Научная статья на тему 'Информационно-обучающая среда подготовки специалистов для кредитно-финансовой сферы'

Информационно-обучающая среда подготовки специалистов для кредитно-финансовой сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАНКОВСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ИНТЕРНЕТ-ЗНАНИЯ / КАЧЕСТВО КОНТЕНТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / AN INNOVATIVE EDUCATION SYSTEM / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / A BANK INFORMATION TECHNOLOGY / THE INTERNET-BANKING / INTERNET KNOWLEDGE / QUALITY OF A CONTENT / EFFICIENCY OF USE OF NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костерина Татьяна Михайловна

В статье обосновывается необходимость модернизации инструментов и методов преподавания в вузе в связи с формированием инновационной системы образования. Рассмотрена возможность использования современных образовательных технологий при подготовке специалистов для финансово-кредитной сферы экономики России, представлен опыт разработки и использования этих технологий преподавателями кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» МЭСИ, выделены проблемы работы в электронной среде и определена точка зрения автора на их преодоление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION-TRAINING ENVIRONMENT OF PREPARATION OF EXPERTS FOR CREDIT AND FINANCIAL SPHERE

In the article necessity of modernization of tools and teaching methods for high school in connection with formation of an innovative education system is proved. Possibility of use of modern educational technologies is considered by preparation of experts for financially-credit sphere of economy of Russia, experience of working out and use of these technologies by teachers of chair Finance, credit and banking of MESI is presented, work problems in the electronic environment are allocated and the point of view of the author on their overcoming is defined.

Текст научной работы на тему «Информационно-обучающая среда подготовки специалистов для кредитно-финансовой сферы»

Информационно-обучающая среда подготовки специалистов для кредитно-финансовой сферы

Костерина Татьяна Михайловна

к.э.н., профессор кафедры финансов, кредита и банковского дела ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», Тел.: (495) 442-24-93, Tkosterina@mesi.ru

В статье обосновывается необходимость модернизации инструментов и методов преподавания в вузе в связи с формированием инновационной системы образования. Рассмотрена возможность использования современных образовательных технологий при подготовке специалистов для финансово-кредитной сферы экономики России, представлен опыт разработки и использования этих технологий преподавателями кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» МЭСИ, выделены проблемы работы в электронной среде и определена точка зрения автора на их преодоление.

Ключевые слова: инновационная система образования; современные образовательные технологии; банковские информационные технологии; интернет-банкинг; интернет-знания; качество контента; эффективность использования новых образовательных технологий

Kosterina Tatyana Mihaylovna Candidate of science, economics, professor of chair Finance, Credit and Banking, SEI HPE «The Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics», Tel.: (495) 442-24-93, Tkosterina@mesi.ru

THE INFORMATION-TRAINING ENVIRONMENT OF PREPARATION OF EXPERTS FOR CREDIT AND FINANCIAL SPHERE

In the article necessity of modernization of tools and teaching methods for high school in connection with formation of an innovative education system is proved. Possibility of use of modern educational technologies is considered by preparation of experts for finan-cially-credit sphere of economy of Russia, experience of working out and use of these technologies by teachers of chair Finance, credit and banking of MESI is presented, work problems in the electronic environment are allocated and the point of view of the author on their overcoming is defined.

Keywords: an innovative education system; modern educational technologies; a bank information technology; the Internet-banking; Internet knowledge; quality of a content; efficiency of use of new educational technologies.

В настоящее время в России классическое образование, обеспечивающее до последнего времени подготовку специалистов и повышение квалификации профессиональных кадров, по-видимому, переживает кризис. Это вызвано рядом причин, среди которых следует выделить, прежде всего, естественный процесс быстрого устаревания знаний в условиях бурного развития инновационных технологий, в том числе и образовательных.

Новая концепция образования строится на том, что знания приходят к человеку персонально через систему, так называемого, открытого образования.

Виртуальная учебная среда становится уделом преподавания многих теоретических дисциплин, включая экономические.

В системе подготовки экономистов по специальности «Финансы и кредит» использование информационных технологий имеет принципиальное значение.

Финансово-кредитная сфера требует от специалиста не просто глубоких знаний в своей профессиональной области, но и широчайшего кругозора, высокого уровня культуры мышления, способности принимать компетентные решения в сфере деятельности, сопряженной с постоянно возникающими и быстро меняющимися рисками.

Банковская деятельность, как известно, относится к наиболее зарегулированной сфере бизнеса. Необходимость выполнять достаточно жесткие требования и нормативы, устанавливаемые банковским законодательством и Банком России, которые не всегда согласуются с практической целесообразностью, казалось бы, существенно ограничивает инициативу сотрудников. Однако банковская деятельность, как показывает практика последних лет, представляет собой наиболее инновационную сферу бизнеса, наиболее продвинутую с точки зрения внедрения

и использования современных информационных технологий. Объемы оперативной информации достигли таких размеров, что их обработка в режиме реального времени становится возможной только при условии полной компьютеризации всех процессов оказания услуг. С точки зрения управления денежными потоками, финансового анализа и прогнозирования современному банку не обойтись без соответствующего программного обеспечения, а, следовательно, без специалистов - финансистов с хорошей компьютерной подготовкой.

