Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДПО) / КАДРЫ МЕЛИОРАЦИИ / ТРЕНДЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угрюмова Александра Анатольевна, Паутова Людмила Евгеньевна

Цель исследования - изучение особенностей развития современного профессионального образования в мелиорации как управленческого ресурса формирования кадрового потенциала отрасли. Проведен научно-практический и системно-логический анализ направлений профессионально-отраслевого образования специалистов мелиоративной отрасли. Выявлены элементы и особенности структуры профессионального образования взрослых по видам и формам обучения, в том числе дистанционной. Обозначены и систематизированы современные тенденции и факторы профессионально-отраслевого опыта развития кадрового потенциала мелиорации средствами дополнительного профессионального образования. Выявлены тренды непрерывного аграрного образования как управленческого ресурса и показателя научно-технического и технологического развития сельскохозяйственной отрасли. На основе результатов научно-практического исследования определены ведущие перспективные тренды непрерывного профессионального развития и образования кадров Департамента мелиорации. Обоснована специфика профессионального образования как управленческого ресурса формирования кадрового потенциала и кадровой политики Департамента мелиорации РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Угрюмова Александра Анатольевна, Паутова Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL LAND RECLAMATION IN FOREIGN TRENDSOF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

The purpose of the article is to study structural and sectoral development features and national trends of the modern professional education in the reclamation industry. The authors carried out scientific-practical and system-logical analysis of directions of professional education for adult specialists of the reclamation industry. The elements and features of the adult education structure, including distance education, are identified by types and modes. Current trends and factors of the foreign continuing professional education industry experience are determined and classified. The trends of continuing agricultural education as indicators for scientific and technological development of the agricultural industry, are identified. The key promising trends in the development of the continuing education of the Reclamation Department personnel are identified based on the results of the scientific and practical research of the foreign sectoral experience in agricultural education. The authors substantiate specific features of continuing professional education as a managerial resource for the personnel policy of the Reclamation Department of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 3 (449). Экономические науки. Вып. 72. С. 135—142.

УДК 331; 631.6 DOI 10.47475/1994-2796-2021-10315

ББК 65.240; 65.451

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. Угрюмова, Л. Е. Паутова

ФГБНУ ВНИИ «Радуга», Радужный, Россия

Цель исследования — изучение особенностей развития современного профессионального образования в мелиорации как управленческого ресурса формирования кадрового потенциала отрасли. Проведен научно-практический и системно-логический анализ направлений профессионально-отраслевого образования специалистов мелиоративной отрасли. Выявлены элементы и особенности структуры профессионального образования взрослых по видам и формам обучения, в том числе дистанционной. Обозначены и систематизированы современные тенденции и факторы профессионально-отраслевого опыта развития кадрового потенциала мелиорации средствами дополнительного профессионального образования. Выявлены тренды непрерывного аграрного образования как управленческого ресурса и показателя научно-технического и технологического развития сельскохозяйственной отрасли. На основе результатов научно-практического исследования определены ведущие перспективные тренды непрерывного профессионального развития и образования кадров Департамента мелиорации. Обоснована специфика профессионального образования как управленческого ресурса формирования кадрового потенциала и кадровой политики Департамента мелиорации РФ.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование (ДПО), кадры мелиорации, тренды аграрного образования.

Национальной особенностью стратегических и концептуальных основ формирования профессиональной системы образования и направлений взаимодействия ее основных субъектов на разных уровнях государственного управления является приятие федеральных нормативно-правовых актов:

— Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717) [1].

— Доклад рабочей группы Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования. Пресс-служба Президента России 29 августа 2001 г. [2].

— Дополнительное профессиональное образование России — итоги реформ [3].

— Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования РФ до 2030 г. [4].

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [5].

— Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. [6].

— Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. [7].

В соответствии с этими регламентами развитие непрерывного образования взрослых в Российской Федерации заявлено как заказ со стороны государства и общества, что подтверждает актуальность данной проблемы.

Однако, по данным члена Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете ГД по образованию и науке Н. Н. Аниськиной, из 5835 организаций, реализующих ДПО в РФ, в настоящее время более 4000 относятся к частным образовательным организациям и некоммерческим организациям ДПО [8]. Такая статистика подтверждает выгодность для бизнеса деятельности в этой сфере. Одновременно такая ситуация требует формирования адекватного контроля со стороны государственных органов власти в целях недопущения коммерциализации ДПО с одновременной потерей качества обучения.

