Научная статья на тему 'Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения'

Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина Наталья Михайловна

В данной статье рассматриваются особенности использования информационно-образовательных технологий в контексте идей личностноразвивающей педагогики; педагогические возможности и педагогические риски компьютеризации в сфере образования; анализируются информационные ресурсы электронных библиотек и специфика их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения»

УДК 37.0:002 ББК 74.00 С 14

Н.М. Сажина ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности использования информационнообразовательных технологий в контексте идей личностноразвивающей педагогики; педагогические возможности и педагогические риски компьютеризации в сфере образования; анализируются информационные ресурсы электронных библиотек и специфика их использования.

Ключевые слова: личностноразвивающее обучение, информационно-образовательные технологии, компьютеризация, электронная библиотека, телекоммуникационные технологии.

N.M. Sazhina

Information-educational technologies in the context of the concept of the person-developing training

Abstract. The paper examines features of use of information-educational technologies in a context of ideas of the person-developing pedagogy; pedagogical opportunities and pedagogical risks of a computerization in sphere of education. The author analyses information resources of electronic libraries and specificity of their application.

Key words: person-developing training, information-educational technologies, a computerization, electronic library, telecommunication technologies.

Личностноразвивающая концепция находится в довольно сложных отношениях с информационно-образовательными технологиями, набирающими все большую силу и популярность в педагогической среде.

Эти технологии, несомненно, уже оказали заметное влияние на традиционные концепции образования. При их внедрении возлагались большие надежды на качественный скачок в образовательных методиках и технологиях. Представлялось, что автоматические информационные системы, обладающие искусственным интеллектом и большим быстродействием, позволят резко интенсифицировать процесс обучения, а в ряде случаев заменить малоопытного преподавателя. Их возможность вести диалог в интерактивном, онлайновом режиме отождествляется с индивидуальным подходом к каждому студенту в процессе преподавания, а отсюда - рукой подать до личностноразвивающей концепции, которой эти технологии якобы идут на смену.

Многоаспектному обоснованию введения этих информационных средств в сферу образования посвящено много публикаций. Обширный перечень публикаций по проблемам компьютеризации и информатизации в образовании представил Б. С. Гершунский в книге «Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы». В данной работе показана возможность разработки целостной междисциплинарной концепции компьютеризации и дана оценка действительных возможностей и педагогической целесообразности использования технологических средств компьютеризации и информатизации [4].

Большинством авторов компьютер рассматривается как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу образования, но и существенно повлиять (как предполагается, только в лучшую сторону) на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы - цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития учащихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

Далее подобные ожидания переносятся и на всю систему образования, на всю разветвленную сеть образовательных услуг, наконец, на всю сферу образования в ее наиболее общем понимании - как неотъемлемую составную часть любого социума, выполняющую важнейшие личностносозидательные функции.

Однако компьютеризация образования изначально пошла по методологически неверному пути, который начал выправляться только в последние годы.

Нацеливая общество на компьютерную грамотность, Е. П. Велихов подчеркивал: «Учиться предстоит всем - от академика до школьника» [2;3]. Но цель обучения он видел в приобретении фундаментальных знаний в области информатики и умении писать компьютерные программы, знать лингвистическое обеспечение компьютеров. А. П. Ершов называл умение программировать второй грамотностью [5]. А. Н. Тихонов шел еще дальше, нацеливая обучение на умение создавать математические модели изучаемого объекта, выбирать алгоритм решения математических задач, использовать системное обеспечение, проводить расчеты и анализировать результаты при помощи ЭВМ.

Все это было весьма далеко от действительных нужд овладения компьютерной грамотностью.

Установки на изучение голой теории вместо обучения практическим навыкам обусловливались отсутствием нужного количества вычислительной техники в вузах и школах, однако психологически они вызывали отторжение идеи компьютеризации. Впоследствии его пришлось преодолевать главным образом посредством массового производства и соответственно повсеместного внедрения компьютерных игр.

