Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство предметной области'

Информационно-образовательное пространство предметной области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКСПЕРТИЗА И СЕРТИФИКАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE / SUBJECT AREA / INFORMATION INTERACTION / INFORMATION WORKPLACE / INFORMATION PROCESSES / EXPERTISE AND CERTIFICATION / DIDACTIC AND METHODOLOGICAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касторнова Василина Анатольевна

В статье приводится обоснование и формулируется понятие «информационно-образовательное пространство предметной области» в контексте содержательной сути философской категории понятия «пространство». Исследование проводится на основе методов теоретического анализа и обобщения положений психолого-педагогической науки, а также изучения со-временного состояния исследований в аспектах организации и функционирования информационно-образовательного пространства предметной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касторнова Василина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATION SPACE OF SUBJECT AREA

Justification is given in article and the concept «information and education space of subject area» in the context of substantial essence of philosophical category of the concept «space» is formulated. The research is conducted on the basis of methods of the theoretical analysis and synthesis of provisions of psychological and pedagogical science and also study of the current state of research in the aspects of organization and functioning of information and education space of the subject area

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство предметной области»

В.А. Касторнова

(Москва)

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

INFORMATION AND EDUCATION SPACE OF SUBJECT AREA

В статье приводится обоснование и формулируется понятие «информационно-образовательное пространство предметной области» в контексте содержательной сути философской категории понятия «пространство». Исследование проводится на основе методов теоретического анализа и обобщения положений психолого-педагогической науки, а также изучения современного состояния исследований в аспектах организации и функционирования информационно-образовательного пространства предметной области.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, предметная область, информационное взаимодействие, информационное рабочее место, информационные процессы, экспертиза и сертификация, дидактические и методические требования.

Justification is given in article and the concept «information and education space of subject area» in the context of substantial essence of philosophical category of the concept «space» is formulated. The research is conducted on the basis of methods of the theoretical analysis and synthesis of provisions of psychological and pedagogical science and also study of the current state of research in the aspects of organization and functioning of information and education space of the subject area. Key words: information and educational space, subject area, information interaction, information workplace, information processes, expertise and certification, didactic and methodological requirements.

Достижения последних десятилетий в области сетевого информационного взаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучающим и интерактивным информационным ресурсом образовательного назначения ориентированы на поиск, передачу (транслирование), обработку необходимых пользователю информационных ресурсов (текстовых, аудиовизуальных и пр.), на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с изучаемыми объектами, процессами, представленными на экране, или их моделями, на исследование поведения экранных моделей, рассмотрение имитаций изучаемых явлений или процессов.

Активная реализация вышеназванных возможностей порождает термин «образовательное пространство» как на уровне отдельно взятого образовательного учрежде-

ния, так и на региональном, государственном уровнях. Образовательное пространство, являясь накопителем и источником информационных образовательных ресурсов коллективного пользования, предполагает осуществление учебного информационного взаимодействия между участниками этого взаимодействия посредством образовательных сайтов, контент которых разрабатывается как отдельными разработчиками, так и целыми коллективами научных и образовательных учреждений [5].

В связи с происходящим процессом информатизации системы образования возник также термин «информационно-образовательное пространство» (ИОП) [4]. ИОП привносит в систему образования ряд очевидных преимуществ, включающих в себя концентрацию потенциала лучших педагогических кадров и современных средств об-

учения. Оно обеспечивает целенаправленное создание, взаимосвязанное развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения, а также создает условия для того, чтобы обучаемый мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки. ИОП организует разностороннюю коммуникацию субъектов образовательного процесса, обеспечивает круглогодичный процесс обучения, учитывающий индивидуальные особенности организма каждого человека, и т.д.

Необходимость создания ИОП предметной области диктуется многими соображениями. К ним относятся широкое использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, с помощью которых происходит качественное и оперативное удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в информации.

Понятие «информационно-образовательное пространство предметной области» рассматривается в современных условиях информатизации образования с опорой на содержательную суть философской категории «пространство». При этом будем опираться на две его составляющие: предметная область и образовательный процесс.

Под предметной областью будем понимать множество информационных объектов, рассматриваемых в пределах отдельного рассуждения, исследования или научной теории. Она включает объекты, изучаемые теорией, а также свойства, отношения и функции, которые принимаются во внимание в этой теории [6]. Например, предметной областью информатики служит изучение информационных процессов. Эта научная категория играет важную роль в анализе данных, поскольку используемые подходы и методы оперируют понятиями и терминами предметной области и, следовательно, зависят от нее.

