Научная статья на тему 'МЕТОДЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCY-BASED APPROACH / ONLINE LECTURES / PEDAGOGICAL SYSTEM / HIGHER EDUCATION / GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES / COMPUTER TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грядунова Е. Н., Савин Л. А., Горин А. В., Токмакова М. А., Токмаков Н. В.

В статье рассматривается компетентностный подход и взгляды на его содержание отечественных ученых-педагогов. Представлен фрагмент методической разработки онлайн-учебника по прикладной механике, обеспечивающий компетентностный подход к обучению. Предложены варианты заданий различной сложности для контроля полученных студентами знаний и умений по дисциплинам технической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грядунова Е. Н., Савин Л. А., Горин А. В., Токмакова М. А., Токмаков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF COMPETENCY-BASED APPROACH IN TECHNICAL EDUCATION

The article examines the competency-based approach and views on its content of domestic scientists and educators. A fragment of the methodological development of an online textbook on applied mechanics is presented, which provides a competency-based approach to learning. Variants of tasks of varying complexity are proposed for monitoring the knowledge and skills acquired by students in technical disciplines.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147.13 ГРЯДУНОВА Е.Н.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] САВИН Л.А.

доктор технических наук, профессор, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГОРИН А.В.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВА М.А.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.

студент, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC 378.147.13 GRYADUNOVA E.N.

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Department ofMechatronics, Mechanics and Robotics of Orel

State University E-mail: [email protected] SAVIN L.A.

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Ddepartment of Mechatronics, Mechanics and Robotics of

Orel State University E-mail: [email protected] GORIN A.V.

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Mechatronics, Mechanics and Robotics of Orel

State University E-mail: [email protected] TOKMAKOVA M.A. Graduate Student of Orel State University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student of Orel State University E-mail: [email protected]

МЕТОДЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ* METHODS OF COMPETENCY-BASED APPROACH IN TECHNICAL EDUCATION

В статье рассматривается компетентностный подход и взгляды на его содержание отечественных ученых-педагогов. Представлен фрагмент методической разработки онлайн-учебника по прикладной механике, обеспечивающий компетентностный подход к обучению. Предложены варианты заданий различной сложности для контроля полученных студентами знаний и умений по дисциплинам технической направленности.

Ключевые слова: компетентностный подход, онлайн-лекции, педагогическая система, высшее образование, общетехнические дисциплины, компьютерные технологии.

The article examines the competency-based approach and views on its content of domestic scientists and educators. A fragment of the methodological development of an online textbook on applied mechanics is presented, which provides a competency-based approach to learning. Variants of tasks of varying complexity are proposed for monitoring the knowledge and skills acquired by students in technical disciplines.

Keywords: competency-based approach, online lectures, pedagogical system, higher education, general technical disciplines, computer technology.

Введение

Совсем недавно - 20 лет тому назад качество выпускника ВУЗа оценивалось такими прилагательными как «образованный», «знающий», «воспитанный», «культурный». В слово компетентный входят все эти понятия? Или достаточного того, чтобы бакалавр был компетентен в узко своей области деятельности. Компетентностный подход не является детищем национальной системы педагогики, эта терминология появилась в связи с необходимостью интеграции российской

высшей (и средней школы) в общемировую систему образования [1, 2]. Внедрение компетентностного подхода в высшем образование директивно закреплено изданием новых стандартов [3]. Так в распоряжении правительства РФ четко записано о необходимости «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [4].

Но как отмечается в литературе, несмотря на значительные усилия государства по модернизации образования качество, выпускаемых специалистов, только

Представленный материал выполнен в рамках проекта №9.2952.2017/4.6. государственного задания.

© Грядунова Е.Н., Савин Л.А., Горин А.В., Токмакова М.А., Токмаков Н.В. © Gryadunova E.N., Savin L.A., Gorin A.V., Tokmakova M.A., Tokmakov N.V.

*

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

ухудшается [5, 6]. Резкое сокращение аудиторной нагрузки и перевод студентов на самостоятельное не контролируемое преподавателем обучение не привело к значительному изменению традиционных методов подачи учебного материала обучающимся. Стиль чтения лекций остался по-прежнему объяснительно-иллюстративный [6], даже при использовании мультимедийных технологий, тип проведение практических занятий информационно-рецептивный.

Основная часть

Большинство зарубежных исследователей отожествляют компетентность со словом компетентный. Так в глоссарии терминов ЕФО, компетенция определяется как: «1 Способность делать что-либо хорошо или эффективно, 2 Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу, 3 Способность выполнять особые трудовые функции» [7].