Быстрая компьютеризация высшей и средней школы, начавшаяся в минувшее десятилетие, убедила, что компьютер хорошо оправдывает себя при изучении как естественных, так и гуманитарных дисциплин, для решения самых различных учебных задач: выполнения вычислительных операций, анализа результатов учебных

экспериментов, построения и интерпретации математических моделей, физических, химических и других явлений и процессов. Он может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника.

Компьютеры с успехом используют на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого для изучения материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения. Непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамичности, что в конечном счете ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию заинтересованного отношения учащихся к изучаемому материалу, ощущения его посильности и возможности усвоения, веры в собственные силы и способности. Компьютер действительно способен развить творческие способности личности при умелом и заинтересованном пользовании.

При правильной организации взаимоотношений студентов с компьютером он является одним из мощных факторов развития личности - как общекультурного, так и профессионального.

При всех своих искусственно-интеллектуальных потенциях, трансформациях и достижениях любой компьютер - это всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Причем средство, прежде всего, информационное, ориентированное (при всех нюансах и особенностях работы узкоспециализированных компьютеров) на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это в широком смысле обслуживание наиболее продуктивным

именно в сфере образования, в конечном счете, главный вопрос всей многоаспектной проблемы компьютеризации в сфере образования.

В поиске ответов на эти вопросы необходимо обратиться к тем конкретным ситуациям, в которых осуществляется общение человека с компьютером, выяснить, в каких именно видах деятельности такое общение оказывается наиболее полезным. Сам факт все более активного участия компьютера в формировании линии индивидуального и коллективного, собственно человеческого поведения может существенно повлиять на традиционные межличностные отношения людей, на характер их общения, эмоциональную обстановку такого общения, его толерантность и дружественность, в конечном счете его нравственность и подлинную человечность, которые никаким компьютерам не должно быть дано нарушить и исказить.

Образовательно-педагогические возможности компьютера во многом предопределяются техническими факторами, теми реальными научно-техническими достижениями, которые придают ему определенные свойства и позволяют ему выполнять с должным эффектом заданные функции, в том числе и функции, ориентированные на запросы системы образования и науки об образовании.

Не использовать эти собственно технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического общения и дистанционного обучения (направления, уже достаточно далеко продвинутого), но и в плане высших, пока еще прогностических, но уже достаточно зримых функций и задач развития характеристик личностного развития.

Значительную помощь развитию личности в плане овладения информационными технологиями оказывают вузовские и, пожалуй, в еще большей степени (пока, на данный момент) общеобразовательные библиотеки.

Особенно важную роль в этом отношении выполняют электронные библиотеки для молодежи, которые все чаще появляются в различных городах России. Первая из них возникла в Москве в 1996 году [6]. Сейчас в ее фонде 1800 печатных изданий по компьютерной тематике, свыше 20 названий журналов, включая электронные, свыше 1000 самых лучших лицензионных CD-ROMов (энциклопедии, словари, обучающие курсы, издания по искусству, литературе, истории, страноведению), обширный набор обучающих электронных игр, образовательных программ и других электронных изданий в виде дискет, в том числе в помощь учебному процессу; подборки материалов с научных конференций, семинаров по актуальным проблемам.

Библиотека из принципа не приобретает развлекательные компьютерные программы, не развивающие личность в духовном или образовательном отношении. Вместе с тем многие познавательные программы по биологии, географии, искусству воспринимаются молодежью как увлекательные игры, и библиотека охотно ими комплектуется.

Среди пользователей около 25% составляют студенты. Они приезжают со всех концов Москвы, чтобы самостоятельно освоить (бесплатно) персональный компьютер с помощью обучающих программ, обращаться к услугам электронной почты, набирать и сканировать собственные тексты, пользоваться сетевыми материалами Интернета и т.д. Как свидетельствует практика, их личностное компьютерное развитие осуществляется в весьма сжатые сроки, исчисляемые месяцами.

