Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Научная статья
УДК 378.4; 372.834; 378.147; 371.333 https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-1-7-23
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном
процессе Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Марина Васильевна АНДРИЯШКО1 , Роман Валерьевич ЗЕЛЕПУКИН2 *
1УО «Барановичский государственный университет» 225404, Республика Беларусь, г. Барановичи, ул. Войкова, 21 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. Описаны применяемые информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Использован широкий методологический инструментарий: общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция, аналогия, моделирование); эмпирические методы (описание, сравнение, собственное наблюдение информационно-образовательных технологий представленных вузов; частно-научные методы (кибернетический, аксиологический, синергетический, в частности, метод контент-анализа содержания информационно-образовательной среды двух вузов); специальные методы (метод компаративного анализа, формально-юридический метод, метод юридической герменевтики). Установлено, что на развитие ИКТ непосредственное влияние оказывает комплекс современных вызовов и угроз. Сделан вывод о положительном эффекте участия вузов в специализированных программах поддержки, приведено в пример участие Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в программе «Приоритет-2030». Акцентировано внимание на развитии продуктов ИКТ в контексте расширения условий для образования инвалидов. Применение полученных результатов предположено по трем направлениям: теоретическом (продолжение исследований), нормо-творческом (разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства) и утилитарном (применение в образовательном процессе). Оригинальность и научная новизна работы раскрыты в результатах анализа и сравнения содержания информационно-образовательных технологий двух вузов-партнеров - Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Данные исследования и его результаты могут лечь в основу отдельных преобразований, сопровождающих образовательную деятельность, а также послужить теоретической основой для дальнейших исследований в области информационных технологий в научно-исследовательском и образовательном пространстве.
© Андрияшко М.В., Зелепукин Р.В., 2023
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные технологии, цифровые образовательные сервисы, дигитализация, цифровизация образования, проектная деятельность Благодарности: Данная статья подготовлена по результатам выполнения НИР «Обеспечение инвалидам равного доступа к праву на информацию о детальности органов государственного управления посредством ИКТ» в рамках системы внутренних грантов учреждения образования «Барановичский государственный университет» на 2023 год (руководитель НИР - М.В. Андрияшко).
Для цитирования: Андрияшко М.В., Зелепукин Р.В. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 7-23. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-7-23
PEDAGOGY OF HIGHER EDUCATION
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-1-7-23
Information and communication technologies in the educational process of Baranovichy State University and Derzhavin Tambov State University
Maryna V. ANDRYIASHKA1 , Roman V. ZELEPUKIN2 *
1Baranavichy State University 21 Voykova St., Baranovichi, 225405, Republic of Belarus 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation * Corresponding author: [email protected] Abstract. The information and communication technologies used in the educational process of Baranovichy State University and Derzhavin Tambov State University are described. Wide methodological toolkit was used: general logical methods of cognition (analysis, synthesis, abstraction, deduction, induction, analogy, modeling); empirical methods (description, comparison, own observation of information and educational technologies of Baranovichy State University and Derzhavin Tambov State University); private scientific methods (cybernetic, axiological, synerget-ic, in particular, the method of content analysis of the content of the information and educational environment of the two universities); special methods (the method of comparative analysis, formal legal method, method of legal hermeneutics). It was established that the development of information and communication technologies is directly influenced by a complex of modern challenges and threats. The conclusion is made about the positive effect of the participation of universities in specialized support programs, the participation of Derzhavin Tambov State University in the Priority 2030 program is given as an example. Attention is focused on the development of information and communication technologies products in the context of expanding the conditions for the education of persons with disabilities. The application of the obtained results is assumed in three directions: theoretical (continuation of research), normative (development of proposals aimed at improving legislation) and utilitarian (application in the educational process). The originality and scientific novelty of the work are revealed in the results of the analysis and comparison of the content of information and educational technologies of two partner universities - Baranovichy State University and Derzhavin Tambov State University. Research data and its results can form the basis
of individual transformations accompanying educational activities, as well as serve as a theoretical basis for further research in the field of information technology in the research and educational space. Keywords: information and telecommunication technologies, digital educational services, digita-lization, digitalization of education, project activities
Acknowledgements: This work is prepared based on the results of implementation of the research work "Ensuring equal access to the right for people with disabilities to information about the details of government bodies through ICT" within the framework of system of internal grants of the educational institution "Baranavichy State University" for 2023 (head of research work - M.V. An-dryiashko).
For citation: Andryiashka, M.V., & Zelepukin, R.V. (2023). Information and communication technologies in the educational process of Baranovichy State University and Derzhavin Tambov State University. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 1, pp. 7-23. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-7-23
ВВЕДЕНИЕ
Как отмечается в Главе 2 Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее - Концепция развития системы образования), современные ИКТ «создали возможность для широкого доступа к глобальным образовательным ресурсам и явились основой количественного и качественного роста трансграничного образования и формирования мирового рынка образовательных услуг»1. При этом отмечается недостаточный уровень цифровизации учреждений образования Республики Беларусь ввиду «... слабого внедрения ИКТ в образовательный и сопутствующие ему процессы. Необходимо с помощью электронного оборудования и программных средств оптимизировать все процессы, протекающие в системе образования (от сбора информации и создания баз данных до непосредственно образовательного процесса), создав республиканскую информационно-образовательную среду»2.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании, «право граждан Республики Беларусь на об-
1 О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 02.12.2021, 5/49678. URL: https://adu.by/images/2021/12/koncep-razv-sist-obra-zov.pdf/
2 Там же.
разование обеспечивается, среди прочего, финансированием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования»3.
Согласно Приложению 3 к Закону Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 231-З «О республиканском бюджете на 2023 год»4, расходы республиканского бюджета на образование выросли по сравнению с 2022 г. и составляют 1635442204,0 бел. руб. (в 2022 г. - 1462731627,0 бел. руб.), из них на высшее и послевузовское образование -1202262838,0 бел. руб. (в 2022 г. -1003827253,0 бел. руб.5). Указанное увеличение расходов опосредовано, в том числе, целями цифровизации высшего образования.
