М.Т. Рюмина
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
DOI: 10.31249/scis/2020.00.06
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы человека в цифровом обществе. Речь идет об изменении самой природы человека, о трансформации человека в трансчеловека, а позже в постчеловека. Принцип конструктивизма в этом процессе имеет ключевое значение, формируется конструктивистское мышление и мировоззрение в социальной сфере, в науке и в культуре в целом. Выделяются такие свойства конструктивизма, как револю-ционаризм, операционализм, эффективность, техницизм, прагматизм, редукционизм, утилитаризм. Анализируются такие проявления постчеловека, как искусственный интеллект, киборгизация, генетические манипуляции, трансчеловечность, дебиологизация человека, дегуманизация.
Abstract. The article is devoted to the study of the human problem in a digital society. It is a question of changing the very nature of man, of transforming man into a transhuman, and later into a Posthuman. The principle of constructivism in this process is of key importance, forming constructivist thinking and worldview in the social sphere, in science and in culture as a whole. Such properties of radical constructivism as revolutionism, operationalism, efficiency, technicism, pragmatism, reductionism, and utilitarianism are highlighted. The article analyzes such manifestations of Posthuman as artificial intelligence, cyborgization, genetic manipulation, transhumanization, dehumaniza-tion of a person.
Ключевые слова: цифровое общество; искусственный интеллект; глобализация; конструктивизм; виртуальная реальность; трансчеловек; постчеловек; евгеника.
Keywords: digital society; artificial intelligence; globalization; constructivism; virtual reality; transhuman; Posthuman; eugenics.
В цифровом обществе процессы глобализации, информатизации, виртуализации во многом определяют жизнь людей. Эти явления кардинально преобразуют окружающую реальность, определяют «вызовы» судьбы человеку в настоящее время и, можно сказать, конструктивно формируют новый мир и нового человека. Конструктивизм является мировоззренческой основой для технологий изменения человека, природы и общества. Для конструктивизма характерно культивирование искусственного, утверждение приоритета созданного над естественным. Основание для современного конструктивизма заключается в резком и глобальном росте меры могущества человека над природой и обществом. Процессы информатизации, глобализации и виртуализации взаимосвязаны и составляют основу ноосферы. Цифровое общество - это общество ноосферы. Глобализация - это процесс формирования глобального человеческого сообщества, мегаобщества, обусловленного особой интегрированностью, целостностью и взаимозависимостью мира. Тут речь идет о новом всеобщем качестве человеческого бытия, его формируют новые информационные технологии коммуникации и взаимодействия.
Все средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютерные и иные технологии) объединяет, прежде всего, то, что они являются средствами сообщения, коммуникации. Прогресс в информационных и транспортных технологиях связал весь мир воедино. М. Маклюэн назвал его «глобальной деревней», настолько близкими становятся люди в разных концах света и в буквальном, пространственном смысле, и в метафорическом - по своему образу жизни и ценностям. М. Маклюэн в своей книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» говорит о том, что средства коммуникации приводят к расширению человеческих способностей и возможностей - к расширению действия, энергии, чувств, нервной системы, памяти, сознания.
Во власти человека теперь не только громадное «расширение» своих функций в господстве над ними, но и изменение самих свойств материи. Оказывается возможным изменять по желанию человека то, что всегда рассматривалось как незыблемое,
неизменяемое, субстанциальное - элементарные частицы материи. Сегодня речь идет даже о «программируемой материи» в области нанонауки и нанотехнологий. «Искусственный атом», или «квантовая точка», - это электронное облако, способное «захватывать» электроны и удерживать их в малом пространстве. Из такого рода «искусственных атомов» можно создавать материалы с заданными свойствами. Если необходимо изменить материал, то такие его свойства, как цвет, прозрачность, теплопроводность, магнитные свойства, могут изменяться в реальном времени. Можно и создавать материалы, которых не существует в природе. Такие перспективы развития науки и техники пока даже трудно поддаются осмыслению. «Теперь в цифровом мире у нового поколения воспитывается (появляется) представление, что виртуальный мир и есть физическая реальность. Достаточно понаблюдать за детьми, которые, сидя в одной комнате и даже за одним столом, обмениваются посланиями в смартфонах. Поэтому опасность манипулирования информацией о происходящих в мире событиях возрастает многократно», - пишет В.Л. Макаров в статье «Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей» [4].
