Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕДИАПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

В представленной работе рассматриваются особенности современной российской молодежи и ее медиаповедения в условиях распространения COVID-19, которая способствовала более активному использованию в своей повседневной жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В статье на основе результатов, проведенных социологических и маркетинговых исследований, рассматриваются наиболее популярные информационно-коммуникационные технологии и решения, способствующие наиболее эффективному дистанционному межличностному и социальному взаимодействию характерные для современной российской молодежи, рассматриваются ее особенности как представителей поколения Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING MEDIA BEHAVIOR OF MODERN RUSSIAN YOUTH

The presented work examines the features of modern Russian youth and their media behavior in the context of the spread of COVID-19, which contributed to the more active use of information and communication technologies (ICT) in their daily life. Based on the results of sociological and marketing research, the article examines the most popular information and communication technologies and solutions that contribute to the most effective remote interpersonal and social interaction characteristic of modern Russian youth, examines its features as representatives of generation Z.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

человек с определенной целью выполняет определенный набор функций. Коммуникативное действие, по Хабермасу, противоположно инструментальному. Понятие коммуникативного действия, согласно рассуждениям мыслителя, можно определить только как взаимодействие двух или более говорящих или способных к речи и действию субъектов, которые различными средствами (вербальными, экстравербальными) вступают в некое интерсубъективное отношение или коммуникакцию [10]. Следовательно, посредством совершаемых индивидом коммуникативных действий и на фоне разнообразных общественных связей (у Хабермаса они обозначены термином "жизненный мир"} становится возможнымдостиже-ние согласия и, в итоге "...индивид не только включается в наличную систему социальных зависимостей, но и реализует себя, обретает свое социальное лицо и сохраняет свою самость" [2, с.77].

Таким образом, социальный подтекст, взаимовлияние и взаимообусловленность языка, коммуникации и социума обозначены во всех приведенных концепциях. В сравнении с аналитической философией Л. Витгенштейна, большей частью сосредоточенной на основных языковых функциях и языковой практике, е работах экзистенциально-феноменологической направленности на первый план выдвигаются духовно-ценностное содержание процесса общения, открытость, приоритет индивидуального над всеобщим.

В основу концепции общения русских религиозных мыслителей H.A. Бердяева и С.Л. Франка положен принцип соборного единства, демонстрирующий преемственность в осмыслении этого феномена в русской философской традиции. 8 сравнении саналогичны-ми западно-европейскими теориями идеи H.A. Бердяева и С.Л. Франка отличаются оригинальностью воззрений, как в постановке проблемы общения, так и в ее решении.

В теории коммуникативного действия Ю, Хабермаса решение проблемы коммуникации

основано на поиске путей достижения взаимопонимания и согласия, что наряду с идеями экзистенциалистов, представляется особенно важным в эпоху массоеизации общества, роста социально-политической напряженности и риска междусобных конфликтов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проблематика языка и коммуникации s философии XX века, отнюдь, не исчерпывается работами философов, рассмотренными в настоящем исследовании, и охватывает достаточно широкий круг вопросов, требующих дальнейшего комплексного изучения и глубокого анализа.

Литература:

1. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / H.A. Бердяев. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -480 с.

2. Васечко £.Н. Юрген Хабермас и его теория ком муникативногй действия // Философия права. ■

2012. - М3 5 (54). - С.75-78.

3. Гуссерль Э. Амстердамские доклады / Гуссерль Эдмунд. Избранные работы. - М. : Территория будущего, 2005. - 464 с.

4. Камю. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. ■■ М.: Политиздат, 199Ö. -■ 415 с.

5. Логинова Е.Г., Гвоздева E.H. Язык как социокультурный феномен в философии всеединства B.C. Соловьева, СЛ. Франка и П.А. Флоренского// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2020. - Том 9. - №ЬА. С14-22.DOI: 10.34670/ AR.2020.74.23.002

6. Медведева Е.Е. Социальная основа философии языка позднего Витгенштейна // Вестник ТГУ. -

2013. - N012 (128). - С. 363-369.