Среди способов достижения цели и решения основных задач развития высшего образования в Республике Беларусь на период
3 Кодекс Республики Беларусь об образовании: Закон Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-3; в ред. Закона Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 31.01.2022. 2/2874. URL: pravo. by >document/?guid=3871&p0=hk1100243/
4 О республиканском бюджете на 2023 год: Закон Республики Беларусь от 30.12.2022 № 231-3 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 04.01.2023. 2/2951. URL: pravo.by>docu-ment/?guid=3961&p0=H12200231 /
5 О республиканском бюджете на 2022 год: Закон Республики Беларусь от 31.12.2021 № 142-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 04.01.2022. 2/2862. URL: https://etalon-
line.by/document/?regnum=h12100142&q_id=0/
до 2030 г. Концепции развития системы образования называет «увеличение числа образовательных программ, реализуемых в сотрудничестве с зарубежными УВО; реализация международных научных и образовательных проектов»6.
В этом контексте можем упомянуть позитивный опыт взаимодействия в области образования и науки между Барановичским государственным университетом (г. Барано-вичи, Республика Беларусь) и Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина (г. Тамбов, Российская Федерация), которые осуществляют плодотворное сотрудничество, начиная с 4 января 2008 г., когда был подписан меморандум о двустороннем сотрудничестве. В частности, между указанными партнерами поддерживаются тесные профессиональные контакты, осуществляется взаимное участие в научно-практических конференциях, участие в подготовке коллективных монографий, подготовка отзывов на авторефераты диссертаций, подготовка заявок на финансирование научных исследований, участие в редакционных коллегиях научно-практических журналов, включенных в Перечни ВАК Российской Федерации и ВАК Республики Беларусь, участие в образовательных визитах (стажировках, курсах повышения квалификации), проведение онлайн-занятий посредством ИКТ ^куре, MSTeams, других программных средств и продуктов) и онлайн-мероприятий с участием российских и белорусских практикующих юристов (юрисконсультов, нотариусов, медиаторов).
Нами рассмотрены основные ИКТ, применяемые в образовательном процессе Бара-новичского государственного университета и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Материалы. В ходе проведения исследования использовалась наукометрическая база данных Российский индекс научного
6 О республиканском бюджете на 2022 год ...
цитирования (РИНЦ), изучались научные публикации российских и белорусских ученых, занимающихся разработкой проблематики информатизации образовательного процесса. В частности, работы таких российских исследователей, как Л.В. Абдалина и К.А. Зыков [1], И.В. Загоскина и Т.Н. Коротенко [2], О.Н. Кочукова [3], Т.В. Ларионова и Л.К. Филиппенко [4], а также таких белорусских исследователей, как Л.Г. Титаренко [5; 6], Г.Г. Головенчик [7], В.Л. Лозицкий [8], Ф.И. Храмцова и Н.В. Васильченко [9] и др.
Исследование применения ИКТ в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в Барановичском государственном университете проводилось с учетом требований статей 32-33 главы 6 Образовательного стандарта высшего образования (ОСВО 1-24 01 02-2021)7. В частности, верифицировалось соответствие требованию стандарта, предусмотренному статьей 32 ОСВО 1-24 01 02-2021, согласно которой учреждение высшего образования «должно располагать средствами обучения, необходимыми для реализации образовательной программы высшего образования I ступени (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты).
Функционирование информационно-образовательной среды учреждения высшего образования обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и должно соответствовать законодательству. Обучающиеся из числа лиц с особенностями психофизического развития должны быть обеспечены адаптированными печатными и (или) электронными образовательными ресурсами»8. В части научно-методического обеспечения образовательного процесса «должен быть обеспечен доступ для каждого студента, курсанта,
7 Об утверждении образовательных стандартов высшего образования I ступени: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2022 № 180 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 06.08.2022. 8/38467. URL: pravo.by >document/?guid=3961&p0=W22238467p/
8 Там же.
слушателя к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по всем учебным дисциплинам (модулям)»9 (статья 33).
ИКТ заняли центральное место и в образовательном процессе Державинского университета. Изучение информационно-образовательной среды Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина было проведено посредством анализа материалов и данных об участии университета в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»10, Электронной образовательной среды "Moodle", включая раздел «Биржа проектов», структуры и содержания личных кабинетов профессорско-преподавательского состава и обучающихся.
Методы. В ходе исследования применялся богатый методологический инструментарий. В частности, использовались общелогические методы познания: анализ - с целью выделения в образовательной деятельности как изучаемом объекте определенных элементов и изучения связей между ними; синтез - с целью исследования элементов образовательного процесса как целостного явления; абстрагирование - с целью изолированного исследования свойств ИКТ в образовательном процессе; дедукция - с целью исследования закономерностей образовательного процесса как целостной общности многочисленных процессов; индукция - с целью исследования частных элементов образовательного процесса; аналогия - с целью выявления сходства признаков образовательного процесса и процессов информатизации и цифровизации; моделирование - с целью построения модели образовательного процесса, учитывающей достижения ИКТ.
9 Об утверждении образовательных стандартов высшего образования I ступени ...
10 См. подробнее: О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства
«Приоритет-2030»: постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 22. Ст. 3823; Приоритет-2030: официальный сайт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. URL: https://tsutmb.ru/priority2030/ (дата обращения: 10.02.2023).