Анализ читательских интересов, проведенный в Первой компьютерной библиотеке в конце года, показал, что 38% молодежи привлекают в ней обучающие и образовательные программы, 50% - оптические диски с прикладным программным обеспечением, 12 процентов студентов проявляют интерес к электронным изданиям, посвященным культуроведческой и искусствоведческой тематике, что в целом не противоречит данным на конец 2007 г. [9].

В библиотеке разработан так называемый Билль о правах пользователей Интернет-клуба «На Дорогомиловской», в котором записаны обязательства библиотеки доброжелательно и вежливо обслуживать пользователей, оберегать их от случайного доступа к серверам, пропагандирующим насилие, национальную рознь и порнографию.

Все эти сведения находятся в полном согласии с задачами и методикой вузовской личностноразвивающей педагогики.

Образовательные мультимедийные разработки создают и некоторые музеи. Так, Государственный Эрмитаж начиная с 1998 года выпускает мультимедийные продукты для детей и взрослых по западноевропейскому искусству XVI-XX веков, представленному в Эрмитаже. В этом музее создан Образовательный центр (на средства, полученные по гранту американской фирмы 1ВМ). Поскольку продукция музея представлена в Интернете, она доступна любому его пользователю, где угодно в мире, тем более что многие программы ведутся на двух языках - русском и английском [13].

Принципиальные направления мультимедийных технологий совпадают с основными положениями личностноразвивающей педагогики. В их числе отметим установку на избирательность пользовательских запросов, зрелищность и занимательность, поддержку набора пользовательских инструментов для реконструкции контекстов, задействование возможно большего количества органов чувств при восприятии информации.

Таким образом, реализуется тезис К. Д. Ушинского: «Чем более органов наших чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» [12, с. 401].

Одно из наиболее перспективных направлений в компьютерных технологиях, на пороге которого мир уже стоит, - создание мультивидения как формы интеграции текста, графики, звука и движения. Мультивидение способно, в отличие от телевидения, ориентироваться на отдельную конкретную личность, выполнять обучающую функцию, обеспечивать произвольный доступ к архиву и современным данным, обеспечивать интерактивное обучение, предоставлять гиперссылки, быть доступным в любое удобное обучающемуся время и т.д. В результате дистанционное обращение к мультивидийным программам - следующий этап в развитии дистанционного обучения. Оно позволяет донести знания лучших специалистов и до громадной аудитории, и до конкретного студента, изучающего предмет в удобной домашней обстановке, в удобное для себя время и в индивидуальном темпе.

Мультивидение - еще один эффективный фактор личностноразвивающего обучения.

Большие возможности личностноразвивающего обучения дают современные государственные информационно-образовательные программы.

Наиболее перспективна из них межведомственная программа Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы», а также региональные конкурсные программы информационного профиля для вузов Сибири, Арктики, Карелии, Краснодара, Ярославля и других городов и регионов России. Университетские центры телекоммуникационных связей с выходом в Интернет начали открываться с 1996 года и уже накопили интересный опыт [10].

Обеспечение удаленного доступа к электронным информационным ресурсам стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания всех областей деятельности и, в первую очередь, науки, образования и культуры.

В силу целого ряда причин уровень информационного обеспечения хозяйственной, научной и образовательной деятельности в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представляется возможным, поэтому стали необходимы новые

нетрадиционные подходы для решения проблемы повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе использования новейших информационных технологий.

С 1999 года из межведомственной программы создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы в силу масштабности необходимой деятельности внутри каждого из ключевых направлений сформировались три самостоятельных программы, две из которых осуществляются при непосредственном участии Министерства образования. Одна из них называется «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (Министерство науки РФ, Государственный комитет РФ по высшей школе, Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований); другая, еще более масштабная, «Электронные библиотеки России» [10;7]. Включение в нее профессорско-преподавательского состава на правах пользователей открыло им доступ к сверхбольшому объему информации по всему универсуму знаний, предоставило ранее не хранимую и безвозвратно теряемую информацию (лабораторные журналы, фотографии, изображения, звуковую и видеоинформацию). Разработанные технологии и программно-аппаратные решения, позволяющие оперировать разнородными данными, нашли применение в самых разных отраслях науки и техники, преподавания и обучения студентов.