С учетом вышеизложенного, подготовка специалиста банковского дела в современных условиях не может осуществляться только в рамках традиционной системы образования.

Основной целью подготовки специалистов по банковскому делу должно стать максимальное приближение образовательного учреждения к кредитной организации. Концепцию подсказывают сами кредитные организации. Банк стремится быть ближе к клиенту. Экономические вузы, колледжи, банковские школы - ближе к банку.

Развивая сервис банковских услуг, банки, с одной стороны, расширяют филиальную сеть, а с другой -стараются обслужить клиента на рабочем месте или на дому. Это стало возможно благодаря интернету. Интернет-банкинг даёт доступ ко многим видам банковских услуг в наиболее удобной для клиента форме. Банкиры уверены, что за интернет-банкингом будущее. Банкинг определяется как «цифровой рынок, основанный на виртуальных финансовых отношениях, оформленных электронными трансакциями». Ведущие специалисты, в частности, генеральный директор компании Ва1ай"о (США) - аналитического центра по прогнозам будущего сектора финансовых услуг - Крис Скиннер считает, что главной проблемой современных банковских

№3, 2009

систем является «... переход от устаревших операций и инфраструктур к полностью электронному бизнесу1. По данным Ассоциации банкиров США за 2006 г., клиенты до 35 лет предпочитают электронное обслуживание посещению офиса. Банковские информационные технологии развиваются невероятными темпами. По всей вероятности, финансовый кризис внесет в этот процесс свои коррективы.

В этой связи подготовка специалистов для работы в кредитно-финансовой сфере тоже требует реконструкции базовых образовательных технологий.

Глобальная сеть интернет позволяет использовать в образовательном процессе неограниченное число «сетевых курсов» вообще, а также блок сетевых курсов по каким-либо взаимосвязанным дисциплинам, например, по курсам специализации "Банковское дело".

В условиях реализации в МЭСИ современных концепций в области высшего образования многое достигнуто (электронные учебные курсы, выход во время занятий в интернет, освоение новейших интернет-технологий и т.д.), но не все возможности использованы. В рамках данной статьи представляется целесообразным остановиться на проблемах.

Проблема № 1, на наш взгляд, состоит в обеспечении соответствия целей и методов обучения. Какова основная цель подготовки современного специалиста? Что первично: формирование глубоких фундаментальных знаний по избранной специальности или овладение современными технологиями приобретения и применения новых знаний, как правило, прикладного характера? Конечно, целесообразно оптимизировать обе цели, дать студентам серьезную научную основу специальности и научить их постоянно пополнять базовые знания. А главное - научить их творчески мыслить. К сожалению, процент таких выпускников невелик. Большинство современных студентов быстро осваивают новые образовательные технологии и используют

1 Скиннер К. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологии в отрасли / пер. с англ. - Минск: Гревцов Паблишер, 2009. С. 19.

их с целью минимизации затрат на учебный процесс. Все, что можно найти в интернет рассматривается как истина в последней инстанции, довольно легко воспринимается и запоминается. Именно эти интернет-знания становятся предметом общения на учебных форумах и в чатах. Студенты «скачивают», часто с одних и тех же сайтов, материалы, отправляют преподавателю, получают необходимый балл и считают свою миссию выполненной. Не только студенты, но и аспиранты не читают серьезную научную литературу, а если и читают, то не умеют ее анализировать.

Вызывает так же опасение поверхностное представление об эффективности использования технологий блогов, и т.п. Многие студенты считают, что они вправе выражать свое суждение, весьма часто невежественное, руководствуясь аргументом: «А я так думаю». Как же преодолеть эти тенденции, формирующие не инновационный подход к образованию, а потребительский. Будущий выпускник может быть хорошим исполнителем, добросовестно выполняющим техническую работу, а хотелось бы, чтобы каждый из них обладал высоким уровнем профессиональных компетенций.

Представляется, что, используя электронную обучающую среду, преподаватели должны ставить задачи, требующие, индивидуального и творческого решения. Так, темой форума по блоку кредитно-финансовых дисциплин может быть анализ каких-либо научных статей, нормативно-правовой литературы, статистических материалов, дискуссий профессионалов, например, на сайте «bankir.ru.». Можно облегчить обучающимся задачу, разместив в электронной библиотеке необходимые первоисточники. Анализ теоретических проблем изучаемой дисциплины, на наш взгляд, целесообразно выносить на семинары, привлекая студентов к «живой» дискуссии.