Толкования компетентного подхода российской педагогической школой весьма разнообразно и представлено в работе доктора педагогических наук профессора Ю.Г. Татур [8]. В статье профессора Зимней И.А [9] приведен полный список всех видов компе-тентностей, насчитывающий около 37 штук, по Дж. Равену. Ученые-педагоги стараются максимально расширить понятийное содержание этого термина [10, 11]. Отечественная педагогика была всегда нацелена на ценностно-смысловую составляющую образования, руководствуясь тем, что «человек умелый» предшествовал «человеку разумному». И в сегодняшних условиях многократного сокращения контактных часов по общетехническим дисциплинам, педагоги высшей школы стремятся не только дать обучающимся знания по конкретным предметам, но и научить их мыслить технически как инженеры. Эмпирический опыт преподавания общетехнических дисциплин, накопленный преподавателями кафедры мехатроники, механики и робототехники помогает его сотрудникам осуществить компетентностный подход к высшему образованию и научно подойти к проблеме повышения качества образования. Задача профессорско-педагогического состава ВУЗа использовать новые инновационные методы и средства образования и при этом не разрушить целостность уже существующей системы [12, 13].

Процесс изучения дисциплины «Прикладная механика» направлен на формирование у студентов не только общепрофессиональных компетенций, таких как способностью представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-1), но и общекультурных: способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). И это не случайно, так как от профессиональной уверенности напрямую зависит качество вступления личности в различные социальные отношения. Сегодняшний мир сложен не только в техническом, но и в межличностном отношениях. И выпускнику ВУЗа важно не только овладеть общепрофессиональными знаниями, но и научиться грамотно и корректно до-

казывать и обосновывать свои научные и технические разработки. Компьютеризация образовательного процесса идет давно, но сейчас оно вступило в новую фазу. Проектируемые электронные учебники по техническим дисциплинам служат не только источником информации, но управляют процессом обучения, контролируют его и осуществляют связь с преподавателем [14].

Онлайн курсы позволяют получить обучающему первичные знания по данному предмету. С помощью онлайн лекций студент может освоить терминологию предмета, что немаловажно для бедующего специалиста и облегчает работу преподавателя при контактном общении: они разговаривают на одном техническом языке, используя одинаковые обозначения физических величин. Поэтому после каждой лекции для допуска к чтению (прослушиванию) следующей лекции необходимо пройти проверку усвоения пройденного материала. При этом тесты по определению понятий могут не дословно повторять текст пособия, но сохранять его смысл. Так прочность в большой советской энциклопедии трактуется как «.. .свойство твёрдых тел сопротивляться разрушению (разделению на части), а также необратимому изменению формы (пластической деформации) под действием внешних нагрузок. В узком смысле - сопротивление разрушению» [15]. В тесте этот вопрос может звучать как: способность материала не разрушаться под приложенной нагрузкой. При этом один и тот же вопрос может повторяться с различной формулировкой, так как при репрезентации информация переносится в долговременную память из кратковременной.

У обучающегося, кроме понятийной базы по механике, должны сформироваться навыки простейших расчётов, поэтому онлайн-курсы обязательно должны содержать расчетную часть. Рассмотрим одну из классических задач по прикладной механике. Необходимо определить максимальное напряжение, возникающее в центрально-растянутом стержне, расчетная схема которого представлена на рисунке 1. Данная задача входит в тестирование. Если значение максимального напряжения, рассчитанное студентом, совпадает с ответом, то тест сдан, если нет, то обучающийся не усвоил, пройденный материал. Но, остается открытым вопрос, что он не усвоил.

Ра=7кН

—р1=ЗкН

62

2L

Рис. 1. Расчетная схема стержня Диаметры сечения d1=20 мм, d2=25 мм, Модуль упругости материала Е =2^1010 Па, длина L= 0,4м.

У обучающегося могут отсутствовать входные знания, то есть он не знает формул для вычисления площадей простых геометрических фигур, не может правильно перевести единицы измерения в систему СИ, не умеет складывать вектора. Для выявления пробелов в знаниях программа предусматривает три маленьких теста, представленных в таблице 1.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 1.

Тест на проверку входных знаний

1. Площадь круга

rnd1 лй1 3л d1

4 2 4

2. Переведите 4 см в систему единиц СИ (м )

0,4 | 4'10-4 | 4'102 | 0,04

3. Сумма проекций векторов на ось х равна

р^ан <

14Н | 2Н | " 5Н | -2 Н

В случае удовлетворительного знания студентом входных данных, необходимо проверить усвоения нового материала: формулы для расчета нормальных напряжений; умение строить эпюры. Тест для проверки приобретенных знаний представлен в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Если на все эти вопросы обучающийся ответил правильно, значит он ошибся в элементарных расчетах.

