Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникативных технологий как способ повышения творческой активности школьников на уроках музыки'

Применение информационно-коммуникативных технологий как способ повышения творческой активности школьников на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / CREATIVE PEDAGOGIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картамышева Екатерина Вячеславовна

Статья посвящена исследованию различий в преподавании музыки по традиционной системе и с помощью информационно-коммуникативных технологий. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что применение компьютерных технологий в музыкальном обучении является перспективным направлением музыкального развития школьников. Компьютерные технологии, по сравнению с традиционными методами обучения, являются наиболее продуктивными и мобильными. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс позволяет значительно повысить качество знаний школьников в области музыкального искусства, а эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе зависит от разработки, апробации и применения на практике широкого спектра новых музыкальных программ, научного обоснования теоретико-художественного и технически-информационного аспектов в процессе музыкального обучения и воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information and communication technologies in teaching music as an element of formation of professional competence of the teacher

The article is devoted to the use of information and communication technologies in teaching music. On the basis of the study, we have concluded that the use of computer technology in music education is a promising direction of development of the music students. Computer technology methods, compared to traditional teaching, are the most productive and mobile. The introduction of computer technologies in the educational process can significantly improve the quality of students ' knowledge in the field of musical art, and the effectiveness of informative-communicative technologies in the educational process depends on the development, testing and practical application of a wide range of new music programs, scientific substantiation of theoretical-artistic and technical information aspects in the process of musical training and education of pupils.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникативных технологий как способ повышения творческой активности школьников на уроках музыки»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 78: 004

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Мурманский государственный технический университет

evkartamysheva@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Статья посвящена исследованию различий в преподавании музыки по традиционной системе и с помощью информационно-коммуникативных технологий. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что применение компьютерных технологий в музыкальном обучении является перспективным направлением музыкального развития школьников. Компьютерные технологии, по сравнению с традиционными методами обучения, являются наиболее продуктивными и мобильными. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс позволяет значительно повысить качество знаний школьников в области музыкального искусства, а эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе зависит от разработки, апробации и применения на практике широкого спектра новых музыкальных программ, научного обоснования теоретикохудожественного и технически-информационного аспектов в процессе музыкального обучения и воспитания школьников.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, психология, педагогика, творческое педагогическое общение.

Начало XXI века характеризует общество как информационное, в котором осуществляется информатизация всех отраслей науки и образования. Информатизация общества связана, прежде всего, с развитием компьютерной техники, разнообразного программного обеспечения, глобальной сети Интернет, мультимедийных технологий.

Целью нашего исследования стало определение уровня различия усвоения теоретического и практического материала на уроках музыки по традиционной методике и с применением информационно-коммуникативных технологий.

Сотни ученых и педагогов исследуют пути повышения эффективности современного урока. В поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень главным следует признать необходимость создания условий включения школьников в активный, творческий процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности, что позволит преобразовать школьника из объекта обучения в субъект деятельности [4, с. 57]. Так каким должен быть урок XXI века? На сегодняшний день уже трудно представить современный урок без информационно-коммуникативных технологий. Учителя музыкального искусства, вооруженные современными компьютерными технологиями, учат учащихся решать определенную задачу путем исследовательских, поисковых, проблемных методов, самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей демонстрацией полученных результатов [2].

На своих уроках мы используем несколько приемов, которые помогают изучать и знакомиться с миром музыки интересно и эффективно.

Практический опыт показывает, что использование тестовых и творческих заданий является весьма эффективным видом оценки качества знаний школьников в области музыкального искус-

ства и повышает мотивацию к учебной деятельности на уроке.

Самое главное, о чем не следует забывать: положительные свойства новых информационных технологий обучения могут проявляться только тогда, когда они органично сочетаются с традиционными средствами, органично вписываются в существующие организационные формы обучения, дополняя систему средств обучения [5].

С помощью музыкальных энциклопедий «Шедевры музыки» школьники знакомятся с лучшими образцами классической музыки. Энциклопедия включает в себя: интерактивные рассказы о 80 шедеврах классической музыки, озвученные лекции, рассказывающие об эпохах и музыкальных жанрах, подробные биографические статьи о 40 композиторах, более 2000 статей, биографические справки о композиторах, музыкальных деятелях, исполнителях и дирижерах, словарь музыкальных терминов, образцы звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра, более 1000 уникальных иллюстраций, около 10 часов звукового сопровождения, около 10 минут видеофрагментов оперных и балетных спектаклей.

В энциклопедии «Музыкальные инструменты» содержатся шедевры мастеров со всего мира, начиная с древних времен и до нашего времени.

Энциклопедия «Классическая музыка» насчитывает около 1100 статей и более 200 изображений, 21 видео- и 170 аудиофрагментов общей продолжительностью около 5 часов, а также 11 тематических экскурсий. Энциклопедия включает четыре главы: «Статьи», «Экскурсии», «Хронология», «Викторина».

Также в профессиональной деятельности можно использовать различные видеоуроки, в частности «Академия занимательных искусств. Музыка», которая содержит более 70 уроков о музыкальном искусстве, музыкальных инструментах, происхож-

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Картамышева Е.В., 2015

Применение информационно-коммуникативных технологий как способ повышения творческой активности...

дении музыки, музыкальной грамоте, о творчестве некоторых композиторов и т. д.

