Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО РИЗОМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА'

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО РИЗОМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ЦИФРОВОЕ РИЗОМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСГУМАНИЗМ / "КИБОРГИЗАЦИЯ" / КОНВЕРГЕНЦИОННЫЕ NBIC-ТЕХНОЛОГИИ / Т. Е. НАНОТЕХНОЛОГИИ / БИОЛОГИИ / ИНФОРМАТИКИ / КОГНИТИВНЫХ НАУК / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (AI)

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

В сознание современного общества активно внедряется новая цифровая идеология, которая определяет направления социокультурного развития современного общества и человека, идеология, в рамках которой человек, для того, чтобы выжить, должен соответствовать техно-среде или как сегодня ее называют "экосреде", которая развивается быстрыми темпами, и остановить процесс ее разрастания невозможно. Активно таким термином, как "экосреда", пользуются "Сбер", "МТС" и другие лидеры цифровизации. Цифровизация постепенно приводит к тому, что человек как субъект творческой деятельности "уходит в тень", становится "лишним" и на смену ему приходит нечто иное, лишенное творческих потенций, вещь с искусственным интеллектом. В рамках представленной работы нами предпринята попытка рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкивается человек как субъект творческой деятельности; перспективы и противоречия его развития в условиях становления цифрового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN AS A SUBJECT OF CREATIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF A DIGITAL RISOMATIC SOCIETY

A new digital ideology is being actively introduced into the consciousness of modern society, which determines the direction of sociocultural development of modern society and man, an ideology in which a person, in order to survive must correspond to the techno-environment or as it is called today, is rapidly developing and it is impossible to stop its growth. The term "eco-environment" is actively used by Sber, MTS and other leaders of digitalization. Digitalization gradually leads to the fact that a person as a subject of creative activity "goes into the shadows", becomes "extra" and it is replaced by something else, devoid of creative potency, thing with artificial intelligence. As part of the work presented, we have attempted to address the main problems faced by a person as a subject of creative activity; prospects and contradictions of its development in the conditions of the formation of a digital society.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО РИЗОМАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА»

аудитории мультизадачного поколения. Формирование новой медиареальиости стимулирует появление инструментов обратной связи, трансформирует способы создания и потребления информации: пользователь может активно участвовать в процессе индивидуального конструирования медиа пространства как на уровне оценки и корректировки информации, так и на уровне распространения собственного контента через социальные медиа, блоги и сообщества, что модифицирует массмедиа из источников информации в средство коммуникации. Каждый участник такого взаимодействия и активного медизповедения транслирует свою систему ценностей: систему ценностей "поколения 2", которая только формируется. Согласно "теории поколений" Н. Хоува и В. Штрауса, можно лишь предположить, что "поколение Z" способно повторить особенности поведения "молчаливого поколения", рожденного в период с 1923 по 1943 гг. и замкнется, защищаясь от внешней среды, уйдет в виртуальную реальность.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами были определены наиболее актуальные информационно-коммуникацион-ные технологии, которые оказывают существенное влияние на медиаповедение современной молодежи. Так называемые технологии имитации реальности стремительно совершенствуются и становятся всё более реалистичными, распространёнными и общедоступными, К таким технологиям относятся социальные медиа, новостные сайты, образовательные порталы, видеоплатформы, online телевидение, сайты организаций и госуслуг, сервисы для видеосвязи с возможностью проведения видеоконференций - Skype, Zoom и другие. Особенностями этих информационно-комму-никационных технологий является персона-лизация {видео по запросу), интерактивный контент, доступ к которому осуществляется так, как это удобно пользователю. Дальнейшее внедрение и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, создание 5G-,6G- экосистем, достижения в области Дополненной, Виртуальной и Сме-

шанной Реальности AR/VR/MR, Интернета вещей станут новыми каналами для передачи ме-диаконтента и дальнейшего формирования медиа поведения.

В рамках нашего исследования медиаповедение рассматривается не только как способность ориентироваться в информации полученной с помощью современных инфор-мационно-коммуникационных технологий, но и как способность формирования собственного медиаконтента и его распространение в Интернет. Такой особенностью и качественной характеристикой обладает современная молодежь, которая относится к так называемому поколению Z, принципиальным отличием и маркером которого является его цифровиза-ция. Современная молодежь на инстинктивном уровне способна взаимодействовать в он-лайн-среде, используя в своем мед иапоеедении современные информационно коммуникационные технологии. Особенностью медиапове-дения современной молодежи является высокая степень ее активности, направленной на размывание границы между онлайн и офлайн средой, высокая степень персонализации и формирование, продвижение собственного актуального медиаконтента.

