Научная статья на тему 'Научно-методические условия организации информационнообразовательного пространства'

Научно-методические условия организации информационнообразовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL INFORMATIONAL SPACE / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FORMATS AND METHODS OF INFORMATIONAL INTERACTION REALIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATIONAL RESOURCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касторнова В. А.

В статье представлены научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства: обеспечение единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса; предоставление условий доступа к информационному ресурсу в соответствии со статусом субъекта образовательного процесса; предоставление информационного ресурса в соответствии с психолого-физиологическими особенностями субъекта образовательного процесса; реализация спектра дидактических возможностей ИКТ в контенте образовательного пространства; реализация различных видов информационной деятельности субъектов образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC AND METHODICAL CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INFORMATION SPACE ORGANIZATION

The article presents the scientific and methodological conditions of an educational i-space organization. Among them the author lists such conditions as forms and methods unity provision of an i-interaction implementation with educational process subjects; i-resource access opportunities submitting in accordance with the educational process subject status; i-resource submitting in accordance with the educational process subject psychological and physiological features; implementation of the ICT didactic opportunities set in the educational space content; implementation of various types of the educational space subjects i-activity.

Текст научной работы на тему «Научно-методические условия организации информационнообразовательного пространства»

11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

12. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

References

1. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

2. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

3. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.

4. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

8. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2011: 128 - 131.

11. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 37.013

Kastornova V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, leading researcher, Institute of Education Management

of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE SCIENTIFIC AND METHODICAL CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INFORMATION SPACE ORGANIZATION. The

article presents the scientific and methodological conditions of an educational i-space organization. Among them the author lists such conditions as forms and methods unity provision of an i-interaction implementation with educational process subjects; i-resource access opportunities submitting in accordance with the educational process subject status; i-resource submitting in accordance with the educational process subject psychological and physiological features; implementation of the ICT didactic opportunities set in the educational space content; implementation of various types of the educational space subjects i-activity.

Key words: educational space, educational informational space, formats and methods of informational interaction realization, informational resource, information and communication technologies.

В.А. Касторнова, канд. пед. наук, доц., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Институт управления образование Российской

академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье представлены научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства: обеспечение единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса; предоставление условий доступа к информационному ресурсу в соответствии со статусом субъекта образовательного процесса; предоставление информационного ресурса в соответствии с психолого-физиологическими особенностями субъекта образовательного процесса; реализация спектра дидактических возможностей ИКТ в контенте образовательного пространства; реализация различных видов информационной деятельности субъектов образовательного пространства.

Ключевые слова: образовательное пространство; информационно-образовательное пространство; формы и методы осуществления информационного взаимодействия; информационный ресурс; дидактические возможности ИКТ.

Под информационно-образовательным пространством (ИОП) образовательного учреждения, вслед за И.В. Роберт [1], будем понимать: форму существования и функционирования образовательного учреждения как материального объекта; компонентов образовательного учреждения как материальных объектов, находящихся во взаимодействии, взаимовлиянии и развитии; объектов, представляющих собой составные части обеспечения образовательного процесса, реализованных на базе ИКТ; условия осуществления образовательной деятельности субъектами с использованием объектов (характеризующиеся наличием: материально-технической базы образовательного учреждения, с включением в их число программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения; информационно-методического обеспечения образовательного процесса; организационно-методической поддержки осуществления информационной деятельности и информационного

взаимодействия между субъектами образовательного процесса с использованием объектов); форму организации образовательного процесса (обеспечивающей: функционирование и развитие образовательного учреждения; учебно-информационное взаимодействие между субъектами, участвующими в осуществлении информационной деятельности в условиях использования ими объектов; организационно-методическую поддержку осуществления субъектами информационной деятельности и информационного взаимодействия [1].