С целью решения данной проблемы на современном этапе развития страны реализуются Концепция развития непрерывного образования взрослых до 2025 г. [6] и Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. [7], от-

ражающая приоритеты государственной политики в этой сфере. Непрерывное образование взрослых является одним из ключевых компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития РФ в целом.

Тенденции развития современного профессионального образования РФ ориентированы не только на разнообразный и богатый отечественный опыт, но и на изменения, которые происходят в профессиональном образовании за рубежом.

Современное профессиональное образование в России, сохраняя национальный опыт и методологический потенциал, активнейшим образом впитывает все новое и актуальное, что предлагают зарубежная методология и практика. Так, актуальными на сегодняшний день являются такие базовые подходы к теории образования взрослых, как: связь обучения с производительной деятельностью учащихся; ориентация на наиболее важные цели обучения; использование в обучении жизненного опыта обучающихся; наглядность обучения; индивидуализацию, развивающий и непрерывный характер обучения взрослых, ориентированный на «обучение через всю жизнь».

В настоящее время отечественное профессиональное образование нацелено на изучение и внедрение принципиально новых подходов и приемов [11], характерных для западной профессиональной школы.

В рамках реализации стратегии развития «Европа 2020» страны Евросоюза разработали и реализуют рабочую программу, направленную на развитие профессиональной подготовки, как основного инструмента, обеспечивающего развитие человеческого капитала, экономический рост и обеспечение занятости трудоспособного населения [16].

Глобальные тенденции развития европейского профессионального образования основаны на реа-

лизации ряда принципов формирования национальных систем образования (НСО), которые в совокупности отражают ведущие тенденции данного процесса и наглядно представлены на рисунке ниже.

Раскроем содержание данных принципов:

— совместимость — приспособляемость национальных профессиональных систем образования к рамке квалификаций европейского пространства, ориентация их на комплементарность в целях повышения их качества и расширения зоны использования;

— встроенность, или включенность, в ECVET (европейскую систему зачетных единиц для профессионального образования и обучения»), под которой понимается набор принципов и инструментов, обеспечивающих признание результатов обучения, полученных при определенных условиях, для присвоения профессиональных квалификаций;

— индивидуальность — в большинстве стран признана необходимость разработки и реализации собственных профессиональных стандартов, при этом построение национальных рамок квалификаций (НРК) в каждой стране обусловлено собственными задачами, национальными особенностями развития и традициями;

— нацеленность — ориентированность профессионального образования на перспективу и на международные тенденции, в частности на постулат «опережающего характера» для профессионального образования;

— волатильность (вариативность) — создание гибкой системы дополнительного профессионального образования, охватывающей работодателей, учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и ориентированной на новейшие тренды рынка труда и запросы работодателей;

— преемственность — характеризует взаимосвязанность всех уровней профессионального образования: начального профессионального

Принципы европейского профессионального образования Примечание: составлено авторами.

образования (НПО), продолженного профессионального образования и обучения (ППОО) (среднее и высшее, послевузовское дополнительное профессиональное образование (ПДПО));

— открытость — создание единой информационной среды, объединяющей страны в рамках единой мировой системы, с гарантированным доступом к современным информационным системам, международными базами данных в области образования, промышленности и науки.

Вышеперечисленные принципы характеризуют основные и базовые тренды европейского профессионального образования как наиболее близкого для РФ профессионального образовательного пространства.

Тем не менее ведущим трендом в решении социально-экономических проблем ЕС является увеличение профессиональной мобильности специалистов разных стран и работа по усилению интеграции рынка труда соседних стран.

Стратегической задачей европейского рынка труда, а следовательно, и профессионального образования остается повышение географической мобильности.

В настоящее время только 1,5 % населения из 15 стран ЕС заняты в другой стране. Всего 0,2— 0,3 % общего числа работников 15 стран ЕС работают за рубежом [14]. В качестве базовых причин столь низкого трудового взаимодействия выступают многочисленные правовые, административные, языковые, социально-экономические и другие различия.

Еще одной весомой причиной несовершенной трансграничной мобильности специалистов является недостаточное взаимное признание профессиональных квалификаций и ученых степеней за рубежом, а также различие систем профессионального образования. Для того чтобы ликвидировать это препятствие, система профессионального образования должна позволить людям приобретать новые квалификации, перемещаясь от одной среды обучения к другой. Это становится особенно важно, когда речь идет о трансляционной мобильности в сфере обмена знаниями. Другой аргумент в пользу усиления трансляционной мобильности — это потенциальная возможность повышения качества профессионального образования и обучения на основе трансграничного опыта.