Под образовательным процессом будем понимать целенаправленно организованный процесс формирования знаний, умений, компетенций в данной предметной

области с использованием ИКТ в психологически комфортных и здоровьесберегающих условиях, протекающий в образовательном учреждении, имеющий определенные параметры, характеризующие его с точки зрения временных характеристик [6].

Субъектами информационно-образовательного пространства предметной области являются: обучающиеся сотрудники образовательного учреждения, преподаватели по профилю предметной области, осуществляющие организационную и технологическую поддержку учебно-воспитательного процесса [4].

Под объектами информационно-образовательного пространства предметной области будем подразумевать материально-технические и информационные средства и системы и их компоненты, с использованием которых реализуется образовательный процесс (составные части учебно-методического, программно-аппаратного и информационно-методического обеспечения образовательного процесса: образовательный стандарт, учебный план, рабочая программа, учебно-методический комплекс, учебные пособия, методические рекомендации, информационные ресурсы, компьютерная техника) [4].

На основе вышесказанного и опираясь на структуру определения информационно-образовательного пространства образовательного учреждения (И.В. Роберт), определим информационно-образовательное пространство предметной области (МОП ПО) с учетом содержательной сути философской категории понятия «пространство» по трем параметрам.

Форма существования и функционирования предметной области как информационного объекта, имеющего структуру и содержание, на изучение которого направлен соответствующий образовательный процесс; методики изучения предметной области (тематические разделы предметной области) как информационных объектов, находящихся во взаимодействии, взаимовлиянии и развитии, материальных объектов, с помощью которых происходит изучение предметной области, представляющих

собой составные части учебно-методического комплекса, программно-аппаратного, информационно и прочего обеспечения процесса обучения, включая и те, которые реализованы с использованием ИКТ.

Условия осуществления образовательной деятельности по изучению предметной области субъектами (обучающими и обучаемыми) образовательного процесса с использованием объектов определяются наличием информационно-методического обеспечения образовательного процесса: нормативные документы, образовательные стандарты, учебники, учебно-методические пособия для обучающего, научно-педагогические, учебно-методические, инструктивно-организационные материалы, в том числе представленные в электронном виде; электронные издания образовательного назначения; интерактивный образовательный сетевой ресурс; средства обучения, в том числе функционирующие с использованием ИКТ; комплекты «виртуальных» лабораторных работ; информационные средства и устройства автоматизации, интеллектуализации и управления технологическими процессами в образовании и пр.

Форма организации образовательного процесса по изучению предметной области обеспечивает: учебно-информационное взаимодействие между субъектами, участвующими в осуществлении информационной деятельности в рамках предметной области; организационно-методическую поддержку обучающихся со стороны обучающих; мониторинг и модификацию изучения предметной области с применением современных ИКТ, осуществляемые субъектами предметной области.

На основе представленных выше определений и результатов анализа научных и педагогических исследований сформулируем научно-методические условия создания и функционирования информационно-образовательного пространства предметной области [3].

Обеспечение единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса включает в себя единство: спосо-

бов доступа к информационным ресурсам при работе по схеме «Пользователь - ИОП ПО»; средств самоопределения пользователя, его самоидентификации в ИОП ПО; форм и методов осуществления информационного взаимодействия с партнерами по общению в рамках ИОП ПО; наличие единой базы (единого банка) данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации, предназначенной для образовательных целей. Создание ИОП предметной области позволяет объединить информационные ресурсы, организовать централизованный доступ к информационным ресурсам, реализовать полномасштабную и управляемую систему, построить отказоустойчивую систему передачи данных, реализовать мониторинг и управление образованием, организовать дистанционное обучение и повышение квалификации.

Предоставление информационного ресурса в соответствии со статусом субъекта образовательного процесса осуществляется с помощью информационного рабочего места (ИРМ), под которым будем подразумевать некоторую компьютерную систему, которая: а) предоставляет пользователю средства доступа к глобальным информационным ресурсам; б) является точкой входа в локальную компьютерную сеть, по своим характеристикам отличается от автоматизированного и информатизированного рабочего места; в) может включать в себя возможности и специфику автоматизированного и информатизированного рабочего места, становясь как бы их обобщением и/или объединением для осуществления образовательной деятельности, определяемой структурой и видом учебного заведения; г) определяется информационными ресурсами самого учебного заведения, пользователями которого являются учащиеся, студенты, преподаватели, административный и технический персонал. Кроме того, возможны варианты расширения информационного рабочего места на уровень объединения сетей учебных учреждений. ИРМ является инструментом совместного пользования информационными ресурса-

ми учебного заведения, усиления общения друг с другом. ИОП ПО предоставляет возможность всем участникам образовательного процесса разрабатывать совместные проекты без личного общения друг с другом и согласованности времени и места его реализации. Для осуществления различного рода работ ИРМ дает возможность выхода в различные информационные среды и системы для получения необходимой для работы информации.