Кроме того, в 1998 году РФФИ начал «Программу поддержки российских научных библиотек», целью которой на первом этапе стало обеспечение подписки на зарубежные научные журналы, необходимые ученым России. На реализацию Программы в 2000 г. было выделено свыше 2 млн. долларов. Дальнейшим развитием Программы стало открытие Научной электронной библиотеки РФФИ в Интернет, содержащей номера 500 ведущих журналов по всем направлениям науки за 1998-2000 гг. общей стоимостью свыше 3 млн. долларов США, в настоящее время принята аналогичная программа на 20052010 гг..

Научная электронная библиотека, созданная РФФИ, не имеет аналогов в России по числу пользователей, объему и качеству предоставляемой научной информации, является фактически межведомственной и пока остается единственной практически реализованной некоммерческой научной электронной библиотекой общероссийского масштаба.

Расширяется и международное сотрудничество в рассматриваемой области. Одним из его результатов стало создание Национального центра высокоскоростных коммуникационных технологий (Russian National Host) для научно-методического обеспечения выполнения проектов по созданию телекоммуникационных и информационных систем нового поколения.

Основными задачами Российского Национального Хоста являются:

- обеспечение участия российских организаций в международных испытаниях новых телекоммуникационных технологий;

- консультации и техническая помощь организациям во внедрении и использовании указанных технологий;

- техническое обеспечение национальных и международных мероприятий, использующих прогрессивные телекоммуникационные технологии (например, проведение распределенных видеоконференций), а также обеспечение работы территориально распределенных рабочих коллективов.

Наметившиеся успехи библиотек, музеев и архивов в позитивном продвижении содержания и технологий мультимедиа наталкиваются, однако, на явную пассивность педагогов, которые отнюдь не спешат реализовать свою социальную миссию - учить не только студентов, но быть просветителями всего народа, лидировать в этом самом современном личностноразвивающем средстве.

Поэтому самый мощный просветительный фактор почти целиком отдан в руки частных предпринимателей, которые, будучи хорошими специалистами в области компьютерных технологий, не всегда владеют культурным кругозором. В значительной

же своей части они ставят перед собой просто антикультурные цели, поскольку преследуют чисто коммерческие цели, а, как известно, катиться под гору всегда проще, нежели взбираться на нее. В этом кроется причина того, что уже сейчас во весь рост встала проблема борьбы теперь уже с компьютерным чтивом, подделками под художественные ценности и откровенно деструктивными программами. И в этой борьбе, в разработке норм компьютерной этики голоса профессоров и преподавателей пока еще слышатся очень слабо. Они, как видно, не сознают своей ответственности перед обществом, стоят в стороне от возникшей проблемы, не подозревая, что своим уходом от нее создают проблемы и в собственной воспитательной и образовательной работе.

Насколько мощным личностноразвивающим средством может стать компьютер, настолько же он может стать и личностноразрушающим средством, и этого тоже нельзя не видеть. Многие из тех, кто овладел компьютером, используют его не по прямому назначению, и чем выше их компьютерная грамотность, тем больше вероятность того, что они будут использовать ЭВМ во вред не только себе, но и окружающим. Наблюдения (вынужденно эпизодические) за студентами, проведенные автором в 1998-2000 гг., работающими в электронных читальных залах Государственной библиотеки по народному образованию имени К. Д. Ушинского, Государственной публичной научнотехнической библиотеки, библиотек педагогических университетов (всего в статистику попало 129 объектов), свидетельствуют, что при отсутствии контроля за их деятельностью со стороны дежурных библиографов практически все 100% иногородних студентов при использовании компьютера по прямому назначению эксплуатировали его в роли электронной почты для связи со знакомыми и родственниками в других городах; до 40% студентов стремились войти во внешние сайты для получения весьма сомнительных компьютерных развлечений; 0,5% пытались занести в компьютерные сети вирусы собственного изготовления; 1,7% старались взломать защиту банковских и иных коммерческих баз данных и т.д. [9].