Несмотря на многообразие приведенных европейских тенденций развития дополнительного профессионального образования, еще более разнообразны формы и виды дополнительного профессионального обучения в мировой практике.

Дополнительное профессиональное образование оценивается международными исследователями и экспертами как основное направление образования (mainstream education), а вовсе не как необязательное, или факультативное дополнение (optional extra). Дополнительное образование, согласно Т. М. Трегубовой, А. Р. Масалимовой, направлено на обеспечение и сопровождение главных видов жизнедеятельности человека — личной, профессиональной, семейной и гражданской жизнедеятельности [15. С. 7—10].

В целях систематизации отраслевого опыта дополнительного профессионального образования за рубежом нами разработана таблица (см. на с. 138), позволяющая осветить характерные черты наиболее распространенных форм данного типа образования.

Среди всех перечисленных форм наибольшая востребованность в целом и конкретно в сельскохозяйственной отрасли наблюдается у двух последних, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса: дистанционную форму и информационно-консультационное обучение.

Так, А. А. Меденцев, А. В. Черняйкин и А. И. Байкалова выделяют такие ярко выраженные достоинства дистанционной формы, как:

— целенаправленность,

— конкретность,

— конструктивность,

— совместимость,

— индивидуализированность [10].

Особенно широкое распространение в сельском

хозяйстве за рубежом получили информационно-консультационные центры (ИКЦ), которые соединили в себе такие функции, как:

— обучение фермеров актуальным методам сельскохозяйственного производства и экономической практики;

— консультирование фермеров по конкретным вопросам планирования и организации сельскохозяйственной деятельности;

— реализация учета и анализа экономической информации;

— ведение курсов повышения квалификации, переподготовки и профессионального мастерства сельскохозяйственных работников:

— посредничество между фермерскими хозяйствами и научно-исследовательскими учреждениями;

— ведение бухгалтерской документации, оказание помощи в заполнении налоговых деклараций и оптимизации налоговых платежей;

— консультирование по финансовым вопросам деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Классификация

зарубежных форм дополнительного профессионального образования

№ Формы ДПО Характерные черты и цели Методы реализации Страны распространения

1 Обучение на базе опыта — наблюдение за коллегами; — самообучение; — анализ ошибок коллег и самоанализ и др. Обучение на рабочих местах США, Канада

2 Кооперированное образование, сэндвич-курсы Программы ориентированы на рыночный спрос и нацелены на формирование у слушателей общей подготовки в разнообразных областях знаний Чередование учебы и работы США, Великобритания, Канада

3 Возобновляющееся образование Обучение проводится в виде специальных научно-практических семинаров. Быстро подстраивается к изменениям рынка труда. Основные цели: — стимулирование развития экономики и модернизации предприятий; — преодоление социального неравенства; — реабилитация безработных к трудовой деятельности Получение образования осуществляется определенными порциями или дозами, которые чередуются или реализуются параллельно с трудовой деятельностью в течение всей жизни человека. Реализуется на рабочих местах как вечернее образование с отрывом от работы, как обучение на расстоянии ФРГ, Англия, Швеция, Франция

4 Независимое образование Цель: создание условий для расширения возможностей в получении образования А. Ведемеер; «Учение, которое осуществляется в процессе деятельности обучающегося, окружающая среда которого отличается от традиционной учебной среды» [Цит. по: 9. С. 19—21] США, Канада

5 Дистанционное образование Цель: максимально подстроить учебный процесс под возможности учащихся Индивидуализация обучения с резко выраженной ролью и значимостью для учебного процесса личности преподавателя Широкое распространение по различным странам

6 Информационно-консультационное обучение Информационно-консультационные центры создаются на базе аграрных колледжей, профессиональных сельскохозяйственных школ и университетов Консультирование и обучение с учетом индивидуальных запросов сельхозпроизводителей США, Германия, Дания, Голландия, Англия, Франция и др.

Примечание: составлено авторами.

Тренды непрерывного аграрного образования сформировались как результат возросшей динамики научно-технического и технологического развития сельскохозяйственной отрасли. Причиной такого ускорения стали: возросший объем сельскохозяйственных знаний, возникновения и развития новых научных течений в отрасли, структурных и социально-экономических изменений и др.

Как результат быстрого устаревания профессиональных компетенций была сформирована необ-

ходимость постоянного обучения и переобучения сельскохозяйственных кадров.

