ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 78: 004
Картамышева Екатерина Вячеславовна
Мурманский государственный технический университет
evkartamysheva@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Статья посвящена исследованию различий в преподавании музыки по традиционной системе и с помощью информационно-коммуникативных технологий. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что применение компьютерных технологий в музыкальном обучении является перспективным направлением музыкального развития школьников. Компьютерные технологии, по сравнению с традиционными методами обучения, являются наиболее продуктивными и мобильными. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс позволяет значительно повысить качество знаний школьников в области музыкального искусства, а эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе зависит от разработки, апробации и применения на практике широкого спектра новых музыкальных программ, научного обоснования теоретикохудожественного и технически-информационного аспектов в процессе музыкального обучения и воспитания школьников.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, психология, педагогика, творческое педагогическое общение.
Начало XXI века характеризует общество как информационное, в котором осуществляется информатизация всех отраслей науки и образования. Информатизация общества связана, прежде всего, с развитием компьютерной техники, разнообразного программного обеспечения, глобальной сети Интернет, мультимедийных технологий.
Целью нашего исследования стало определение уровня различия усвоения теоретического и практического материала на уроках музыки по традиционной методике и с применением информационно-коммуникативных технологий.
Сотни ученых и педагогов исследуют пути повышения эффективности современного урока. В поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень главным следует признать необходимость создания условий включения школьников в активный, творческий процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности, что позволит преобразовать школьника из объекта обучения в субъект деятельности [4, с. 57]. Так каким должен быть урок XXI века? На сегодняшний день уже трудно представить современный урок без информационно-коммуникативных технологий. Учителя музыкального искусства, вооруженные современными компьютерными технологиями, учат учащихся решать определенную задачу путем исследовательских, поисковых, проблемных методов, самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей демонстрацией полученных результатов [2].
На своих уроках мы используем несколько приемов, которые помогают изучать и знакомиться с миром музыки интересно и эффективно.
Практический опыт показывает, что использование тестовых и творческих заданий является весьма эффективным видом оценки качества знаний школьников в области музыкального искус-
ства и повышает мотивацию к учебной деятельности на уроке.
Самое главное, о чем не следует забывать: положительные свойства новых информационных технологий обучения могут проявляться только тогда, когда они органично сочетаются с традиционными средствами, органично вписываются в существующие организационные формы обучения, дополняя систему средств обучения [5].
С помощью музыкальных энциклопедий «Шедевры музыки» школьники знакомятся с лучшими образцами классической музыки. Энциклопедия включает в себя: интерактивные рассказы о 80 шедеврах классической музыки, озвученные лекции, рассказывающие об эпохах и музыкальных жанрах, подробные биографические статьи о 40 композиторах, более 2000 статей, биографические справки о композиторах, музыкальных деятелях, исполнителях и дирижерах, словарь музыкальных терминов, образцы звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра, более 1000 уникальных иллюстраций, около 10 часов звукового сопровождения, около 10 минут видеофрагментов оперных и балетных спектаклей.
В энциклопедии «Музыкальные инструменты» содержатся шедевры мастеров со всего мира, начиная с древних времен и до нашего времени.
Энциклопедия «Классическая музыка» насчитывает около 1100 статей и более 200 изображений, 21 видео- и 170 аудиофрагментов общей продолжительностью около 5 часов, а также 11 тематических экскурсий. Энциклопедия включает четыре главы: «Статьи», «Экскурсии», «Хронология», «Викторина».
Также в профессиональной деятельности можно использовать различные видеоуроки, в частности «Академия занимательных искусств. Музыка», которая содержит более 70 уроков о музыкальном искусстве, музыкальных инструментах, происхож-
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Картамышева Е.В., 2015
Применение информационно-коммуникативных технологий как способ повышения творческой активности...
дении музыки, музыкальной грамоте, о творчестве некоторых композиторов и т. д.
Каждый урок музыки предполагает знакомство с музыкальными произведениями классической музыки, поэтому при изучении тем программы «Музыка» школьникам предлагается посмотреть видео, познакомиться со статьями о музыке, прослушать лекции, прослушать музыкальные номера, после чего они должны ответить на вопросы теста, и сделать краткое описание того или иного музыкального произведения, а также выразить свое отношение к этой музыке.
Исследование и изучение влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие творческого мышления школьников, и методика их использования была апробирована и проверена во время преподавания уроков музыки в МБОУ СОШ № 12.
Задачей исследования была проверка правильности утверждения того, что использование на уроках информационно-коммуникативных технологий позволяют сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.
