Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / АНКЕТЫ / РЕСПОНДЕНТЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ОПЫТ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Ольга Леонидовна, Чумакова Татьяна Николаевна, Романцова Светлана Сергеевна

Введение . Возможность непрерывного аграрного образования специалистов АПК ограничена сезонностью технологических процессов в растениеводстве и круглогодовым производством продукции животноводства. Необходимо уделять особое внимание применению информационных технологий при обучении. В этом плане элементы дистанционного обучения позволяют снизить затраты в целом на организацию учебного процесса специалистов АПК, привлечь дополнительный контингент обучаемых, расширить рынок образовательных услуг за счет возможности проходить обучение без отрыва от производства, места жительства. Цель исследований : оценить систему информационно-консультационного обеспечения специалистов сферы АПК Ростовской области и определить возможность организации непрерывного обучения. Материал и методика исследований . Разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов. Первый блок - вопросы, позволяющие создать мотивацию к участию респондента в исследовании. Второй блок состоит из «закрытых» вопросов, позволяющих провести качественный и количественный анализ. Третий блок - вопросы социальной направленности. Результаты . Анализ уровня образования респондентов показал, что 64 % специалистов, имеют высшее профессиональное образование, 14 % - среднее специальное образование, 10 % - среднее техническое образование. Среди специалистов сельскохозяйственного профиля встречаются учителя, технологи обувного производства, педагоги профессионального образования. Обсуждение. Следует отметить необходимость получения новых знаний в аграрном образовании в связи с постоянным совершенствованием технологий. Организация учебного процесса с элементами дистанционного обучения позволит реализовать принцип «непрерывного обучения». Заключение . Важно отметить, что в сложившихся условиях элементы интерактивного обучения позволяют повышать профессиональный уровень в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом в Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Ольга Леонидовна, Чумакова Татьяна Николаевна, Романцова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND CONSULTING SUPPORT OF AGRICULTURAL SPECIALISTS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Introduction . The possibility of continuous agricultural education of agro-industrial complex specialists is limited by the seasonality of technological processes in crop production and year-round production of livestock products. It is necessary to pay special attention to the use of information technology in teaching. In this regard, the elements of distance learning make it possible to reduce the overall costs of organizing the educational process of agricultural specialists, attract an additional contingent of trainees, expand the market of educational services due to the possibility of on-the-job training, and training at their place of residence. The purpose of the research is to evaluate the system of information and consulting support for specialists in the agro-industrial complex of the Rostov region and determine the possibility of organizing continuous training. Material and methodology of research . A questionnaire consisting of three blocks of questions has been developed. The first block consists of questions that allow you to create motivation for the respondent to participate in the study. The second block consists of “closed” questions that allow conduct qualitative and quantitative analysis. The third block is social questions. Results. The analysis of the respondents' level of education showed that 64 % of specialists have higher professional education, 14 % have secondary specialized education, 10 % have secondary technical education. Among agricultural specialists there are teachers, shoe manufacturing technologists, teachers of vocational education. Discussion . It should be noted that it is necessary to obtain new knowledge in agricultural education in connection with the constant improvement of technologies. The organization of the educational process with elements of distance learning will make it possible to implement the principle of “continuous learning”. Conclusion . It is important to note that in the current conditions, the elements of interactive learning allow you to improve your professional level at any time and in any place where there is a computer with Internet access.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 37.013.42

DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-3-356-363

Информационно-консультационное обеспечение специалистов АПК

как фактор профессиональной социализации

О. Л. Третьякова, Т. Н. Чумакова, С. С. Романцова

Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский, Ростовская область, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Возможность непрерывного аграрного образования специалистов АПК ограничена сезонностью технологических процессов в растениеводстве и круглогодовым производством продукции животноводства. Необходимо уделять особое внимание применению информационных технологий при обучении. В этом плане элементы дистанционного обучения позволяют снизить затраты в целом на организацию учебного процесса специалистов АПК, привлечь дополнительный контингент обучаемых, расширить рынок образовательных услуг за счет возможности проходить обучение без отрыва от производства, места жительства. Цель исследований: оценить систему информационно-консультационного обеспечения специалистов сферы АПК Ростовской области и определить возможность организации непрерывного обучения. Материал и методика исследований. Разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов. Первый блок - вопросы, позволяющие создать мотивацию к участию респондента в исследовании. Второй блок состоит из «закрытых» вопросов, позволяющих провести качественный и количественный анализ. Третий блок - вопросы социальной направленности. Результаты. Анализ уровня образования респондентов показал, что 64 % специалистов, имеют высшее профессиональное образование, 14 % - среднее специальное образование, 10 % - среднее техническое образование. Среди специалистов сельскохозяйственного профиля встречаются учителя, технологи обувного производства, педагоги профессионального образования. Обсуждение. Следует отметить необходимость получения новых знаний в аграрном образовании в связи с постоянным совершенствованием технологий. Организация учебного процесса с элементами дистанционного обучения позволит реализовать принцип «непрерывного обучения». Заключение. Важно отметить, что в сложившихся условиях элементы интерактивного обучения позволяют повышать профессиональный уровень в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом в Интернет.

Ключевые слова: непрерывное обучение, уровень образования, анкеты, респонденты, сельскохозяйственное производство, специализация, опыт, знания, информация

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Третьякова О. Л., Чумакова Т. Н., Романцова С. С. Информационно -консультационное обеспечение специалистов АПК как фактор профессиональной социализации // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 3. С. 356-363. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-356-363

Information and consulting support of agricultural specialists as

a factor of professional socialization

O. L. Tretyakova, T. N. Chumakova, S. S. Romantsova

Don State Agrarian University, Persianovski set., Rostov region, Russian Federation

Abstract. Introduction. The possibility of continuous agricultural education of agro-industrial complex specialists is limited by the seasonality of technological processes in crop production and year-round production of livestock products. It is necessary to pay special attention to the use of information technology in teaching. In this regard, the elements of distance learning make it possible to reduce the overall costs of organizing the educational process of agricultural specialists, attract an additional contingent of trainees, expand the market of educational services due to the possibility of on-the-job training, and training at their place of residence. The purpose of the research is to evaluate the system of information and consulting support for specialists in the agro-industrial complex of the Rostov region and determine the possibility of organizing continuous training. Material and methodology of research. A questionnaire consisting of three blocks of questions has been developed. The first block consists of questions that allow you to create motivation for the respondent to

participate in the study. The second block consists of "closed" questions that allow conduct qualitative and quantitative analysis. The third block is social questions. Results. The analysis of the respondents' level of education showed that 64 % of specialists have higher professional education, 14 % have secondary specialized education, 10 % have secondary technical education. Among agricultural specialists there are teachers, shoe manufacturing technologists, teachers of vocational education. Discussion. It should be noted that it is necessary to obtain new knowledge in agricultural education in connection with the constant improvement of technologies. The organization of the educational process with elements of distance learning will make it possible to implement the principle of "continuous learning". Conclusion. It is important to note that in the current conditions, the elements of interactive learning allow you to improve your professional level at any time and in any place where there is a computer with Internet access.

Keywords: continuing education, level of education, questionnaires, respondents, agricultural production, specialization, experience, knowledge, information

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Tretyakova O. L., Chumakova T. N., Romantsova S. S. Information and consulting support of agricultural specialists as a factor of professional socialization. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 3, pp. 356-363. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-356-363

Введение

Глобальные перемены, происходящие в современном обществе, связаны, в частности, с его информатизацией. В документах Министерства образования Российской Федерации обозначена стратегическая цель информатизации общества -глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления [2, с. 9-19; 4, с. 154-158; 5, с. 107-113]. Особенно актуально — это для агропромышленного комплекса страны. Современное сельское хозяйство это высокотехнологичная, динамично развивающаяся отрасль, которой требуются высокопрофессиональные кадры, постоянно повышающие свой профессионализм в системе непрерывного аграрного образования, важнейшая составляющая часть которого — дополнительное профессиональное образование.

В связи с этим нами была поставлена цель -оценить систему информационно-консультационного обеспечения специалистов сферы АПК.

В задачи исследований входило: изучить опыт создания и работы информационно-аналитических и консультационных систем в зарубежных странах и в России; провести анкетирование специалистов сельскохозяйственных предприятий Ростовской области; оценить их потребность в информационно-консультационных услугах.