/. Назарчук A.B. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века // Вопросы философии. - 2011.-№> 5. - С.157 165.

8. Самойлов С.Ф. Проблемы коммуникации В Социально-философской мысли XX столетия // Общество и право. - 2012,- № 2 (39). - С, 283-285.

9, Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. - М. : Республика, 2000. -700 с.

Ю.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммун и кативное действие. - СПб. : Наука, 2001. - 382 с.

11.Франк С.Л. Реальность и человек. - М.: Респуб лика,1997.-479 с.

12.Ясперс К, Смысл и назначение истории. - М. | Политиздат, 1991. - 527 с.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING MEDIA BEHAVIOR OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Merzfyakova frina Leonidovna, PhD ofPhilosophicalsciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don

The presented work examines the features of modern Russian youth and their media behavior in the context of the spread of COViD-19, which contributed to the more active use of information and communication technologies (ICT) in their daily life. Based on the results of sociological and marketing research, the article examines the most popular information and communication technologies and solutions that contribute to the most effective remote

interpersonal and social interaction characteristic of modern Russian youth, examines its features as representatives of generation Z.

Keywords: modem Russian youth; generation Z; information and communication technologies (iCT); the Internet; distance forms of interaction; media behavior,

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -38.28

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ удк 1

ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВАК РФ 09.00.11

МЕДИА ПО ВСДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

МОЛОДЕЖИ си

о

8 представленной работе рассматриваются особенности современной рос фМерзяякова ИЛ, 2021 ^

сийской молодежи и ее медиаповедения в условиях распространения СОУЮ Ь-

19, которая способствовала более активному использованию в своей повсед- ^р

невной жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В статье ^ на основе результатов, проведенных социологических и маркетинговых исследований, рассматриваются наиболее популярные информационно-комму-

никационные технологии и решения, способствующие наиболее эффекте- СО

ному дистанционному межличностному и социальному взаимодействию ^Г

характерные для современной российской молодежи, рассматриваются ее ^ особенности как представителей поколения Z

Ключевые слова: современная российская молодежь; поколение 2; информа-

ционно коммуникационные технологии (ИКТ); Интернет; дистанционные <С~ формы взаимодействия; медиаповедение.

В условиях противостояния вирусной инфекции и реализации социально значимых мер по предотвращению ее распространения (ограничение мобильности, ограничение контактного межличностного и социального общения, в рамках которого происходит информационно-коммуникационное взаимодействие и т.д.) открылись новые возможности использования ИКТ в формировании новых моделей медиаповедения. Активное использование ИКТ и возможностей Интернет-пространства, социальных сетей, мобильных приложений, "подключённых решений", искусственного интеллекта, электронной коммерции, моделей "бесконтактного" социального взаимодействия оказывали существенное влияние на процесс формирования медиаповедения современной молодежи. Следует отметить, что далеко не все, что предлагают современные информационно-коммуникационные технологии, благотворно влияет на подрастающее поколение. Нарастающая коммерциализация современных информационно-коммуникационных технологий, степень и характер их влияния на процесс формирования медиаповедения современной молодежи должны стать предметом отдельных дополнительных исследований и представленная работа вносит лишь небольшой вклад в ее изучение,

В рамках нашего исследования была предпринята попытка рассмотреть современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на медиаповедение молодежи поколения Ъ. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач: выявить сущность и специфику современных информационно-коммуника-ционных технологий; рассмотреть особенности современного медиаповедения молодежи и качественные характеристики молодежи поколения Т.

В современной научно-исследовательской литературе проблемы изучения информационно-коммуникационных технологий и медиаповедения являются междисциплинарными и рассматриваются в работах психологов, социологов, педагогов, таких как А.И. Чер-

S

135

МЕРЗЛЯКОВ А Ирина Леонидовна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский государствен ный экономический униве рейте т (РИНХ), Рос тов -на -Дону

