13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147.13 ГРЯДУНОВА Е.Н.
кандидат технических наук, доцент, кафедра меха-троники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГОРИН А.В.
кандидат технических наук, доцент, кафедра меха-троники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВА М.А.
аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.
студент, Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.147.13
GRYADUNOVA E.N.
Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Mechatronics, Mechanics and Robotics, Orel
State University E-mail: [email protected] GORIN A.V.
Doctor of Technical Sciences, Associate professor, Department of Mechatronics, Mechanics and Robotics, Orel
State University E-mail: [email protected] TOKMAKOVA M.A. Graduate Student, Orel State University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student, Orel State University E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY FOR STUDENTS TO STUDY APPLIED MECHANICS DURING DISTANCE LEARNING
Статья посвящена проблемам изучения технических дисциплин в режиме удаленного доступа. Рассмотрены преимущества и недостатки цифрового формата обучения. Представлены фрагменты практической работы по прикладной механике в программе Zoom. Даны рекомендации по интенсификации учебного процесса при удаленном образовании студентов.
Ключевые слова: интернет-образование, электронные образовательные ресурсы, цифровой формат, образовательные платформы.
The article is devoted to the problems of studying technical disciplines in remote access mode. The advantages and disadvantages of the digital training format are considered. The fragments of practical work on applied mechanics in the Zoom program are presented. Recommendations are given on the intensification of the educational process in remote education of students.
Keywords: internet education, electronic educational resources, digital format, educational platforms.
Введение
Современный мир ставит перед людьми задачи, требующие оперативного и продуктивного решения. Большинство ВУЗов страны, спокойно работающие по учебным планам, предусматривающих посещение аудиторных занятий, вынуждены были перейти на обучение в режиме удаленного доступа. Пандемия, возникшая в Китае и охватившая Европу, ускорила внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения.
К преимуществам интернет-образования, приведенных в литературе [1, 2], таких как: гибкость - промежуток времени для проведения конкретного занятия не связан с аудиторией и может быть выбран по согласованию между преподавателем, обучающимися и администрацией; дальнодействие - местопребывание студента не имеет значение, главное, чтобы у него была интернет связь; экономичность - мало того, что вы не тратите деньги на проезд, вы экономите свое время, не мерзне-
те на остановках, не стоите в пробках, прибавляется еще одно - сохранение здоровья, а в условиях пандемии сохранение самой жизни.
Основная часть
Для студентов, пришедших учиться по очной форме и уже привыкших к личному общению с преподавателем, такой переход может сказаться на усвояемости материала. Для профессорско-преподавательского состава переход на цифровой формат взаимодействия оказался еще более болезненным [3, 4]. И если столичные Вузы были практически готовы к виртуальному общению с обучающимися, то провинциальным пришлось срочно расширять информационно-образовательную среду. На рисунке 1 представлена электронная информационно-образовательная среда ОГУ им. И.С. Тургенева. Кроме того, электронные образовательные ресурсы ВУЗа включают девять электронных библиотек, имеющих доступ из любой точки интернета. На портале университета разме-
© Грядунова Е.Н., Горин А.В., Токмакова М.А., Токмаков Н.В. © Gryadunova E.N., Gorin A.V., Tokmakova M.A., Tokmakov N.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
щены учебные планы и рабочие программы дисциплин по каждому направлению бакалавриата и магистратуры.
Электронная информационно-образовательная среда ОГУ имени И.С. Тургенева
Личный кабинет
преподавателя
0=
=0
Личный кабинет студента
Система электронной поддержки учебных курсов Moodle
Система диета н ц ион ного обучения ИВЗО
I
Главный каталог
АИБС Марк
V.
Mahyra (Портфолио студентов и аспирантов)
Рис. 1. Электронная информационно образовательная среда ОГУ им. И.С. Тургенева.
На сайте вуза можно общаться через личные кабинеты преподавателей и студентов. Это достаточно удобная форма для передачи информации: преподаватель отсылает необходимый учебный материал тем группам, в которых он ведет занятия согласно учебному плану. Студенты так же через свои личные кабинеты присылают на проверку выполненные работы и могут письменно обратиться к своему педагогу с вопросом. Присланное решенное задание, если оно правильное, дает студенту лишний балл. Если же в решении есть ошибка, преподаватель вступает с обучающимся в переписку. Очень сложно описать математическую или техническую ошибку, например, в построении эпюры, текстом. Обычно, студенты записывают задачу на листочке, рисую схемы карандашом или ручкой, затем фотографируют решение и в таком виде (рис. 2) предлагают оценить свою работу. Если студент сделал ошибку - неправильно взял знаки в уравнениях статики, изобразил эпюры внутренних силовых факторов, проверяющий совершает такую процедуру: копирует решение, вставляет его в программу Paint, красным карандашом исправляет ошибки, сохраняет файл, снова ставит картинку в Word и отправляет студенту через личный кабинет. Таким образом, преподаватель, работающий на полную ставку, должен проверить около или более ста работ в неделю. Понятно, что на общение через личный кабинет преподаватель затрачивает гораздо больше времени, чем на проведение одного практического занятия с группой по той же теме. К тому же, для преподавателя это совершенно не творческая работа, хотя и дающая студентам навыки расчета простейших схем.