Предоставление информационного ресурса реализуется с учетом соответствия индивидуальным особенностям субъекта образовательного процесса. В силу специфики устройства человеческого сознания и подсознания человек избирательно обрабатывает информацию, поступающую из внешнего мира. Все зависит от места расположения функций в витальном (подсознательном) и ментальном (сознательном) кольцах. Это качественно влияет на восприятие и переработку информации. Существуют так называемые соционические принципы функционирования ИОП ПО, к которым относятся: возможность самоопределения; нормировка информационного воздействия; работа в сбалансированных учебных группах. ИОП ПО на базе телекоммуникаций с использованием глобальной информационной сети Интернет стирает географические границы и тем самым дает возможность совместно работать на несколько порядков большему количеству участников учебного процесса, чем в обычном учебном заведении, например, в школе. Основная трудность при формировании с помощью социониче-ских методик высокоэффективных рабочих групп заключается именно в ограниченном количестве участников. Данные проблемы не существуют при работе с большим количеством участников, так как распределение типов становится более равномерным; кроме того, телекоммуникации дают независимость от местоположения, что, в свою очередь, обеспечивает возможность легких и безболезненных перегруппировок.

Реализация дидактических возможностей средств ИКТ в контенте информационно-образовательного пространства пред-

метной области напрямую связана с общедидактическими принципами, однако имеет свою специфику с учетом информационных технологий обучения в ИОП ПО. Эти принципы позволяют сформулировать дидактические требования, реализация которых в полной мере отражает эти возможности: научности, доступности, адаптивности, систематичности, логики, визуализации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения результатов обучения, обеспечения интерактивного диалога, развития интеллектуального потенциала обучаемого, обеспечения суггестивной обратной связи. В педагогике вместе с дидактическими требованиями соблюдаются также и методические требования, которые предполагают необходимость учета своеобразия и особенностей конкретного учебного курса, реализованного в ИОП ПО. Использование ИОП ПО при изучении той или иной учебной дисциплины должно быть обосновано педагогической целесообразностью и методическими целями, достижение которых возможно при реализации потенциала ИОП предметной области.

Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, проводится на основе существования нескольких подходов к оценке психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, реализованной с использованием ИКТ: оценка их методической пригодности на основе критериального подхода; проверка педагогической целесообразности их использования, основанная на их практическом применении в процессе обучения в течение определенного периода, осуществляемая во время педагогического эксперимента; оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов в данной предметной области, имеющих научно-практический потенциал для принятия решения; комплексная оценка качества, включающая в себя все или некоторые из вышеперечисленных подходов.

Реализация всех видов информационной

деятельности субъектов образовательного пространства с использованием объектов ИОП ПО подразумевает деятельность, которая реализует все виды информационных процессов во всем их разнообразии с использованием средств ИКТ. К информационным процессам принято относить: регистрацию, сбор, накопление, хранение, обработку информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передачу больших объемов информации, представленной в различной форме. Информационная деятельность субъектов образовательного процесса должна осуществляться с использованием: интерактивного диалога; управления отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов; управления реальными объектами; автоматизированного контроля и тренировки учебных умений и навыков; продуцирования информации; осуществления коммуникации образовательного

характера в рамках ИОП ПО, поиска информации; информационного взаимодействия; информационного ресурса Интернет [1].

Все вышеперечисленное будет способствовать развитию информатизации образования в условиях информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса [2] в рамках функционирования информационно-образовательного пространства предметной области.

Работа выполнена по направлению фундаментальных исследований «Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека» в рамках темы «Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности» (Тема № 2.9384.2017/БЧ) в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 20132020 годы (в части РАО).

Литература

1. Robert I., Martirosyan L., Gerova N., Kastornova V., Mukhametzyanov I., Dimova A. Implementation of the Internet for Educational Purposes // Smart Education and e-Learning. / Editors: V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain. - Springer. - Smart Innovation, Systems and Technologies. -

2016. - Volume 59. - Р.573-585.

2. Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Forecast of the development of education informatization // Revista Espacios. - Vol. 38 (N° 40) Año

2017. - Pág. 32.

3. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства предметной области // Педагогическая информатика. -2017. - № 4. - С.91-97.

4. Роберт И.В. Создание и функционирование информационно-образовательного пространства // Информационная среда образования и науки. - 2014. - № 20. - С.78-101.

5. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. - М.: ФГБНУ ИУО РАО, 2017. - 92 с.

6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.