ных, Ю.Н. Долгова, И.В. Жилавской, В.П. Коло-миец, Г.Н. Малюченко, Г.С. Мельник, И.В. Челы-шевой, H.H. Богомоловой, Е.Е. Прониной и др. В работах указанных исследователей современные информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как технологии формирования не только медиаповедения, но и мировоззрения, общественного сознания, представлений о социальной действительности современной молодежи в условиях общества потребления. Многие исследователи отмечают, что с помощью информационно-коммуникацион-ных технологий "в массовое сознание россиян успешно встраиваются ценности общества массового потребления с помощью рекламы, СМИ, моды, брендинга. Потребление становится элементом повседневной жизни, способным по-новому структурировать общество, объединять или разъединять индивидов" [1. с. 25]. В этой ситуации особо чувствительной к смене моделей медиаповедения и использования информационно-коммуникационных технологий оказывается современная молодежь.

В работах американских психологов Ф. Зим-бардо и Н. Коломбе рассматривается влиянии И KT не только на медиа поведение, но и на тендерные роли, институт брака и семьи, а также на демографические тенденции. В работе "Мужчина в отрыве" авторы отмечают усложнение информационно-коммуникационных технологий и отмечают их негативное влияние на процесс становления и развития личности. Ф. Зимбардо и Н. Коломбе обращают внимание на проблему утраты человеческим мозгом способности к долговременной памяти за счет расширения использования оперативной памяти, что позволяет работать в условиях многозадачности, но разрушает способность к концентрации внимания и глубокому анализу.

Исследовательский интерес представляют работы американских исследователей и авторов "теории поколений" Н, Хоува и В. Штрауса, Теория поколений основана на повторяющихся сопределенной цикличностью моделях поведения людей в масштабах истории и тех ценностей, которые они разделяют. В рамках этой теории авторы определяют поколение как совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет и исходят из того, что средняя продолжительностьжизни составляет80 лет и состоит из четырех периодов длительностью 20 лет (детство, молодость, средний возраст, старость).

Согласно их теории, к поколению Z относятся люди, родившиеся в 1996-2017 годах и изу-

чение представителей этого поколения имеет практическую ценность, поскольку от них зависит направление развития российского общества. Принципиальным отличием поколения Z является то, что это первое в мировой истории поколение, которое не знает, что такое мир без компьютеров и Интернета. Инфор-мационно-коммуникационные технологии для поколения Z и их активное медиаповеде-ние способствуют размыванию границы между онлайн и офлайн и формированию собственного актуального медиа контента.

При решении исследовательских задач нами были использованы результаты исследований современной молодежи ПАО Сбербанка совместно с агентством Validata {2016 г.), результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (2019 г.) и доклад глобальной компании маркетинговых исследований Ipsos - "Flair Russia 2021: Движение вперёд". Следует обратить внимание, что инициаторы исследований современной молодежи и ее медиаповедения чаще всего являются коммерческие организации. Это не случайно, в современных условиях произошли изменения не только в сфере межличностного, социального, но и коммерческого взаимодействия. Использование информационно-коммуникационных технологий способствовало дистанционной активности молодых людей во всех сферах. Работа, обучение, отдых, занятие спортом, общение, шолинг возможны, не выходя издома и современным коммерческим компаниям потребовалось незамедлительно реагировать на новые условия и искать оптимальные решения для того, чтобы удовлетворить своих потребителей и сохранить свои доходы.

Организация собственного медиаповедения, собственной жизни и жизни социума онлайн явились важнейшими проблемами не только для каждого отдельного социально-ак-тивного индивида, способного целенаправленно использовать информационно-коммуникационные технологии (от школьника до представителя того или иного профессионального или какого-либо другого сообщества), но и для всех социальных институтов (семья, государство, право, образование, наука, церковь, СМИ и СМК). Важную роль в процессе формирования медиаповедения молодежи поколения Z и организации жизни онлайн играет информация, которую она получает с помощью современных информационно-коммуникаци-онных технологий из социальных медиа, новостных сайтов и электронных СМИ. Социальные

сети являются эффективным способом выстраивания межличностного и социального общения, помогают контактировать с друзьями и семьёй, но только каждый десятый - регулярно, а каждый пятый - время от времени участвуют в обсуждениях новостей или публикуют соответствующий контент в социальных медиа, то есть демонстрирует активное меди-аповедение.

