ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В.Ю. Епанчинцев, канд. экон. наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (Россия, г. Омск)
001:10.24412/2411-0450-2022-8-117-121
Аннотация. В исследовании проанализирована консультационная помощь, оказываемая в современной экономической ситуации российским сельскохозяйственным товаропроизводителям на региональном уровне. Показано, что информационно-консультационная поддержка является специфическим форматом аграрного консалтинга, а ее принципиальной особенностью — безвозмездная основа оказания услуг. Обоснована необходимость создания в обозримой перспективе централизованной системы данной поддержки, позволяющей повысить производительность труда в агропромышленном комплексе и экономическую эффективность сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: информационно-консультационная поддержка, агропромышленный комплекс, центр компетенций, барьеры развития, агроконсалтинг.
В современных условиях функционирования цифровой аграрной экономики региона информационно-консультационная поддержка (далее ИКП) агропромышленного комплекса (далее АПК) обладает комплексом особенностей информационного, экономического и технологического характера, которые способствуют успешной реализации приоритетных направлений научно-технологического развития сельскохозяйственного производства в сложной системе «предпринимательские способности - информация - труд - капитал» [1]. В связи с этим ИКП в агропромышленном комплексе включает комплексную деятельность по консультационному сопровождению сельскохозяйственных товаропроизводителей по финансовым, технологическим, правовым и иным вопросам с целью повышения эффективности деятельности производства. Данная поддержка оказывается на основополагающих принципах, основными из которых являются безвозмездность, научность, компетентность, оперативность, эффективность оказания поддержки, а также учет отраслевых и региональных особенностей аграрного бизнеса [2].
Очевидно, что в условиях динамичного развития технологий будут меняться формы консультационного сопровождения субъектов АПК, в том числе на региональ-
ном уровне. С учетом объективной необходимости индивидуального подхода к каждому получателю поддержки, ключевой особенностью ИКП является наличие высокого уровня компетенций специалистов не только в области технологии производства продукции в конкретной отрасли сельского хозяйства, но и в области цифровых технологий. В свою очередь, системная консультационная помощь с высоким уровнем качества и оперативности в агропродовольственном комплексе приводит к эффективной передаче достижений научно-технологического развития товаропроизводителям, что определяет актуальность информационно-консультационной поддержки как действенного инструмента анализа возникающих или существующих проблем, а также принятия оптимальных решений по их преодолению.
Результаты исследования позволяют констатировать, что ИКП является составной специфической частью рынка аграрного консалтинга, спрос и предложение на котором имеют свои отраслевые особенности [3]. Ключевую роль в этом играют факторы, оказывающие влияние на формирование спроса на рынке агроконсал-тинга в условиях цифровизации:
- повышение уровня требований к качеству консалтингового продукта в условиях
неопределенности;
- стремительные темпы внедрения цифровых интеллектуальных решений в аграрное производство;
- диверсификация аутсорсинга;
- увеличение емкости рынка бизнес-планов инвестиционных проектов в целях получения государственной поддержки;
- изменение требований потребителей к формату консалтинговых услуг, оказываемых действующим и потенциальным субъектам агробизнеса (абсолютное большинство данных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается в онлайн-формате).
В части рыночного предложения на рынке агроконсалтинга также произошли принципиальные изменения, основными из которых являются:
- кастомизация в клиентском сопровождении;
- государственная поддержка центров компетенций (с 2018 года) [4];
- диверсификация услуг аграрного консалтинга;
- качество и оперативность услуг;
- отраслевые цифровые сервисы;
- большой выбор услуг, оказываемых в онлайн-формате;
- поддержка обучающего консалтинга банковскими структурами (с 2021 года).