Заключение

Вся информация об обучающемся доступна преподавателю. Таким образом, он видит на каком уровне студент овладел его предметом. Но, чтобы полученные знания в будущем могли успешно реализоваться, необходимо прямое общение и с преподавателем и с сокурсниками: не только изучение новой информации, но практическое использование новых знаний. Поэтому практические и лабораторные занятия необходимо методически разработать так, чтобы обучающийся как можно больше сам обсуждал решение инженерной задачи и умел слушать и понимать других.

Таким образом, не смотря на основательные исследования компетентностного подхода, вопросы по реализации обучения и обеспечения выпуска высокопрофессиональной и развитой личности из ВУЗа остаются и их надо решать, как на общегосударственном уровне, так и кафедральном. Задачей отечественной высшей педагогической школы был и остается не только выпуск высоклассного специалиста, но формирование развитой личности, способной к самообразованию.

Тест на проверку новых знаний

1. Формула для расчета нормальных напряжений при растяжении-сжатии

N mF

M mF

M ma

N m-

2. Эпюра нормальных напряжений для данной расчетной схемы, _представлена на рисунке...?_

Рг=9Н

t Р| ---------•!. ---------

Г

ИМИ II

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 37 с.

2. ГришановаН.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы). М., 2005. 112 с.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства Российской федерации от 8 декабря 2011 г. N^2227-р.http://edu.mari.ra/ou_.

5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. М.: Высшее образование сегодня. 2004., №3. С. 24.

6. Таболина О.В. Компетентностный подход в процессе формирования кадрового состава организаций // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/792.

7. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: между-народный аспект. М.: Высшее образование сегодня. № 4. 2004.

8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

9. БайденкоВ.И. Концептуальная модель ГОС в компетентностном формате. М., 2005. С.52.

10. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

11. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования М.: Высшее образование сегодня. № 5. 2003. С. 19-22.

13. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.

14. Еремкина О.В. Компетентностный подход в обучении. Учебно-методическое пособие. / О.В. Еремкина, Н.Б. Федорова, Д.В. Морин, М.А. Борисова. Ряз. гос.ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2010. 48 с.

15. Ковалев В.П. Электронный учебник по прикладной механике как средство активизации самостоятельной работы студент / В.П. Ковалев, Д.А.Парамошкин // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 147. С. 28-31.

16. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978. Том 14. С. 367.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

References

1. Zimnya I.A. Key competencies as an effective and targeted basis of the competency-based approach in education. M .: Research Center for the problems of the quality of training. 2004. 37p.

2. GrishanovaN.A. Competency-based approach in adult education: Competency-based approach to designing state educational standards of higher professional education (methodological and methodological issues). M., 2005. 112p.

3. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-03.

4. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. The order of the government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r. Http: //edu.mari.ru/ou_.

5. Tatur Yu.G. Competence in the structure of the quality model of specialist training. M .: Higher education today. 2004., No. 3. Pp. 24.

6. Tabolina O.V. The competency-based approach in the process of forming the personnel of organizations // Modern scientific research and innovation. 2011. No 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/792.

7. SeleznevaN.A. Reflections on the quality of education: an international aspect. M.: Higher education today. No. 4. 2004.

8. VerbitskyA.A. Competency-based approach and the theory of contextual education: Materials for the fourth meeting of the methodological seminar November 16, 2004 M .: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. 84 p.

9. Bidenko VI. GOS conceptual model in a competency format. M., 2005.P. 52.

10. Glossary of labor market terms, development of standards for educational programs and curricula. European Education Fund. ETF, 1997.

11. Tatur Yu.G. Competency-based approach in describing the results and designing vocational education: materials for the second meeting of the methodological seminar. M .: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. 16 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Zimnya I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of education M .: Higher education today. No. 5. 2003. Pp. 19-22.

13. Troyanskaya S.L. The basics of the competency-based approach in higher education. Tutorial. Izhevsk: Publishing Center "Udmurt University", 2016. 176 p.

14. Eremkina O.V Competency-based approach to learning. Teaching aid. / O.V. Eremkina, N.B. Fedorova D.V. Maureen, M.A. Borisov. Ryaz. state.un-t them. S.A. Yesenin. Ryazan, 2010. 48 p.

15. Kovalev V.P. Electronic textbook on applied mechanics as a means of enhancing student independent work / V.P. Kovalev, D.A. Paramoshkin // Transactions of the Far Eastern State Technical University. 2007. No. 147. Pp. 28-31.

16. The Great Soviet Encyclopedia. M .: Soviet Encyclopedia, 1978. Volume 14. Pp. 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.