Материал и методика исследований

Изучение опыта и истории создания информационно-консультационных центров проводилось методом анализа литературных и исторических документов. Выявление потребности в информационно-консультационных услугах оценивали по результатам анкетирования. Структура анкеты состояла из трех блоков вопросов. Первый блок — вопросы психологического характера: обращение к респонденту, цель исследования, объяснение использования результатов для удовлетворения потребностей респондентов. Такие вопросы, на наш взгляд, позволяют создать мотивацию к участию респондента в исследовании и дать достоверную информацию. В этом же блоке размещены вопросы, ответы на которые не вызывают у респондентов затруднений, но подводят их к основной теме опроса. Второй блок — вопросы, направленные на выявления потребности и оценок респондента. Блок состоит из «закрытых» (с вариантами ответов) вопросов, такие вопросы, на наш взгляд, позволяют проводить не только качественный, но и количественный анализ. В этом блоке размещены вопросы относительно наиболее предпочтительных форм и методов получения новых знаний и информации, анализ которых позволяет предположить перечень конкретных мероприятий по удовлетворению потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах. Третий блок - вопросы социальной направленности: пол, возраст,

образование, стаж работы, специализация предприятия [3, с. 11-20].

Результаты исследований

Анкеты были получены из 18 районов Ростовской области от 143 специалистов, в том числе по молочному и мясному скотоводству - 31, коневодству - 10, свиноводству — 8, овцеводству

70

14, птицеводству - 12 и 68 от фермеров, занимающихся выращиванием растениеводческой продукции.

Анализ анкет показал, что фермерством в Ростовской области занимаются люди среднего возраста, имеющие среднее специальное (14 %) и высшее образование (63,6 %), получившие определенный производственный и жизненный опыт (рис. 1).

60 50 40 30 20 10

21-30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

61-65 лет

Рис. 1. Распределение фермеров Ростовской области по возрасту / Fig. 1. Distribution of farmers of the Rostov region by age

Наиболее многочисленная группа фермеров в возрасте от 41 до 50 лет. Группа в возрасте от 21—30 лет имеет в основном технические навыки управления транспортными средствами (водители, трактористы) — (10,5 %).

Важно подчеркнуть, что концептуальной идеей непрерывного образования является развитие и реализация познавательных потребностей личности и профессионально ориентированного интереса, формирование конкурентно способного специалиста, его социальная защита в виде соответствующего полученным знаниям и умениям документа о дополнительном профессиональном образовании [7, с. 142—143; 8, с. 119—122; 10, с. 123—127].

Если говорить о непрерывном аграрном образовании, то технологический процесс в сельском хозяйстве не позволяет специалистам отрасли отлучаться на длительные сроки от сферы своего труда, поэтому особое внимание необходимо уде-

лять применению информационных технологий в процессе обучения. В этом плане элементы дистанционного обучения позволяют снизить затраты в целом на организацию учебного процесса специалистов АПК, привлечь дополнительный контингент обучаемых, расширить рынок образовательных услуг за счет возможности проходить обучение без отрыва от производства, места жительства. Важной особенностью является возможность организации непрерывного обучения.

Анализ уровня образования респондентов показал, что контингент работающих в сфере сельскохозяйственного производства различается по уровню образования и специализации, а также опыту и накопленным знаниям. Так, 64 % специалистов имеют высшее профессиональное образование, 14 % — среднее профессиональное образование, 10 % — среднее техническое образование (рис. 2).

10%

□ высшее образование

□ среднее специальное

ЕЗ профессиональное училище

□ не указавшие специальность

14%

Рис. 2. Уровень профессиональной подготовки фермеров Ростовской области / Fig. 2. The level of professional training of farmers of the Rostov region

0

Отмечено, что среди специалистов с высшим образованием, работающих в сельскохозяйственном производстве, имеют квалификацию «агроном» - 58 %, «инженер» - 22 %, «зоотехник» -8 %, «ветврач» - 4 %, «экономист» - 3 %, около 1 % - «гидротехник», «бухгалтер», «учитель», «технолог сельскохозяйственного производства». Аналогичная картина наблюдается по распределению фермеров, имеющих среднее профессиональное образование: 57 % - «механизатор широкого профиля», 28 % - «техник по обслуживанию с.-х. машин», 7 % - «фермер-организатор», 5 % - «товаровед», менее 3 % - «зубной техник», «технолог обувного производства», «педагог среднего профессионального образования». Выявлено, что большая часть 52 % фермеров по специальности являются водителями, 23 % - трактористами, 13 % -электрики, 12 % имеют квалификацию «слесарь».