Литература:

1. Проблемы медиа психологии / сост. Е.Е. Пронина. - М., 2002.

2. Россия. Движение вперед, 2021 // https:// www.l psosâÉJtri/ru-ru/n ovyy-vy р us k-s bornlka-flai r-russia 2021 dvizhenie vperyod (дата обращения 27.12.2020)

3. За последние 5 лет молодежь никак не изме нилась: исследование ВЦИОМ // https:// youngspaœ.ru/faq/vtsiom-issledovanie-moiodezhi-2019/(дата обращения 12.01.2021).

4.30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata// https://yourtgspace.ru/ faq/sbeгЬэлк-issledova niе-molödezhi/ (дата обра щения 12.01.2021).

5. Чем современные подростки отличаются оттех, что были 10 лет назад? // hrtps://youngspace.ru/ faq/chem-sovremennye-podrostki-otlichayutsya-ot-teh-chto-byii-IO-let-nazad/ {дата обращения 12.01.2021}

6. Зимбардо ф., Коломбо H. Мужчина в отрыее. Игры, порно и потеря идентичности. - М., 2017.

СУ О

си <

2:

СО CT

i

139

MAN AS A SUBJECT OF CREATIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF A DIGITAL RISOMATIC SOCIETY

Merzfyakova Irlna Leonidovna, PhD ofPhilosophicalsciences, Associate Professor, Rostov State University of Economic (RSUE), Rostov-on-Don

A new digital ideology is being actively introduced into the consciousness of modern society, which determines the direction of sociocu!tura I development of modem society and man, an ideology in which a person, in order to

survive must correspond to the techno-environment or as it is called today, is rapidly developing and it is impossible to stop its growth. The term "eco-environment" is actively used by Sber, MTS and other leaders of digitalization. Digitization gradually leads to the fact that a person as a subject of creative activity "goes into the shadows", becomes "extra" and it is replaced by something else, devoid of creative potency, thing with artificial intelligence. As part of the work presented, we have attempted to address the main problems faced by a person as a subject of creative activity; prospects and contradictions of its development in the conditions of the formation of a digital society.

Keywords; man as a subject of creative activity; socio-cultural conditions; digital rhizomatic society; transhumanism; "cyborgization "; con vergence NBIC-technologies; i.e. nanotechnoiogy; biology; computer science; cognitive science; artificial intelligence (A!).

DOI 10.24923/2222-243X.; УДК 1

ВАК РФ 09,00,11

ЪМерзлякова ИЛ, 2021

-38.29

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО РИЗОМА ТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В сознание современного общества активно внедряется новая цифровая иде ологий, которая определяет направлений социокультурного развития современного общества и человека, идеология, в рамках которой человек, для того, чтобы выжить, должен соответствовать техно-среде или как сегодня ее назы вают "экосреде", которая развивается быстрыми темпами, и остановить процесс ее разрастания невозможно. Активно таким термином, как "экосреда", пользуются "Сбер", "МТС" и другие лидеры цифровизации. Цифровизация постепенно приводит к тому, что человек как суб}>ект творческой деятельности "уходит в тень", становится "лишним" и на смену ему приходит нечто иное, лишенное творческих потенций, вещь с искусственным интеллектом. В рамках представленной работы нами предпринята попытка рассмотреть основ ные проблемы, с которыми сталкивается человек как субъект творческой деятельности; перспективы и противоречия его развития в условиях становления цифрового общества.

Ключевые слова: человек как субъект творческой деятельности; социокультурные условия; цифровое ризоматическое общество; трансгуманизм; "кибор-гизация"; конвергенционные ЫВ!С технологии; т. е. нанотехнологии; биологии; информатики; когнитивных наук; искусственный интеллект (А1).

