УДК 328.18 DOI 10.12737/4173
Получено 29.01.2014 Одобрено 24.02.2014 Опубликовано 16.06.2014
Сороко А.В.
д-р экон. наук, директор Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации, г. Москва
e-mail: elmitr@mail.ru
Мнформационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения эффективности государственного управления: зарубежный и отечественный опыт
Аннотация
В статье рассмотрена лучшая зарубежная практика создания специализированных информационных ресурсов, на которых размещаются сведения по различным аспектам государственной службы, показан опыт Италии, Канады, Сингапура, Норвегии, Бразилии, США, Великобритании, Индии, Финляндии. Представлены результаты работы по подготовке к созданию на базе Портала единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы России.
Ключевые слова:
государственный гражданский служащий, государственный орган, эффективность государственного управления, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство, портал, сайт, интернет-ресурс, информационное общество.
Soroko A.V.
Doctor of Economics, Director of the Department of Civil Service and Personnel of the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: elmitr@mail.ru
Information and Communication Technologies as the Tool of Increase of Efficiency of Public Administration: International and National Experience
Abstract
The best foreign practice related to creation of specialized information resources, on which data on public service's various aspects are allocated, is considered, experiment of Italy, Canada, Singapore, Norway, Brazil, USA, Great Britain, India, Finland is shown. Results of work on preparation to creation on a Portal basis a uniform information system of Russia's civil service human resource management have been presented.
Keywords:
civil servant, state body, government efficiency, information and communication technologies, e-government, portal, website, Internet-resource, information society.
Ключевым направлением повышения эффективности функционирования системы государственного управления сегодня признается активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. При этом основное внимание уделяется таким важным проблемным направлениям, как внедрение межведомственного и внутриведомственного электронного документооборота, переход на оказание государственных услуг в электронной форме и др. в то же время не менее значимым направлением является совершенствование системы государственной службы на основе использования информационно-коммуникационных технологий [5].
в большинстве зарубежных стран созданы специализированные информационные ресурсы, на которых размещаются сведения по различным аспектам государственной службы.
1. например, в Итальянской республике работу по созданию электронного правительства курирует министерство государственного управления. в 2012 г. министерством была запущена трехлетняя программа «прозрачности и справедливости», которая предусматривает сбор и публикацию в сети Интернет данных о деятельности органов государственного управления и информации относительно госслужащих.
в соответствии с программой министерство занимается сбором и периодической публикацией на
сайте правительства Италии в разделе «транспарентность» следующих данных:
• информация о государственных тендерах и подписанных контрактах (обновляется ежемесячно);
• сведения о выполнении ежегодной директивы о государственном администрировании (обновляются ежегодно);
• сведения о работе консультантов и экспертов, привлекаемых государственными органами (обновляются ежеквартально);
• реестр получателей государственной помощи (обновляется ежегодно);
• заработная плата руководящих кадров (обновляется в соответствии с подписанными контрактами);
• биографическая информация, заработная плата, сведения о компенсациях для лиц, занимающих должности в сфере государственного управления (обновляются ежегодно);
• оплачиваемые и неоплачиваемые должности для госслужащих и частных лиц (обновляются ежемесячно);
• объявления о конкурсах на замещение должностей госслужащих (обновляются ежегодно);
• заявки на участие в конкурсах (обновляется ежегодно);
• кодекс поведения госслужащего (обновляется в случае изменения);
• дисциплинарный кодекс для госслужащих (обновляется в случае изменения);
• список функционирующих электронных почтовых адресов (обновляется ежегодно);
• система оценки госслужащих (обновляется в случае изменения);
• предварительные показатели выполнения государственного бюджета в части, касающейся государственного управления (обновляется ежегодно).
2. Федеральная исполнительная власть Канады уделяет большое внимание реализации программы «электронного правительства». Эффективный диалог власти и населения обеспечивается во многом благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, предоставлению официальной информации через web-каналы, а также оказанию широкого спектра услуг в режиме on-line. Федеральный портал по оказанию электронных услуг «Government On-line» (www.canada.gc.ca запущен в 2005 г.) в настоящее время охватывает 30 министерств и агентств и обеспечивает предоставление 150 различных видов услуг гражданам и коммерческим компаниям Канады.
в контексте реализации мер по укреплению государственного сектора с помощью повышения прозрачности и контроля исполнения государственных услуг правительство Канады предложило так называемое проактивное раскрытие информации, т.е. размещение информации непубличного пользования, но имеющей общественное значение. например, на сайте канадского Казначейства публикуются сведения о расходах на поездки и торжественные приемы чиновников, о контрактах свыше 10 тыс. долл. Канады, заключаемых с частными фирмами, выделении грантов и премий, переаттестации чиновников, результатах внутренних расследований в отношении отдельных государственных гражданских служащих и т.д.
