Научная статья на тему 'Методы совершенствования инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования'

Методы совершенствования инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ORGANIZATIONS OF AGRICULTURAL CONSULTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенко Владимир Гаврилович

Информационный вакуум создаёт искаженное представление о развитии агропромышленного комплекса, состоянии научно-технического потенциала и инновационной активности всей отрасли. Изменить такое представление возможно на основании информирования властей и общества о реальном состоянии использования инноваций. Предлагаемый системный подход и совершенствование механизмов позволит создать предпосылки для повышения инновационной активности и повышения конкурентоспособности отрасли и более чётко определит функции участвующих в инновационной деятельности субъектов на близлежащую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савенко Владимир Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of improvement of innovative activity of the organizations of agricultural consultation

Information vacuum creates the distorted idea of development of agro-industrial complex, a condition of scientific and technical potential and innovative activity of all branch. It is possible to change such representation on the basis of informing of the authorities and society about a real condition of use of innovations. Offered system approach and improvement of mechanisms will allow to create preconditions for increase of innovative activity and increase of competitiveness of branch and will more accurately define functions of subjects participating in innovative activity on nearby prospect.

Текст научной работы на тему «Методы совершенствования инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования»

УДК 338

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Савенко Владимир Гаврилович

Сергиево-Посадский филиал ФГБУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса»

Россия, Сергиев-Посад Директор

Доктор экономических наук, профессор E-Mail: agro-iks@mail.ru

Методы совершенствования инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования

Аннотация: Информационный вакуум создаёт искаженное представление о развитии агропромышленного комплекса, состоянии научно-технического потенциала и инновационной активности всей отрасли. Изменить такое представление возможно на основании информирования властей и общества о реальном состоянии использования инноваций. Предлагаемый системный подход и совершенствование механизмов позволит создать предпосылки для повышения инновационной активности и повышения конкурентоспособности отрасли и более чётко определит функции участвующих в инновационной деятельности субъектов на близлежащую перспективу.

Ключевые слова: Инновационная деятельность; агропромышленный комплекс; организации сельскохозяйственного консультирования.

Идентификационный номер статьи в журнале 20EFTA613

Vladimir Savenko

Sergiyevo-Posadsky branch Federal State Budgetary Institution Educational and Methodical Center of Agricultural Consultation and Retraining of Personnel of Agro-industrial Complex

Russia, Sergiev-Posad E-Mail: agro-iks@mail.ru

Methods of improvement of innovative activity of the organizations of agricultural consultation

Abstract: Information vacuum creates the distorted idea of development of agro-industrial complex, a condition of scientific and technical potential and innovative activity of all branch. It is possible to change such representation on the basis of informing of the authorities and society about a real condition of use of innovations. Offered system approach and improvement of mechanisms will allow to create preconditions for increase of innovative activity and increase of competitiveness of branch and will more accurately define functions of subjects participating in innovative activity on nearby prospect.

Keywords: Innovative activity; agro-industrial complex; organizations of agricultural consultation.

Identification number of article 20EFTA613

Обеспечение продовольственной независимости страны и повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, что является главной целью Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, предполагается решать в единственно правильном направлении, путем инновационного развития агропромышленного комплекса [1].

Совершенно очевидно, что необходима масштабная модернизации сельскохозяйственного производства и корректировка порядка его научного обеспечения, повышение инновационной активности участников инновационного процесса: сельскохозяйственных товаропроизводителей, субъектов сельскохозяйственного консультирования, научных, образовательных организаций и иных инновационных структур, органов управления АПК всех уровней [10, 12].

Инновационный процесс схематически можно представить в виде определенной последовательности элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует его структуру (рис.).

Мониторинг потребностей сельских товаропроизводителей

Апообиоование н поевоангение новации в ннновашпо ИнсЬооманнонное сопсовожленне Внелоение и дальнейшее оаспоостоаненне

Рис. Структура инновационного процесса

Инновационный процесс начинается на этапе формирования заказов на разработку научно-технической продукции, что предполагает его значимость и необходимость учета мнения потенциальных потребителей.Тем не менее, существующий в России порядокопределения направлений научных исследований и производства научной продукции не предполагает участия в них сельскохозяйственных товаропроизводителей. Роль федерального министерства и региональных органов управления на стадии формирования планов НИОКР также не является определяющей. Сейчас разработчики научно-технической продукции определяют их направления по своему усмотрению. Бесспорно, что ведущую роль в создании инноваций и должны играть ученые, но в основе их исследований должны быть запросы производства, заказы сельскохозяйственных товаропроизводителей^].