МЕРШКОВА Ирина Леонидовна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Рос тов -на -Дону

В новых социокультурных условиях происходит активный поиск места и определение роли человека как субъекта творческой деятельности в процессе становления цифровой цивилизации. Интенсивное внедрение современных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека неизбежно ведет к трансформации самого человека и алгоритмизации его деятельности, ставя проблему реализации его творческого потенциала. Цифровизация стала своего рода идеологией, которая определяет направления социокультурного развития современного общества и человека, идеологией, в рамках которой человек, для того, чтобы выжить должен соответствовать среде, быть адаптивным и гибким в плане принятия новых идей и технологий. Нарастание и интенсификация цифровизации в идеологическом и технологическом аспектах приводит к появлению "лишних людей", которые не успевают адекватно отреагировать на современные процессы, как правило, это люди более старшего поколения и те, кто в силу разных причин не имеет доступа к современным технологиям. Тема "лишнего человека" для отечественного дискурса традиционна и в современных условиях она приобретает новое звучание. Цифровизация постепенно приводит к тому, что человек как субъект творческой деятельности "уходит в тень", становится "лишним" и на смену ему приходит нечто иное, лишенное творческих потенций, которое можно назвать собирательным выражением "искусственный интеллект".

На "искусственный интеллект" в современном цифровом обществе возлагаются огромные надежны в плане поиска наиболее оптимальных решений проблем, с которыми сталкивается человеческое общество. В этой ситуации творческие функции, которые традиционно считались врожденным свойством человеческой личности делегируются "искусственному интеллекту" В предлагаемой работе нами предпринята попытка рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкивается человек каксубъект творческой деятельности; перспективы и противоречия условиях становления цифрового общества.

Методологической основой статьи является представление о диалектичности процесса формирования и развития человека как субъекта творческой деятельности в условиях цифровизации, которая порождает новые сложные ризоматические системы, связи и условия. В усповиях нарастания цифровизации и технологизации социокультурных условий, формирования постгуманистических идеологий, человек лишается своего онтологического статуса и не рассматривается как субъект творческой деятельности, а как объект конвер-генционных ИБЮтехнологий, т. е. нанотехно-логий, биологии, информатики, когнитивных наук и искусственного интеллекта (А!).

Проблема человека и его развития в современных условиях является традиционной для социально-философского дискурса, В работах О. Шпенглера,Ф, Ницше,Ф, Фукуямы,М.Фуко с его постструктуралисгской эпистемой "конца человеческого", Э. Фромма, К. Лоренца, И. Ва-лернстайна рассматриваются проблемы и перспективы развития человека как субъекта творческой деятельности.

Опираясь на работы Ж. Делеза и Ф. Гватар-ри, на наш взгляд, можно выделить несколько качественных особенностей, развития человека как субъекта творческой деятельности в условиях цифрового общества. Эти условия, в которых вынужден развиваться человек как творческая личность, характеризуются своей сложностью, они создают определенную модель неупорядоченного, центробежного, асимметричного мира, в котором человеку сложно найти "точку опоры", но, с другой стороны, вынуждают его искать эту "точку", используя свои собственные творческие потенции. Социокультурные условия, в которых формируется современный человек как субъект творческой деятельности, складываются в соответствии с ризоматическими принципами, раскрывающими специфику процесса цифро-

визации и формирования новых социокультурных условий: сцепления и однородности; множественности; неозначающего разрыва и декалькомании.

Принцип сцепления и однородности, в соответствии с которым каждый элемент ризо-матической системы, в которую включен и человек как субъект творческой деятельности, может взаимодействовать с любым другим элементом этой системы. Такая система, в том числе и социальная система, децентрирова-на и антииерархична, в ней отсутствуют какие-либо преимущества и привилегированные связи, которые могут носить случайный характер. Скрепляющим элементом в такой ризоматической системе могут являться разного рода потребности субъектов, вступающих в эти связи.

Принцип множественности, в соответствии с которым особая роль отводится самим связям, то есть коммуникациям, а не субъектам связей или коммуникаций. Количество таких коммуникаций способно указывать на качественные конкретные изменения самой социальной системы и человека как субъекта коммуникаций,