Но прежде всего, объектом воздействия информационной революции является само человеческое сознание, чувства, воля, тело, т.е. природа человека. Глобализация, обеспеченная виртуальными технологиями, воздействует на сознание и психику каждого человека, меняя наши представления о мире, обществе и о себе. Она раскрепощает личность, освобождает от жесткой привязки к определенной среде, открывает новые возможности выбора жизненного пути, самореализации, творчества. Но одновременно появляется много новых проблем; например, встает с особой остротой проблема внутренней самоидентичности личности в усло-виях мультикультурализма, космополитизма и полиэтнично-сти. В результате информатизации Интернет стал новой глобальной ценностью. Так, в 2011 г. в докладе Генеральной ассамблеи ООН доступ к сети Интернет был отнесен к базовым правам человека, а ограничение доступа к сети Интернет было признано нарушением базовых прав человека. «Цифровое неравенство» связывают с недостаточностью охвата Интернетом. Кроме того, его связывают с бедностью и отставанием государств.
Цифровизация ускорилась с приходом СОУГО-19. Распространение COVID-19 способствует изменению экономической и социальной жизни во многих странах. Одним из ярких последствий текущей пандемии уже сейчас можно назвать ускоренное
внедрение цифровых технологий в самых разных областях. В рамках вводимых правительствами ограничений на передвижение и мер социального дистанцирования бизнес и потребители активно осваивают цифровые решения для продолжения деятельности в удаленном формате. Цифровизация способствует переходу в онлайн-среду медицины, трудовой деятельности, образования, позволяет совершать онлайн-покупки, получать больше данных о распространении вируса и обмениваться информацией об исследованиях. Развитие указанного тренда говорит не только о назревшей потребности, но и о созданной материальной базе для широкого использования цифровых технологий [11, с. 3]. Распространение COVID-19 пришлось на активную фазу процесса циф-ровизации, невольно став триггером ускорения реализации накопленного потенциала использования цифровых технологий, а также инициирования новых решений для борьбы с ним и его разрушительными социоэкономическими последствиями. Пока COVID-19 всё еще продолжает уносить человеческие жизни и расшатывать мировую экономику, правительства всех стран срочно ищут новые инновационные инструменты и стремятся использовать существующие научные разработки для избавления от вируса и минимизации потерь [10, с. 3]. Грандиозные планы преобразования России включали термины: цифровая экономика, большие данные (Big Data), нейротехнологии, искусственный интеллект, биотехнологии, когнитивные технологии. Летом 2017 г. была принята правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой эти термины уже были закреплены в качестве главных ориентиров развития нашей страны [7].
Процессы социального взаимодействия интенсифицируются, приобретают невиданную ранее динамику. Увеличившаяся скорость изменений в науке, культуре, в обыденной жизни общества -это одна из характерных черт нашего времени. Но каковы последствия такого «расширения», означающего фактически значительные перегрузки, для психического и физического здоровья человека? Тот же Маклюэн отмечает, что «это Эпоха Тревоги, вызванная электрическим сжатием» [5, с. 5-6]. Эти изменения приобретают такой всеобщий и кардинальный характер, что возникает вопрос о границах человеческого естества, природы человека. О том, есть ли эти границы? И если они есть, то где они проходят? При какого рода трансформациях теряется человечность? Вопрос о границах человеческого естества - это вопрос о сущности человека. Ранее в христианстве сущность человека связывалась с духом, с душой
человека, в которых выражалось его богоподобие. В конце ХХ в. в постмодернизме человек сводился, прежде всего, к его телу. Но и тело уже не служит средством идентификации человека. В постпостмодернизме осуществляется процесс дебиологизации человека. Тело теряет значение предзаданного биологического субстрата, во многом определяющего судьбу человека. «Подобно тому, как в физике в свое время исчезла материя, так и в философской антропологии обнаружилась пустота там, где еще недавно маячила человеческая плоть... На его (тела. - М. Р.) месте образовался некий фантом, способный к бесконечным пересотворениям, неожиданным трансформациям, радикальным трансформациям. Тело перестало быть даже глиной в руках мастеровитого гончара. Оно превратилось в некий знак, за которым зияет пустота» [1].