В странах с наиболее развитым сельским хозяйством - Нидерландах, Дании, США и других решения о целесообразности научных разработок, особенно с государственным финансированием в обязательном порядке решаются с представителем фермерских объединений (союзов) и с привлечением консалтинговых структур [4].

Мировой и отечественный опыт деятельности субъектов сельскохозяйственного консультирования, научные исследования с уверенностью позволяют обозначить наиболее перспективным их участие на этапах формирования заказа на прикладные научные исследования, распространения информации о наличии перспективной инновационной продукции и внедрения (освоения) инноваций [2, 3, 4,5, 6].

Предлагаемый порядок выявления потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках предусматривает, что [8, 11]:

• объектом выявления потребностей агропромышленного комплекса в научно-технических разработках являются сельскохозяйственные товаропроизводители, реальные и/или потенциальные потребители инновации;

• выявление потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках является функцией всех субъектов системы сельскохозяйственного консультирования. Она определяется путем анализа состояния научно-технических достижений и выявления проблем, требующих научного решения методом опроса и анкетирования;

• аналитическая обработка анкет осуществляется в региональном центре сельскохозяйственного консультирования. Информация направляется в федеральный центр, который составляет аналитический доклад и представляет его в Минсельхоз России.

• на основании доклада составляется перспективный план НИОКР, который может служить ориентиром и основанием для составления госзаказа.

Единичные или аналогичные заявки желательно обработать в региональном центре сельскохозяйственного консультирования, свести в единую форму и принять решение о целесообразности дальнейшего продвижения. Возможны следующие варианты:

1. Заявка не имеет перспективы для включения в НИОКР (имеет иную перспективу решения, имеются научные разработки, др.);

2. Заявитель самостоятельно готов оплатить НИОКР;

3. Оформить заявку в региональное или зональное научное учреждение (необходимо согласовать в региональном органе управления АПК и включить в финансирование из регионального бюджета);

4. Отправить сводную (единичную) заявку в федеральный центр сельскохозяйственного консультирования.

Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования должен провести мониторинг имеющихся отечественных и зарубежных научно-технических разработок по заявленной тематике и определиться с целесообразностью дальнейшего продвижения заявки. При наличии готовой к внедрению научно-технической продукции проинформировать региональный центр и при необходимостиоказать консультационную помощь в обеспечении информацией и внедрении инновации.

Обработанную и сведённую в форму заявки информацию от региональных центров сельскохозяйственного консультирования федеральный центр передаёт в Минсельхоз России для рассмотрения на НТС министерства на предмет целесообразности и возможности включения в план НИОКР.

Организационно-экономический механизм трансферта инноваций также следует совершенствовать в направлении формирования баз данных инноваций и их распространения.

Система информационного обеспечения должна включать элементы и действия по выявлению и формированию инновационных ресурсов, их обработке в формы, удобные для хранения и поиска, выдаче информации пользователям. В связи с этим, актуальным является создание в рамках системы сельскохозяйственного консультирования отдельных баз данных,

адаптированных для практического использования сельхозтоваропроизводителями и сельскими консультантами[9].

До настоящего времени нет чёткой рекомендации, какие научно-технические продукты могут быть отнесены к инновационным. Методика предполагает в качестве арбитров по отбору инновационных продуктов использовать имеющиеся институты:

1. НТС Минсельхоза России и региональных органов управления АПК;

2. Конкурсные комиссии федеральных и межрегиональных и региональных выставок;

3. Регистрационные центры Минсельхоза России при сертификационных организациях (МИС, государственных инспекции по испытанию и охране сортов растений, племенных станций,станцийагрохимической службы и т.п.).