В современных социокультурных условиях цифровизации формируется цифровое общество, которое по своей сути явпяется ризома-тическим. Такое цифровое ризоматическое общество может переживать "разрывы" (межпоколенческие разрывы, сословные разрывы, возрастные, цифровые и т.д.}. Разрыв здесь не означает разрыва в привычном значении, любой разрыв приводит к образованию новых связей, а, следовательно, к разрастанию цифрового ризоматического общества. Разрывы спосо бствуюг возникновени ю новых на правле-ний развития социума и человека в соответствии с принципом "разрывной неразрывности" на основе неких фрагментов. Склонность к фрагментации и рекомбинации через имитацию предыдущих структур и связей является условием мультипликативности цифрового ризоматического общества. Для такого общества характерно "нелинейное развитие, качественное увеличение неопределённости многих социальных реалий, что связано со случайностью, многовариантностью и альтернативностью развития, а также с возникновением виртуальных реальностей, в которых господствуют симулякры и симуляции. Для нелинейной социокультурной динамики естественным являются разрывы социума и ризоматическое развитие, что, по существу, способствует концу знакомого мира и созданию мира

нового с новым представлением о порядке и хаосе" [11] и с новым представлением о том, кто такой человек, каков смысл его существования.

В таком цифровом ризоматическом обществе отсутствует "генетическая ось", то есть глубинная структура, которая является образцом для воспроизводства (декалькомании) связей и структур. Цифровое ризоматическое общество, как и человек, развивающийся в современных социокультурных условиях, представляют собой не законченные образцы, а модели для дальнейших модификаций и трансформаций.

Принципы, определяющие развитие цифрового ризоматического общества, и условия, в которых развивается человек как субъект творческой деятельности, отрицают возможность рассмотрения их как системы, но, с другой стороны, наличие этих принципов организации социума и человека способствуют их рассмотрению как качественно новых систем (социальных, коммуникационных и др.). Цифровое ризоматическое общество "ручей без начала и конца, который подмывает свои берега и разгоняется по середине" [8] Для того, чтобы человек нашел себя в новых социокультурных условиях развития такой качественно новой системы, под которой мы подразумеваем цифровое ризоматическое общество, ему необходимо соответствовать тем принципам и условиях, по которым оно выстраивается.

6 этих социокультурных условиях переосмысливается человек как субъект творческой деятельности и вся социальная сфера: "общество рассматривается как фрагментарное, мозаичное, неупорядоченное образование; представление о детерминированности и направленности социального развития сменяется представлениями о его неопределённости и многовариантности; иерархическая центр-периферическая модель мира -представлениями о радикальном многообразии и равноценности всех способов жизни. Отказ от классических форм социального выражает себя в виде симуляции, глобализации, разгосударствления, детерриториализации, диффузии разграничений. Фрагментация модернистской картины мира приводит к дестабилизации социального порядка, к уничтожению социального. Вместо социальных групп, классов, наций возникает масса - аналог "чёрной дыры" 8 этических суждениях и оценках утверждается цинизм, скептицизм, иронизм в их различных ипостасях" [6].

В социокультурных уело виях развития цифрового ризоматического общества происходит

"отказ от модели разумного, самоосновного, автономного человека, свободного в рамках выбора разумной необходимости. Выясняется, что никакой изначальной природы, сущности, нормы у человека нет; человек - продукт подчинения/сопротивления экономическим, социальным, политическим, идеологическим, культурным практикам, формам нормализации. Он не столько результат, сколько процесс. Неотъемлемыми характеристиками становятся: рост личной свободы в неразрывной взаимосвязи с ростом неопределённости и незащищённости; неукоренённость, неспособность контролировать внешние обстоятельства, прогнозировать будущее; отсутствие глобальных смысложизненных целей как у человека, так и у человечества; превалирование краткосрочных и среднесрочных планов над долговременными; разрушение аутентичности и идентичности личности, выбор в качестве стиля жизни ускользающего бытия, существования "здесь и сейчас" [6].

В этих социокультурных условиях, свидетельствующих о так называемом антропологическом кризисе, человек становится обладателем ризоматического сознания, дивергентного (креативного, творческого) мышления. "Когда лучшие умы человечества ломают голову над тем, как заставить искусственный интеллект строить иерархические структуры, мы - люди-человеки - все больше погружаемся в пучину дезорганизованное^, информационного хаоса и паралогики, считая - с какого-то совершенно загадочного перепугу, - что это все сделает нас умнее. Каким образом, по какому такому механизму?! Непонятно категорически. Тогда как интеллектуальный самострел - налицо" [13].