а)
б)
Рис. 2. Работы присылаемые студентами при дистанционном интернет обучении: а) работы, присланные студентами; б) работы, исправленные преподавателем.
Кроме того, для проведения практического занятия в режиме удаленного доступа требуется большая подготовительная работа. Нужно иметь не просто задачник по данному предмету, а большую базу однотипных задач, чтобы разослать каждому студенту свое задание. Определенный слой студентов все равно обратится за помощью в интернет, но это спасает от тупого списывания у сокурсника. В аудитории у преподавателя есть возможность хотя бы оценить самостоятельность мышления обучающего. При общении через интернет ресурсы проверяется только решение поставленной задачи, а с помощью каких методов и средств, студент к нему пришел определить практически невозможно.
Возникает необходимость разработки методических пособий с подробным изложением решения каждого вида задач. То, что можно было бы сказать и объяснить на аудиторном практическом занятии, должно быть прописано в пособии. Традиционные печатные учебники по прикладной механике не соответствуют требованиям, предъявляемым к обучению в режиме удаленного доступа. Оказалось, что по техническим предметам, в частности, по прикладной механике информационные ресурсы не содержат четко структурированной и доступной информации. Анализ существующих массовых открытых онлайн-курсов (МООК), таких как Универсариум [5], Uniweb [6], Академия [7], Открытое образование [8] показал, что в них отсутствует материал по прикладной механике, технической механике или механике. Таким образом, преподаватель передает студенту либо свои методические разработки, либо ссылки на электронные учебники по данному предметы [9, 10, 11]. Такая асинхронная передача знаний от преподавателя к обучающемуся дает накопление информации по дисциплине. Студент овладевает терминологией предмета и формулами для простейших расчетов. Однако для творческого осмысления необходимо обсуждение поставленной задачи как с более опытным и знающими человеком, так и со своими однокурсниками.
Для проведение дистанционного практического занятия можно использовать несколько платформ: Skype, Proficonf, Google Hangouts, Zoom. Занятие по прикладной механике требует использование не только голосовых средств коммуникаций, но и визуальных. Использовании
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
платформы Skype, в данном случае возможно только с применением виртуальных досок, таких как AMWboard, Idroo, MIRO и т.п. На платформе Zoom предусмотрена возможность писать, при этом текст носится поверх «демки» (рис.3).
Это имеет свои преимущество: на экране преподаватель демонстрирует задачу, текст которой занимает только часть экрана, на остальной свободной части можно писать (рис. 3).В ходе работы со студентами, было выявлено, что тестовая подача материала, представление вывода формул и доказательств теорем в статическом виде усложняет восприятие материала и не дает желаемого результата обучения.
Проведение практического занятия в режиме близком к аудиторному, то есть при динамической графике на «доске» с постоянным голосовым сопровождением закрепляет полученные при дистанционной передачи знания. Эмоциональное насыщение через диалог между преподавателем и студентом [12] посредством программы Zoom уменьшает обезличивание цифровой комму-
никации, что важно для психологического комфорта обучающего.
Заключение
Правильная организация учебного процесса в режиме удаленного доступа требует от преподавателя не только знание своего предмета, но и срочного освоения современных информационно-коммуникационных технологий и изучения технических возможностей программ. Таким образом выявляется ряд мер по интенсификации учебного процесса в области интернет-образования:
- необходимо насыщение открытых образовательных платформ онлайн-курсами по общетехническим дисциплинам;
- для успешной реализации программ в сфере электронного образования надо повысить уровень цифровой грамотности профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала;
- для получения максимальной эффективности образовательного процесса требуется чередовать асинхронные и синхронные типы передачи учебной информации.
Рис. 3. Пример работы в программе Zооm
Библиографический список
1. Шипкова С.Н. Интернет-технологии и дистанционное обучение// Сборник материалов международной научно-практической конференции. Информатизация образования, 2017. С. 237 - 241.