Среди эмпирических методов, оказавших наибольшее влияние на ход исследования, применялся метод описания - «метод исследования, в основе которого лежит фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений, данных в наблюдении и эксперименте»11. Также в качестве эмпирической основы для методологии исследования послужили метод сравнения и применение собственных наблюдений авторов за содержанием и функционированием информационно-образовательной среды Баранович-ского государственного университета и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Применение частно-научных методов предопределило содержание и последовательность познавательных действий при проведении исследования. В частности, применялись: кибернетический метод, заслуженно имеющий большое значение для правовой информатизации и позволяющий учесть, обработать и сохранить большие массивы правовой информации; аксиологический метод, позволяющий учитывать регулятивные функции права и его воздействие на образовательный процесс; синергетический метод, позволяющий рассматривать образовательный процесс вне зависимости от причинно-следственных связей, а как нелинейные отношения. Среди частно-научных методов также был применен метод контент-анализа содержания информационно-образовательной среды Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Применение специальных методов в нашем исследовании позволило выявить и описать специально-юридические характеристики объекта исследования. В частности, метод компаративного анализа позволил провести сравнительный анализ юридических практик, применяемых в Республике Беларусь и Российской Федерации в аспекте при-
11 Лукашевич В.К. Философия и методология науки. Минск: Соврем. шк., 2006. С. 162. URL: https://rusneb.ru/catalog/001980_000024_RU_FESSL_MA IN 1331820397296981930/
менения ИКТ в образовательном процессе, в частности, при преподавании юридических дисциплин; формально-юридический метод позволил при изучении текстов нормативных правовых актов в сфере объекта исследования учитывать специальную терминологию, правовые конструкции; метод юридической герменевтики позволил учесть при проведении исследования жизненные условия, ставшие триггерами форсированного внедрения ИКТ в образовательный процесс и в целом адаптации системы образования к динамично меняющимся условиям.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Барановичский государственный университет
«Расписание занятий».
Одним из важнейших ресурсов, позволяющих организовать образовательный процесс в Барановичском государственном университете, является сервис «Расписание занятий» (http://rasp.barsu.by/). Доступен для просмотра с любого устройства без авторизации. В режиме реального времени позволяет в удобном формате увидеть день недели, календарную дату, номер учебного занятия в расписании, время начала и окончания учебного занятия, учебную группу, учебную дисциплину, вид занятия, номер учебного корпуса, номер учебной аудитории, фамилию и инициалы преподавателя.
Сервис включает три вкладки: «Студенту/магистранту», «Преподавателю» и «Поиск аудитории».
Во вкладке «Студенту/магистранту» из выпадающих списков сервис позволяет выбрать «факультет» (один из 5 факультетов), «специальность» (из всех специальностей, по которым осуществляется подготовка в университете), «группа» (буквенно-цифровое обозначение каждой учебной группы), «неделя» (календарная дата, соответствующая каждому понедельнику в учебном году), «день» (конкретная календарная дата), «номер занятия» (с 1 по 8).
Во вкладке «Преподавателю» из выпадающих списков сервис позволяет осуществить поиск расписания для конкретного преподавателя путем фильтров с выпадающими списками «кафедра» (одну из 14 кафедр), «преподаватель» (фамилия и инициалы преподавателя, закрепленного за выбранной в предыдущем фильтре кафедрой), «неделя» (календарная дата, соответствующая каждому понедельнику в учебном году).
Во вкладке «Поиск аудитории» с выпадающими списками «день» (конкретная календарная дата) и «номер занятия» (с 1 по 8) сервис позволяет осуществить поиск свободной аудитории. Особенно популярен такой поиск во время подготовки обучающихся к участию в юридической олимпиаде, при организации встреч с практикующими юристами, при организации выездных судебных заседаний на базе Барановичского государственного университета, для проведения консультаций по вопросам текущей аттестации обучающихся, и в иных случаях.
«Электронный журнал учета педагогической нагрузки преподавателя».
В рамках реализации стратегии «Цифровой университет» на 2020-2025 годы, утвержденной приказом ректора университета № 159 от 15 апреля 2020 г., отделом информационных технологий Барановичского государственного университета разработана зарегистрированная авторская автоматизированная система «Электронный журнал учета педагогической нагрузки преподавателя» («Электронный журнал»), ставшая важнейшим организационным EdTech-инструмен-том для членов профессорско-преподавательского состава университета.
«Электронный журнал автоматизирует процесс учета выполненной нагрузки профессорско-преподавательским составом университета, а также позволяет осуществлять оперативный контроль за ее выполнением. С целью тестирования в реальных условиях с октября 2020 г. программа внедрена в опытную эксплуатацию на инженерном факульте-
те»12. С 2021/2022 учебного года сервис внедрен в работу всех факультетов Баранович-ского государственного университета.
«Электронный журнал» доступен для просмотра с любого устройства с авторизацией по персональному логину и паролю. Включает набор вкладок персонального меню, которые будут рассмотрены ниже.
«Главная» (содержит автоматически отображаемую календарную дату, фамилию и инициалы члена профессорского-преподавательского состава, количество занятий у него на текущую календарную дату, расписание начала и окончания занятий с первого занятия - «08.30 - 09.50» по восьмое занятие - «19.30 - 20.50»).
«Расписание» (содержит вкладку «Календарь» с предустановленной текущей датой авторизации в журнале преподавателя, позволяющий выбрать любую дату в течение учебного года; вкладку «Поиск незанесенных занятий» с встроенными календарями, позволяющими выбрать диапазон поиска дат, в которые не была внесена информация о проведенном занятии; вкладку «Расписание занятий», синхронизированную с рассмотренным выше сервисом «Расписание занятий»).
«Вне расписания» (содержит фильтры с выпадающими списками: семестр, дата занятий, время занятий, вид учебной работы, дисциплина, группа, количество часов, а также поля «содержание работы» и возможность выбора статуса нагрузки: основная; почасовая запланированная; почасовая незапланированная).
«Замены» (состоящий из вкладки «Замены», позволяющей выбрать семестр, в котором замена осуществлялась, указать фамилию и инициалы отсутствующего преподавателя, указать причину его отсутствия, фамилию и инициалы заменяющего, дату и время проведения занятия, учебную дисциплину, вид занятия, группу, семестр, аудиторию, и
12 Тестирование программного продукта «Электронный журнал учета педагогической нагрузки преподавателя»: Учреждение образования «Баранович-ский государственный университет». URL: https://www.barsu.by/news/ index.php?cont=long&id_ne-ws=4994 (дата обращения: 05.01.2023).
вкладки «Взаимозамены», синхронизированной с утверждаемым на заседаниях кафедр графиком взаимозамен, позволяющей указать дату, время проведения, учебную дисциплину, фамилию и инициалы преподавателя, группу, семестр, вид учебной работы, аудиторию).