Центральной идеей современного научно-философского дискурса является теоретическое оформление концепта "смерть субъекта", то есть "смерти" человека как творческой традиционно-ориентированной, центрированной и стабильной личности в классическом понимании. Человек утрачивает свои творческие способности и его деятельность, являющаяся имитацией творческой деятельности {си-мулякром), направлена на воспроизведение уже когда-либо созданного. "Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живёт, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Цель человека заполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью" [3, с. 317]. "Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Приближается время самого презренного че-

лоеека, который уже не сможет презирать самого себя. Смотрите! Я показываю вам последнего человека ...Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким" [11, с. 11].

В условиях становления цифрового ризо-матического общества возникают разного рода опасания: от ожиданий, связанных с формированием на основе Интернета "электронной агоры" и электронной прямой демократии, до апокалиптических опасений, связанных с пришествием божественного Разума Сети, который подчинит себе человечество. Образы мужественных "киберпанков", воюющих на новом электронном "фронтире" со всесильными электронными корпорациями" [10]. Для того, чтобы человек осознал свое место в таком будущем, в современном научном дискурсе, в рамках идеи трансгуманизма предлагаются планы по его трансформации, признается возможность совершенно произвольного прогнозирования и даже "конструирования" образа человека. Трансгуманизм становится своего рода одним из перспективных направлений, содержанием которого является обоснование необходимости осуществить "трансформацию" традиционного человека - на основе применения открытий в области кон-вергенционных МВ!С-технологий, т. е. нанотех-нологий, биологии, информатики, когнитивных наук и искусственного интеллекта (А!).

Понятие "трансгуманизм" предложил английский эволюционный биолог, один из основателей и первый генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли (1, р. 13-17]. В своих работах он отмечает, что трансгуманизм поможет человеку остаться человеком и преодолеть себя, реализовать новые возможности для его человеческой природы [2]. Джулиан Хаксли считал, что человек как субъект творческой деятельности способен определять направление эволюции планеты в будущем, провозгласил "веру в трансгуманизм", которая проявится, как только человеческий род окажется на пороге нового вида существования и "сознательно исполнит своё истинное предназначение" [1, р. 17]. Он считал, что человек способен конструировать свою судьбу и раздвинуть собственные границы бытия, продвигаясь от трансчеловека к постчеловеку,

В современном трансгуманистическом дискурсе тезис Джулиана Хаксли был развит до такой степени, что сам трансгуманизм как процесс, направленный на преодоление человеческой природы и рассматривающий трансчеловека как "уже-не-совсем-человека" в

качественно новое "состояние" при помощи конвергенционных 1МВ!С - технологий и А!.

В этих социокультурных условиях развития и становления цифрового ризоматического общества человек не рассматривается как субъект творческой деятельности, а рассматривается как объект современных Ы81С - технологий и А1, постепенно переходя в состояние постчеловека.

Одним из главных идеологов современного трансгуманизма является английский философ и футуролог Макс О'Коннор, который разработал "Принципы экстропианства" (экстропия -степень живучести системного интеллекта), в соответствии с которыми должен произойти переход человека в постчеловеческое существование. Свою основную идею Макс О'Коннор выразил следующим образом: "Когда технология позволит нам преодолеть себя в психологическом, генетическом и нейрологи-ческом аспектах, мы, ставшие трансчеловека-ми, сможем превратить себя в постчеловеков - существ беспрецедентных физических, интеллектуальных и психологических способностей, самопрограммирующихся, потенциально бессмертных, ничем не ограниченных индивидов".

Человек как объект современных технологий ЫВ!С - технологий и А1 будет "модифицирован" до такой степени, что с традиционной общепринятой точки зрения он уже не может быть назван человеком. В этих социокультурных условиях снимается проблема рассмотрения человека как субъекта творческой деятельности, поскольку не остается самого субъекта.

Оптимистичны заявления сторонников трансгуманизма, которые считают, что перед таким "человеком" открываются невероятные перспективы для самовыражения, а главной целью объявляется достижение состояния бессмертия. [5].

Следует отметить, что существует ряд причин для появления столь радикального подхода к устроению будущего человека и человечества в целом. В основе идеи трансгуманизма идея уйти от несовершенств жизни с помощью современных научных достижений, а не чуда, стремление достичь потребительского рая, куда гонит страх и желание избежать любого напряжения и труда, необходимых для эволюции и совершенствования мира.