2. ВихревВ.В. О новой концепции информатизации образования/ В. В. Вихрев, А. С. Христочевская, С. А.Христочевский //Системы и средства информатики. 2014. № 24:4, С. 157 - 167.
3. Секерин В.Д. Дистанционные образовательные технологии в информационной экономике / В.Д. Секерин, А.Е. Горохова, А.Л. Лебедев // Друкеровский вестник. Москва, Институт проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова. 2019. № 1. С.150 - 157.
4. Марус Ю.В. Применение активных форм в электронной информационно-образовательной среде как средство повышения результативности обучения студентов направления подготовки «туризм»/ Ю.В. Марус, Е.В. Коваленко, И.П Геращенко // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=28950 (дата доступа 20.03.2020).
5. https://universarium.org/ Платформа для онлайн-обучения на русском Универсариум. Дата доступа: 25.05.2020.
6. https://learn.uniweb.ru/ Платформа Uniweb. Дата доступа: 25.05.2020.
7. https://academiait.ru/ Бесплатная онлайн-академия. Дата доступа: 25.05.2020.
8. https://openedu.ru/course/ Открытое образование. Дата доступа: 25.05.2020.
9. Джамай В.В. Прикладная механика: учебник для академического бакалавриата /В. В. Джамай, Е. А.Самойлов, А.И.Станкевич, Т. Ю. Чуркина// под ред. В. В. Джамая. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 360 с.
10. Прикладная механика: учебник / под ред. М. Н. Серазутдинова// Казань: Центр инновационных технологий, 2016. 326 с. https:// www.kstu.ru/servlet/contentblob. Дата доступа 24.04.2020.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
11. Муйземнек А.Ю. Прикладная механика: учеб. пособие / А. Ю. Муйземнек, А. Н. Литвинов, Н. Ю. Митрохина, В.А. Шорин. Пенза : Изд-во ПГУ 2019. 388 с.
12. Зиновченко А.Н. Опыт использования компьютерной обучающей системы в азовском морском институте// Вестник приазовского государственного технического университета. Серия: Технические науки. № 33, Издательство: ГВУЗ "Приазовский государственный технический университет" (Мариуполь), 2016. С. 147 - 152.
Reference
1. Shipkova S.N. Internet technologies and distance learning // Proceedings of the international scientific-practical conference. Informatization of education, 2017. Pp. 237 - 241.
2. Vikhrev V.V. On a new concept of education informatization / V.V. Vikhrev, A. S. Khristochevskaya, S. A. Khristochevsky // Systems and means of informatics. 2014. No. 24: 4, Pp. 157 - 167.
3. Sekerin V.D. Remote educational technologies in the information economy / V.D. Sekerin, A.E. Gorokhova, A.L. Lebedev // Drucker Bulletin. Moscow, Institute of Management Problems, Russian Academy of Sciences V.A. Trapeznikova. 2019.No 1. Pp. 150 - 157.
4. Marus Yu.V. The use of active forms in the electronic informational and educational environment as a means of increasing the effectiveness of teaching students in the tourism direction / Yu.V. Marus, E.V. Kovalenko, I.P. Gerashchenko // Modern problems of science and education. 2019. No. 3. https://science-education.ru/en/article/view?id=28950 (Date of access 03/20/2020).
5. https://universarium.org/ Platform for online learning in Russian Universarium. Date of access: 05.25.2020.
6. https://learn.uniweb.ru/ Uniweb platform. Date of access: 05.25.2020.
7. https://academiait.ru/ Free online academy. Date of access: 05.25.2020.
8. https://openedu.ru/course/ Open education. Date of access: 05.25.2020.
9. Jamai VVApplied mechanics: a textbook for academic undergraduate / V. V. Dzhamay, E. A. Samoilov, A. I. Stankevich, T. Yu. Churkina // Ed. V.V. Jamaiah. - 2nd ed., Rev. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2019.360 p.
10. Applied mechanics: textbook / ed. M.N.Serazutdinova // Kazan: Center for Innovative Technologies, 2016. 326 s. https://www.kstu.ru/ servlet/contentblob. Access date 04.24.2020.
11. MuizemnekA.Yu. Applied mechanics: textbook. manual / A. Yu. Muizemnek, A.N. Litvinov, N. Yu. Mitrokhin, V.A. Shorin. Penza: Publishing House of PSU, 2019.388 p.
12. ZinovchenkoA.N. The experience of using a computer-based training system at the Azov Maritime Institute // Bulletin of the Azov State Technical University. Series: Engineering. No. 33, Publisher: SEI Priazov State Technical University (Mariupol), 2016. Pp. 147 - 152.