В человеке не осталось ничего незыблемого, неизменяемого. Дух и душа моделируются посредством психологических, социальных и виртуальных практик. Телесная субстанция - предмет биогенетических манипуляций. Да и сами обычные люди рассматривают собственное тело как-то отчужденно, как не свое, как временное и несовершенное «пристанище», которое всегда не нравится и которое можно усовершенствовать любыми пластическими операциями. Неслучайно высказываются опасения, что человек более не способен выдерживать нагрузки, связанные с новыми технологиями. Человек - это «слабое звено» в современной технологической цепи, и речь идет об эволюции «человека разумного» в некое иное существо, в «постчеловека» [3; 8; 9; 12]. Приставка «пост-» очень настораживает, ведь она обозначает такое кардинальное изменение объекта, когда он перестает быть самим собой и выходит за свои собственные пределы, претворяется в нечто иное. Иными словами, в будущем обществе будет присутствовать нечто такое, что оказывается глубоко чуждым и даже враждебным человеку и человечеству. Возможно, конечно, что это преувеличение, однако хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые тенденции в современном обществе, которые позволяют вспомнить о «постчеловечестве». Вопрос о человеке - это самый насущный вопрос современности.
Философия трансгуманизма определяет трансгуманизм как новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность с помощью науки и современных технологий безграничного развития личности. Так говорится в «Манифесте трансгуманизма» [6]. Трансгуманизм пытаются представить как новейшее научное
направление, связанное с новейшими достижениями науки, связанное с нано-, биологическими, информационными, когнитивными технологиями (НБИК). В результате НБИК-конвергенции этих технологий должно быть создано новое человеческое существо, которое авторы трансгуманизма называют «трансчеловеком». Термин был предложен основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 г. Трансгуманисты говорят о «трансчеловеке» как переходном звене между человеком и постчеловеком. Называются такие признаки трансчеловечности, как бесполость, улучшение тела трансплантантами, искусственное размножение, распределенная индивидуальность, искусственный интеллект. Постчеловек будет обладать совершенным телом, неограниченной молодостью и энергией, неподвластными возрастным изменениям. Модифицированный постчеловек будет, по мнению трансгуманистов, гораздо умнее любого гения, будет обладать более совершенной памятью и эмоциями, будет жить бесконечно долго. В сферу интересов трансгуманистов входят вопросы модификации человека, а также увеличения продолжительности жизни, в том числе - радикального. Отсюда название этого направления - иммортализм (от латинского ттоЛа^ - бессмертие). Это всё кажется плодом прихотливой фантазии, но эта фантазия распространяется в обществе всё настойчивее, наполняет научно-популярные фильмы, интервью и научные издания. Идея создания нового, искусственного и более совершенного человека не нова. Это - идея улучшения человеческой породы, евгеническая идея. Евгеника вновь актуальна, как и в начале XX в. «На основе информации образуются виртуальные формы реальности, создающие совершенно небывалые условия для тела и духа человека. Они радикально отличаются от тех, в которых он пребывал в течение тысяч лет природной эволюции. Это не может не отражаться в философско-социологической мысли, не иметь своей идеологии. На смену субстанциализму как принципу объяснения бытия идут релятивизм, коммуникацио-низм и конструктивизм», - пишет в «Философии трансгуманизма» В.А. Кутырев [2, с. 15]. Конструктивизм формируется на стыке двух типов понимания природы - физикалистского и биоцентристского. Образуется «кентавр», который вбирает свойства обоих образов природы, но в определенном направлении - операциона-лизма, эффективности, техницизма, прагматизма, редукционизма.
Современный конструктивизм - это такой тип мышления, который видит в любом объекте окружающей среды, природной, социальной, биологической, нечто искусственно созданное. И этот
искусственный артефакт представляется как некая конструкция. Конструкция имеет детали - элементы, из которых состоит эта конструкция (элементаризм). Поэтому главный императив конструктивизма - разобрать объект до деталей-элементов, а потом собрать его заново, но уже в заданном ключе. Этот императив можно назвать революционаризмом. Это значит «революционно» смотреть на всякий объект познания и бытия. «.До основания мир разрушим», а затем «мы свой, мы новый мир построим» - это интенция революционного сознания. Конструктивизм имеет самые различные основания и проявления в современной культуре (скажем, от виртуальных образов компьютерных игр или создания своего второго «Я» в Сети до конструирования «оранжевых революций» и клонирования человека). Поэтому можно сказать, что парадигма конструктивизма становится культурообразующей для постпостмодернистской современности. В основе эстетизации и, соответственно, конструктивизма лежит технизация общества -установившийся в последние десятилетия примат техники в культуре. По видимости, технизация и эстетизация - разнонаправленные действия, ведь первая связана со стандартизацией, унификацией и автоматизацией большинства процессов на производстве и в обществе, а эстетизация направлена на активизацию творческих способностей человека, на культ новизны и уникальности каждого событийного акта как художественного. Эстетизация - это формирование ценностной установки на восприятие реальности как искусственно сконструированной по модели деятельности в искусстве. Отсюда вытекает и наличие эстетической дистанции в восприятии явлений. Этика строится по модели эстетики.