Для практической реализации инвестиционного предложения необходимо разработать инновационный проект (бизнес-план), который является средством его технико-экономического и финансового обоснования.Управление инвестиционным процессом реализуется по сценарию, заложенному при составлении проекта, способами целенаправленного воздействия субъекта, реализующего замысел на объект внедряющий инновационный продукт в заданных режимах его осуществления. Особо подчеркнем необходимость страхованияинновационного проекта [7].

Одной из причин низкой инновационной активности, неудовлетворительного положения с масштабным использованием научно-технических достижений и внедрением инноваций является отсутствие достоверной информации об объёмах их внедрения и эффективности использования. Сложилось положение, когда системный анализ конечного этапа инновационной деятельности не осуществляется. В форме предоставляемой научными организациями Федеральной службе государственной статистики «Сведения о создании и использовании передовых технологий» НИИ отчитываются единичными результатами внедрения своих разработок, в отчётах региональных органов управления Минсельхозу России не отражается состояние использования научно-технических достижений и передового опыта производством.

Информационный вакуум создаёт искаженное представление о развитии агропромышленного комплекса, состоянии научно-технического потенциала и инновационной активности всей отрасли. Справедливые просьбы аграриев о необходимости адекватной финансовой поддержки модернизации отрасли не подтверждены реальной информацией и отчасти в этой связи воспринимаются как необъективные и не находят бюджетной поддержки.

Изменить такое представление возможно на основании информирования властей и общества о реальном состоянии использования инноваций и передового производственного опыта формированием и предоставлением объективной, заслуживающей доверия информации на основе масштабного мониторинга, что является конечным элементом инновационного процесса:

объектом мониторинга являются центры сельскохозяйственного консультирования, иные организации осуществляющиераспространение инноваций и их потребители;

мониторинг осуществляют региональные и районные центры сельскохозяйственного консультирования путем опроса и анкетирования потребителей инноваций;

• сбор анкет и их аналитическая обработка осуществляет в федеральном центре сельскохозяйственного консультирования, который готовит и представляет в Минсельхоз России аналитический доклад о состоянии использования научно-технических достижений в АПК.

Предлагаемая методика предполагает, что преследуя единую цель, у каждого (федеральный, региональный и районный) уровня системы сельскохозяйственного консультирования имеются различия в задачах, формах и методах инновационного процесса.

Основными задачами федерального центра сельскохозяйственного консультирования является:

• выявление основных направлений в модернизации сельскохозяйственного производства;

• организация аналитического отбора наиболее эффективной инновационной продукции, формирование БД инноваций, развитие информационного поля;

• методологическое обеспечение инновационного процесса, совершенствование механизмов, форм и методов деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования.

Формы деятельности по выполнению задач центра федерального уровня, как правило, носят массовый, групповой и лишь иногда индивидуальный характер.

Основными инновационными функциями центров сельскохозяйственного консультирования регионального уровня являются:

• формирование баз данных инновационной продукции, имеющих региональное значение, доведение информации до районных центров и сельхозтоваропроизводителей;

• разработка и доведение до районных центров и сельхозтоваропроизводителей рекомендаций по освоению инноваций с учетом региональных особенностей;

• оказание маркетинговых услуг сельхозтоваропроизводителям по определению и выбору наиболее приемлемых вариантов модернизации производства;

• организация выставочно-демонстрационных и конгрессных мероприятий;

• участие в формировании региональных заказов на проведение прикладных научных исследований по проблемам повышения эффективности агропромышленного производства и организация мониторинга использования инноваций.

Основными инновационными функциями районных центров сельскохозяйственного консультирования являются:

• мониторинг потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в решении проблем требующих научного решения;

• распространение среди сельскохозяйственных товаропроизводителей информационных материалов, предоставление рекомендаций по их применению;

• консультирование и оказание содействия по выбору инновационного решения и освоению инноваций;

• проведение мониторинга использования инноваций.

Предлагаемый системный подход и совершенствование механизмов позволит создать предпосылки для повышения инновационной активности и повышения конкурентоспособности отрасли и более чётко определит функции участвующих в инновационной деятельности субъектов на близлежащую перспективу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы. - М.: 2012.

2. Баутин В.М., Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК: итоги работы, проблемы, задачи. АПК: Экономика, управление. 2001. №3. С.16-20

3. Баутин В.М., Костин В.Д., Веселовский М.Я. Договорные отношения в информационно-консультационном обеспечении агропромышленного комплекса ФГНУ «Росинформагротех». -М.: 2001. - 142 с.

