Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности будущих учителей бурятского языка'

Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности будущих учителей бурятского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК HTML / МУЛЬТИМЕДИА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ВЕБ-СТРАНИЦЫ / ДИЗАЙН / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / WEB / PHOTOSHOP / HTML LANGUAGE / MULTIMEDIA PRESENTATION / WEB-PAGE DESIGN / PROJECT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбиева Ж. Д.

В статье описывается междисциплинарная методическая система, которая направлена на развитие профессиональной компетентности будущих учителей бурятского языка. Рассматривается применение метода проектов студентами национально-гуманитарного института по курсу «Использование новых информационных технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational and communicative technologies in project activity of future teachers of the Buryat language

The article describes the interdisciplinary methodological system, which is directed on the development the professional competence of future teachers of the Buryat language. The application of the projects method by students of National Humanitarian Institute on the course Application of new informational technologies.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности будущих учителей бурятского языка»

выполнения упражнения на реконструкцию культурных отношений

(CultureAttitudeReconstructionExercise).

Таким образом, все три представленные типовые группы упражнений и их виды реализуют общую стратегию преодоления абсолютности национальных социокультурных стереотипов и являются непосредственным выражением архитектурных особенностей предлагаемой модели обучения. При этом участник межкультурной коммуникации, как способный медиатор культур, должен помнить, что, надев розовые очки или даже сменив цветные линзы при рассмотрении иной культуры и ее представителей, он не получит целостной и верной картины. Лишь только обострив зрение, сможет он разглядеть истинное положение вещей в том мире, который также красочен и многолик, как и его собственный.

ЛИТЕРАТУРА

1. □□□□□□□□□ □ .□. □□□□□□□□ □ □□□□□□□□ □□□□□□□□□□□ □□□□□□. - □□□.: □□□□, 2001. - 291 □.

2. Попков В.Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации / Социальное

общество им. М.М. Ковалевского // Ж-л социологии и социальной антропологии. - 2002. - № 3 (19). - Т.5. - С. 178-191.

3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

4. Стефаненко Т. Этнопсихология : учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект-Пресс, 2006. - 365 с.

5. Adler N. International dimensions of organizational behavior. - Boston, 1991.

6. Lippman W. Public opinion. - Toronto, 1965. - P. 86.

7. Social categorization in the social psychology of intergroup relations / ed. H. Tejfel. - London, 1978.

8. Vinacke E. Stereotypes as social concepts / E. Vinacke // The journal of social Psychology. - 1957. - Vol. 46. - P. 239.

Гончарова Виктория Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английской филологии, Бурятский государственный университет.

Goncharova Victoriya Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher of department of English philology, Buryat State University.

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: v-goncharova@yandex.ru

УДК 378.016:002 Ж.Д. Дамбиева

Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности будущих учителей бурятского языка

В статье описывается междисциплинарная методическая система, которая направлена на развитие профессиональной компетентности будущих учителей бурятского языка. Рассматривается применение метода проектов студентами национально-гуманитарного института по курсу «Использование новых информационных технологий».

Ключевые слова: WEB, язык HTML, Photoshop, мультимедиа-презентация, веб-страницы, дизайн, проектная работа.

ZA.D. Dambieva

Informational and communicative technologies in project activity of future teachers of the Buryat language

The article describes the interdisciplinary methodological system, which is directed on the development the professional competence of future teachers of the Buryat language. The application of the projects method by students of National Humanitarian Institute on the course “Application of new informational technologies”.

Key words: WEB, HTML language, Photoshop, multimedia presentation, web-page design, project work.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач.

Процесс обучения в университете ориентирован на развитие творческого потенциала и системного мышления в компьютерной области в сочетании с освоением теории, методов и средств в

избранной специальности. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятий, средств и методов информационных технологий при изучении практически всех предметов предъявляет новые требования к уровню подготовки студентов. В соответствии с требованиями государственных стандартов в перечень дисциплин курсов по выбору 4 курса Национально-гуманитарного института входит курс «Использование современных информационных технологий».

При изучении данного курса студенты должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с информацией в гуманитарной сфере. Данная программа позволяет решить как минимум две основные задачи:

• расширение исследовательского инструментария специалистов-учителей бурятского языка;

• повышение конкурентоспособности выпускников классического университета на рынке интеллектуального труда.