В 2008-2009 уч. году нами было проанализировано, как используются Интернет-ресурсы в Кубанском государственном университете: только 4.7% студентов

использовали их по прямому назначению, из этого немногочисленного контингента большая часть (точные данные трудно установить) наиболее образованных в компьютерном отношении студентов стремились сгруппировать отобранную из внешних сетей информацию таким образом, чтобы скомпилировать из нее требуемый реферат, курсовую или дипломную работу. Часть студентов приходила в компьютерный зал только для того, чтобы отыскать в сети готовое решение поставленной преподавателем задачи. При ее отыскании они ее, не читая, сканировали или ксерокопировали, а при нулевом результате не делали никаких попыток найти и изучить требуемый материал, а просто покидали читальный зал.

Еще часть студентов, относительно небольшая, просто бесцельно переключалась с одного сайта на другой, чтобы просто полюбопытствовать, где какая информация присутствует.

Еще одну группу составили студенты, использующие представившуюся им возможность бесплатного пользования компьютерными сетями для того, чтобы пополнять их бессмысленными словосочетаниями, искажением поступающей на дисплей информации и т.д.

Иными словами, с внедрением компьютерных технологий чрезвычайно обострилась проблема компьютерной, а с ней и общечеловеческой этики.

Доступные нам зарубежные сведения (правда, они относятся только к лицам школьного возраста, но ведь студенческий контингент черпается из бывших школьников) свидетельствуют, что компьютерная болезнь - всемирное явление.

По данным американской печати, лавина развлечений обрушивается на 66,5 миллиона американцев в возрасте до 19 лет через каналы телевидения, кино, видеомагнитофоны и персональные компьютеры. Подростки уделяют свыше 10000 часов

сугубо развлекательным программам и рок-музыке - это лишь немногим меньше времени, проведенного в школе за все 12 лет. Молодежь от 12 до 17 лет тратит на просмотр видеопрограмм и компьютерные игры около 4 часов в день. В результате к моменту окончания школы «средний» молодой американец проводит у телевизора, компьютера или видеомагнитофона 22 тысячи часов, что в 2 раза больше времени его пребывания в школе, успевая увидеть за это время 18 тысяч убийств[8;11].

Ясно, что вместо развития личности такие взаимоотношения с компьютером примитивизируют ее духовный мир. Эйфория по отношению к компьютерным обучающим технологиям должна смениться взвешенным их употреблением, чтобы не получить эффект, обратный ожидаемому. Компьютеры не должны формализовать процесс исключительно человеческого педагогического общения и межличностных отношений, не должны влиять на психологически целесообразную эмоциональную обстановку дружественного, «мягкого», рассудительного диалога в процессе поиска и постижения истины не только научной, но и нравственной, духовной.

Поэтому образовательные компьютерные программы должны быть педагогически целесообразными, нравственно безупречными с точки зрения личностносозидающей педагогики.

Негативные следствия компьютеризации пока не принимаются во внимание и при разработке дистанционных обучающих технологий. Однако в данном случае эта проблема всего лишь обозначается, подробная ее разработка выходит за пределы раскрываемой темы.

Компьютер следует рассматривать как очень мощное, но все же не более чем средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании.

Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное предоставление необходимой информации пользователю по его запросам.

Каждый этап обозначенного выше процесса информационного обеспечения научных исследований отличается значительной и все более увеличивающейся трудоемкостью и по мере накопления междисциплинарной информации становится практически недоступным отдельному исследователю.

Этот вывод относится ко всем отраслям науки, но сфера образования отличается повышенной многофакторностью. Практически любые исследования в этой сфере носят комплексный характер независимо от того, идет ли речь об обосновании локальных компонентов образовательных систем (целей, содержания, методов, средств, организационных форм) или о разработке долговременной политики и стратегии развития образования в целом.

Информационные возможности компьютеров, тем более включенные в разветвленные информационно-компьютерные и телекоммуникационные сети, действительно огромны.