«План нагрузки» (автоматически отображает нагрузку на основании расписания учебных занятий по видам учебных работ: лекционным занятиям, практическим занятиям, лабораторным занятиям, семинарским занятиям, обзорным лекциям, лекционным занятиям (онлайн), практическим занятиям (онлайн), семинарским занятиям (онлайн) и содержит сведения о наименовании учебных дисциплин, учебной группе, виде учебного занятия, запланированном количестве часов, фактически выполненном количестве часов).
«Журнал» (отображающая сведения о дате проведения занятия, времени его проведения, учебной дисциплине, группе, семестре, содержании работы (теме, соответствующей учебно-методической карте учебной программы), виде учебной работы, количестве часов с отражением нарастающего итого).
«Журнал в разрезе дисциплин» (синхронизирована с вкладкой «Журнал» и содержит три собственные вкладки «Осенний семестр», «Весенний семестр», «Установочная сессия» с отображением в каждой из них наименований учебных дисциплин в соответствии с планом учебной нагрузки).
«Образование БарГУ».
Большим организационно-методическим потенциалом обладает следующий сервис, применимый в образовательном процессе Барановичского государственного университета, размещенный на платформе Moodle (https://education.bar-su.by/). Сервис доступен для просмотра и использования с любого устройства с авторизацией по персональному логину и паролю, отличному от логина и пароля, используемых для входа в «Электронный журнал».
После авторизации доступным становится весь набор вкладок: «В начало», «Личный кабинет», «Мои курсы», «Категории курсов», «Факультеты», «Студенту».
Вкладка «В начало» содержит объявления актуального характера, позволяет ускорить навигацию и перейти к вкладкам «Мои курсы» и «Категории курсов».
Вкладка «Личный кабинет» отображает недавно посещенные авторизированным лицом учебные курсы и календарь, в который автоматически вносятся напоминания о начале/завершении выполнения обучающимися тех или иных заданий в рамках тех или иных учебных курсов, разработанных преподавателем по той или иной учебной дисциплине.
Вкладка «Мои курсы» отображает все учебные курсы авторизированного лица, разработанные им по преподаваемой учебной дисциплине. Структурно каждый учебный курс состоит из набора вкладок:
«Учебно-программная документация» (содержит паспорт учебной дисциплины; учебную программу учебной дисциплины; практическое руководство по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине в рамках учебного курса; примерную тематику курсовых работ; примерную тематику дипломных работ);
«Теоретический раздел» (содержит лекции, соответствующие учебно-методической карте учебной программы учебной дисциплины, подготовленные с помощью двух офисных продуктов (как MicrosoftWord, так и MicrisoftPowerPoint, а также лекции в записи, что позволяет, например, слабовидящим обучающимся воспринимать на слух лекционный материал и тем самым реализовывать свое право на доступ к информации, а также собственно право на образование), что упрощает изложение и визуализацию; гиперссылки на решения и заключения Конституционного суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь по той или иной теме, нормативные правовые акты уполномоченных государственных органов);
«Практический раздел» (содержит планы семинаров для дневной формы получения высшего образования; планы семинаров для заочной формы получения высшего образования; задания для управляемой самостоя-
тельной работы; задания для выполнения на семинарских занятиях; образцы заявлений в суд; банк судебных решений; глоссарий);
«Контроль и аттестация» (вопросы для самоконтроля; тестовые задания для проведения промежуточного контроля и текущей аттестации обучающихся; задания для контрольной работы; перечень вопросов к зачету; перечень вопросов к экзамену).
В любое время авторизованное лицо (преподаватель) может вносить обновления, дополнения в лекционный материал, загружать или удалять файлы, осуществлять мониторинг, проверку и учет достижений обучающихся. Например, результаты тестирования автоматически загружаются в ведомость, доступную для скачивания, с указанием фамилий и инициалов обучающихся и отображением полученных ими результатов тестирования, что очень упрощает проведение промежуточного контроля знаний.
Вкладка «Категории курсов» носит утилитарный характер и в большей степени предназначена для лиц, осуществляющих управлением ресурсом (отдел дистанционного обучения). Из выпадающего списка в указанной вкладке доступны для просмотра и выбора следующие вкладки: «Электронные учебные курсы по дисциплинам», «Высшее образование I ступень», «Высшее образование II ступень», «Дистанционная форма получения образования», «Дневная форма получения образования», «Заочная форма получения образования», «Дополнительное образование», «Контрольное тестирование», «Семестровый контроль», «Тренировочное тестирование».
Вкладка «Факультеты» содержит перечень факультетов и синхронизирована с головным сайтом университета и позволяет осуществлять навигацию по сайту выбранного из выпадающего списка факультета.
Вкладка «Студенту» синхронизирована с соответствующей вкладкой на головном сайте университета и содержит ряд вкладок и гиперссылок, доступных для выбора из выпадающего списка:
«Личный кабинет студента» (доступен с любого устройства после авторизации по отдельному логину и паролю);
«Расписание занятий» (синхронизирована с рассмотренным нами выше сервисом);
«Инструкция к тренировочному тестированию» позволяет ознакомиться с соответствующей инструкцией.
«Хранилище ЭУМК», в котором сосредоточены разработанные членами профессорско-преподавательского состава учебные и учебно-методические материалы для обеспечения образовательного процесса, являющееся самостоятельным информационным ресурсом.
«Хранилище ЭУМК».