1Т-технологии и Интернет формируют новые требования к работникам. Так, по прогнозам Ю. Г. Оде-гова, В. В. Павлова, за счет внедрения данных технологий занятость в мире каждый год будет расти в основном благодаря важнейшим направлениям:

— большие данные — 2,95 %;

— мобильный интернет и облачные технологии — 2,47 %;

— Интернет вещей — 2,27 %;

— автоматизация производства — 0,36 % [12].

По оценкам компании МсК^еу, к 2030 г.

количество рабочих мест в АПК в развитых странах только за счет автоматизации сократится на 15— 35 %. Роботизация изменит агросферу и само содержание сельскохозяйственного труда [13].

В этих условиях ведущее место начинает занимать появление компетенций работников, позволяющих им успешно интегрировать профессии и специальности. Необходимость наличия «поливалентных компетенций» приводит к объективной тенденции: снижает закрепление за работником обособленных функций и способствует совмещению таких функций, как: ремонт и его профилактика, наблюдение за оборудованием и его программирование.

При этом наиболее выраженными тенденциями, определяющими компетенции занятых работников в зарубежном сельском хозяйстве, можно считать:

— развитие биотехнологии, в частности применение микробиома и биопестицидов, ориентированное на применении генетически модифицированных сортов растений, повышение урожайности выращиваемых сельскохозяйственных культур, ускоренное их созревание и устойчивость к заболеваниям и погодным условиям;

— применение технологий, связанных с искусственным интеллектом, способных поднять производительность труда и интенсифицировать результаты сельскохозяйственной деятельности;

— использование в сельском хозяйстве блок-чейн-технологий, которые могут обеспечить прозрачность и оперативность доступа к информации о логистике сельскохозяйственных продуктов;

— использование современных организационных технологий, в том числе формирование и развитие городских ферм, обеспечивающих возможность существенной экономии используемых ресурсов (в частности, затрат на транспортировку и хранение готовой продукции), а также решение проблемы с трудовыми ресурсами на высоко концентрированном предложении городских рынков труда;

— развитие робототехники в сельском хозяйстве ведет к расширению применения дронов, роботов или автоматизированных комплексов, что, в свою очередь, вызывает необходимость подготовки специалистов, обладающих навыками их эксплуатации, обслуживания и ремонта.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

— основные тенденции зарубежного профессионального образования имеют четко выраженные характеристики и могут быть рассмотрены как международные тренды данного вида обучения;

— несмотря на то что на сегодняшний день в мировой практике применяется множество форм дополнительного профессионального образования, приоритетными являются формы, ориентированные на индивидуализацию учебного процесса;

— курс на оптимизацию трудовых затрат и создание мобильных возможностей для работников рождает потребность в формировании у занятых в сельскохозяйственной отрасли совмещенных компетенций.

Результаты теоретического и научно-практического анализа специфики ДПО как управленческого ресурса кадровой политики Департамента мелиорации РФ [17; 18] позволяют сделать следующие выводы:

— основные тенденции отечественного и зарубежного профессионального образования имеют общие направления развития, однако для отечественной системы профессионального образования характерными и актуальными являются четко выраженные тренды цифровизации и интеграции данного вида обучения;

— для эффективного достижения целей федеральных актов в сфере социально-экономического развития, АКП, профессионального образования целесообразно разработать и утвердить отраслевые программы развития профессионального аграрного образования на перспективу (5—10 лет);

— в системе ДПО учитывать закономерности научно-технологического развития АПК и производственно-технологических достижений в мелиоративной отрасли АПК;

— динамика научно-технического и технологического развития сельскохозяйственной отрасли вызывает необходимость к формированию и развитию таких отраслевых компетенций у работников отрасли, которые позволяли бы им сохранять конкурентоспособность и востребованность в условиях перманентно меняющегося рынка труда.

— интегрировать ДПО мелиоративного сектора АПК в многоуровневую систему профессионального образования средствами образовательных кластеров, включающих образовательные организации профессионального образования всех уровней и иных стейкхолдеров (наука, производство, рынок труда);

— создать государственные отраслевые институты ДПО как профессионально-образовательные

центры профессионального мастерства АПК и наукоемких сельскохозяйственной, перерабатывающей и других сфер.

— с целью реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования выявлена потреб-

ность в создании новой системы профессионально-образовательного взаимодействия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— необходима разработка методической базы и нормативно-правовой основы по эффективному сопровождению (внедрению) на местах при реализации национального проекта «Образование».