Но унификация / стандартизация и творческое преобразование мира сопоставимы друг с другом, просто они разводятся по разным уровням общественных процессов, что предполагает дифференциацию общества по новым основаниям. Унификация и стандартизация - это удел одних, а творчество - других. Одни -зрители, потребители, а другие - творцы. Элитарность - знамение времени. А массовая культура так же унифицирована и стандартизирована, как и ее основание - техника.
Вся общественная и частная жизнь людей может рассматриваться как результат изощренных технологий конструирования социальных и антропологических процессов, в сущности как одно большое «произведение искусства». Модель «произведения искусства» может быть использована при характеристике самых разных социальных и культурных процессов. Всё становится «искусством»,
так как всё может быть преобразовано и сотворено по замыслу человека, даже сам человек. Искусственное преобладает над естественным. Проект модерна основывался на утверждении естественного состояния человека в качестве основы для миропорядка природного и социального. Революционные изменения оправдывались именно нарушением этой природной целесообразности, внесением искусственных изменений в интересах каких-либо классов, групп или сил. Поэтому цель революции - это «выправление» миропорядка в соответствии с его естественными законами. Постмодерн же исходит из того, что соотношение искусственного и естественного, заданное прошлыми культурными парадигмами, неадекватно новой социокультурной реальности. Ничто в деятельности не является «естественным» или «искусственным» само по себе, оно становится им в зависимости от позиции, занимаемой субъектом в процессе деятельности. Конструктивизм идет дальше и утверждает приоритет искусственного перед естественным. Конструктивизм приходит на смену постмодернистской деконструкции, которая в свое время актуализировала неустойчивость связи знака с обозначаемым в сфере культуры и тем самым на фоне децентрализации смыслов сделала возможным формирование новых мировоззренческих парадигм, в том числе возрождение конструктивизма.
Время социальных утопий вроде бы отошло, но их место занимают утопии индивидуальные. Объектом индивидуальных утопий является судьба самого человека. Речь идет о «приватной», «домашней», «семейной» либеральной евгенике. «Спроектированный ребенок» (designer baby) является символом генной инженерии. С расшифровкой генома человека и усвоением наукой этой информации стало возможным создавать «младенцев на заказ», т.е. предсказывать многие параметры и черты характера ребенка и заранее воздействовать на них (пол, интеллект, цвет волос и глаз, рост и др.). В условиях почти безграничного расширения возможностей все упования человек возлагает не на личное самосовершенствование и не на социальные преобразования, а на достижения науки и техники. Источником, питающим утопическое сознание наших дней, являются биологические науки, и в частности генетика. «Замысел конструирования человека можно считать некоей сверхидеей, которой вдохновляются многие из тех ученых, кто вовлечен в биотехнологическую революцию» [13, с. 25]. Этот замысел действительно выступает как новое, современное выражение воззрений, акцентирующих ведущую роль биологи-
ческих начал в определении природы человека. Человеческое существо воспринимается как полностью искусственно сконструированное. Речь идет действительно об изменении самой сущности человека.