В этой связи возрастает роль постоянного обмена информацией об инновациях в сельскохозяйственном производстве. Инновации в сельскохозяйственном производстве связаны с изменениями в технологиях производства, темпах роста производительности труда, в составе производственных ресурсов, а также в политике правительства и законодательных структурах. Таким образом, для

13 % 3,6 % 0,4 %

36,6 %

специалистов АПК сегодня важно получать своевременную информационную поддержку. По последним статистическим данным в Российской Федерации из-за несвоевременного получения информации или ее недостатка ежегодно предприятия АПК теряют до 40 % собственных средств. [1, с. 4-10; 6, с. 64-70].

Результаты анкетирования показали, что 36,6 % респондентов используют в своей профессиональной деятельности информационно-консультационные и правовые системы, такие как «ГАРАНТ», «Консультант плюс». Однако главным недостатком использования подобных систем является высокая стоимость их обслуживания, не каждый фермер может позволить себе приобретение и использование данного источника информации (рис. 3). Так же наиболее востребованным источником профессиональной информации 36,2 % - являются специализированные журналы, газеты, научные публикации, 18,8 % - отметили различные источники информации в сети Интернет. К сожалению только 1,3 % респондентов отметили, что пользуются услугами консультационных центров, 3,6 % -услуги профессиональных консультантов и 0,4 % профессиональных союзов.

3,1%

у/АУ///////^..... 36,2 %

18,8 %

И журналы, газеты, специальная литература □ Интернет

□ информационно--консультационные системы □ профессиональные консультанты

□ консультационные центры ■ профессиональные союзы

□ прочие источники информации

Рис. 3. Источники получения профессиональной информации / Fig. 3. Sources of professional information

В результате анализа анкет и проведения опроса специалистов АПК Ростовской области, проходящих обучение по программам повышения квалификации кадров сельскохозяйственных предприятий, были выявлены основные требования, предъявляемые респондентами к информации, необходимой для решения производственно-

управленческих задач в сфере АПК. Среди наиболее значимых отмечены следующие:

1) полнота информации;

2) оперативность поступления новой информации;

3) достоверность информации;

4) поисковые и сервисные возможности;

5) сокращение времени поиска и анализа нормативно-правовых актов, на основании которых принимаются те или иные решения.

Из этого следует вывод, что для управления производством в современных условиях большое значение имеет получение своевременной полной и достоверной информации по отраслевому принципу. Отраслевое информационное обеспечение предполагает осведомленность в комплексе вопросов, касающихся развития и функционирования отрасли: законодательство, экономика, организация, управление, технология, техника, социально-психологические аспекты бизнеса и трудовых отношений. [9, с. 136—139].

Исходя из вышеизложенного, отмечено, что наблюдается высокая степень заинтересованности

в получении знаний, обмене информацией, консультировании по средствам удаленного доступа у специалистов АПК. Исследование по вопросу востребованности Интернета показало фрагментарность и отсутствие концептуальной целостности различных информационных ресурсов в помощь специалистам АПК. В этой связи возникает новая функция преподавателя в условиях обучения: как инструктора, обучающего пользователей обращаться с информационными ресурсами; исследователя, компетентного в определенной тематической области. В соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями-респондентами к информации, нами был определен перечень ссылок на информационные источники в Интернете, к которым открыт свободный доступ (табл.).

Таблица / Table

Перечень ссылок на информационные источники / List of references to information sources

Адрес информационного сайта (портала) / Address of the information site (portal) Характер предоставляемой информации / The nature of the information provided

1 2

http://www.r61.nalog.ru/ Официальный сайт Федеральной налоговой службы по Ростовской области

www.fss.ru Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации

http : //www. mcx.ru/ Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

http://donland.ru/ Официальный портал правительства Ростовской области

http://www.rpndon.ru/ Официальный сайт Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области

http://prokuror.rostov.ru/ Официальный сайт прокуратуры Ростовской области

http://rostov.arbitr.ru/ Официальный сайт Арбитражного суда Ростовской области

http://www.minfinro.rsu.ru/ Официальный сайт Министерства финансов Ростовской области

http : //www. rg.ru/; http://www.glavbukh.ru/; http://www.glavbukh.ru/ Интернет-портал «Российской газеты»; Всероссийский информационный портал для профессиональных бухгалтеров; «Главбух.га» - официальный сайт журнала «Главбух»: изменения в законодательстве для бухгалтера, тематические статьи.