Хранилище ЭУМК (http://erstorage.bar-su.by/) Барановичского го-сударственного университета включает учебные и учебно-методические образовательные издания, преимущественно электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования13, Инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования14. Сервис доступен с любого устройства после авторизации по персональному логину и паролю; содержит вкладки «Учебные издания», «Учебные программы», «Электронный комплект учебно-методических материалов», «Учебно-методические комплексы» по всем учебным дисциплинам, по которым ведется преподавание в университете). Поиск необходимого ЭУМК осуществляется по ряду фильтров: наименование учебной дисциплины; указанию специальности, по которой осуществляется под-
13 Об утверждении положений об учебно-методических комплексах: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.11.2022 № 427 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 25.11.2022. 8/39048. URL: https://adu.by/images/2022/11/post-M0-RB-427-2022.pdf/
14 Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования: постановление Министерства образо-вания Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 // На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. 01.03.2012. № 25. 8/24891. URL: https://adu.by/images/2021/08/3.pdf/
готовка; указанию фамилии и инициалов автора ЭУМК.
«Сайты кафедр».
Большим информационным и организационным потенциалом характеризуются сайты кафедр Барановичского государственного университета. Матрицы сайтов кафедр единообразны и содержат преимущественно идентичный набор вкладок:
«Главная» (с указанием физического месторасположения кафедры, рабочих номеров телефонов, адреса корпоративной электронной почты, графика работы);
«О кафедре», содержащая историческую и информационную справку о кафедре, включающая собственные вкладки: «Сотрудники кафедры» (перечень членов профессорско-преподавательского состава кафедры с гиперссылками, позволяющими ознакомиться с достижениями, научными интересами, наградами, заслугами того или иного преподавателя), «Дисциплины кафедры» (перечень дисциплин), «Специализированные модули по выбору обучающихся» (с достаточной информацией, позволяющей обучающемуся сделать самостоятельный обоснованный выбор учебной дисциплины для изучения), «График дежурства преподавателей» (содержит соответствующий график); «Информация о филиале кафедры» (содержит информацию о филиале кафедры на базе Юридической консультации Барано-вичского района и г. Барановичи Брестской областной коллегии адвокатов), «Каталог учебных дисциплин» (содержит сведения об объеме часов и специфике той или иной дисциплины);
«Наука и инновации» содержит самостоятельные вкладки «Направления НИР», «Список публикаций преподавателей кафедры»;
«Новости и объявления» содержит актуальную и оперативно размещаемую информацию об анонсах предстоящих мероприятий кафедры, а также отчеты об их проведении;
«Учебно-методические материалы», содержащая гиперссылки на Хранилище ЭУМК, график управляемой самостоятельной работы обучающихся.
Сайт Барановичского государственного университета.
Интегрирует перечисленные выше сервисы головной сайт Барановичского государственного университета (https://www.barsu.b). Структура матрицы сайта позволяет каждому участнику образовательного процесса (обучающимся: студентам, магистрантам, аспирантам; их законным представителям; преподавателям; администрации), а также контролирующим органам оперативно найти качественную, достоверную и доступную информацию.
Головной сайт является единственным из вышерассмотренных информационных ресурсов, имеющим как версию для лиц с инвалидностью (настройки фона, настройки размера шрифта, настройки разреженности шрифта), так и версии сайта, переведенные на пять языков (русский; белорусский; английский; китайский; туркменский).
Указанные технические возможности, во-первых, учитывают интересы потенциальных участников образовательного процесса и свидетельствуют об ориентированности университета на расширение сотрудничества, продвижение образовательных услуг, и во-вторых, способствуют реализации гражданами их конституционных прав: права на образование и права на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.
2. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Программа «Приоритет-2030» как катализатор развития информационно-образовательной среды.
В 2021 г. Державинский университет вошел в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая призвана сконцентрировать ресурсы обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образова-
тельных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Предпосылкой включения Державинского университета в программу «Приоритет-2030» стали проводимые с 2016 г. существенные изменения в содержании и форматах образовательной деятельности, которые касались, в первую очередь, развития сетевого образования, внедрения проектной деятельности, развития цифровых компетенций обучающихся, циф-ровизации образования. В вузе создана электронная информационно-образовательная среда на базе LMS "Moodle", с 2018 г. введена электронная зачетная книжка.
Также в учебный процесс были включены онлайн-курсы по освоению цифровых компетенций в рамках сетевых договоров с СПбПУ им. Петра Великого, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», АНО «Платформа НТИ», АНО «Университет НТИ 2035». Отдельные курсы реализуются в рамках сетевых договоров с НИУ ВШЭ, СПбГУ, ГИТИС и др. С 2019 г. запущен сервис онлайн-подачи документов для абитуриентов. К настоящему времени создана система личных кабинетов преподавателей и студентов, внедрены цифровые сервисы для студентов: мобильное приложение; цифровой студенческий билет, зачетная книжка, расписание, портфолио; сеть цифровых инфокиосков, внедрены и совершенствуются цифровые образовательные технологии и электронная образовательная среда; внедрены онлайн-курсы, организовано симуляционное обучение на базе симуляционного центра, созданы личные кабинеты ППС и студентов. Создан кластер серверов вуза на площадке ПАО «Ростелеком», запущена работа службы тех-поддержки и управления ГГ-инцидентами. На новом этапе развития университету предстоит комплексная цифровая трансформация, которая обеспечит сопровождение новой образовательной модели и исследовательской деятельности, повысит эффективность управления, создаст условия для интеграции
университета в глобальное научно-образовательное пространство.
Вхождение в программу «Приоритет-2030» позволило акцентировать и сконцентрировать внимание университета на системном цифровом преобразовании информационно-образовательной среды. Активизация этого направления и его качественные преобразования обусловлены конкуренцией между участниками программы, состав которых может корректироваться в зависимости от степени достижения целевых показателей в ходе реализации поставленных программой задач. Тем самым, программа «Приоритет-2030» становится катализатором многих процессов и трендов в основных, сквозных и сопроводительных процессах деятельности университета, где в центре находятся задачи, показатели и критерии качества ИКТ. Исходя из этого, одной из ключевых характеристик целевой модели развития университета является комплексная цифровая трансформация базовых процессов университета и системы управления, а также активное содействие освоению цифровых компетенций как внутри университета, так и среди населения региона.