Курс «Использование современных информационных технологий» является средством исследования и решения практических задач по профильной специальности. На основе такого взгляда была разработана программа курса «Использование современных информационных технологий» для студентов - будущих учителей бурятского языка. Данная программа реализуется на основе применения в учебном процессе проектного метода. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Применение проектов в курсе «Использование современных информационных технологий» обосновано тем, что в качестве одной из основных задач курса выступает практическое освоение компьютерных технологий и применение их в учебной и будущей профессиональной деятельности учителя бурятского языка. Цель выполнения проектной работы -углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования студенты создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, поэтапно знакомятся с технологией создания мультимедиа-продуктов применительно к своей будущей профессии. Изучение каждой темы заканчивается проектной деятельностью студентов. Выбор тематики определяется с учетом конкретных учебных задач, но обычно проектная деятельность студентов не ограничивается рамками предмета, а требует привлечения знаний студентов из области бурятской филологии, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Для разработки и создания мультимедийных проектов по бурятскому языку студенты изучают основы дизайна (цветоведение, композицию, шрифты) и компьютерные технологии. Студент может получить задание по созданию сайта или каталога на любую тему: творчество писателя или художника, обучающий ресурс по грамматике бурятского языка, отчет по педагогической практике, о фольклорной экспедиции и т.д. Поэтому нужно знать прежде всего свою специализацию, основной предмет, а затем режиссуру мультимедиа-презентаций, технологию создания веб-страниц, принципы разработки фирменного стиля и т. д. Студенты самостоятельно проходят все этапы работы - от создания проекта до презентации готовой работы. При работе над проектом актуализируются умения представлять результаты проектной деятельности в виде сайтов или полезных компьютерных приложений.

Весь курс условно делится на два больших модуля: "Изучение и освоение инструментария" и "Проектная работа студентов". Деление условное, так как первый этап работы над проектом (исследовательский) начинается уже во время изучения инструментальных средств.

Первый модуль: изучение и освоение инструментария - основы создания WEB-страниц.

Изучение средств языка ИТМЬ. Графика для WEB (РЬо1»8Ьор).

Второй модуль: проектная работа студентов - Выбор темы. Сбор информации. Разработка дизайна. Оформление работы в виде сайта или гипертекстового приложения. Защита творческих работ.

Итоговый контроль по курсу: результатом работы являются разработанные и оформленные студентами индивидуальные или групповые (по 2-3 человека) проектные задания. Итоговая аттестация включает оценивание готового проекта и его представления с учетом текущих оценок.

В рамках модуля «Изучение и освоение инструментария» занятия строятся следующим образом:

— изучение темы по опорным лекциям (и дополнительной литературе);

— выполнение практического задания по теме;

— закрепление и контроль по изученной теме по вопросам тестов. По некоторым темам

задания выдаются индивидуально в соответствии с тематикой проекта.

При выполнении практических заданий студенты также используют обучающие презентации и справочные таблицы.

Проектная работа студентов разделена на следующие основные этапы:

— исследовательский (выбор темы, планирование деятельности);

— этап реализации идей (формализация и работа над дизайном с привлечением

информационных технологий);

— анализа и оценки полученных результатов, демонстрация и защита проекта.

На исследовательском этапе ведется продолжительная работа студентов с литературными, художественными, искусствоведческими источниками и ресурсами Интернета в плане поиска и отбора материалов по заданной теме проекта. На этом этапе происходит сбор и анализ информации по выбранной теме, для чего привлекаются к сотрудничеству преподаватели предметов по специальности.

На этапе реализации идей освоение технологической стороны помогает студентам глубже понять процессы обработки, хранения и передачи информации, мотивирует их на дальнейшее изучение учебного материала. Реализация элементов интерактивности, компьютерной графики, анимации позволяет разнообразить традиционные формы работы, повышает интерес к предмету. Главная задача преподавателя - помощь в направлении исследования в нужное русло, в решении возникающих вопросов, периодический контроль деятельности.

На последнем этапе обязательно проводится защита проектов в группе. Используется протокол защиты для оценки работы по критериям: содержание работы, дизайн, мастерство оформления, выступление — согласно которому защищаемая работа обсуждается и оценивается преподавателем и группой. При защите студент должен показать знание задач проекта, области его применения, уметь рассказать о назначении каждого структурного элемента созданной работы, а также ответить на содержательные и технологические вопросы.

После защиты лучшие работы представляются на ежегодный конкурс творческих работ студентов, проводимый на нашей кафедре.