http://www.ya-fermer.ru/; http : //fermera. ru/ «Я-Фермер.РУ» - Фермерский портал; «Зерновой портал фермера»: на этом портале рассматривается специфика ведения предпринимательской деятельности в целях производства и реализации продукции растениеводства

http://zoo-farm.ru/; http://pchelhom.ucoz.ru/; http : //mirmeda. biz/; http://www.farmnambe1 .ru/; http://miragro.com/; http://hitagro.ru/; http://selcoop.ru/ «Усадьба фермера» - информация о специфике содержания и разведения разных сельскохозяйственных животных, в том числе мало распространенных (например, страусы, фазаны, перепела); «Альпийский улей - пасека Хомич», «Мир меда» -сайты, целями работы которых является взаимовыгодное сотрудничество пчеловодов для совместного совершенствования промышленной технологии содержания пчел; «farmnambe1.ru» - информационный сайт о личном подсобном хозяйстве; «МИРАГРО.сот» - Информационно-сервисный портал сельского хозяйства; «ХитАгро.ги» - информация о технологиях выращивания различных сельскохозяйственных культур и различных других темах, связанных с сельским хозяйством; «Сельскохозяйственная кооперация»: информационная составляющая сайта включает в себя все направления, интересующие любого фермера, такие как кредитование, государственная поддержка, бухгалтерский учет и страхование

Окончание табл.

1 2

http://ip-nalog.ru/; http://taxpravo.ru «Ip-nalog.ru» - информационный сайт, на котором рассматриваются вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей; «Taxpravo.ru» - Российский налоговый портал

http://online.mbdon.ru/ Сайт предоставляет возможность получать бесплатные консультации в опНпе-режиме по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета; государственной поддержки; трудовых отношений; государственной регистрации предпринимательской деятельности; форм государственного и муниципального контроля (надзора); размещения бизнеса (аренда, выкуп, перевод помещения из одной категории в другую)

Разработанная методика организации образовательного процесса специалистов АПК позволила решить задачу повышения уровня компетенции специалистов АПК для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, отмечено, что наблюдается высокая степень заинтересованности в получении знаний, обмене информацией, консультировании по средствам удаленного доступа у специалистов АПК Ростовской области. Исследование по вопросу востребованности Интернета, показало фрагментарность и отсутствие концептуальной целостности различных информационных ресурсов в помощь специалистам АПК. В этой связи возникает новая функция преподавателя в условиях обучения: как инструктора, обучающего пользователей обращаться с информационными ресурсами; исследователя, компетентного в определенной тематической области. Важно отметить, что в сложившихся условиях элементы интерактивного обучения позволяют повышать профессиональный уровень

в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом в Интернет. Это особенно важно для работающих или занятых в сельскохозяйственном производстве слушателей, а также дает возможность получить образование тем, кто по состоянию здоровья не может покидать своего дома. Это повышает социальную значимость дистанционного обучения, так как экономит время и средства обучающихся. Исследование анализа затрат на обучение показало, что для слушателей 72-часовой программы повышения квалификации традиционная форма обучения составляет 9360 рублей на 1 человека, а при обучении с применением дистанционных образовательных технологий (комбинированное обучение) - 2440 рублей на 1 человека [4, с. 154-158; 11, с. 51-56].

Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе способствует профессиональной социализации тружеников села - позволяет приобрести практические навыки, компетенции в удобном режиме без отрыва от производства, по индивидуальным программам, у лучших преподавателей на экономически выгодных условиях.

1. Азарова Л. В., Корзухин И. И., Рожкова А. П., Шуляковская Е. Б. Этические проблемы профессиональных коммуникаторов в цифровую эпоху // Информация - Коммуникация - Общество. 2019. Т. 1. С. 4-10. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36874729 (дата обращения: 29.06.2022).

2. Антонова Ю. В. Генезис феномена информационной культуры // Человеческий капитал. 2019. № 1 (121). С. 9-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709878 (дата обращения: 13.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Арова О. З., Лепшокова Р. Р., Шевхужева Л. А. К вопросу об оценке эффективности управления региональным АПК // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-2. С. 11-20. DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.814

4. Горохов А. А., Киселева М. Н., Пушникова А. В. Внедрение дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании специалистов агробизнеса Тюменской области: монография // Дополнительное профессиональное образование: традиции и инновации. Красноярск : ГОУ ВПО СибГТУ, 2010. С. 154-158.