3. Информационно-коммуникационные технологии широко применяются на государственной службе в Сингапуре. на информационном интернет-портале правительства www.gov.sg содержатся ссылки на сайты всех министерств и ведомств, а также информация обо всех госслужащих (имена, должности, телефон и электронная почта). Имеются специальные сайты для взаимодействия с правительством для граждан и бизнеса. в министерствах и государственных агентствах используется внутренняя сеть, через которую госслужащие могут получать информацию по зарплате, медицинским и прочим выплатам, подать заявление об уходе в отпуск, зарегистрироваться на курсы повышения квалификации и т.д. Учитывая, что в целом бумажный документооборот в системе государственных (включая судебные) учреждений Сингапура сведен практически к нулю, сведения ограниченного доступа о госслужащих также хранятся и передаются в электронном виде.
4. Единым информационным порталом о государственной службе является сайт правительства норвегии regjeringen.no, объединяющий интернет-страницы всех министерств. С портала возможен переход на страницы всех подведомственных госструктур более низкого уровня, он содержит сведения об организации системы центральных органов власти, новости и официальные пресс-релизы министерств, биографическую и контактную информацию политического и административного руководства (министры, статс-секретари, политические советники, главы департаментов министерств), базу данных о вакантных должностях. Списки госслужащих и данные об их заработной плате в свободном доступе не публикуются.
ведомственные документы, переписка, информация о контактах чиновников, субстантивных
электронных сообщениях, запросах могут быть размещены в доступной для всех электронной базе на сайте www.oep.no. В базе данных имеются только названия документов, доступ к ним можно получить бесплатно (можно, правда, столкнуться с отказом, если будет сочтено, что информация носит слишком «чувствительный» характер), не указывая целей получения информации и своего имени, заказав копию любого из них по достаточно простой процедуре, заполнив электронную форму, которая далее перенаправляется в организацию, к чьему ведению относится вопрос. На практике, правда, пока в этой базе данных размещаются далеко не все документы.
5. В единой информационной системе Турции содержатся следующие данные о государственных служащих: анкетные данные, сведения об образовании, профессиональной деятельности, профессиональном обучении и переподготовке, воинской службе, соцстраховании, финансовом положении, в том числе о банковских счетах, и др. Наличие центра персональной информации позволяет оперативно решать технические вопросы, связанные с кадровой работой, прогнозировать и предпринимать превентивные меры, в том числе в вопросах новых назначений, ротации, определения кадровых ресурсов и потребностей и т.п. Кроме того, подобные системы направлены на упрощение технических процедур, связанных со служебной деятельностью (оформление командировки, перевод на другую должность, перевод в другое ведомство, реализация социальных гарантий и т.д.). Так, сведения о госслужащих в базе данных государственного Агентства социального обеспечения позволяют оформить онлайн выход на пенсию госслужащего в течение одного дня.
6. Основным интернет-ресурсом для государственных служащих Бразилии является портал (www. servidor.gov.br), содержащий такие разделы, как информация об организационной структуре и истории становления государственной службы в стране, данные о публичных вступительных испытаниях и результатов конкурсов на замещение государственных должностей, нормативные правовые акты, регулирующие сферу государственной службы, а также новости и публикации. Следует отметить, что на сайте размещается электронная версия периодического издания «Журнал государственной службы».
Вместе с тем в отдельных странах единый информационный ресурс в сфере государственной службы отсутствует, при этом основная информация и сервисы все равно доступны в электронном виде.
1. Наиболее исчерпывающая информация о государственной службе США размещена на веб-сайте Управления кадровой службы (УКС) — www.opm. gov. Для кандидатов на госслужбу действует официальный правительственный портал www.usajobs.gov, позволяющий найти подходящую вакансию и подать заявление о приеме на работу. Чтобы заполнить электронное заявление о приеме на работу, заинтересованное лицо должно зарегистрироваться на веб-сайте. В дальнейшем оно может проверять статус своего заявления в режиме онлайн. УКС также запустило специальный сайт, посвященный реформе системы найма на работу госслужащих www.opm. gov/HiringReform/Index.aspx. Оно же администрирует сайт в помощь кадровикам—wwwUSATOBSRecruit gov.
2. В Великобритании также серьезную ставку делают на внедрение новых телекоммуникационных технологий. Так, разработан отдельный портал Службы предоставления электронных госуслуг (www. digital.cabinetoffice.gov.uk), на сайте Государственной службы Ее Величества (www.civilservice.gov.uk) размещен раздел вакансий, через который любой гражданин Великобритании, зарегистрировавшийся на сайте, может получить полную информацию об имеющихся вакансиях в органах исполнительной власти и подать заявку на конкурс.