Каждый урок музыки предполагает знакомство с музыкальными произведениями классической музыки, поэтому при изучении тем программы «Музыка» школьникам предлагается посмотреть видео, познакомиться со статьями о музыке, прослушать лекции, прослушать музыкальные номера, после чего они должны ответить на вопросы теста, и сделать краткое описание того или иного музыкального произведения, а также выразить свое отношение к этой музыке.

Исследование и изучение влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие творческого мышления школьников, и методика их использования была апробирована и проверена во время преподавания уроков музыки в МБОУ СОШ № 12.

Задачей исследования была проверка правильности утверждения того, что использование на уроках информационно-коммуникативных технологий позволяют сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Поскольку недостатком традиционного обучения является низкая динамика и частичное отсутствие элементов интерактивности и наглядности, мы предположили, что современные информаци-

онные технологии позволят нейтрализовать все эти недостатки. Кроме того, дидактические возможности информационно-коммуникативных технологий помогут учителю более полно осветить материал темы урока, а в школьниках раскрыть творческий потенциал и развить творческое мышление [1].

В ходе работы мы предположили, что применение информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки обучающихся будут эффективным средством достижения учебно-воспитательной цели.

Предлагаем свой взгляд на применение информационных технологий на разных этапах урока (табл. 1).

В исследовании приняли участие 325 школьников 7-14 лет. Было проведено 10 уроков музыки с использованием информационно-коммуникативных технологий, и 10 уроков по традиционной методике (табл. 2).

Полученные результаты уровня знаний представлены в таблице 3.

Для выявления различий в уровне знаний преподавания по традиционной системе и с использованием информационо-коммуникативных технологий использовался статистический t-критерий Стьюдента.

Таблица 1

Применение информационных технологий на разных этапах урока

Этап проверки домашнего задания Этап изучения нового материала Этап закрепления знаний

Т естирование учащихся по теме Просмотр нового материала на электронном носителе Создание тестовых заданий и их выполнения

Создание учениками кроссвордов, их показ и решения на уроке другими учениками Просмотр электронной наглядности и обсуждение Тестирование по теме на электронном носителе. Выявление ошибок и их устранение

Презентация материала, обработанного самостоятельно отдельными учащимися дома Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций, подготовленных учителем или учениками. Работа с модулями. Презентация результатов деятельности (индивидуальной или групповой)

Таблица 2

Различия в уроках с использованием традиционных методов и информационно-коммуникативных технологий

Т радиционные методы Материал излагался с применением ИКТ

Для объяснения нового материала были использованы следующие средства:

Тетрадь, учебник, фотографии композиторов и другие иллюстрации, фортепиано Компьютер, проектор, мультимедийная доска.

В ходе преподавания было заметно:

Низкая заинтересованность изучения музыки по традиционной методике ИКТ явно заинтересовали и побудили своей новизной обучения и усвоения знаний у учащихся

Результаты исследования подтвердили предположение, и были довольно предсказуемыми. При контрольном опросе изученного материала, и во время практической работы ученики, в которых обучение проходило

По традиционной методике, с большими трудностями вспоминали тематику прошлого урока, и в основном только с помощью конспекта и ранее приобретенных в жизненном опыте знаний смогли справиться с поставленными вопросами. С помощью ИКТ не только положительно влияют на процесс усвоения учебного материала, но и способствуют заинтересованности учащихся не только к предмету, и к обучению в целом. Дети быстро ориентировались в теме прошлого урока, и смогли ответить на вопросы учителя.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

155

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Результаты уровня знаний (в %)

Таблица 3

Традиционные методы Материал излагался с применением ИКТ

Уровень теоретических знаний 70,56 91,20

Уровень усвоения материала по слушанию музыки 71,12 92,16

Уровень певческих навыков 69,38 89,60

Написание музыкальной викторины 77,56 93,12

Проверочные работы 79,95 92,00

Средний % успеваемости 73,71 91,62

В результате было доказано, что применение компьютерных технологий в музыкальном обучении является перспективным направлением художественно-творческого развития школьников, а внедрение компьютерных технологий в учебный процесс позволит значительно повысить качество музыкально-художественных знаний на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Эффективность же функционирования компьютерных технологий в системе музыкального образования зависит от разработки, апробации и применения на практике широкого спектра новых музыкальных программ, научного обоснования теоретикохудожественного и технически информационного аспектов в процессе музыкального обучения и воспитания школьников. Результаты показали, что использование информационно-коммуникационных технологий не только оказывает положительное влияние на процесс усвоения учебного материала, но побуждают интерес у учащихся к предмету и обучения в целом [3].

Таким образом, использование в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий создает благоприятные условия для развития познавательного интереса учащихся, повышения

качества знаний, разнообразия и насыщения процесса обучения, существенно повышает мотивацию, помогает раскрыть творческие способности учащихся.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 192 с.

2. Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 96 с.

3. Селевко В.Г. Современные информационнотехнические средства в школе. - М.: Народное образование, 2002. - 48 с.

4. Шиян Н.В. Педагогические возможности совершенствования физического образования на современном этапе развития российского общества. - Мурманск: МГГУ, 2012. - 163.

5. Якимов В.Г. Исследование уровня сформи-рованности компетенции полипрофессионального ориентирования школьников // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013 - Т. 19. - № 1. - С. 3-6.

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.