5. Иванова Р. А., Паценко Е. С. Социальные сети как инструмент продвижения образовательных программ (на примере международной политехнической летней школы) // Информация - Коммуникация - Общество. 2019. Т. 1. С. 107-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36874746 (дата обращения: 03.06.2022).

6. Ларина А. В., Гострова Е. В. Визуальность СМИ как инструмент преодоления дефицита времени аудитории // Современные СМИ и медиарынок: сб. научных трудов в честь профессора Е. Е. Корниловой / под ред. А. Д. Кривоносова. СПб., 2019. С. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36553975 (дата обращения: 05.06.2022).

7. Мамонтова М. С. Культура и компьютерные технологии: грани взаимодействия // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 142-143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36868167 (дата обращения: 11.06.2022).

8. Патрина Е. Н. Развитие системы непрерывного аграрного образования через расширение образовательного пространства вуза: материалы научно-методической конференции // Профессиональное аграрное образование XXI века: новые стандарты, методики, технологии. (20-23 марта, г. Волгоград). Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2012. С. 119-122.

9. Сморыгина В. А., Левченко А. С., Салменкова М. В. Особенности общения в социальных сетях // Академическая публицистика. 2019. № 1. С. 136-139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36845715 (дата обращения: 12.06.2022).

10. Трифонов О. И. Новые направления в образовании в период трансформации массовых коммуникаций // Современные СМИ и медиарынок: сб. научных трудов в честь профессора Е. Е. Корниловой / под ред. А. Д. Кривоносова. СПб., 2019. С. 123-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36553966 (дата обращения: 10.06.2022).

11. Янина И. В., Чернильцев А. Г. Организация маркетинговой деятельности предприятия в интернет-среде // Вестник науки и образования. 2019. № 2-1 (56). С. 51-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871965 (дата обращения: 14.06.2022).

Статья поступила в редакцию 02.07.2022 г.; одобрена после рецензирования 01.08.2022 г.; принята к публикации 05.08.2022 г. Об авторах

Третьякова Ольга Леонидовна

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры разведения сельскохозяйственных животных, частной зоотехнии и зоогигиены имени академика П. Е. Ладана, Донской государственный аграрный университет (346493, Российская Федерация, Ростовская область, пос. Персиа-новский, ул. Кривошлыкова, д. 24), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0295-89-39,

tretiakova.olga2013@yandex.ru

Чумакова Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Донской государственный аграрный университет (346493, Российская Федерация, Ростовская область, пос. Персиановский, ул. Кривошлыкова, д. 24), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1942-421X,

tana201025@mail

Романцова Светлана Сергеевна

магистр, Донской государственный аграрный университет (346493, Российская Федерация, Ростовская область, пос. Персиановский, ул. Кривошлыкова, д. 24), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9540-737Х, sveta.4rom@yandex.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Azarova L. V., Korzuhin I. I., Rozhkova A. P., Shulyakovskaya E. B. Eticheskie problemy professional'nykh kommunikatorov v tsifrovuyu epokhu [Ethical issues of professional commuicators in the digital age]. Informatsiya-Kommunikatsiya-Obshchestvo = Information-Communication-Society, 2019, vol. 1, pp. 4-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36874729 (accessed 29.06.2022). (In Russ.).

2. Antonova Yu. V Genezis fenomena informatsionnoi kul'tury [Genesis of information culture phenomenon]. Chelovecheskii kapital = Human Capital, 2019, no. 1 (121), pp. 9-19. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709878 (accessed 13.06.2022). (In Russ.).

3. Arova O. Z., Lepshokova R. R., Shevkhuzheva L. A. K voprosu ob otsenke effektivnosti upravleniya regional'nym APK [On the assessment of the effectiveness of the management of the regional AGR]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics and Law, 2019, no. 11-2, pp. 11-20. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.814

4. Gorokhov A. A., Kiseleva M. N., Pushnikova A. V. Vnedrenie distantsionnogo obucheniya v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii spetsialistov agrobiznesa Tyumenskoi oblasti: monografiya [Introduction of distance learning in additional professional education of agribusiness specialists of the Tyumen region: monograph]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: traditsii i innovatsii = Additional professional education: traditions and innovations, Krasnoyarsk, GOU VPO SibSTU Publ., 2010, pp. 154-158. (In Russ.).