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).

2. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. // Пресс-служба Президента России URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/21905 (дата обращения 14.11.2020).

3. Дополнительное профессиональное образование России — итоги реформ // Бюллетень о сфере образования. 2017. № 14. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/15831.pdf (дата обращения 05.06.2020).

4. Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования РФ до 2030 г. URL: http://www.coal.sbras.ru/wp-content/uploads/2020/07/Концепция-НЦ-21.07.pdf. (дата обращения: 18.11.2020).

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 Ш662-р (ред. от 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 18.07.2020).

6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 12.11.2019).

7. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. // МСХ РФ (2017). URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (дата обращения 18.07.2020).

8. Аниськина Н. Н. ДПО — состояние и перспективы развития. URL: https://events.webinar.ru/ event/6365281/6488221/fed6324f0f14657ae4d913e0b064a77c (дата обращения 25.11.2020).

9. Заочное обучение в зарубежных странах: концепции, практика, перспектива. Научно-аналитический обзор. М.: 1990. С. 19—21.

10. Меденцев А. А., Черняйкин А. В., Байкалова А. И. Многоуровневое дистанционное интерактивное обучение как структурный компонент системы непрерывного сельскохозяйственного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 66—74. DOI: https://doi. org/10.24411/1999-9836-2018-10015.

11. Образовательные вызовы и драйверы кадров орошаемого земледелия РФ: монография / коллектив авт.; под ред. Г. В. Ольгаренко, А. А. Угрюмовой. М.: РУСАЙНС, 2020. 198 с.

12. Одегов Ю. Г., Павлова В. В. Новые технологии и их влияние на рынок труда // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 2. (208). С. 60—70. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10015.

13. Устьянцева Н. Проблемы рынка труда в сельском хозяйстве. URL: https://aggeek.net/ru-blog/problemy-rynka-truda-v-selskom-hozyajstve (дата обращения 24.06.2020).

14. Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2012. 184 с.

15. Трегубова Т. М., Масалимова А. Р. Зарубежные модели дополнительного профессионального образования: теоретико-методологический анализ: науч.-метод. пособие. Казань: Данис, 2013. 66 с.

16. A new impetus for European cooperation in Vocational Education and Training to support the Europe 2020 strategy. COM (2010) 296 final, 9.6.2010. Brussels: European Commission, 2010. URL: http://eurlex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:2010:0296: FIN: EN: PDF (дата обращения 02.06.2020).

17. Olgarenko G. V., Ugryumova A. A., Zamakhovski M. P., Pautova L. E. The Personnel Potential of the Reclamation Industry as a Condition for its Effectiveness // International Journal of Management. 2020. No. 11 (7). P. 60—67.

18. Ugryumova A. A., Zamakhovski M. P., Pautova L. E., Olgarenko D. G. Formation of Human Resources Policy and Labor Potential of the Meliorative Industry of the Agricultural Industry of the Russian Federation // International Scientific Conference Geolinks. B. 1, vol. 2. P. 253—262.

Сведения об авторах

Угрюмова Александра Анатольевна — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ ВНИИ «Радуга», Радужный, Россия. feminaa@mail.ru

Паутова Людмила Евгеньевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, руководитель УМЦ ДПО ФГБНУ ВНИИ «Радуга», Радужный, Россия. cosidanie35@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 3 (449). Economic Sciences. Iss. 72. Pp. 135—142.

DEFINITION OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL LAND RECLAMATION

IN FOREIGN TRENDS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

A. A. Ugryumova

FGBNU VNIIRaduga, Raduzhny, Russia, feminaa@mail.ru

L. E. Pautova

FGBNU VNII Raduga, Raduzhny, Russia, cosidanie35@yandex.ru

The purpose of the article is to study structural and sectoral development features and national trends of the modern professional education in the reclamation industry. The authors carried out scientific-practical and system-logical analysis of directions of professional education for adult specialists of the reclamation industry. The elements and features of the adult education structure, including distance education, are identified by types and modes. Current trends and factors of the foreign continuing professional education industry experience are determined and classified. The trends of continuing agricultural education as indicators for scientific and technological development of the agricultural industry, are identified. The key promising trends in the development of the continuing education of the Reclamation Department personnel are identified based on the results of the scientific and practical research of the foreign sectoral experience in agricultural education. The authors substantiate specific features of continuing professional education as a managerial resource for the personnel policy of the Reclamation Department of the Russian Federation.

