Научная статья на тему 'Информационно-консультационная служба в системе инновационного обеспечения регионального АПК'

Информационно-консультационная служба в системе инновационного обеспечения регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Целовальникова И.В.

В статье рассмотрены проблемы организации информационно-консультационной службы в региональном АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультационная служба в системе инновационного обеспечения регионального АПК»

Так, если рассчитать данные значения в разрезе множества отдельных видов экономической деятельности региона можно с высокой степенью вероятности определять степень их реакции на внешние «импульсы». Тем самым, по сути, можно определять уровень конкурентоспособности данных ВЭД и региона в целом и прогнозировать их дальнейшее развитие с учетом формирующихся сейчас и в будущем шоковых импульсов.

Благодарности

Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности.

Список литературы:

1. Гафуров И.Р., Сафиуллин М.Р., Сафиуллин А.Р. Анализ структурных разрывов конкурентоспособности производств нефтехимического кластера Республики Татарстан. - Казань: Казан.ун-т, 2012. - 286 с.

2. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Шакирова А.И. Оценка деловой и экономической активности как инструмент краткосрочного прогнозирования // Вестник Российской академии наук. - 2012. - № 7 - С. 623.

3. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Шакирова А.И. Позиционирование регионов на основе сводного индекса социально-экономической привлекательности и выявление стратегических точек дальнейшего роста // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2013. - № 3.

4. Сергеев П.Б. Отраслевые аспекты вступления России во всемирную торговую организацию (на примере медной подотраси): дисс. ... канд. экономических наук. - Екатеринбург, 2010; Токарев А.Н. Инновационное развитие нефтегазового сектора России: стратегия и тактика, предпосылки и эффекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.admtyumen.ru/ noframe/nic?d&nd=466201944 (дата обращения: 30.08.2014).

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

© Целовальникова И.В.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

В статье рассмотрены проблемы организации информационно-консультационной службы в региональном АПК.

* Доцент кафедры Экономики, менеджмента и рекламы, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, сельскохозяйственные товаропроизводители, научно-исследовательские учреждения.

Проблемы информационного обеспечения аграрного производства активно изучают В.М. Баутин, М.Я. Веселовский и другие ученые. Все они сходятся во мнении о необходимости создания методики оценки деятельности информационно-консультационной службы (далее - ИКС), позволяющей, во-первых, определять результативность внедрения передовых технологий и инноваций; во-вторых, оценивать помощь консультантов [1].

При этом не определен статус консультанта, не разработан механизм развития платных услуг, отсутствуют прейскуранты на информационно-консультационные услуги, а самое главное отсутствуют комплексные методики оценки эффективности ИКС.

ИКС должны иметь непрерывное взаимодействие с научными образовательными учреждениями, чтобы собирать информацию об инновациях.

ИКС должна быть хорошо отлаженной структурой и представлена в каждом административном районе [3].

Основная цель сельскохозяйственной информационно-консультационной службы состоит в «... помощи людям, занятым в сельскохозяйственной отрасли, в решении их экономических и социальных проблем» [1]. Как правило, на практике это означает оказание поддержки фермерам в их стремлении увеличить доход своей семьи, в основном за счет повышения уровня дохода, получаемого непосредственно от сельскохозяйственного производства. В настоящее время сфера действия системы информационно-консультационной службы значительно расширилась и по охвату пользователей и по маркетинговым подходам в работе. В настоящий момент эта структура определяется как оказывающая помощь жителям сельских регионов в решении их проблем и стимулирующая развитие сельских зон.

Задачей общенационального масштаба является разработка и планирование стратегии устойчивого развития с использованием комплексного подхода. Главными элементами этой стратегии должны быть сельскохозяйственное производство, продовольственная безопасность, надёжность и качество продовольственных товаров, охрана окружающей среды, создание соответствующей инфраструктуры. Только на основе взаимосвязи этих элементов возможно повышение устойчивости развития сельской местности.

За последние 5-10 лет произошло значительное сокращение государственного финансирования сельхознауки.