5. Ivanova R. A., Patsenko E. S. Sotsial'nye seti kak instrumentprodvizheniya obrazovatel'nykh programm (na primere mezhdu-narodnoipolitekhnicheskoi letnei shkoly) [Social media as a tool promotion of educational programs (on the example of International polytechnical summer school)]. Informatsiya - Kommunikatsiya - Obshchestvo = Information-Communication-Society, 2019, vol. 1, pp. 107-113. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36874746 (accessed 05.06.2022). (In Russ.).

6. Larina A. V., Gostrova E. V. Vizual'nost' SMI kak instrument preodoleniya defitsita vremeni auditorii [Media visuality as a tool for overcoming the deficiency of audience time]. Sovremennye SMI i mediarynok: sbornik nauchnykh trudov v chest'professora E. E. Kornilovoi = Modern media and the media market: Collection of scientific papers in honor of Professor E. E. Kornilova, ed. by A. D. Krivonosov, Saint Petersburg, 2019, pp. 64-70. (In Russ.).

7. Mamontova M. S. Kul'tura i komp'yuternye tekhnologii: grani vzaimodeistviya [Culture and computer technologies: facets of interaction]. Innovatsionnaya nauka = Innovation Science, 2019, no. 1, pp. 142-143. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36868167 (accessed 11.06.2022). (In Russ.).

8. Patrina E. N. Razvitie sistemy nepreryvnogo agrarnogo obrazovaniya cherez rasshirenie obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Development of the system of continuous agricultural education through the expansion of the educational space of the university]. Profes-sional'noe agrarnoe obrazovanie XXI veka: novye standarty, metodiki, tekhnologii: materialy nauchno-metodicheskoi konferentsii = Professional agricultural education of the XXI century: new standards, methods, technologies: Materials of the scientific and methodological conference, (March 20-23, Volgograd), Volgograd, Volgograd State University Publ. house, 2012, pp. 119-122. (In Russ.).

9. Smorygina V. A., Levchenko A. S., Salmenkova M. V. Osobennosti obshcheniya v sotsial'nykh setyakh [Features of communication in social networks]. Akademicheskaya publitsistika = Academic Journalism, 2019, no. 1, pp. 136-139. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36845715 (accessed 12.06.2022). (In Russ.).

10. Trifonov O. I. Novye napravleniya v obrazovanii v period transformatsii massovykh kommunikatsii [New directions in education during the transformation of mass communications]. Sovremennye SMI i mediarynok: sbornik nauchnykh trudov v chest'professora E. E. Kornilovoi = Modern media and the media market: Collection of scientific papers in honor of Professor E. E. Kornilo-va, edited by A. D. Krivonosov, SPb., 2019, pp. 123-127. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36553966 (accessed 10.06.2022). (In Russ.).

11. Yanina I. V., Cherniltsev A. G. Organizatsiya marketingovoi deyatel'nosti predpriyatiya v Internet-srede [Organization of marketing activity for a company in the Internet]. Vestniknauki i obrazovaniya = Bulletin of Science and Education, 2019, no. 2-1 (56), pp. 51-56. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871965 (accessed 14.06.2022). (In Russ.).

The article was submitted 02.07.2022; approved after reviewing 01.08.2022; accepted for publication 05.08.2022.

About the authors Olga L. Tretyakova

Dr. Sci. (Agriculture), Professor of the Department of Farm Animal Breeding, Private Animal Science and Zoo Hygiene named after Academician P.E. Ladan, Don State Agrarian University (24 Krivoshlyko-va St., Persianovski set. 346493, Rostov region, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0295-89-39, tretiakova.olga2013@yandex.ru

Tatyana N. Chumakova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Economics, Philosophy and Social Sciences, Don State Agrarian University (24 Krivoshlykova St., Persianovski set. 346493, Rostov region, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1942-421X, tana201025@mail

Svetlana S. Romantsova

Graduate student, Don State Agrarian University (24 Krivoshlykova St., Persianovski set. 346493, Rostov region, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9540-737X,

sveta. 4rom@yandex. ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.