Трансгуманизм представляет собой эсхатологическую рефлексию в условиях нарастания антропологического кризиса и становления цифрового ризоматического общества. Транс-

гуманизм, приобретая статус мировоззренческой платформы, легализует все экстремистские формы онтологических, когнитивных, социальных, этических, культурологических инверсий и не способен в полной мере избавить человека от нарастания негативных тенденций цифрового ризоматического общества. Постчеловек, по мнению сторонников трансгуманизма, "может оказаться полностью искусственным созданием (основанным на А!), которое может отказаться от собственного тела и жить в качестве информационных структур в гигантских сверхбыстрых компьютерных сетях. Перспектива стать постчеловеком рассматривается как закономерное следствие удешевления услуг, развития робототехники и роботизации, нанотехнологий и появления нанофабрик и наноассемблеров, а также "интеллектуального апгрейда каждого человека" [14].

В условиях нарастания антигуманистических тенденций и перспектив развития цифрового ризоматического общества, мы можем наблюдать стремления воспитать человека-функцию, "квалифицированного потребителя"; ликвидировать традиционные социальные институты и в первую очередь институт семьи, в рамках которой происходит явление человека в мир, его становление как субъекта творческой деятельности. Применение антигуманистических технологий расчеловечивания субъекта используются не только в отношении семьи, но и во всех сферах жизнедеятельности человека: в конструировании информационного пространства, в экономике, политике, праве и т.д.

В современных условиях нарастания антропологического кризиса наблюдается рост техно ген но-потребительских нагрузок(интенсивного развития и вытеснения техносферой биосферы; резкое снижение показателей качества состояния среды обитания), которые может выдержать только постчеловек. "Постчеловек (ро$1Ьитап) - это человек, модифицированный с помощью новейших и будущих технологий до такой степени, что с современной общепринятой точки зрения уже не является человеком." [14].

Человек уже не рассматривается как вершина эволюции, человек теперь видится ступенькой в кардинально иной эволюции. Секуляризация общественного сознания, научно-технический прогресс, развернутый в позитивистском ключе, привели к духовному вакууму и дегуманизации общества, в котором возникли необходимые условия для возникно-

вения техно-эсхатологии" [9, с. 14-15]. В этих условиях происходит рост сторонников транс-гуманистических идей трансформации человека с помощью современных технологий на основе NBtC-концепции технобиоэволюции человека, связанной с конвергентным развитием нано-, био-, инфо- и когнитивных наук,

В современном научно-исследовательском дискурсе рассматривается несколько перспектив развития человека как субъекта творческой деятельности в условиях становлений цифрового общества. Сутью первого биосоциального направления развития человека является рассмотрение человека как биосоциального существа, которое в силу своих витальных потребностей стремится к максимальному укреплению в "ареале обитания". Такой человек, являясь результатом эволюции, имеет биологические, интеллектуальные ду-ховно-душевные ограничения. 8 этих условиях перед современной наукой стоит задача -преодолеть эти ограничения с помощью медикаментозного лечения [7. С. 77.].

Сторонники этого подхода предполагают использование медицинских технологий как инструментов совершенствования человека, оставляя за человеком его "человеческое"; надеются на установление контроля со стороны человека над вторжением в его организм инородных образований; считают необходимым остановить тенденцию роста зависимости человека от искусственной технологической среды и созданных им вещей. "Нельзя мириться с тем, что артефакты все больше подчиняют себе мир человека. Это ведет к уменьшению значимости человека как исторического субъекта, разрушению его автономности и идентичности" [4. С.19]

В рамках этого направления рассматриваются возможности усиления родовых сущностных сил человека (увеличение и улучшение качества и продолжительности жизни человека) вплоть до достижения его бессмертия (идея иммортализма). Человеческая жизнь рассматривается как ценность особого рода, "В условиях нарастания апокалипсических умонастроений, ожидания чуть ли не конца истории современная научная мысль парадоксальным образом открывает вполне реалистичные и обоснованно оптимистические перспективы дальнейшего прогресса человеческого сообщества" [5. С. 59.]. "Homo sapiens - Человек разумный может и должен стать Homo immortals - Человеком бессмертным. Это дело его чести, достоинства и предназначения" [5. С. 59.].