Основываясь на этом определении и результатах анализа научно-педагогических исследований [2], можно выделить научно-методические требования к организации ИОП, которые призваны обеспечить единый подход в организации форм и методов реализации информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Стремительное развитие ИКТ-тех-нологий и Интернет-пространства позволяет создавать различ-

ные сети учебного назначения, формирующие ИОП, которое представляет собой множество Web-сайтов, предназначенных для обучения. Эти сайты, как правило, разрабатываются теми образовательными организациями, которые целенаправленно используют Интернет-технологии для повышения эффективности учебного процесса. На данный момент эти сайты работают в изолированном режиме, и не существует общей схемы их взаимодействия, а это создает определенные затруднения при работе с ними. Очевидно, что для повышения эффективности этих средств ИКТ требуется соединение имеющихся учебных ресурсов сети Интернет в одно информационно-образовательное пространство (ЕИОП), в котором необходимо предусмотреть структуру, порядок и правила общения для практической реализации его использования всеми участниками образовательного процесса.

Единое ИОП означает не только единый подход в получении ресурсов учебного назначения, но и единство форм и методов осуществления учебно-информационного взаимодействия участников образовательного процесса. ЕИОП предполагает наличие единого (хотя и территориально распределенного) банка данных всевозможной информации (научной, технической, методической и пр.), предназначенной для целей системы образования. Предоставление условий доступа к единому информационному ресурсу связано с определенным программно-аппаратным средством выхода к нему. Таким средством является так называемое информационное рабочее место. Информационное рабочее место (ИРМ) предоставляет потребителю некий инструмент, с помощью которого можно осуществить доступ к глобальным информационным ресурсам и получить возможность воспользоваться образовательной сетью учебного учреждения (Интранет) [2].

ИРМ существенно отличается от автоматизированного рабочего места тем, что, обеспечивает информационное взаимодействие и осуществляет доступ к информационным ресурсам [3], ИРМ не является инструментом осуществления какой-либо узконаправленной деятельности, а является программно-аппаратным средством для осуществления информационной деятельности в общем виде. Иформатизированное рабочее место просто обеспечивает связь друг с другом участников образовательного процесса[3], а ИРМ отличается более гибкой приспособленностью к нуждам пользователя и не ограничивается только обеспечением возможности взаимодействия работников образовательного учреждения в их профессиональной деятельности. Информационное рабочее место содержит определенный набор сервисных утилит, необходимых для работы с информационными источниками. Основным предназначением ИРМ является интеграция и обеспечение пользователя набором средств ИКТ, исходя из его профессиональных потребностей.

ИРМ дает возможность совместного владения информационной средой учебного заведения (Интранет), и оно способствует более тесному взаимодействию участников образовательного процесса. При реализации условий организации ИОП с помощью ИРМ реализуется практика разработки совместных проектов участниками этого процесса без согласования времени и места осуществления этого вида деятельности. При этом ИРМ обеспечивает возможность входа в различные информационные среды и системы (Интернет и Интранет) для удовлетворения своих информационных потребностей.

Работа с информационным ресурсом напрямую связано с психолого-физиологическими особенностями участника образовательного процесса. К ним относятся: возможность самоопределения; упорядочивание информационного воздействия; формирование сбалансированных учебных группах.

Общение в среде ИОП на базе сети Интернет предоставляет возможность совместной работы большему количеству участников учебного процесса, так как распределение психологических типов становится при этом более равномерным, кроме того, телекоммуникации дают территориальную удаленность участников этого процесса, что, в свою очередь, обеспечивает комфортную «среду обитания» пользователей ИОП.

ИОП обладает большими дидактическими возможностями средств ИКТ в контенте образовательного пространства. Реализация этих возможностей, как показал накопленный опыт, позволяет повысить эффективность образовательного процесса, а также создает благоприятные условия для всестороннего развития личности обучаемого; обратная связь в режиме on-line между пользователем и информационными ресурсами учебного назначения; графическая и видео визуализация учебной информации; сохранение на внешних носителях, включая облачную

технологию, больших объемов информации с возможностью её передачи другим пользователям ИОП, а также «дружественного» интерфейса работы пользователя с ней; удобство использования поисковых систем; проведение учебного эксперимента в виртуальных лабораториях; управленческий менеджмент учебной деятельностью и эффективного, незамедлительно мониторинга (с использованием, например, компьютерных тестов) результатов усвоения знаний.