Свое развитие получают компоненты Доступной среды. Для студентов с нарушениями зрения и слуха в одном из корпусов Державинского университета (г. Тамбов, Советская 6, корпус № 4, первый этаж, библиотека) оборудованы рабочие места: дисплей Брайля, принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля, портативный тифлофлешплеер Smart Bee, система информационная для слабослышащих портативная Исток А2, программа синтеза речи Infovox 4 с аппаратным USB-ключом активации, специализированное рабочее место ALMAZ 206, портативный ручной видеоувеличитель (ЭР-ВУ) RUBY). Несмотря на то, что большинство лиц с ограниченными возможностями, обучающемся в Державинском университете, получают свое образование в общем порядке с учетом средств и комплекса мер по адаптации, имеющихся в учебных корпусах, это направление требует дальнейших преобразований с точки зрения адаптации ИКТ, в основу чего может лечь опыт Барановичского
государственного университета и ресурсы программы «Приоритет-2030».
Проектная деятельность в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.
В рамках преобразований, происходящих под влиянием требований образовательных стандартов и программы «Приоритет-2030», в Державинском университете образовательная модель университета стремительно трансформируется в проектный дея-тельностный формат, основанный на тесной интеграции с исследованиями и с практикой, сетевого обучения и персонализации образования. Благодаря введению проектной деятельности уже в 2020 г. по заявкам работодателей были подготовлены и защищены 113 ВКР проектного типа. В настоящее время выпускные квалификационные работы и курсовые работы готовятся по двум типам. Первый - работы исследовательского типа, включающие в себя привычную академическую структуру, введение, основную часть, поделенную на главы и параграфы, заключение, список источников, а также, по необходимости, приложения. Второй - работы проектного типа, структура которых предполагает введение, обзор литературы, описания методологической и ресурсной базы работы, предпроектное исследование, результаты проектирования, выводы и обсуждение, список использованных источников, приложения. При этом подразумевается коллективная работа студентов над одним проектом, предусмотрены условия для междисциплинарных исследований.
Свои особенности с учетом установленных требований имеет раздел введения. Введение должно начинаться с описания проблемы, для решения которой будет спроектирован интеллектуальный продукт, и обоснования актуальности его разработки. Актуальность тематики и содержания ВКР, как и курсовой работы проектного типа, обосновывается с помощью фактов, информации, теоретических и прикладных работ, результатов исследований, экспертных оценок, изложенных в релевантной литературе с соответствующими ссылками на источники. По-
сле описания проблемы и обоснования актуальности необходимо сформулировать цель и задачи работы проектного типа, критерии выбора проектной идеи, вопросы для пред-проектного исследования, общие требования к результату проектирования (функциональные требования к продукту проекта). Во введении также обозначаются границы проекта, результатом которого является работа проектного типа, за которые он выходить не будет; рекомендуется кратко описать структуру и содержание работы.
Отдельные сложности возникают при разграничении разделов предпроектного и проектного исследования. В разделе с результатами предпроектного исследования должны быть описаны все результаты запланированного предпроектного исследования. В данном разделе должен быть обоснован выбор проектной идеи, реализация которой ляжет в основу разрабатываемого интеллектуального продукта. Результаты проектирования предполагают описание разработанного интеллектуального продукта, включая все его составные части в соответствии с требованиями к результату, сформулированными во введении, а также результаты оценки разработанного продукта в соответствии с предложенной методологией. По итогам подготовки и защиты выпускных квалификационных и курсовых работ проектного типа применительно к исследованиям по юридическому направлению, в том числе междисциплинарного характера, установлено, что анализ теоретической, нормативной и эмпирической основы составляет предпроектное исследование, а выявление проблем нормативного регулирования и правоприменения по предмету исследования вместе с описанием результатов проектирования помещаются в соответствующий раздел работы.
С учетом того, что результатом и ВКР, и курсовой работы проектного типа должен стать конкретный проектный продукт, обязательным структурным элементом таких работ становится приложение, где приводится результат проекта как таковой. Это представляет отдельную сложность для работ гу-
манитарной направленности. Применительно к работам по юридическим специальностям выработан подход, в ходе которого проектным продуктом и, следовательно, содержанием раздела с приложением становятся оформленные по правилам юридической техники проекты нормативных правовых актов, а также аналитические обзоры материалов правоприменительной практики.
В рамках развития проектной деятельности в учебные планы Державинского университета в качестве обязательной самостоятельной дисциплины введен «Проектный семинар», в ходе которого студенты готовят проектные продукты по заданным темам, задачам и критериям. Вместе с этим обязательным стала обязательная подготовка проектных курсовых. Тема определяется как кафедрами с учетом анализа происходящих тенденций, вызовов и перспектив, так и внешними заказчиками - органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и предприятиями реального сектора экономики, институтами гражданского общества.
Проектные работы получили свою дополнительную дифференциацию, разделившись на три вида: исследовательские, прикладные и сервисные проекты. При выборе проектов популярность у студентов получили первые два вида, особенно востребованы запросы студентов гуманитарных специальностей на исследовательские проектные работы, что заметно при еще неокончательно сложившемся разделении и консолидированном понимании разницы между исследовательскими и прикладными работами. В частности, прикладной характер проекта не исключает его исследовательской составляющей и соответствующего значения, отчего происходит их смешение. Относительно прикладных проектов установлены практико-ориентированные и опытно-конструкторские аспекты требований к работе и проектному продукту, что может быть ориентиром для их отграничения от исследовательских проектов. Отдельное место занимают сервисные проекты, которые подразумевают участие
студентов в организации, сопровождении и проведении отдельных проектов или мероприятий, например, организация и проведение научно-практической конференции, участие в деятельности научного журнала, сопровождение проведения культурно-массового мероприятия. Следует отметить, что происходит выравнивание количества задействованных студентов во всех трех видах проектных работ, учитывая, что запросов на фактически прикладные проекты и, тем более, сервисные несколько меньше, чем на исследовательские.