Таким образом, на информационно-образовательные технологии возлагаются главные надежды во влиянии на прогрессивное развитие человечества, повышении его интеллектуального могущества, высвобождении времени для свободного развития личности.

Эти ожидания, однако, оказались чересчур оптимистичными и не учитывающими всех сложностей внедрения компьютеризации.

Компьютеру не дано оценить многочисленные, т.е. неформализуемые педагогические факторы: нравственные приоритеты, эмоционально-интуитивные

предпочтения, представления о социальной справедливости, исторически и этнически

сложившиеся традиции, особенности национального характера, идеи патриотизма, интернационализма и другие человекоориентированные категории.

Изучение возможностей и границ информационно-образовательных технологий, а главное, возможностей недопущения или преодоления их влияния на негативное развитие личности составляет сегодня первостепенную задачу личностноразвивающей педагогики.

Примечания:

1. Бугрова Т.М. Опыт создания первой в Ярославской губернии электронной библиотеки // Научные и технические библиотеки. 2000. № 3. С. 37-41.

2. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. №

1. С. 18.

3. Велихов Е.П. Компьютеры и будущее // Проблемы теории и практики управления. 1985. № 2. С.

37.

4. Гершунский Б.Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.

5. Ершов А.П. Программирование - вторая грамотность. Новосибирск, 1981. 36 с.

6. Калинченко Л.А., Сюнтюренко О.В. Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции // Вестник РФФИ. 1999. № 2. С. 11-16.

7. Электронные библиотеки России: концепция межведомственной программы. URL: http: // www. Lis.ru / RDLP / concept / concept. Ru. Html.

8. Кочетков Г.Б. Американцы и персональный компьютер // США: экономика, политика, идеология. 2006. № 4. С. 46-55.

9. Сажина Н.М. Личностноразвивающее обучение (с учетом этнопедагогических особенностей) как детерминант профессиональной подготовки будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

10. Сюнтюренко О.В., Хохлов Ю.Е. Распределенные библиотечные сети и электронные библиотеки в России: материалы Междунар. конф. «Электронное будущее библиотек». М., 2000.

11. Уткин А. Американская стратегия для XXI века. М., 2000. 272 с.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1974. С. 401.

13. Хуторской А.В. Интернет в школе. М., 2000. 304 с.

References:

1. Bugrova T.M. Experience in creation of the first electronic library in the Yaroslavl province // Scientific and technical libraries. 2000. N. 3. P. 37-41.

2. Velikhov E.P. New information technology at school // Computer science and education. 1986. N. 1. P.

18.

3. Velikhov E.P. Computers and the future // Problems of the theory and practice of management. 1985. N.

2. P. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gershunsky B.G. Computerization in sphere of education: problems and prospects. M., 1987.

5. Ershov A.P. Programming - the second literacy. Novosibirsk, 1981. 36 p.

6. Kalinchenko L.A., Syuntyurenko O.V. Electronic libraries: promising methods and technologies, electronic collections // Bulletin RFBR. 1999. N. 2. P. 11-16.

7. Electronic libraries of Russia: the concept of the interdepartmental program. URL: http: // www.Lis.ru / RDLP / concept / concept. Ru. Html.

8. Kochetkov G.B. Americans and a personal computer // USA: economy, a policy and ideology. 2006. N. 4. P. 46-55.

9. Sazhina N.M. Person-developing training (taking into account ethno-pedagogical features) as a determinant of professional training of the future teacher: thesis for Doctor of Pedagogy degree. M., 2001.

10. Syuntyurenko O.V., Khokhlov Yu.E. Distributed library networks and electronic libraries in Russia: materials of the International Conference “Electronic future of libraries”. M., 2000.

11. Utkin A. American strategy for the 21st century. M., 2000. 272 p.

12. Ushinsky K.D. Selected Pedagogical Writings: in 2 v. Vol. 2. M., 1974. P. 401.

13. Khutorskoy A.V. Internet at school. M., 2000. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.