3. Электронное взаимодействие госслужащих, компаний и граждан в Финляндии обеспечивается рядом программ: программа действий по электронным услугам и демократии SADe обеспечивает предоставление полного комплекса услуг гражданам, компаниям и властям, Народный деловой портал — взаимодействие граждан и госслужащих, TYVI — обмен данными между компаниями и госслужащими. Посредством службы по набору персонала «Хели» государственные организации могут информировать граждан о вакансиях и рассматривать заявки, а граждане — напрямую в электронной форме направлять заявки на замещение вакансий в госучреждениях.
Единая государственная интеграционная служба VIA задумана как способ передачи данных как в рамках одной, так и нескольких госорганизаций и облегчения таким образом обмена информацией. Использование этой службы является предпосылкой к переходу на иные информационные службы, например, Народный деловой портал и «Киеку». Проект «Киеку» призван унифицировать процедуры, процессы и ИС государственного управления в области финансов и кадров. Постепенный переход к использованию «Киеку» в государственном управлении запланирован в период 2012—2016 гг.
Ежемесячно госучреждения направляют сведения о кадровом составе, зарплатах и расходах на персонал в электронную систему Tahti, поддерживающую на основе этой информации статистическую базу данных о госслужащих и содействующую таким образом бюджетному и кадровому планированию и управлению персоналом.
4. в Индии не существует единого открытого информационного портала о государственной службе, который охватывал бы все ее аспекты. например, информацию о процедурах приема на работу в госорганы можно найти на сайте госслужбы Индии, сведения по подготовке кадров — на сайте министерства кадров, жалобы граждан и информацию о пенсиях на сайте Союзной комиссии по вопросам государственной службы.
5. Единой информационной системы о государственной службе в Южной Корее также не существует. Информация о перечне автоматизированных кадровых процедур, равно как и сведения о госслужащих, которые хранятся и передаются в электронном виде, не доступны иностранным гражданам. вместе с тем налажена стабильно действующая система «обратной связи» с населением в целях пресечения антикоррупционной деятельности госслужащих. Те, кому стало известно об акте коррупции, могут сообщить о нем властям в любое время лично, по почте, телефону или на веб-сайте, в том числе анонимно.
в россии также накоплен определенный опыт использования информационных технологий в кадровой работе государственных органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов российской Федерации. в государственных органах субъектов российской Федерации используется различное программное обеспечение, помогающее в организации и осуществлении кадровой работы. Это, например, программы, используемые для упорядочения процессов выплаты государственным служащим заработной платы, ведения соответствующего бухгалтерского учета, создания и ведения специализированных баз данных (в первую очередь реестров государственных служащих). Данные программные комплексы нередко не являются специализированными, кроме того следует отметить, что в различных государственных органах и регионах используются различные программы. в качестве примеров наиболее распространенного программного обеспечения, используемого в субъектах российской Федерации, можно привести программные комплексы «ПАрУС» и «1С».
в части внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов го-
сударственной власти федерального уровня также достигнуты значительные результаты. Так, на протяжении последних пяти лет правительством российской Федерации в рамках создания информационного ресурса «Федеральный портал управленческих кадров» проводится работа по обеспечению эффективного функционирования системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на государственной гражданской службе российской Федерации, в целом — по повышению открытости гражданской службы. С учетом требований законодательства по защите персональных данных доступом к Порталу с использованием средств криптошифрования обеспечены около 8 тыс. сотрудников кадровых подразделений из 69 федеральных органов исполнительной власти (центральные аппараты и территориальные органы) и 83 органов исполнительной власти субъектов российской Федерации. Одним из важнейших итогов этой работы можно считать закрепление за Федеральным порталом управленческих кадров (далее — Портал) статуса федеральной государственной информационной системы (постановление Правительства российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 149) [2].
Структура Портала представляет собой набор различных сервисов, интегрированных в открытую и закрытую части Портала. Основной задачей открытой части Портала является обеспечение доступа к информации о государственной гражданской службе в российской Федерации и вакантных должностях, имеющихся в штатном расписании участников информационного взаимодействия. Основной задачей закрытой части Портала является информационное обеспечение формирования федерального резерва управленческих кадров, профессиональной подготовки и переподготовки лиц, включенных в него, принятия организационно-управленческих решений по кадровым вопросам.