Проблема № 2 связана с созданием учебно-методических материалов. Казалось бы, что эта задача в МЭСИ решена. Почти все дисциплины обеспечены электронными курсами или печатными УМК. Однако не все так просто. На наш взгляд, пройден

первый этап. Наступило время перехода количественных показателей в более высокое качество контента. Прежде всего, следует обратить внимание на авторство УМК. На наш взгляд, ориентация только на внутренние ресурсы (преподаватели кафедр вуза) ограничивает доступ студентов к лучшим учебникам, издаваемым в стране. Это связано с действием мотивационных факторов поведения как преподавателей, так и студентов. Конечно, разработчики учебно-методических комплексов (УМК) делают ссылки на авторитетные зарубежные и отечественные учебники и учебные пособия, но, как правило, требуют от студентов знания, прежде всего собственных (или кафедральных) материалов. В электронной библиотеке также размещены электронные курсы преподавателей вуза. Среди авторов много молодых преподавателей, только начинающих осваивать тот или иной курс, не накопивших достаточных знаний и не владеющих в должной мере стилистикой изложения материала. С одной стороны, написание УМК чрезвычайно полезно для любого преподавателя, а для начинающего - тем более, но с другой стороны, возникает вопрос: насколько полноценные знания получают студенты. Хорошие учебники, с грифом УМО, рекомендованные Министерством образования и науки РФ стоят дорого, и не все студенты могут их приобрести, а многие не считают нужным, поскольку электронными учебниками они пользуются бесплатно. Электронные учебники обладают серьезными методическими преимуществами перед традиционной учебной литературой. Так, например, материал учебников по дисциплинам специализации «Банковское дело» или «Финансовый менеджмент» в той или степени связаны с базовыми дисциплинами, что дает студентам возможность выхода на учебные материалы дисциплин, логически предшествующих изучаемой, или вытекающих из неё. При этом студент в принципе может быстро выйти на любой необходимый блок информации, забытый или незнакомый термин, воспользоваться словарём, другим образовательным ресурсом или SG (Study-guide - руководство по изучению дисциплин), если имеет доступ к гипертекстовым

Экономика, Статистика и Информатика 23 №3, 2009

■ ■

базам данных. В этом случае он самостоятельно и активно осваивает учебный материал. К сожалению, студентов, готовых воспользоваться такой возможностью, единицы.

Задача преподавателей стимулировать познавательную активность может быть решена путем формулировки задания, приближенной к реальной работе, например, в банке.

При изучении дисциплин специализации «Банковское дело» возможно включение в учебный процесс подлинных банковских документов. Студенты могут ознакомиться с их содержанием, требованиями к заполнению, получить и выполнить соответствующее задание по заполнению такого документа. В практике преподавания курса «Кредитный менеджмент в банке» используется деловая игра по заключению кредитного договора. Обычно она проводится на аудиторном занятии, но студенты высказали пожелание провести ее в «Кампусе».

Идея заманчивая, особенно, если учесть практику реального электронного банкинга и перспектив его развития на основе Web 2/0. В этой связи можно, разбив студентов на подгруппы, поставить задачу оформления кредитного договора, воспроизводя типичный диалог кредитора и заемщика. Однако пока неясно, каким образом это можно реализовать, используя возможности «Кампуса»? Далеко не все студенты, а тем более преподаватели, владеют технологией Wiki, отсутствуют навыки коллективной работы, какова роль преподавателя? Возможно, целесообразно организовать какой-то обучающий семинар.

Третья проблема, требующая, на наш взгляд, рассмотрения относится к оценке эффективности использования новых обучающих технологий. Уже несколько лет студенты МЭСИ по всем дисциплинам работают в среде е-1еагшп§, но, по мнению многих преподавателей, это положительно влияет на показатели оценки успеваемости по БРС, но далеко не всегда на качестве полученных знаний. К сожалению, многие учащиеся гонятся за баллами, а не за знаниями. Зарабатывать баллы правдами и неправдами они уже научились. Стоит задуматься над тем, как ориентировать электронную обучающую среду на повышение эффективности ее использования.

Для блока кредитно-финансовых дисциплин особенно важно использовать информационно-обучающую среду для привития практических навыков работы с документами финансовой отчетности, бизнес-планирования, финансового анализа, общения с клиентами при предоставлении различного рода финансовых услуг.

В заключение можно сделать вывод, что реализуемая в МЭСИ концепция инновационного развития в плане внедрения новейших обучающих технологий содержит мощнейший потенциал, пока еще недостаточно используемый в силу ряда объективных и субъективных причин.

№3, 2009

Литература

1. Скиннер Крис. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологии в отрасли. Минск, Гревцов Паблишер, 2009;

2. Современные образовательные технологии при реализации программ непрерывного образования: Сб. научных статей. М.: Финакадемия, 2008;

3. Теоретические и методологические проблемы инновационной системы образования в Финансовой Академии при Правительстве РФ: монография. М.: Финансовая Академия, 2008.

Bibliography

1. Kris Skinner. The future of banking: world tendencies and new technologies in branch. - Minsk, Grevcov Publisher, 2009.

2. Modern educational technologies at realization of programs of continuous formation - The collection of scientific articles. M.: Fina-kademiya, 2008.

Theoretical and methodological problems of an innovative education system in Financial Academy at the Government of the Russian Federation: a monograph. - M.: Financial Academy, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.