Keywords: continuing professional education, reclamation personnel, agricultural education trends.

References

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyayst-vennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013—2020 gody (utv. postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyulya 2012 g. № 717) [State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013—2020 (by a resolution of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717)] [in Russ.].

2. Doklad rabochey gruppy prezidiuma Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii po voprosam reformy obrazovaniya. [Report of the working group of the Presidium of the State Council of the Russian Federation on education reform]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21905, accessed 14.11.2020 [in Russ.].

3. (2017) Byulleten' o sfere obrazovaniya, no. 14. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a715831.pdf, accessed 05.06.2020 [in Russ.].

4. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. (Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017) [The concept of implementing the national goals in the field of science and higher education of the Russian Federation until 2030. available at: http://www.coal.sbras.ru/wp-content/uploads/2020/07/Концепцнн-НЦ-21.07.pdf, accessed 18.11.2020 [in Russ.].

5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2020 g. (Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N1662-r (red. ot 28.09.2018) [The concept of long-term socio-economic development

of the Russian Federation until 2020 (Order of the Government of the Russian Federation of 11/17/2008 N1662-r]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c-66928fa27e527/, accessed 18.07.2020) [in Russ.].

6. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. [Concept for the development of continuing education for adults in the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095, accessed 12.11.2019 [in Russ.].

7. (2017) Strategiya razvitiya agrarnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2030 g. [Strategy for the development of agricultural education in the Russian Federation up to 2030]. MSKh RF. Available at: http://www. bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf, accessed 18.07.2020 [in Russ.].

8. Anis'kina N.N. DPO — sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Continuing professional education — current state and development prospects]. Available at: https://events.webinar.ru/event/6365281/6488221/fed6324f-0f14657ae4d913e0b064a77c, accessed 25.11.2020 [in Russ.].

9. (1990) Zaochnoye obucheniye v zarubezhnykh stranakh: kontseptsii, praktika, perspektiva. Nauchno-ana-liticheskiy obzor [Foreign distance education — concepts, practice, prospects. Scientific and analytical review]. Moscow [in Russ.].

10. Medentsev A. A., Chernyaykin A. V., Baykalova A. I. (2016) Professional'noye obrazovaniye v sovremen-nom mire, vol. 6, no. 1, pp. 66—74. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10015 [in Russ.].

11. Ol'garenko G. V., Ugryumova A. A. (2020) Obrazovatel'nyye vyzovy i drayvery kadrov oroshayemogo zemledeliya RF [Educational challenges and drivers of the Russian irrigation agriculture personnel]. Moscow. 198 p. [in Russ.].

12. Odegov Yu. G., Pavlova V. V. (2018) Uroven'zhizni naseleniya regionovRossii [Living Standards of the Population of Russian Regions], № 2. (208), pp. 60—70. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10015. [in Russ.].

13. Ust'yantseva N. (2018) Problemy rynka truda v sel'skom khozyaystve [Problems of the agricultural labor market]. Available at: https://aggeek.net/ru-blog/problemy-rynka-truda-v-selskom-hozyajstve, accessed 24.06.2020 [in Russ.].

14. (2012) Strategiya razvitiya DPO v usloviyakh sokrashcheniya gosudarstvennogo regulirovaniya. Materi-aly X mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Strategy for the CPE Development in the Context of Reduced State Regulation. Materials of the X International Scientific and Practical Conference]. Yaroslavl. 184 p. [in Russ.].

15. Tregubova T. M., Masalimova A. R. (2013) Zarubezhnyye modeli dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskiy analiz [Foreign models of continuing professional education — a theoretical and methodological analysis]. Kazan. 66 p. [in Russ.].

16. (2010) A new impetus for European cooperation in Vocational Education and Training to support the Europe 2020 strategy. COM (2010) 296 final, 9.6.2010. Brussels, European Commission. Available at: http://eurlex. europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:0296: FIN: EN: PDF, accessed 02.06.2020.

17. Olgarenko G. V., Ugryumova A. A., Zamakhovski M. P., Pautova L. E. (2020) International Journal of Management, no. 11 (7). pp. 60—67. Available at: http://www.iaeme.com/IJM/issues.asp? JType=IJM&V-Type=11&IType=7, accessed 11.10.2020.

18. Ugryumova A. A., Zamakhovski M. P., Pautova L. E., Olgarenko D. G. (2020) International Scientific Conference Geolinks, b. 1, vol. 2, pp. 253—262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.