Несмотря на совпадение по многим позициям ожиданий потребителей и предложения услуг, влияние обозначенных выше факторов на спрос и предложение аграрного консалтинга приводит к нарушению рыночного равновесия. При этом для установления баланса на рынке агрокон-салтинга необходимо повысить внимание к неценовому фактору, а именно, к качеству и оперативности услуг, поскольку их низкий уровень приводит к дефициту спроса на данном рынке [5]. В то же время, активно продвигаемая со стороны государства информационно-консультационная поддержка субъектов регионального агропромышленного комплекса в формате центров компетенций имеет реальную возможность компенсировать отмеченный выше дефицит спроса на консультационное сопровождение со стороны хозяйствующих субъектов АПК и личных под-
собных хозяйств.
Для этого необходимо разработать положения концептуального подхода к формированию и развитию ИКП аграрной сферы в условиях цифровизации экономики. Такой подход, по мнению автора, должен включать, во-первых, разработку нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование и развитие информационно-консультационной поддержки АПК. Во-вторых, существует объективная необходимость дальнейшего расширения сети региональных информационно-консультационных служб, в основном представленных на территории Российской Федерации региональными центрами компетенций. Также необходимо расширение цифровых сервисов отраслевых систем поддержки принятия решений как составной части регионального информационно-консультационного сопровождения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, в ближайшей перспективе требуется комплексная организация подготовки кадров для консультационного сопровождения аграрного бизнеса в условиях цифровой аграрной экономики. В частности, на базе отраслевого вуза в каждом регионе целесообразно создание центра подготовки кадров для консалтингового сопровождения (в том числе информационно-консультационной поддержки) хозяйствующих субъектов АПК как инструмента по адаптации к глобальным вызовам в аграрном секторе экономики. Деятельность данного центра должна обеспечить высокий уровень профессиональных компетенций аграрных консультантов по технологическим, техническим, экономическим, правовым и другим вопросам в условиях расширения сферы применения цифровых решений производственных и организационных задач. Результатом качественной подготовки профессионалов аграрного консалтинга является повышение эффективности управления сельскохозяйственным производством и финансово-экономической деятельностью, что в конечном итоге влечет за собой как увеличение рыночной стоимости бизнеса, так и улучшение качества жизни на селе.
В-пятых, все вышеперечисленные меры позволят создать регулируемый механизм трансферта инновационных технологий в агропромышленное производство через информационно-консультативную поддержку. Реализация концепции приведет к повышению уровня инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет адаптации инструментов «умного сельского хозяйства» посредством консалтингового обеспечения функционирования цифровой аграрной экономики региона [6, 7]. Предложенные выше элементы создания и развития комплексного механизма региональной сети центров компетенций в системе аграрного консалтинга должны придать импульс переводу системы в качественно новое состояние на основе интеграции актуальных инструментов обработки и интерпретации больших данных, управления изменениями, а также трансфера инноваций через ИКП в технологические процессы аграрного сектора экономики.
Приоритетные направления развития научно-технологической, цифровой, маркетинговой, управленческой составляющих системы консультационной помощи субъектам регионального агропродоволь-ственного комплекса являются ответами
Как следствие решения проблем, обозначенных в таблице, в качестве основных направлений развития информационно-
на вызовы, стоящими перед системой ИКП:
- оппортунизм агробизнеса к цифровой трансформации;
- высокий уровень оперативности принятия и выполнения решений в высокотехнологичном сельскохозяйственном производстве;
- недостаточно высокий уровень цифровых компетенций части сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Необходимо отметить, что проблемы, спровоцированные обозначенными выше вызовами, имеют различную степень негативного воздействия на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность хозяйствующих субъектов агропродоволь-ственного комплекса в разных регионах и отраслях сельского хозяйства. Соответственно, со стороны структур консалтингового сопровождения применяются методические приемы, дифференцированные в зависимости от конкретной управленческой ситуации. Однако для полноценного развития системы информационно-консультационной поддержки АПК существует ряд барьеров, преодоление которых возможно посредством централизованной координации субъектов ИКП на федеральном и региональном уровне (табл.).