Темы и данные о проектных работах аккумулируются в разделе «Биржа проектов», являющемся общим для профессорско-преподавательского состава и студентов в их личных кабинетах. Руководители проектов размещают темы, их описание, количество участников и требования к ним, задачи и предполагаемый результат проекта. Студенты выбирают свои проекты и после одобрения со стороны руководителя присоединяются к ним. Все взаимодействия и коммуникации происходят дистанционно в личном кабинете преподавателя и студента, что минимизирует и автоматизирует организационно-техническую часть подготовки и реализации проекта. Это также находит свое отражение на странице проекта, где приведены этапы и сроки работы, ответственные по ним. По результатам проекта в личный кабинет загружаются итоговые материалы, которые должны быть одобрены и оценены руководителем.
Цифровая кафедра.
В Державинском университете активно внедряется и реализуется проект «Цифровые кафедры» - проект реализации программ профессиональной переподготовки. Эти программы - часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в нацпро-грамму «Цифровая экономика Российской Федерации»15. Проект предполагает, что сту-
15 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Министерство цифрово-
денты вузов, где открыты цифровые кафедры, помимо своей основной специальности, получат дополнительную квалификацию по ГГ-профилю. Реализация проекта «Цифровые кафедры» дифференцируется для студентов ИТ и не ИТ. Студенты обеих категорий по результатам обучения на цифровой кафедре получат диплом о профессиональной переподготовке.
В Державинском университете студенты в ходе обучения по проекту «Цифровая кафедра» (https://tsutmb.ru/priority2030/tsifrova-ya-kafedra/) могут пройти такие программы, как «Веб-разработка и интернет-маркетинг», «Медиаконтент и продвижение в цифровой среде», «Сетевое и системное администрирование», «Основы работы с большими данными», «Программирование в корпоративных информационных системах (1С)» и др.
Внедрение таких программ повышает конкурентоспособность и вуза среди абитуриентов, и выпускников, владеющих отдельными цифровыми компетенциями. Это становится актуальным в условиях существующего запроса на такие компетенции, развития междисциплинарных связей и навязываемого со стороны коммерческих образовательных центров тренда необходимости постоянного переобучения, что, в свою очередь, является предметом отдельной дискуссии.
Электронное портфолио преподавателя.
Одной из важнейших составляющих корпоративной среды Державинского университета стала оценка эффективности деятельности научно-педагогических работников (НПР), директоров институтов, деканов факультетов университета. Для оценки эффективности определены такие понятия, как «эффективный контракт», «рейтинговая оценка деятельности», «показатель эффективности деятельности» и ряд других.
Оценка эффективности деятельности производится административно-управленческими подразделениями Державинского университета, осуществляющими проверку,
го развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: сайт. URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения: 09.07.2019).
подтверждение достижений по соответствующим показателям; представляющими сводные данные по отдельным показателям, предусмотренным для директоров институтов, деканов факультетов; курирующими, координирующими и контролирующими в целом работу по оценке; отвечающими за сохранность оригиналов документов экспертной и апелляционной комиссий, служащих основанием для начисления стимулирующих выплат. Ввод данных по предусмотренным показателям эффективности за отчетный период и их проверка (верификация) осуществляется в установленные и утвержденные сроки, информация о которых в обязательном порядке размещается во внутренней электронной информационно-образовательной среде университета, но не позднее, чем за один месяц до ввода данных и (или) их проверки соответствующими участниками.
Автоматизированный личный кабинет преподавателя (профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистента), сотрудника научного подразделения Университета, директора института (декана факультета) включает в себя сервис «электронное порт-фолио», отражающий в электронном виде блочную структуру (электронные формы) показателей оценки эффективности деятельности. Внесение данных, необходимых для оценки эффективности деятельности, является обязательным для всех работников, относящихся к категории НПР (по основному месту работы или на условиях совместительства (внутреннего/внешнего)), а также для директоров институтов/деканов факультетов. Проверка и подтверждение достигнутых достижений за отчетный период осуществляется сотрудниками ответственных административно-управленческих подразделений Университета, осуществляющими в установленные сроки соответствующую работу через личные автоматизированные кабинеты, имеющие подключаемую функцию по администрированию портфолио оцениваемой категории сотрудников.
Организационно-техническое обеспечение функционирования и совершенствование сервиса личного кабинета «электронное портфолио», а также вопросы, связанные с администрированием сервиса в части проверки (верификации) достигнутых достижений по показателям оценки эффективности деятельности, возложены на Департамент развития цифровой образовательной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не только естественный ход развития технического прогресса, но и комплекс современных вызовов и угроз способствуют форсированному развитию и последующему внедрению продуктов ИКТ в образовательный процесс, что наблюдается как в Барано-вичском государственному университете (г. Барановичи, Республика Беларусь), так и в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (г. Тамбов, Российская Федерация).
Внедрение в работу информационных и образовательных сервисов Барановичского государственного университета, в том числе авторских, «Расписание занятий», «Электронный журнал учета педагогической нагрузки преподавателя», «Образование Бар-ГУ», «Хранилище ЭУМК», «Сайт кафедры», версий сайтов для инвалидов будет способствовать более полной реализации инвалидами права на образование и права на информацию. Равно как и перевод перечисленных сервисов на языки партнеров будет иметь потенциально позитивные последствия.
Системообразующим катализатором развития образовательной деятельности в целом, а также внедрения и развития ИКТ становятся отдельные программы поддержки вузов. Ярким примером здесь является участие Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Участие в программе «Приоритет-2030» способствовало гармоничным преобразованиям и последовательной трансформации образовательного про-
цесса и его сопровождения. В этих преобразованиях можно выделить три направления: образовательные коммуникации (в частности, организация проектной деятельности); коммуникации по распространению среди студентов дополнительных цифровых компетенций (например, «Цифровая кафедра»); технологии и коммуникации оценки эффективности преподавателей и руководства. Следует признать, что данные направления в любом случае стали бы магистральными в развитии университетских ИКТ, но участие в таких программах, как «Приоритет-2030» стимулирует и расширяет эффект, контент и технологичность информационно-образовательной среды вуза. Перспективным представляется последующее развитие ИКТ в контексте их расширения как элемента Доступной среды.