Дидактические требования к ресурсам ИОП формулируются на основе классических обще дидактических принципов, однако они имеют свою специфику с учетом информационных технологий обучения, что придают им своеобразную «окраску». Так, научность предполагает наполнение сайтов, входящих в состав ИОП научно достоверными данными. Соответствие учебных информационных ресурсов ИОП уровню подготовки обучаемых, учет интеллектуальных способностей индивида составляет требование доступности. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учёт индивидуальных возможностей восприятия и переработки предложенного в ИОП учебного материала соответствует требованию адаптивности. Систематичность предполагает выстраивание учебного материала ИОП с последовательным нарастанием его сложности. Визуализация учебного материала наиболее ярко проявляет себя в реализации возможностей современных средств мультимедийных технологий для предъявления обучаемым объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»). Интерактивный диалог с программной системой (электронным учебником) предполагает обеспечение возможности обучаемого не только отвечать на поставленные программой вопросы, но и пользоваться ее «подсказкой». В широком плане, интерактивный диалог предполагает возможность выбора обучаемым своей индивидуальной траектории обучения. Развитие интеллектуального потенциала обеспечивается развитием мышления и формирования умений и навыков осуществления процессов обработки информации, являющейся содержанием ИОП.

ЕИОП позволяют реализовывать практически все виды информационной деятельности пользователей этого пространства. Средства, являющиеся частью образовательного пространства, дают возможность моделировать и имитировать на экране монитора различные сюжеты, объекты, процессы, явления, а это обеспечивает реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и по методам представления и извлечения знаний, не присущей традиционной (докомпьютерной) технологии обучения. К этим видам деятельности следует отнести все виды информационных процессов обработки информации (регистрация, сбор, накопление, хранение, передача, использование) об изучаемых объектах, явлениях, процессах и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме [4]. Возможности ИКТ наиболее ярко проявляют себя в проведении интерактивного диалога в среде ИОП. Его можно рассматривать как взаимодействие пользователя ИОП с программно-аппаратными системами, являющимися неотъемлемой частью образовательного пространства и обладающих широкими возможностями ведения диалога в его среде. Сюда следует отнести и современные технологии отображения на экране монитора информационных и компьютерных моделей различных объектов, явлений и процессов. Этот вид информационной деятельности осуществляется с помощью специальных программ (включая сюда и возможности виртуальной реальности), которые способны реализовать компьютерную визуализацию реальных объектов и процессов, а также их моделей. Получаемое при этом изображение, отображает их состав, внутренние взаимосвязи, пространственную и временную динамику развития, например, с помощью компьютерного тренажера. Поиск нужной учебной информации в среде ИОП осуществляется с помощью глобальных поисковых систем (типа Google, Yandex и пр.), а также внутренних поисковых сервисов, позволяющих осуществлять поиск данных в различных базах данных в диалоговом режиме реального времени. Этот поиск ведется как с помощью перемещения по системам вложенных меню, так и по ключевым словам. Использование информационного ресурса Интернет во многом зависит от определения направлений типизации самого ресурса. Такая типизация должна проводиться по нескольким технологическим и функциональным категориям: организация учебного информационного взаимодействия с ресурсом; степень интерактивности реализуемого ресурса; особенности взаимодействия с ресурсом; функциональная направленность образовательного Web-сайта; вид учебной деятельности, реализуемой с ресурсом.

Библиографический список

1. Роберт И.В. Создание и функционирование информационно-образовательного пространства. Информационная среда образования и науки. 2014; 20: 78 - 101.