Использование информационно-коммуни-кационных технологий в условиях пандемии потребовало более ответственного подхода к организации медиаловедения, то есть более тщательному подбору актуальной и достоверной информации. 49% опрошенных уверены, что способны самостоятельно распознавать фейковые новости [2].

По данным исследования ipsos ограничительные меры, которые были введены в России, положительно сказались на уровне недельной ТВ-аудитории, котораяя увеличилась с 73% в 2019 году до 79% в первом полугодии 2020 года. При этом 23% россиян, проживающих в крупных городах с числом жителей 100 тыс., смотрели телепередачи через Интернет. Стремление к персонализации {видео по запросу), интерактивному контенту и рост популярности стриминговых сервисов уже сейчас дают возможность зрителям смотреть тот ТВ-контент, который им интересен, е удобном месте, в любое время и наиболее подходящим способом, что сказывается на медиаповеде-нии, в том числе и молодежи [2], поскольку краткосрочный ознакомительный просмотр молодёжью телевизионного контента в дальнейшем может послужить для них аргументом в пользу просмотра телепередач через Интернет. Рост популярности онлайн-форматов привел к тому, что уже в первом полугодии 2020 года Интернетом в России хотя бы раз в неделю пользовались более 90% населения страны старше 16 лет, время его использования выросло во всех возрастных группах, выросло количество пользователей новостных и образовательных порталов, соцсетей, видеоплатформ (Skype, Zoom и других) и сайтов госуслуг.

Смартфон остаётся главным устройством для выхода в Интернет - им пользуется 81% россиян. С помощью компьютеров и ноутбуков в Интернет выходит 79% населения, планшетов- 17%, других устройств {плееры, электронные книги, и т.д.) - 5% [2].

Использование информационно-коммуни-кационных технологий, проникновения Интернета во все сферы жизни способствуют фор-

мированию медиаповедения, ориентированного на более эффективное восприятие меди-аконтента, создание и трансляцию собственного медиаконтента.

Особое значение в современных условиях в процессе формирования медиаповедения играют соцсети и нишевые платформы (TikTok, Twitch), группы по интересам. На современном этапе социальные сети активно расширяют свой функционал для онлайн-продаж {например, "Магазин 2.0" ВКонтакте, в котором все функции теперь доступны в режиме одного окна, или возможность разместить кнопку заказа в профиле аккаунта Instagram), и т.д.

За первое полугодие 2020 года российская аудитория TikTok выросла за три месяца практически в полтора раза - с 10% до 14%. Демографический состав аудитории TikTok больше нельзя назвать подростковым: пользователи 25-54 лет составляют 57% недельной аудитории этой социальной сети (данные РосИндекс 2020/20, города России 100тыс.+).

Изменилось и медиа по ведение радийной аудитории: выросло количество тех, кто включает радио дома, что открывает возможности немедленного вовлечения в какие-то действия (например, онлайн-заказы); с помощью современных информационно-коммуникационных технологий разные аудитории потребляют радийный аудиоконтент разными способами. Для молодого поколения Z (16-24 года) актуальными являются сайты-агрегаторы и смартфоны с соответствующими приложениями.

Рассматривая влияние современных ин-формационно-коммуникационных технологий на медиаповедение, следует отметить, что по мере того, как будет идти внедрение 5G и 6G сетей, и будут расти скорости передачи данных, сроки массового распространения инноваций будут сокращаться. Как в этих условиях будет меняться не только медиаповедение, но и сам человек, остается важнейшим вопросом. Можно предположить, что в условиях увеличения объемов обрабатываемой информации, особую роль будут играть тематические сервисы и "информационные фильтры", формироваться сознание аудитории, готовой к восприятию инноваций и тестированию новых технологий и продуктов. Такая аудитория с активным медиа поведением, открытая к восприятию инноваций отличается гибкостью мышления, склонностью к творчеству, легко обучается и осваивает новые информацион-но-коммуникационные технологии, имеет высокие коммуникативные навыки, с активным медиаповедением, склонная выделяться

из основной массы, делиться онлайн тем, что происходит в их жизни, но остается под вопросом их способность в офлайн иметь вышеназванные качества и использовать их в условиях непосредственного социального взаимодействия.