В связи с этим:

- произошел и продолжается отток молодых ученых от науки;

- ученые стали заниматься второстепенной деятельностью в ущерб научной работе;

- ученые вынуждены заниматься не только научной работой, но и быть продавцами по продаже своих разработок;

- отсутствие ИКС резко снижает эффективность внедрения законченных разработок.

Несмотря на резкое сокращение финансирования, уменьшение коллективов научно-исследовательских учреждений, ученые продолжают работать, писать отчеты, выступать в печати, на научных конференциях, участвовать в выставках.

К числу других причин низкой результативности и малой эффективности науки следует отнести следующее:

- практически не принято отчитываться и докладывать результаты работ ученых перед ее потребителями - товаропроизводителями. Практиков в первую очередь интересует законченность разработки, а еще больше экономика - сколько, когда, во что он должен вложить капитал, какую и когда от него получить прибыль. Не говоря уже о том, что он должен думать, где и кто ему даст этот капитал и что он может предложить в залог для гарантии банка;

- результаты науки редко сравниваются с мировыми показателями. Поэтому часто бывает, что научные разработки неконкурентоспособны в мире;

- из-за недостатка свободных средств у товаропроизводителей на новые технологии часто эти технологии остаются невостребованными.

Специалисты ИКС умеют профессионально разбираться в ситуациях и проблемах сельского товаропроизводителя, а поэтому:

- рекомендуют ученым актуальную тематику для исследований;

- привлекают ученых для работы в мероприятиях ИКС;

- приглашают ученых к участию в составлении плана работы информационно-консультационной службы;

- составляют совместно с учеными различного рода информацию в пригодной для потребителя форме.

В структуре каждого научно-исследовательского учреждения (далее -НИУ) необходимо иметь информационно консультационный сектор или отдел, который поддерживал бы тесные контакты с краевыми и районными ИКЦ. В НИУ надо иметь хорошую библиотеку, патентный сектор, выставку законченных научных разработок, базу данных этих результатов работы, типографию. Уметь показать на опытных полях и животноводческих фермах результаты работы.

В целях повышения эффективности науки, более полного учета законченных разработок и представления их потребителю, необходимо иметь паспорт по каждой законченной работе.

Наблюдения и анализ показывают, что далеко не всем приходится по душе организация ИКС на селе. В определенных сферах специалисты ИКС

заменяют часть работников сельхозорганов. А им терять свои места не очень хотелось бы. Но информационный голод на селе заставит создавать ИКС. Надо четко и ясно представлять, что индикативный метод управления требует на порядок увеличить объем информации на селе, повысить качество и своевременность получения потребителем этой информации. В настоящее время информационно-консультационные службы зарегистрированы в 53 регионах Российской Федерации, в 37 из них ИКС развернули активную практическую деятельность. Большинство их создано в структуре или при органах управления АПК, одновременно развивались службы, созданные при институтах повышения квалификации, вузах и колледжах, а также в форме государственных (унитарных) предприятий.

Наиболее многочисленными являются информационно-консультационные службы, функционирующие в структуре или при органах управления АПК. Эти службы организованы в 38 субъектах Российской Федерации, в том числе в 125 районах. Создание информационно-консультационных служб в структуре или при органах управления АПК имеет ряд преимуществ. Это, прежде всего, наличие кадрового состава с большим опытом организационной работы в сельском хозяйстве и глубоким знанием проблем отрасли, возможностью более оперативного решения управленческих и финансовых вопросов службы.

Вторыми по численности являются информационно-консультационные службы, функционирующие в системе дополнительного профессионального образования, где созданы 29 служб, в том числе 11 регионального уровня и 18 районного. Информационно-консультационные службы при институтах повышения квалификации также имеют очевидные преимущества. Сложившийся профессорско-преподавательский состав с определенным опытом работы непосредственно с руководителями и специалистами хозяйств, а также фермерами, относительно неплохая материально-техническая база и телекоммуникационные средства позволяют на высоком уровне организовывать семинары, конференции и выставки.