2. Касторнова В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства: монография. Череповец: ЧГУ, 2011.

3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. Составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. Москва, 2012.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

References

1. Robert I.V. Sozdanie i funkcionirovanie informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva. Informacionnaya sreda obrazovaniya inauki. 2014; 20: 78 - 101.

2. Kastornova V.A. Sovremennoe sostoyanie nauchnyh issledovanij i praktiko-orientirovannyh podhodov k organizacii i funkcionirovaniyu obrazovatel'nogo prostranstva: monografiya. Cherepovec: ChGU, 2011.

3. Tolkovyjslovar' terminovponyatijnogo apparata informatizaciiobrazovaniya. Sostaviteli I.V. Robert, T.A. Lavina. Moskva, 2012.

4. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 37.013.43

Kulikova L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate of pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian), E-mail: [email protected]

FORMATION OF STUDENTS' CULTURE IN MODERN CONDITIONS. The article deals with the issues of reducing the threat of a cultural crisis in our country by pedagogical means. The monocentric model of culture formation, successfully operating for more than seventy years and not meeting the challenges of today, is analyzed. Theoretical bases of formation of culture of graduates of educational institutions of all levels, based on research of intersection of set of the principles providing development of culture in various spheres, are presented. A two-level system for distinguishing the principles of development of students' culture is proposed. Key words: culture, principles, monocentric model, polycentric model.

Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, докторант, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы снижения угрозы культурного кризиса в нашей стране педагогическими средствами. Проанализирована моноцентричная модель формирования культуры, успешно действовавшая на протяжении более чем семидесяти лет и не отвечающая вызовам времени сегодня.

Представлены теоретические основания формирования культуры выпускников образовательных учреждений всех уровней, базирующиеся на исследовании пересечения совокупности принципов, обеспечивающих развитие культуры в различных сферах. Предложена двухуровневая система выделения принципов развития культуры обучающихся. Ключевые слова: культура, принципы, моноцентричная модель, полицентричная модель.

В настоящее время отсутствие должного внимания к культурному развитию общества привело к достаточно печальным результатам. Данное обстоятельство было констатировано в: «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808; «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. В этих документах отмечается, что отсутствие целенаправленной культурной политики в нашей стране «может привести к угрозе гуманитарного кризиса», результатом которого является [1]:

- снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

- проявления асоциального поведения;

- деформация исторической памяти, проявляется в негативной оценки значительных периодов отечественной истории, распространение искаженной, ложной информации о Российской Федерации;

- разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

Так, в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года говорится о «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой

истории, противоправные посягательства на объекты культуры» [1] и рассматриваются как угроза национальной безопасности.

В целях не допустить развития событий ни по одному из вышеперечисленных направлений в нашей стране декларирована приоритетность развития культуры: «Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [2].

Трудно не заметить: утверждение на высшем государственном уровне того обстоятельства, что Россия стоит на краю гуманитарного кризиса, угрожающего ее национальной безопасности, связывается не просто с низкой эффективностью системы образования, но с ее опасностью. Положение об опасности развития российского образования для личности, общества и государства было научно обосновано более десяти лет назад [3]. Введение в 2013 году нового «Закона об образовании в Российской Федерации», к сожалению, мало изменило картину.

В связи с открытием нового направления развития российского общества - через развитие культуры, закономерен вопрос: какова роль в этом процессе системы образования и системы высшего профессионального образования, в частности?

Для ответа на этот вопрос важно рассмотреть, а как гражданская, в определенном смысле идеологическая культура формировалась в СССР, когда особых проблем в области культуры, диктующих необходимость принятия решений на высшем государственном уровне, не наблюдалось?

В СССР культура личности формировалась по моноцентрич-ному принципу. То есть, от дошкольных учреждений образования и на каждом последующем уровне формировалась конкретная система ценностей, в соответствии с задачами правящей партии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.