8 условиях самоизоляции многие из представителей молодого поведения ответили: "я провёл время с пользой для себя" согласились 62% (РосИндекс, 2Q/2020, коронавирус). Для современной молодежи характерна активная модель медиаловедения "для них онлайн - ведущее определение реальности, которое формирует тренды". В соответствии с результатами исследований, проведенных с 2016-2020 гг., были определены тренды в восприятии молодыми людьми информации: молодые люди более эффективно воспринимают краткую и наглядную информацию, средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте составляет восемь секунд; информация потребляется небольшими объемами, при этом визуальная информация (иконки, смайлики и картинки) заменяет текст; обращает на себя внимание отсутствие долгосрочных трендов в быстроменяющихся условиях.

Поколение Z, которое еще называют "цифровые аборигены", это молодежь, рожденная в 1996-2010 гг. Каждый четвертый житель Земли (25%) принадлежит к этому поколению, а в России - каждый десятый (11%). Молодежь, рожденная в этот период в будущем составит 75% рынка труда в будущем. 2020 год - это кризисный год, который обнажил не только негативные проявления развития человеческого общества в целом, но и представил новые возможности такой социально-демографичес-кой группе, как молодежь. Исследования, показали, что молодежь в условиях кризиса не испытывала особой тревоги, так как она имеет "подушку безопасности ", то есть помощь и поддержку со стороны родителей. При этом молодежь явилась наиболее чувствительной соци-ально-демографической группой к кризису.

Основными ценностями медиактивной молодежи явились: здоровье, безопасность и эм-патия. Поколение Z являются активными пользователями современных информационно-коммуникационных технологий, это первое цифровое поколение, чье взросление происходит неразрывно от информационно-коммуни-кационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении онлайн они принципиально отличаются от миллениалов. Представители поколения Z проводят в Интернете

значительно больше времени, в частности в социальных сетях, за просмотром видео и он-лайн-играми. Молодежь от 16-24 лет проводит в Интернет, который для них является основным местом общения, источником информации и развлечений около 5 часов в день, используя смартфон.

Такие устройства, как смартфоны, планшеты и персональные компьютеры остаются релевантными для решения многих задач, в решении которых активно принимают участие новые гаджеты с подключением к Интернету (умные часы, очки, умные колонки, персональные электронные помощники, приложения для Smart TV или VR-шлемы и т.д.), которые обогащают привычную экосистему устройств и способствуют более активному медиаповедению молодежи. Молодежь в возрасте от 16 до 24 лет более медиаактивна чем представители старшего поколения и принимает активное участие в создании онлайн-контента и распространении информации, они испытывают необходимость немедленно реагировать на все обновления и новые сообщения, им важно не упустить момент и находиться в постоянном социальном взаимодействии. Следует отметить, что "сегодняшние подростки абсолютно такие же, как и десять лет назад. Они проживают тот же самый путь взросления: школа, отношения с противоположным полом, со сверстниками, с родителями. Главное - общение, самореализация и поиск себя. Кто я такой и какое место я занимаю в обществе? Это основа." [3J.

При этом, следует отметить, что за "10 лет мир действительно изменился и то, что доступно сегодня не было доступно раньше. Вкон-такте и Одноклассники уже были, но еще не было Инстаграма и ТикТока. Мобильный Интернет стал доступнее, развитие мобильных приложений и игр. Отсюда различия в повседневном времяпрепровождении" [6], то есть различия в медиаповедении.

Таким образом, современное радио является качественный продуктом, который умеет гибко реагировать на изменение жизненного уклада людей и доставлять свой контент слушателям в соответствии с их стилем жизни и привычками медиапотребления.