Поскольку недостатком традиционного обучения является низкая динамика и частичное отсутствие элементов интерактивности и наглядности, мы предположили, что современные информаци-
онные технологии позволят нейтрализовать все эти недостатки. Кроме того, дидактические возможности информационно-коммуникативных технологий помогут учителю более полно осветить материал темы урока, а в школьниках раскрыть творческий потенциал и развить творческое мышление [1].
В ходе работы мы предположили, что применение информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки обучающихся будут эффективным средством достижения учебно-воспитательной цели.
Предлагаем свой взгляд на применение информационных технологий на разных этапах урока (табл. 1).
В исследовании приняли участие 325 школьников 7-14 лет. Было проведено 10 уроков музыки с использованием информационно-коммуникативных технологий, и 10 уроков по традиционной методике (табл. 2).
Полученные результаты уровня знаний представлены в таблице 3.
Для выявления различий в уровне знаний преподавания по традиционной системе и с использованием информационо-коммуникативных технологий использовался статистический t-критерий Стьюдента.
Таблица 1
Применение информационных технологий на разных этапах урока
Этап проверки домашнего задания Этап изучения нового материала Этап закрепления знаний
Т естирование учащихся по теме Просмотр нового материала на электронном носителе Создание тестовых заданий и их выполнения
Создание учениками кроссвордов, их показ и решения на уроке другими учениками Просмотр электронной наглядности и обсуждение Тестирование по теме на электронном носителе. Выявление ошибок и их устранение
Презентация материала, обработанного самостоятельно отдельными учащимися дома Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций, подготовленных учителем или учениками. Работа с модулями. Презентация результатов деятельности (индивидуальной или групповой)
Таблица 2
Различия в уроках с использованием традиционных методов и информационно-коммуникативных технологий
Т радиционные методы Материал излагался с применением ИКТ
Для объяснения нового материала были использованы следующие средства:
Тетрадь, учебник, фотографии композиторов и другие иллюстрации, фортепиано Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
В ходе преподавания было заметно:
Низкая заинтересованность изучения музыки по традиционной методике ИКТ явно заинтересовали и побудили своей новизной обучения и усвоения знаний у учащихся
Результаты исследования подтвердили предположение, и были довольно предсказуемыми. При контрольном опросе изученного материала, и во время практической работы ученики, в которых обучение проходило
По традиционной методике, с большими трудностями вспоминали тематику прошлого урока, и в основном только с помощью конспекта и ранее приобретенных в жизненном опыте знаний смогли справиться с поставленными вопросами. С помощью ИКТ не только положительно влияют на процесс усвоения учебного материала, но и способствуют заинтересованности учащихся не только к предмету, и к обучению в целом. Дети быстро ориентировались в теме прошлого урока, и смогли ответить на вопросы учителя.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
155
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Результаты уровня знаний (в %)
Таблица 3
Традиционные методы Материал излагался с применением ИКТ
Уровень теоретических знаний 70,56 91,20
Уровень усвоения материала по слушанию музыки 71,12 92,16
Уровень певческих навыков 69,38 89,60
Написание музыкальной викторины 77,56 93,12
Проверочные работы 79,95 92,00
Средний % успеваемости 73,71 91,62
В результате было доказано, что применение компьютерных технологий в музыкальном обучении является перспективным направлением художественно-творческого развития школьников, а внедрение компьютерных технологий в учебный процесс позволит значительно повысить качество музыкально-художественных знаний на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Эффективность же функционирования компьютерных технологий в системе музыкального образования зависит от разработки, апробации и применения на практике широкого спектра новых музыкальных программ, научного обоснования теоретикохудожественного и технически информационного аспектов в процессе музыкального обучения и воспитания школьников. Результаты показали, что использование информационно-коммуникационных технологий не только оказывает положительное влияние на процесс усвоения учебного материала, но побуждают интерес у учащихся к предмету и обучения в целом [3].
Таким образом, использование в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий создает благоприятные условия для развития познавательного интереса учащихся, повышения
качества знаний, разнообразия и насыщения процесса обучения, существенно повышает мотивацию, помогает раскрыть творческие способности учащихся.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 192 с.
2. Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 96 с.
3. Селевко В.Г. Современные информационнотехнические средства в школе. - М.: Народное образование, 2002. - 48 с.
4. Шиян Н.В. Педагогические возможности совершенствования физического образования на современном этапе развития российского общества. - Мурманск: МГГУ, 2012. - 163.
5. Якимов В.Г. Исследование уровня сформи-рованности компетенции полипрофессионального ориентирования школьников // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013 - Т. 19. - № 1. - С. 3-6.
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21