Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕР / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микляев Д. А., Егорова Е. И.

Рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной системе образования Российской Федерации. Главная цель исследования - анализ возможностей, которые дают информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. В рамках представленной работы установлено, как названные технологии влияют на качество образования. Определены новые программы, адекватные современным потребностям системы образования. Обзорно рассмотрены научные подходы к использованию ИКТ в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микляев Д. А., Егорова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS STAGES IN THE DEVELOPMENT OF MODERN LEARNING PROJECTS

The paper considers the issues of the use of information and communication technologies (ICT) in the modern education system of the Russian Federation. The main purpose of the study is to analyze the opportunities that information and communication technologies provide in the educational process. Within the framework of the presented work, it is established how these technologies affect the quality of education. New programs have been identified that are adequate to the modern needs of the education system. Scientific approaches to the use of ICT in education are reviewed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ»

Молодой исследователь Дона

УДК 371.1

№3(36) 2022

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ

Д. А. Микляев, Е. И. Егорова

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной системе образования Российской Федерации. Главная цель исследования — анализ возможностей, которые дают информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. В рамках представленной работы установлено, как названные технологии влияют на качество образования. Определены новые программы, адекватные современным потребностям системы образования. Обзорно рассмотрены научные подходы к использованию ИКТ в образовании.

Ключевые слова: образование, информатизация, компьютер, информационно-коммуникационные технологии.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS STAGES IN THE DEVELOPMENT OF MODERN LEARNING PROJECTS

D. A. Miklayev E. I. Egorova

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The paper considers the issues of the use of information and communication technologies (ICT) in the modern education system of the Russian Federation. The main purpose of the study is to analyze the opportunities that information and communication technologies provide in the educational process. Within the framework of the presented work, it is established how these technologies affect the quality of education. New programs have been identified that are adequate to the modern needs of the education system. Scientific approaches to the use of ICT in education are reviewed.

Keywords: education, informatization, computer, information and communication technologies.

Введение. Постоянно расширяются возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Здесь ИКТ задействуют как средства коммуникации, просвещения, повышения мотивации обучающихся, возможностей для дистанционного взаимодействия. Несмотря на имеющееся цифровое неравенство, ИКТ постепенно осваиваются даже в небольших населенных пунктах. Этому, в частности, способствует национальная стратегия цифровизации, развитие образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Благодаря ИКТ образование получает новые возможности. В современных дошкольных учреждениях, средних школах, техникумах и вузах появляются быстрый доступ к информации, новые формы занятий, развивается дистанционное образование.

Основная часть. Вследствие развития современных компьютерных технологий образовательный процесс обновляется, растет оперативность взаимодействий, открывается доступ к большим объемам информации. Специфические приемы и специальный контент обеспечивают повышение интереса к учебному процессу. В целом, актуальный инструментарий может способствовать росту успеваемости. Стоит уточнить, что ИКТ-компетенции необходимы не

Молодой исследователь Дона IfHfjJJ №3(36) 2022

только преподавателю, но и всему современному обществу. Для ряда образовательных задач мобильного интернета недостаточно. Нужны компьютеры на микропроцессорной архитектуре, инновационный софт, интерактивные доски, проекторы, звуковая аппаратура, больше образовательных фильмов и видео [1, 2].

ИКТ-компетенции педагога особенно актуальны в условиях дистанционного образования. Практика работы в период пандемии новой коронавирусной инфекции показала востребованность определенных инструментов онлайн-платформ. В первую очередь стоит назвать мультиканальность, интерактивность, разноуровневый контроль, возможность одновременных многочисленных вопросов и комментариев.

Наиболее полно описанные выше функции демонстрирует платформа «Зум» (Zoom). Ее потенциал с точки зрения реализации ИКТ-компетенций педагога хорошо описывают представленные ниже особенности.

- Возможность создавать видеоконференции, проводить занятия в онлайн-формате и обмениваться сообщениями в чате.

- Функция «сессионные залы» создает для конференции комнаты обсуждения, в которых можно проводить парную или групповую работу.

Zoom оптимальна для дистанционного образования. К тому же она позволяет непрерывно развивать общепользовательские и общепедагогические ИКТ-компетенции, а при необходимости — проводить онлайн-занятия, минимально отличающиеся от традиционных офлайн-уроков.

Активное внедрение в образовательную практику цифровых инструментов генерирует риски, обусловленные вопросами кибербезопасности. В современных реалиях нужно вводить соответствующую дисциплину во всех образовательных учреждениях, разрабатывать новые технологии преподавания кибербезопасности. Авторы представленной работы полагают, что на государственном уровне следует создать образовательную программу по безопасному поведению в интернете. В этой связи нужно вести профильную подготовку преподавательского состава. Причем одной теории недостаточно. Нужно создавать специализированные приложения, разбирать примеры из практики.

Известно, что во многих образовательных учреждениях Российской Федерации нет методических отделов для подготовки преподавательского состава в области компьютерных технологий, не разрабатываются новаторские подходы к образовательной деятельности. Особенно остро стоит проблема в небольших населенных пунктах. Для сельской местности характерна глобальная проблема отсутствия компьютерных технологий, которую в полной мере может решить только государство. Стоит отметить также сопротивление цифровизации со стороны некоторых педагогов. Они полагают, что виртуальность вредит классическому образовательному процессу. Если говорить о преподавателях старшего поколения и даже среднего возраста, многие из них бойкотируют нововведения, так как для них освоение нового инструментария трудоемко и некомфортно. Проблему могли бы решить молодые специалисты, однако многие учебные заведения работают при серьезном дефиците персонала, причем молодежь, даже с соответствующим образованием, неохотно идет преподавать [3].

Заключение. Расширение применения актуальных цифровых технологий в отечественной системе образования — необходимый фактор для развития современной отечественной педагогики. Цифровизация системы образования в первую очередь требует решения проблемы цифрового неравенства, то есть повсеместного доступа к высокоскоростному интернету и компьютерной технике. При этом безусловно ценно желание педагогов развиваться в этом

Молодой исследователь Дона

№3(36) 2022

L4QQ/J

направлении, осваивать навыки работы с разными программными средствами, на различных сетевых платформах. Стоит отметить также, что цифровые технологии быстро совершенствуются и меняются. Такие трансформации требуют от участников образовательного процесса гибкости и открытости новым знаниям.

Библиографический список

1. Тимощук, А. С. Процессы глобализации и тенденции развития образования / А. С. Тимощук // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни. — Санкт-Петербург : Политех-пресс, 2019. — С. 211-215.

2. Журтов, А. Б. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе современного вуза / А. Б. Журтов, Х. С. Арсакаева, М. Ю. Джемалдинова // КиберЛенинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-sovremennogo-vuza/viewer (дата обращения 12.02.2022).

3. Дендев, Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Б. Дендев. — Москва : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. — 320 с.

Об авторах:

Егорова Елена Ивановна, доцент кафедры «Теория и методика профессионального образования» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат философских наук, [email protected]

Микляев Даниил Андреевич, студент Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]

About the Authors:

Egorova, Elena I., Associate professor, Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), Cand.Sci., [email protected]

Miklyaev, Daniil A., Student, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ned0rub@,yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.