Противоречия, которые наблюдаются в рамках представленного направления развития человеческва связаны, с одной стороны, с поиском улучшения качества и продолжительности жизни человека, а с другой - с актуализацией в научном и общественно-политическом дискурсе таких социальных проблем, как перенаселение планеты, демографический кризис, старение жителей планеты, истощение ресурсов, экологические проблемы и т.д.) "Ряд экспертов утверждает, что дальнейший рост населения Земли приведет уже в ближайшие 40-50 лет к окончательному разрушению окружающей среды и как следствие - к полному упадку мировой экономики. Согласно имеющимся прогнозам, к 2050 г. пятая часть землян будет старше 60 лет" 14, С.19-20].

Другое существенное противоречие связано с тем, что рост сущностных сил рода человеческого и рост благосостояния граждан и возможностей, которые предлагает цифровое общество современных развитых стран сопряжены с увеличением психической неудовлетворенности, "Неудовлетворенность, массовый невроз, иррациональность и разгул насилия, которые уже ясно видны в современной жизни, это только предвестие того, что может ждать нас впереди, если мы не поймем и не станем лечить эту болезнь" [15). Таким образом, предложенный подход имеет несколько существенных противоречий и не в состоянии, на наш взгляд, переломить антигуманистические тенденции превращения человека из субъекта творческой деятельности в "вещь среди вещей, дегуманизации и отчуждения и, наконец, все большего вторжения искусственного мира не только в относительно внешнее для человека бытие, но и в саму его телесную и психическую организацию. Между тем эта экспансия искусственного непосредственно в человеческий биосубстрат приобретает все более масштабный характер" [4. С. 20-21 ].

Второй подход развития человека как субъекта творческой деятельности, представленный в трансуманистическом научно-иссле-довательском дискурсе, предлагает иную модель, связанную с "преодолением" человека как биологического вида и "удалением от естества". Условия, в которых предстоит развиваться человеку, не потребуют от него развития его творческих способностей, человек становится объектом современных МВСЬтехно-логий и А1.

"Развитие двух тенденций: технологизации белково-углеводного тела {генная инженерия и т. д.) и психологизация искусственных ин-

формационных систем - обернется становлением синтетических форм интеллекта, последовательно освобождающегося от биологических зависимостей и налагаемых ими ограничений" [12. С. 42-43.].

В рамках этого подхода ставится вопрос о дальнейшем развитии 1\18С1-технологий и искус-ственногоинтеллекта (А!), технологий виртуальной реальности (\/Я) и Интернет, дополненной реальности Интернет-вещей, внедрение в человеческий организм, продуктов конвергентных технологий (нанотехнология, биотехнология и генная инженерия, информационные и коммуникационные технологии, когнитивные науки), которые призваны обеспечить связи между биологическими и техническими системами на атомарном и молекулярном уровнях [7, с. 75,76].

Постепенное накопление искусственных элементов (имплантов) в естественном субстрате человека со временем приведет к его качественной трансформации и будет способствовать появлению "трансчеловека" или еНОМО. Трансчеловек или еНОМО - это промежуточный вид человека на пути к постчеловеку. Такой человек от рождения до старости находится в личном информационном пространстве, и имеет свой "информационный след" Указанные процессы уже являются приметой времени и касаются каждого из нас. Важнейшей проблемой представленного перспективного направления является радикальное решение проблем, порожденных человеком как субъектом творческой деятельности: трансформация человека в постчеловека и лишение человека его онтологического статуса субъекта творческой деятельности,

В новых социокультурных условиях развития и становления цифрового ризомати-ческого общества происходит быстрая смена жизненного мира человека, смена мировоззренческого интерьера эпохи, приведшая к современному антропологическому кризису, обнажив многие проблемы человечества. Причиной и основной проблемой современной цивилизации является человек как субъект творческой деятельности, результаты которой приводят к различным социокультурным, техногенным, экологическим и т.д. катастрофам.

Чтобы решить проблемы современного человечества, необходимо решить проблему самого человека как субъекта творческой деятельности, то есть трансформировать человека в постчеловека, который уже и не может быть

назван в полной мере человеком. Решение проблем, с которыми сталкивалась и продолжает сталкиваться человеческая цивилизация, человеком как субъектом творческой деятельности не было эффективным, поэтому решение этих проблем необходимо возложить на искусственный интеллект (AI). Для того, чтобы решить эту задачу, необходима серьезная работа по выработке и внедрению определенной идеологии, которой стала трансгуманистическая идеология перехода к постчеловеку. Сутью трансгуманистической идеологии является развитие NBIC-технологий, с помощью которых происходит постепенное стирание субъект-объектных границ и постепенный переход к постчеловеку, который уже не является субъектом, а скорее напоминает объект-вещь, которой управляют с помощью самообновляющихся технологий.