Под влиянием реалий информационного общества наметилась трансформация медиа-поведения аудитории поколений Z, которое ориентировано на создание продукции, которой в первую очередь присущи характеристики многоканальности и интерактивности, необходимые для привлечения и удержания

аудитории мультизадачного поколения. Формирование новой медиареальности стимулирует появление инструментов обратной связи, трансформирует способы создания и потребления информации: пользователь может активно участвовать в процессе индивидуального конструирования медиа пространства как на уровне оценки и корректировки информации, так и на уровне распространения собственного контента через социальные медиа, блоги и сообщества, что модифицирует массмедиа из источников информации в средство коммуникации. Каждый участник такого взаимодействия и активного медиаповедения транслирует свою систему ценностей: систему ценностей "поколения 2", которая только формируется. Согласно "теории поколений" Н. Хоува и В. Штрауса, можно лишь предположить, что "поколение Z" способно повторить особенности поведения "молчаливого поколения", рожденного в период с 1923 по 1943 гг. и замкнется, защищаясь от внешней среды, уйдет в виртуальную реальность.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами были определены наиболее актуальные информационно-коммуникацион-ные технологии, которые оказывают существенное влияние на медиаловедение современной молодежи. Так называемые технологии имитации реальности стремительно совершенствуются и становятся есё более реалистичными, распространёнными и общедоступными, К таким технологиям относятся социальные медиа, новостные сайты, образовательные порталы, видеоплатформы, online телевидение, сайты организаций и госуслуг, сервисы для видеосвязи с возможностью проведения видеоконференций - Skype, Zoom и другие. Особенностями этих информационно-комму-никационных технологий является персона-лизация (видео по запросу), интерактивный контент, доступ к которому осуществляется так, как это удобно пользователю. Дальнейшее внедрение и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, создание 5G-,6G-экосистем, достижения в области Дополненной, Виртуальной и Сме-

шанной Реальности AR/VR/MR, Интернета вещей станут новыми каналами для передачи ме-диаконтента и дальнейшего формирования медиаповедения.

В рамках нашего исследования медизпо-ведение рассматривается не только как способность ориентироваться в информации полученной с помощью современных инфор-мационно-коммуникационных технологий, но и как способность формирования собственного медиаконтента и его распространение в Интернет. Такой особенностью и качественной характеристикой обладает современная молодежь, которая относится к так называемому поколению Z, принципиальным отличием и маркером которого является его цифровиза-ция. Современная молодежь на инстинктивном уровне способна взаимодействовать в он-лайн-среде, используя в своем мед иаповедении современные информационно коммуникационные технологии. Особенностью медиаповедения современной молодежи является высокая степень ее активности, направленной на размывание границы между онлайн и офлайн средой, высокая степень персонализации и формирование, продвижение собственного актуального медиаконтента.

Литература:

1. Проблемы медиа психологии / сост. Е.Е. Пронина. - М., 2002.

2. Россия. Движение вперед, 2021 // https:// www.l psosâÉJtri/ru-ru/n ovyy-vy р usk-s bor ni ka-f!a i r-russia 2021 dvizhenie vperyod (дата обращения 27.12.2020)

3. За последние 5 лет молодежь никак не изме нилась: исследование ВЦИОМ // https:// youngspaœ.ru/faq/vtsiom-issledovanie-moiodezhi-2019/(дата обращения 12.01.2021).

4.30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata// https://youngspace.ru/ fa q/s be гЬэлк-i ssl ed ova n i е-mol ödez h i/ (дата обра щения 12.01.2021).

5. Чем современные подростки отличаются оттех, что были 10 лет назад? // hrtps://youngspace.ru/ faq/chem-sovremennye-podrostki-otlicbayutsya-ot-teh-chto-by!i-10-let-nazad/ (дата обращения 12.01.2021}

6. Зимбардо ф., Коломбо H. Мужчина в отрыее. Игры, порно и потеря идентичности. - М., 2017.

СУ О

си <

2: СО

со

i

139

MAN AS A SUBJECT OF CREATIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF A DIGITAL RISOMATIC SOCIETY

Merzfyakova Irlna Leonidovna, PhD ofPhilosophicalsciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don

A new digital ideology is being actively introduced into the consciousness of modern society, which determines the direction of sociocultura I development of modem society and man, an ideology in which a person, in order to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.