консультационной поддержки АПК до 2025 г. имеет смысл определить три ключевых блока:
Таблица. Механизм преодоления барьеров развития информационно-консультационной поддержки АПК___
Барьеры развития ИКП АПК Способы преодоления барьеров Субъекты ИКП, обеспечивающие преодоление барьеров
Отсутствие единого информационного поля структур, входящих в систему субъектов государственной поддержки АПК Функционирование по принципу «одного окна» Отраслевые органы исполнительной власти регионов Центры компетенций
Неразвитость системы нормативно-правового регулирования ИКП АПК Формирование нормативно-правового поля для обеспечения ИКП развития субъектов АПК Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти
Недостаточный уровень компетенций специалистов в структурах ИКП АПК Создание кадрового потенциала за счет подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок консультантов Высшие учебные заведения отраслевого профиля
Низкий уровень внедрения технологических инноваций в АПК Обеспечение трансферта инноваций и распространение передового производственного опыта в сельскохозяйственное производство Научные и образовательные учреждения отраслевого профиля
- консультационную помощь хозяй- В заключение отметим, что предложен-ствующим субъектам и сельскому населе- ная концепция учитывает активную дина-нию по экономическим, технологическим, мику изменений государственного регули-правовым и иным вопросам производства рования научно-технологического разви-и переработки сельскохозяйственной про- тия аграрного сектора экономики и бази-дукции с учетом стремительного темпа руется на стратегических задачах, постав-обновления технологии цифровых реше- ленных в нормативных документах в части ний в агробизнесе; функционирования информационно- образовательную деятельность по пе- консультационной поддержки АПК. Их
реподготовке и повышению квалификации реализация направлена на обеспечение во всех отраслях агропромышленного продовольственной безопасности в нацио-комплекса, в том числе по обучению и пе- нальном масштабе, улучшение качества реобучению фермерскому делу; жизни сельского населения, повышение
- создание и консультационное сопро- производительности труда в отраслях провождение диверсифицированных инвести- изводства и переработки сельскохозяй-ционных проектов по производству и реа- ственной продукции, а также выход на но-лизации сельскохозяйственной продукции вые рынки сбыта.
максимальной глубины переработки.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.07.2022).
2. Кухтин М.А., Шелковников С.А. Оценка влияния государственной поддержки на эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций по показателям рентабельности активов и собственного капитала // Экономика и предпринимательство. - 2020.
- № 12 (125). - С. 1090-1093.
3. Савенко В.Г. Сельскохозяйственное консультирование в России (становление и состояние) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. -№ 12. - С. 35-38.
4. Демишкевич Г.М., Санду И.С., Мурая Л.И. Государственная поддержка сельскохозяйственной консультационной деятельности в России // АПК: Экономика, управление. -2021. - № 11. - С. 10-18.
5. Кошелев В.М., Алексанов Д.С. Инновационная составляющая устойчивого и гармоничного развития аграрного сектора России // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - Т. 216. № 2. - С. 283-293.
6. Портал бизнес-навигатора МСП официальный бесплатный ресурс для развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://smbn.ru/ (дата обращения: 27.07.2022).
7. Рудой Е.В., Поддуева И.С. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в РФ // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. - № 1. -С. 2-11.
INFORMATION AND CONSULTING SUPPORT FOR THE SUBJECTS OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
V.Y. Epanchintsev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin (Russia, Omsk)
Abstract. The study analyzes the consulting assistance provided to Russian agricultural producers at the regional level in the current economic situation. It is shown that information and consulting support is a specific format of agricultural consulting, and its principal feature is the gratuitous basis for the provision of services. The necessity of creating a centralized system of this support in the foreseeable future, which allows increasing labor productivity in the agro-industrial complex and the economic efficiency of agricultural production, is substantiated.
Keywords: information and consulting support, agro-industrial complex, competence center, barriers to growth, agroconsulting.