Следует отметить, что в рамках трансгуманизма размываются контуры и смыслы Человека в классическом понимании, размываются фундаментальные идеалы и иерархические структуры мировоззрения, философии и культуры, социальных традиций и устоев, уничтожая тем самым социокультурную среду обитания самого человека как субъекта творческой деятельности, лишая его онтологического статуса Творца.

Литература:

1. Huxley J. Trans humanism // Них fey J. New Bottles

for New Wine. London : Chatto & Windus, 1957.

2. Huxley J. Religion Without Revelation. London : E.

Benn, 1927. 392 p

3. Бердяев H. Философия неравенства.-M.: Мысль,

1990.

4. Булычев И.И. О субъекте будущег о (Or челоеека к сверхчеловеку и постчеловеку) Ш Гуманитарные науки. Философия, социология и культурология. - С 19.

5. Вишев И.В. Здоровье, молодость, бессмертие человека как триединая глобальная проблема // Вестник РФО, - 2001, - № 4. - С. 59.

6. Волков S.H. Постмодерн и его основные характеристики// URL: https://www.youiube.com/ wate h 7 v =K¡ - X М i wfD< к (дата обращения 05.02,2021). /. Горохов В.Г. Научно-техническая политика & обществе не-знания // Вопросы философии. -2007.- №12. -С. 77

8. Делез Ж. Анти - Эдип: Капитализм и шизофре ния. Екатеринбург : У-Фактория, 2008.

9. Дери, М. Скорость убегания: к ибер культура на рубеже веков. - М., 2008.

Ю.Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Социальные последствия развития Интернета и миф о величии электричества // Интернет. Общество. Личность: тезисы доклад, межд. конф. - СПб., 1999. [Электронный ресурс] - URL: http://ict.edu.ru/vconf/ index.php?a=vconf8¡c=getf:otm&t-thesis DescSr id_sec=132&id„vconf-23&id._thesis=4948&d=light (дата обращения: 05.02,2021).

11.Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов. - М. : Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России 2010. - С. 12.

12.Назаретян А.П. Универсальный вектор эволюции и перспектива интеллекта // Происхождение разума на земле. - Хабаровск, 1997.

13.Общественная ризома. беседа с Александром Дьяков ь (м - [сайт]. URL https://vk.com/@>av.kurpatov-obschestvennaya -rizoma beseda-s- aleksandrom-dyakovym (дата обращения 09.02.2021)

14.Постчеловечество // Российское трансгуманистическое движение: [сайт]. URL: http:// transhumariism-tussia.ru/content/view/43/47 (дата обращения: 05.02.2021).

15. Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2001. С. 23.

СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ; НЕЗАВИСИМОСТЬ ¥5 МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Павлова Елена Леонщовна, кандидат философских наук доцент, Кафедра Философии и культурологии. Ростовский государственный экономический университет ("РИНХ"), Ростов-на-Дону

Сегодня мы говорим о переходе к новому типу социальной структуры, и этот переход влечет за собой сложности в адаптации и ломку привычных стереотипов. Человечество снова столкнулось с необходимостью разработки новых норм. В статье с точки зрения философии охарактеризовано одно из самых сложных явлений современной информационной эпохи, а именно; исследуется современный этап развития человеческого общества и его роль в формировании и развитии человеческого мышления, В статье анализируются процессы, в которых проявляются механизмы взаимодействия человека с окружающей средой, а также способы устранения деструктивных процессов в сознании и поведении современного человека, благодаря обширному историко-философскому и социокультурному дискурсу показаны основные вехи трансформации понимания и отношения человека к основным экзистенциальным элементам своего бытия в кризисной ситуации.

Ключевые слова; сознание; рефлексия; общество; ценности; мировоззрение;личность; опыт; современность.

D0! 10.24923/2222-243Х.2021 -38.30

УДК 111.1 MODERN MAN IN THE MODERN WORLD:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВАК РФ 09.00.11 INDEPENDENCE VSMANIPULATiON

О Pavlova EL„ 2021

Today we are talking about the transition to a new type of social structure, and this transition to something new always entails complexity in adaptation and some

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.