Сущность человека прежде рассматривалась как определенная естественная данность, социально-природная целостность, которая обладает закономерностями своего существования и развития и поэтому задает определенные рамки для воздействия на нее и ее трансформации. Ядром конструктивизма является представление о человеке как о некоей текучей пластической структуре, которая поддается любым трансформациям и воздействиям -социальным, психологическим и биологическим. Человек - это всегда «возможность» быть человеком. Дело заключается только в уровне технологий. Нет в человеке ничего неизменного, субстанциального, его сущность прозрачна и изменяема соответственно заданным параметрам. Цель современных биотехнологий - реконструкция сущности человека и манипуляция ею. В программе «Цифровая экономика» предусмотрено введение имплантируемых и неинвазивных устройств на основе нейронных сетей для постоянной связи человека с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet, интеграции наноэлектроники с биообъектами для непрерывного контроля за их жизнедеятельностью. Руководитель компании «Тесла» Илон Маск объявил о создании системы киборгизации, построенной на связи между человеческим мозгом и компьютерным интерфейсом («нейронное кружево»). Он также заявил об угрозе уничтожения человечества саморазвивающимися роботами. Но до этого еще далеко. Но вот то, что гораздо ближе.
Ф. Фукуяма в книге «Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции» (2002) описывает четыре биотехнологических пути, ведущих в постчеловеческое будущее. Это - расширение знаний о мозге и биологических основах человеческого поведения; нейрофармакология и манипулирование эмоциями и поведением; продление жизни; генетическая инженерия [9, с. 31]. Ф. Фукуяма отмечает, что большие этические противоречия, вызванные появлением биотехнологий, будут угрожать, прежде всего, самым уязвимым категориям людей - нерожденным и маленьким детям, смертельно больным людям, старикам и инвалидам. Можно добавить, что явная угроза есть и для всех остальных людей, для их статуса как людей, для будущего развития человечества в целом. Развитие технологий клонирования,
искусственной репродукции, лечения стволовыми клетками ставит нас перед вопросом о том, когда эмбрион становится человеком и какие манипуляции с ним позволительны, а какие - нет. Если эмбрион - человек, то и терапевтическое клонирование, которое разрешено производить в России с 2010 г., является недопустимым манипулированием с эмбрионами, так как приводит к их запланированной гибели. Само бурное развитие биотехнологий ставит перед человечеством философские вопросы о природе человека. Технологическое увеличение степеней свободы по отношению к самому человеку, его рождению, жизни и смерти приводит человечество к его постчеловеческому состоянию.
Биотехническое конструирование постчеловека основано на редукции человека к телу в постмодерне и на искусственном реконструировании его телесности в постпостмодерне. О постчеловеческом состоянии человека говорится потому, что под вопросом оказывается сама его идентичность, которая традиционно связывалась с его разумностью. Однако ныне мы видим, как идет «пересмотр» и самой разумности как именно человеческого качества и ценности. Разумность утверждается не только как свойство человека, но и как свойство машины - искусственный интеллект. И в своих функциональных проявлениях искусственный интеллект гораздо эффективнее человеческого, столь обремененного этикой, ценностями и критикой. Сдвиг в сторону приоритета искусственного перед естественным в культуре несет в себе еще не столь ясно различаемые угрозы приоритета машины перед человеком, формирования человека по образу машины, человека-машины, киборга и т.д. как более совершенного существа, чем просто человек. Проблема человека сегодня приобретает дегуманистическую направленность.
Список литературы
1. Гуревич П.С. Феномен дебиологизации человека. - Режим доступа: www.polignozis.ru/default.asp
2. Кутырев В.А. Философия трансгуманизма: учебно-методическое пособие. -Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2010. - 85 с.
3. Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. - СПб: Алетейя, 2009. -262 с.
4. Макаров В.Л. Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей. - Режим доступа: https://docplayer.ru/43163593-V-l-makarov-globalnoe-
cifrovoe-obshchestvo-i-transformaciya-cemostey-terminy-cifrovoy-mir-i-cifrovoe-obshchestvo-stali-vse-chashche-upotreblyatsya
5. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Гиперборея: Кучково поле, 2007. - 462 с.
6. Манифест Российского Трансгуманистического Движения. - Режим доступа: http: //transhumanism-russia. ru/content/view/10/8/
7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым распоряжением от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT: Полиграфиздат, 2010. - 588 с.
9. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 349 с.
10. Цифровая повестка и инициативы в области цифровых технологий в условиях COVID-19 (обзор практик Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития, а также других стран). - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 19 с.
11. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19 / Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества СП РФ. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/ 362717476
12. Чеснокова Т. Постчеловек. От неандертальца к киборгу. - М.: Алгоритм, 2008. - 368 с.
13. Юдин Б.Г. Новые тенденции в науке о человеке: проблемы, поиски и решения. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 364 с.