156
ИТО Марий Эл - 2009
Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя музыки
С.И. Мочалова ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский»
Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как грамзаписи крутили
И нотный стан по линиям вели.
Огромные возможности открыл для нас компьютер.
Учись и пробуй! Дерзай! Твори!
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности, поэтому весь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека -совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия. ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Использование их на уроках оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, качество знаний и кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, то есть становятся средством повышения эффективности обучения. В этом случае учителю необходимо сделать ИКТ новым средством художественно-творческого развития ребенка.
В своей практике мы широко используем компьютерные музыкальные программы, которые позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений в видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, биографий композиторов получили живой отклик у ребят. Интерактивные экскурсии с использованием программ «Энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку» и др. дают возможность детям увидеть и услышать звучание музыкальных инструментов, знакомят их с историческими памятниками древнего мира и современного искусства.
Задания с применением ИКТ носят на уроках музыки конкретный характер. Цель такой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, выделяя наиболее важное. Например, дети учатся находить в справочнике термины, исторические справки о происхождении музыкальных инструментов, биографические данные композиторов, исполнителей, учатся работать с каталогом. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Так мы получаем результат - самостоятельное выведение знаний. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаемся вывести детей на иной путь реализации практических навыков - творческий.
Часто содержимое учебных музыкальных CD-программ служит базой, на основе которого я, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, формируем собственные средства обучения, создаем собственные ЦОРы, составляем презентации и осуществляем образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки музыки. Это: небольшие web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству того или иного композитора или музыканта, а также электронные тесты-опросники по различным темам.
Наиболее часто используемым инструментом внедрения ИКТ является программа MS Power Point, которую также продуктивно и творчески используем на своих уроках. Одним из способов активизации познавательной деятельности является проведение уроков-презентаций. Урок или мероприятие, сопровождаемое презентацией, помогает учителю в комплексе решить триединую задачу: практическую, образовательную и воспитательную; оказывает большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Так, уроки-презентации широко используем:
- во время знакомства с творчеством того или иного композитора, музыканта, исполнителя;
- при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов.
Уроки-презентации позволяют повысить интерес школьников к изучению предмета музыки. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, для подготовки которой ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального твор -
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.
157
чества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (одно из требований: слайд должен быть красивым). В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. Совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
Кроме уроков, эффективно использование информационных технологий в проектной, исследовательской деятельности учителя и обучающихся. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки - это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель обязан использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания, граждан.
Литература
1. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Народное образование, 1998.
2. Пиличаускас, А. Познание музыки как воспитательная проблема / А. Пиличаускас. - М.: Мирос, 1992 г.
3. Селевко, П.К. Современные преподавательные технологии: учеб. пособие / П.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
Использование интерактивной доски Smart Board
в образовательном процессе
М.А. Мусинская ([email protected])
ГОУРМЭ «Гуманитарная гимназия "Синяя птица" имени Иштриковой Т.В.», г. Йошкар-Ола
В настоящее время, когда говорят об использовании новых информационных технологий в обучении, помимо программированного, имитационного обучения, виртуальных лабораторий, использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и др. подразумевают и интерактивное обучение. В школах появляется новое цифровое оборудование, и одним из последних современных цифровых устройств, использующихся в образовательном процессе, является электронная интерактивная доска.
Интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. В совокупности с персональным компьютером она дает новые возможности образовательному процессу.
Что такое интерактив? Интерактив - это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают учитель, ученик и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса.
При работе с коллективом обучающихся именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения за счет одновременной работы со всем коллективом в целом. Интерактивная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее.
Наибольшую популярность по использованию в образовательном процессе, из всех предлагаемых в настоящее время моделей, приобрела интерактивная доска Smart Board. Постараемся разобраться, почему именно эта модель стала столь популярна.
Во-первых, данная модель интерактивной доски сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Преимущества программы:
- простой и удобный русскоязычный интерфейс;
- программа работает с доской любой модели;
- в ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которую можно постоянно пополнять собственными материалами.
- она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на интерактивной доске;