В условиях развития практико-ориенти-рованных запросов к образовательной системе свое развитие получили работы проектного типа и проектная деятельность в целом. Организация этого направления в Державин-
ском университете предопределена не только образовательными стандартами, но и программой «Приоритет-2030» и полностью обеспечена необходимыми ИКТ, предоставляющими: широкое усмотрение студентов при выборе своих проектов по типу (исследовательский, прикладной, сервисный), количеству участников и другим критериям; взаимодействие руководителя и исполнителей проекта по организационно-техническим и формальным вопросам в дистанционном формате; цифровые следы хода и результатов проектной деятельности.
Несмотря на интеграционные процессы, сближение законодательства Союзного государства Беларуси и России в сфере образования и науки далеко от завершения. В частности, вопросам правового регулирования организации двусторонних стажировок / повышений квалификаций следует уделить больше внимания ввиду элементарной терминологической путаницы, что не способствует прозрачному правоприменению.
Список источников
1. Абдалина Л.В., Зыков К.А. Цифровая девиация как феномен современного мира // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 85-95. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-4-85-95, https://elibrary.ru/lkpxtq
2. Загоскина И.В., Коротенко Т.Н. Особенности дистанционного обучения в вузе как вектор развития современного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 2. С. 51-59. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-51-59, https://elibrary.ru/tmzjau
3. Кочукова О.Н. Информационная модель показателей и уровней развития дивергентного мышления студентов вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 31-40. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-4-31-40
4. Ларионова Т.В., Филиппенко Л.К. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе начальной школы: воздействие на учащихся // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2022. Т. 21. № 1. С. 78-87. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-1-78-87
5. Титаренко Л.Г. Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза? // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2022. № 1. С. 33-41. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-1-33-41
6. Титаренко Л.Г. Адаптация к ускоренной цифровизации в условиях пандемии: сравнительное исследование систем высшего образования России и Беларуси // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 58-68. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-58-68, https://elibrary.ru/jxbvqk
7. Головенчик Г.Г.Современные тенденции цифрового реформирования образования // Цифровая трансформация. 2020. № 4. С 5-20. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-4-5-20, https://elib-rary.ru/tvwmlt
8. Лозицкий В.Л. Становление и эволюция институциональной модели университета 3.0 в эпоху цифровизации // Цифровая трансформация образования: сб. материалов 2 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.Б. Бельский. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. С. 290-293. https://elibrary.ru/yxngys
9. Храмцова Ф.И., Васильченко Н.В. Особенности цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-2 (44). С. 134-140. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10517, https://elibrary.ru/jmqekz
References
1. Abdalina L.V., Zykov K.A. (2022). Digital deviation as a modern world phenomenon. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal «Gaudeamus» = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 21, no. 4, pp. 85-95. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-4-85-95, https://elibrary.ru/lkpxtq
2. Zagoskina I.V., Korotenko T.N. (2022). Distance learning features in university as a vector of modern education development. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal «Gaudeamus» = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 21, no. 2, pp. 51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-51-59, https ://elibrary.ru/tmzj au
3. Kochukova O.N. (2022).Information model of development indicators and levels of divergent thinking among university students. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal «Gaudeamus» = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 21, no. 4, pp. 31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-4-31-40
4. Larionova T.V., Filippenko L.K. (2022). Information and communications technology in the educational process of primary school: impact on schoolchildren. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal «Gaudeamus» = Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 21, no. 1, pp. 78-87. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-1-78-87, https://elibrary.ru/ijwknn
5. Titarenko L.G. (2022). Digitalisation of learning: a driving force for higher education modernisation or a humanitarian threat? Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiya = Journal of the Belarusian State University. Sociology, no. 1, pp. 33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-1-33-41, https ://elibrary.ru/ggkhat
6. Titarenko L.G. (2022). Adaptation to accelerated digitalization in the context of a pandemic: comparative study of higher education systems in Russia and Belarus. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, vol. 31, no. 3, pp. 58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-58-68, https://elibrary.ru/jxbvqk
7. Golovenchik G.G. (2020). Current trends in digital education reform. Tsifrovaya transformatsiya = Digital Transformation, no. 4, pp. 5-20. (In Russ.) https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-4-5-20, https://elibrary.ru/tvwmlt
8. Lozitskii V.L. (2019). Stanovlenie i evolyutsiya institutsional'noi modeli universiteta 3.0 v epokhu tsifrovi-zatsii [Formation and evolution of the institutional model of the University 3.0 in the era of digitalization]. In: A.B. Belskii (executive ed.). Sbornik materialov 2 mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya» [Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference "Digital Transformation of Education"]. Minsk, The Main Information and Analytical Center of the Ministry of Education of the Republic of Belarus, pp. 290-293. (In Russ.) https://elibrary.ru/yxngys
9. Khramtsova F.I., Vasilchenko N.V. (2020). Features of digitalization of additional education of children and youth in the Republic of Belarus. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences, no. 5-2 (44), pp. 134-140. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10517, https://elibrary.ru/jmqekz
Информация об авторах
Андрияшко Марина Васильевна, кандидат юридических наук, PhD, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин и государственного управления, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь, https://or-cid.org/00-00-0003-2527-2224, ResearcherID: AAY-7168-2020, ScopusID: 57222323133, [email protected]
Information about the authors
Maryna V. Andryiashka, Cand. Sci. (Law), PhD, Associate Professor, Associate Professor of General Legal Disciplines and Public Administration Department, Baranovichi State University, Baranovichi, Republic of Belarus, https://orcid.org/0000-0003-2527-2224, ResearcherID: AAY-7168-2020, ScopusID: 57222323133,
Зелепукин Роман Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-0307-4385, SPIN-код: 1152-8939, Researcher ID: AAX-6885-2021, [email protected]
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 23.01.2023 Поступила после рецензирования 30.01.2023 Принята к публикации 03.02.2023
Roman V. Zelepukin, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of Constitutional and International Law Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/00-00-0002-0307-4385, SPIN-code: 1152-8939, Researcher ID: AAX-6885-2021, [email protected]
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
Received 23.01.2023 Approved 30.01.2023 Revised 03.02.2023