4. Веселовский М.Я., Козлова Е.Ю. О взаимодействии информационно-консультационной службы с субъектами АПК Ж. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2002, № 8. - С. 14.

5. Веселовский М.Я. Развитие информационно- консультационной службы АПК России (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. -Москва, 2002. - 308 с.

6. Веселовский М.Я. Социально-экономические предпосылки формирования информационно-консультационной службы. //Аграрная Россия.2001. №5. С. 4.

7. Веселовский М.Я. Страховой сервис. АЛЬФА-М: ИНФРА-М. -М.:2007. - 288 с.

8. Колчинский Ю.Л., Шилова Е.П., Левина Л.В. Административный регламент трансферта инноваций в системе сельскохозяйственного консультирования России. - М.: ФГУ РЦСК, 2009. 14 с.

9. Левина Л.В. Возможности системы сельскохозяйственного консультирования России по трансферту инноваций в сельскохозяйственное производство. // Ваш сельский консультант. 2010, №1. с. 16-17.

10. Савенко В.Г. Формирование системы освоения инноваций в сельском хозяйстве (Теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М.: 2005.

11. Санду И.С., Савенко В.Г. Проблемы формирования механизма инновационного обеспечения АПК. // АПК:Экономика, управление, 2013, №1. С. 28-33.

12. Санду И.С. Формирование организационно-экономического механизма развития инновационных процессов в АПК. Материалы междун. научно-практ. конференции «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы». - М.: ФГУ РЦСК, 2005. С. 171-177.

Рецензент: Новиков Олег Алексеевич, д.э.н., профессор, ФТА

REFERENCES

1. Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody. - M.: 2012.

2. Bautin V.M., Veselovskij M.Ja. Informacionno-konsul'tacionnaja sluzhba APK: itogi raboty, problemy, zadachi. APK: Jekonomika, upravlenie. 2001. №3. S.16-20

3. Bautin V.M., Kostin V.D., Veselovskij M.Ja. Dogovornye otnoshenija v informacionno-konsul'tacionnom obespechenii agropromyshlennogo kompleksa FGNU «Rosinformagroteh». -M.: 2001. - 142 s.

4. Veselovskij M.Ja., Kozlova E.Ju. O vzaimodejstvii informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby s sub#ektami APK Zh. Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij, 2002, № 8. - S. 14.

5. Veselovskij M.Ja. Razvitie informacionno- konsul'tacionnoj sluzhby APK Rossii (teorija, metodologija, praktika). Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora jekonomicheskih nauk. -Moskva, 2002. - 308 s.

6. Veselovskij M.Ja. Social'no-jekonomicheskie predposylki formirovanija informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby. //Agrarnaja Rossija.2001. №5. S. 4.

7. Veselovskij M.Ja. Strahovoj servis. AL''FA-M: INFRA-M. -M.:2007. - 288 s.

8. Kolchinskij Ju.L., Shilova E.P., Levina L.V. Administrativnyj reglament transferta innovacij v sisteme sel'skohozjajstvennogo konsul'tirovanija Rossii. - M.: FGU RCSK, 2009. 14 s.

9. Levina L.V. Vozmozhnosti sistemy sel'skohozjajstvennogo konsul'tirovanija Rossii po transfertu innovacij v sel'skohozjajstvennoe proizvodstvo. // Vash sel'skij konsul'tant. 2010, №1. s. 16-17.

10. Savenko V.G. Formirovanie sistemy osvoenija innovacij v sel'skom hozjajstve (Teorija, metodologija, praktika). Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora jekonomicheskih nauk. - M.: 2005.

11. Sandu I.S., Savenko V.G. Problemy formirovanija mehanizma innovacionnogo obespechenija APK. // APK:Jekonomika, upravlenie, 2013, №1. S. 28-33.

12. Sandu I.S. Formirovanie organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma razvitija innovacionnyh processov v APK. Materialy mezhdun. nauchno-prakt. konferencii «Innovacionnaja dejatel'nost' v APK: opyt i problemy». - M.: FGU RCSK, 2005. S. 171-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.