательный компонент (обучающий и воспитательный), операционно-деятельностный компонент (деятельность педагогов и студентов и их взаимодействие) и оценочно-результативный компонент -промежуточный (оценка и коррекция) и окончательный (формирование ценностного отношения специалиста к здоровому образу жизни).
Методы, средства и формы деятельности педагогов, студентов в рамках реализации модели: теоретические и практические занятия с использованием методов активного обучения, внеаудиторная самостоятельная работа студентов и кружковая работа, работа внутри училища (классные часы, родительские собрания, открытые мероприятия и др.), профориентация, межучилищные мероприятия и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010