Перспективными являются информационно-консультационные службы высших и средних специальных учебных заведений: при вузах функционируют 3 региональные ИКС, при колледжах и техникумах - 9 районных. Образовательные учреждения располагают не только профессиональными кадрами практически по всем отраслям агропромышленного комплекса, учебными хозяйствами для организации демонстрационных полей, но и соответствующей материально-технической базой. Большое значение в деле подготовки современных специалистов имеет также вовлечение студентов в практику консультационной деятельности.

В настоящее время сельхозконсультирование в Ставропольском крае осуществляют 62 специалиста. В течение 2013 года ими предоставлено 25,9 тысяч консультаций товаропроизводителям и сельскому населению (для сравнения: в

целом в 2012 г. ими оказано 18,3 тысяч консультаций, в 2011 году - 15,7 тысяч). За последние три года специалистами ГКУ «Ставропольский СИКЦ» было организовано и проведено 39 информационно-обучающих семинаров, 37 из которых - с выездом в муниципальные районы края. Весьма популярными стали обучающие семинары (в 2012 и 2011 годах -34 обучающих семинара ежегодно).

Значимыми и масштабными в 2013 году стали также и тематические семинары, посвященные актуальным вопросам аграрной политики государства в связи с вступлением России в ВТО и не менее актуальные для всех ставропольских аграриев, - связанные с агрострахованием посевов озимых сельхозкультур.

В целях развития альтернативной занятости в сельской местности и придания импульса развитию сельских территорий была сформирована информационная база действующих и перспективных объектов агротуризма в крае. Данная информация размещена на ежедневно обновляемом официальном сайте учреждения (www.stav-ikc.ru); издано соответствующее спра-вочно-информационное пособие «Ресурсный потенциал эко- и агротуризма на Ставрополье».

В средствах массовой информации федерального и регионального уровней в течение отчетного периода специалистами-консультантами опубликовано 33 статьи и обзора (в 2011-2012 гг. - по 23 статьи в год).

Центр является постоянным участником ярмарочно-выставочных мероприятий. За неполные 9 месяцев учреждение получило 2 диплома за активное участие в работе двух международных выставок и одну - на выставке регионального уровня.

В текущем году консультантами центра в помощь начинающим фермерам выполнено 13 бизнес-планов (столько же и в 2012 году).

Практика показывает, что консультации важны, прежде всего, для малых форм хозяйствования, которые производят свыше 40 % сельхозпродукции и в структуре аграрной экономики Ставрополья являются наиболее динамично развивающимся сектором.

В связи с вышеизложенным, в разрабатываемом министерством сельского хозяйства края проекте стратегии развития АПК предлагается предусмотреть раздел по укреплению и совершенствованию деятельности сельскохозяйственной консультационной службы.

Кроме того, в проекте этого документа важно запланировать создание единого постоянно действующего центра обучения малых форм хозяйствования в рамках организации агротехнопарка для МФХ СКФО на базе выставочного комплекса ГКУ «Ставропольский СИКЦ» (г. Михайловск) с привлечением к обучению ученых аграрных вузов и сельскохозяйственных консультантов.

Полагаем, что реализация вышеизложенных предложений позволит значительно повысить грамотность сельского населения и экономическую эффективность применяемых на Ставрополье аграрных технологий.

Список литературы:

1. Баутин В.М., Веселовский М.Я. Информационно-консультативная служба АПК: итоги работы, проблемы, задачи / В.М. Баутин, М.Я. Веселовский // Экономика, управление. - 2007. - № 3. - С. 16-20.

2. Колотов Л.С. Опыт работы региональных информационно-консультационных служб по расширению информационных ресурсов / Л.С. Колотов // Информационный бюллетень Минсельхоза России. - 2010. - № 10. - С. 33-36.

3. Целовальников И.К., Бровкина М.А. Отечественный опыт информационно-консультационной службы в управлении аграрным производством / И.К. Целовальников, М.А. Бровкина // Материалы XXXIII научно-технической конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.