в целях дальнейшего повышения информационной открытости гражданской службы Правительством российской Федерации внесен Федеральный закон, закрепляющий Портал в качестве единого и достоверного источника информации обо всех вакансиях государственной гражданской службы российской Федерации (одобрен 18 декабря 2013 г. Советом Федерации Федерального Собрания российской Федерации в первом чтении) [1, 3]. Эта инициатива прошла апробацию в реальном режиме времени — с момента начала работы на этом направлении, т.е. с октября 2009 г., в базе данных Портала по состоянию на октябрь 2013 г. содержит-
ся информация более чем о 75 тыс. вакансий государственных органов федерального и регионального уровней власти, при этом по 3,5 тыс. в настоящее время проводится прием документов. Кроме того, на данный момент в базе данных Портала размещено порядка 80 тыс. анкет граждан, желающих поступить на гражданскую службу. За весь период работы Портала порядка 18 тыс. человек приглашены принять участие в конкурсах на замещение вакантных должностей гражданской службы. При этом около 3 тыс. человек получили назначения. Динамика основных показателей использования сервисов Портала свидетельствует о его восстребован-ности и росте интереса среди пользователей.
Принимая во внимание положительный опыт, накопленный при создании и развитии Портала, и одновременно в целях автоматизации кадровой деятельности на гражданской службе минкомсвя-зью россии совместно с минтруда россии в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 гг.)» [4] проводятся работы по подготовке к созданию на базе Портала единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы (далее — Система).
В сложившейся ситуации Система должна позволить сформировать эффективную модель управления гражданской службой и повысить результативность кадровой работы в государственных органах, включая:
• внедрение механизмов стратегического планирования на гражданской службе;
• создание единой сети рабочих мест сотрудников кадровых служб государственных органов, взаи-
модействующих с гражданами, в рамках осуществления функций кадровой работы;
• повышение качества и совершенствование процедур кадровой работы в государственных органах — переход от кадрового делопроизводства к современному управлению персоналом на гражданской службе;
• осуществление контроля за соблюдением законодательства на гражданской службе, в том числе в сфере противодействия коррупции;
• сокращение сроков принятия и оформления кадровых решений;
• оптимизацию численности кадровых подразделений государственных органов;
• расширение дистанционных форм работы (тестирование, передача копий документов, межведомственное взаимодействие);
• сокращение расходов на управленческие функции государственных органов.
В результате будет создано и технически обеспечено единое информационное пространство в сфере государственного управления, структурированное по основным элементам кадровой работы, в том числе таким актуальным, как ротация и перемещение по должностям гражданской службы, профилактика коррупционных и иных правонарушений, мониторинг и контроль за соблюдением законодательства о гражданской службе. Учитывая, что развитие государственной гражданской службы и повышение эффективности деятельности органов государственной власти является одним из приоритетов Правительства российской Федерации, запуск пилотной версии Системы был осуществлен в конце 2013 г.
Литература
1. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № Збб-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://iv2.garant.ru/ SESSION/PILOT/main.htm
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 149 «О федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал управленческих кадров"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070714/ (дата обращения 12.01.2013).
References
1. Federal'nyy zakon ot 21 dekabrya 2013 g. № 366-FZ «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 14 Federal'nogo zakona "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti sudov v Rossiyskoy Federatsii" i stat'yu 13 Federal'nogo zakona "Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti gosudarst-vennykh organov i organov mestnogo samoupravleniya"» [Federal law dated 21 December 2013 № 366-FZ «On amendments to article 14 of the Federal law "On ensuring access to information on the activities of courts in the Russian Federation" and to article 13 of the Federal law "On ensuring access to information about activity of state bodies and bodies of local self"»]. Available at: http://iv2.garant. ru/SESSION/PILOT/main.htm
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 marta 2011 g. № 149«O federal'noy gosudarstvennoy informatsion-noy sisteme "Federal'nyy portal upravlencheskikh kadrov"»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1293 «О федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" и о создании на ее базе пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=156831 (дата об-ращения 12.01.2013).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (ред. от 26 декабря 2013 г.) «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011—2020 годы)"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=157067 (дата об-ращения 12.01.2013).
5. Управление персоналом: учебник / под ред. А.И. Тур-чинова. М.: Изд-во РАГС, 2008. 488 с.
[Russian Federation Government resolution dated March 4, 2011 № 149 «On the Federal public information system "Federal management portal"»] (in Russian).
3. Resolution of the Government of the Russian Federation from December 26, 2013 no.1293 «On the Federal public information system "Federal portal of state service and management training" and creation on its basis of a pilot version of a uniform information system for personnel of state civil service of the Russian Federation». Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=156831 (Accessed 12 January 2013).
4. Decree of the RF Government from 20.10.2010 N 1815-R (as amended on 26.12.2013) «On the state program of the Russian Federation "Information society (2011—2020)"». Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=157067 (Accessed 12 January 2013).
5. Turchinova A.I. Upravlenie personalom [Personnel management]. Moscow, Russian Academy of Public Service Publ., 2008. 488 p.