Для организации самостоятельной работы студента в материалах данного курса предусмотрены:

— карта самоконтроля или Рабочая тетрадь. Она поможет студенту правильно организовать свою учебную деятельность в рамках данного курса;

— опорные лекции описывают базовые понятия и технологии, необходимые для конструирования Web-страниц;

— для знакомства с основами создания веб-страниц и PhotoShop разработаны обучающие презентации с пошаговым описанием действий;

— после каждого занятия студенты должны ответить на вопросы теста и выполнить задания;

— в приложении к материалам курса имеется Справочник по тегам и атрибутам, по инструментарию графического редактора Photoshop;

— при разработке проекта регулярно нужно обращать внимание студентов на Требования к оформлению сайта, чтобы избежать в будущем лишней работы по редактированию.

Результатом и свидетельством успешного освоения материалов курса станет разработка студентами собственного сайта (или гипертекстового приложения).

Дополнительно к курсу прилагаются работы студентов БГУ. Эти работы могут стать источником идей и примеров не только удачной реализации конструкций языка HTML, но и типичных ошибок.

Использование ИКТ в проектной деятельности студентов дает следующие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности, повышает их активность;

- превращает из пассивных слушателей в активных участников;

- помогает развитию познавательной деятельности студентов и интереса к предмету;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные.

- формирует системно-информационную картину мира, алгоритмическое мышление, умение использовать информационные технологии в своей будущей специальности учителя бурятского языка, развивать интерес не только к предмету «Информационные технологии», но и к получению знаний вообще.

Студенты 4-го курса НГИ в процессе работы над проектом в курсе "Использование современных информационных технологий" постигают реальные процессы, учатся использовать информационные и телекоммуникационные технологии в своей будущей профессии. Проект позволяет реализовать творческое сотрудничество преподавателя и студента, интеллектуальное партнерство и активную деятельность со стороны обучаемого. При использовании проектного метода становится возможной подготовка квалифицированных специалистов - учителей бурятского языка, обладающих навыками осознанного применения современных информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной области.

Литература

1. Алешин Л.И. Гуманитарная информатика: аспекты проблемы // 6-я Всерос. объединенная конф. “Технологии информационного общества - Интернет и современное общество” (IST/ IMS-2003) 3-6 ноября 2003 г.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

2. Ветрова М.Н. Гуманитарные проблемы информатики: зачем они нужны гуманитариям? //Alma Mater.- 2003.

3. Демкин В., Можаева Г. Гуманитарная информатика // Высшее образование в России.-2003.-№2.-С. 82-84.

4. Основы открытого образования / А.А.Андреев, С.Л. Каплан, Г.А. Краснова и др. - М., 2002. - С. 75-77.

5. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: метод. пос. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Дамбиева Жаргалма Дамбиевна, старший преподаватель кафедры вычислительной техники и информатики, Бурятский государственный университет.

Dambieva Zhargalma Dambievna, senior teacher of department of computer sciences, Buryat State University.

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail:ardabi@mail.ru

УДК811.512.31:004 Р.Д Дармаева

Проблема поддержки бурятского языка в компьютерных технологиях

В статье содержатся конкретные практические методы решения проблемы поддержки бурятского языка в компьютерных технологиях. Дается разъяснение, что такое кодовые страницы (стандарты кодировки) для разных платформ, стандарт Unicode и юникодовые шрифты. В конце статьи дается пошаговая инструкция, как на своем компьютере настроить языковые параметры и установить нужную раскладку клавиатуры для корректного ввода текстов на бурятском языке.

Ключевые слова: тексты на бурятском языке, кодовые страницы, установка языковых параметров, раскладка клавиатуры.

R D Darmaeva

The problem of support of the Buryat language in computer technologies

This article contains the practical methods of solution the problem of the buryat language support in computer technologies. The author takes steps to reveal the matter of codepages for different platforms, the Unicode standard and the Unicode fonts. A step-by-step tutorial on the configuration of language settings and set of the necessary keyboard layout is given at the end of this article.

Key words: the buryat language texts, codepages, language settings, keyboard layout.

Большинство пользователей, набирающих и обрабатывающих электронные тексты на бурятском языке, сталкиваются с проблемой корректного ввода бурятских слов. Мы пришли к выводу, что использование бурятского языка в компьютерных технологиях - очень актуальная, требующая наискорейшего решения и государственной поддержки проблема.

Суть проблемы состоит в том, чтобы корректно вводить и отображать в компьютерных программах три бурятские буквы - Y y, 0 в, h h. В ней кроется множество нюансов, которые не изложить, просто написав статью. Данная статья не претендует на полное истолкование столь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.