Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION / E-LEARNING / OPEN ONLINE EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATION CULTURE / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубок А.В.

Система образования призвана обеспечить современному обществу переход к цифровой эпохе, которая ориентирована на рост производительности труда, новый атлас профессий, потребности человечества. Информатизация образования создает основу для перехода на новые уровни, а цифровизация в свою очередь держит курс на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые будут гарантированно востребованы на современном рынке труда, с легкостью овладеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентируются на постоянное, непрерывное обучение при помощи электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND DIGITALIZATION OF EDUCATION AS A FACTOR OF THE MODERN ENVIRONMENT

The education system is designed to provide modern society with a transition to the digital age, which is focused on the growth of labor productivity, a new Atlas of professions, and the needs of humanity. Informatization of education creates the basis for the transition to new levels, and digitalization, in turn, is aimed at training highly qualified specialists who will be guaranteed to be in demand in the modern labor market, will easily master mobile and Internet technologies, as well as focus on continuous, continuous training with the help of e-learning.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ»

УДК 37

Дубок А.В. учитель технологии МАОУлицей №180 Россия, г. Екатеринбург ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ

СРЕДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Аннотация:

Система образования призвана обеспечить современному обществу переход к цифровой эпохе, которая ориентирована на рост производительности труда, новый атлас профессий, потребности человечества. Информатизация образования создает основу для перехода на новые уровни, а цифровизация в свою очередь держит курс на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые будут гарантированно востребованы на современном рынке труда, с легкостью овладеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентируются на постоянное, непрерывное обучение при помощи электронного обучения.

Ключевые слова: цифровые технологии; информатизация; электронное обучение; открытые онлайн образовательные ресурсы; информационная культура; информационная образовательная среда.

Annotation:

The education system is designed to provide modern society with a transition to the digital age, which is focused on the growth of labor productivity, a new Atlas ofprofessions, and the needs of humanity. Informatization of education creates the basis for the transition to new levels, and digitalization, in turn, is aimed at training highly qualified specialists who will be guaranteed to be in demand in the modern labor market, will easily master mobile and Internet technologies, as well as focus on continuous, continuous training with the help of e-learning.

Keywords: digital technologies; Informatization; e-learning; open online educational resources; information culture; information educational environment.

Чтобы шагать в ногу со временем каждому человеку независимо от возраста, чина и звания необходимо осваивать и совершенствовать свои знания, умения и компетенции. Особенно это касается информационно -коммуникационных и цифровых технологий. Так как цифровые ресурсы постоянно совершенствуются и на смену им приходят все более прогрессивные и технологичные устройства. Уже в дошкольном возрасте воспитанники знакомятся с высокотехнологичным компьютерным оборудованием, мобильными устройствами, интерактивными досками и т.д. А далее в общеобразовательных организациях, среднеспециальных и в высших заведениях дети получают более углубленные знания и навыки работы в цифровой образовательной среде. То более старшему поколению

перестраиваться на качественно новую для них деятельность гораздо сложнее, что требует гораздо больше усилий и времени на освоение компьютерных программ, новых технических устройств и гаджетов.

В самые различные сферы деятельности человечества внедряются инновации, что, позволяет людям постоянно развиваться, совершенствоваться, овладевать новыми видами деятельности в различных отраслях экономики. С другой стороны, рутинная, монотонная работа все более передается в пользу машин, а от человека требуется творчество, готовность работать в коллективе, находить новые решения, умение абсорбировать информацию на предмет достоверности, проводить с ней качественную и количественную аналитическую работу с целью логического встраивания в текущую задачу [1].

По словам Е. А. Кашиной: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [3].

Следовательно, можно выявить необходимость наличия в социальной среде информационной культуры как компонента культуры общечеловеческой и без сомнения для более качественной жизни социума. Поэтому одной из важнейших задач системы образования является формирование информационной культуры, вместе с тем и информационной грамотности.

Для решения данной задачи требуется адаптация и оптимизация условий к быстроизменяющимся требованиям современного мира. Под термином «информатизация образования» понимается совокупность мер по трансформации всех педагогических процессов с учетом внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [3].

Для того чтобы этап информатизации состоялся, необходимо оснастить все образовательные учреждения необходимой современной цифровой и компьютерной техникой, педагогам пройти подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе.

В отличие от электронного формата цифровой формат, основывается на цифровой передаче информации, соответственно более точно представляет ее, создавая условия для ее беспрепятственной циркуляции, размещению, обработки, использованию в интернет сетях. Система

цифрового образования включает в себя ресурсы содержащие информацию, телекоммуникационные ресурсы и систему управления (рис.) [2].

К информационным ресурсам относят: гиперколлекции - это медиа-, видео-, аудио-, библио-, фото-, графические-, анимационные файлы; также информационные базы данных; различные образовательные порталы,

Рис. Система цифрового образования

интернет-сайты, социальные сети. Телекоммуникации включают в себя как сетевые, так и мобильные среды, средства массовой информации, телевидение, хостинги, сервисы почты. Системой управления можно назвать авторизацию пользователей, аутентификацию, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайты, блоги, чаты, форумы, почта, различные данных).

Так, например, применительно к традиционному образовательному процессу на уроках технологии применяются следующие программные средства учебного назначения Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. А в учебных мастерских появляются все новые станки с числовым программным управлением (ЧПУ) — компьютеризованной системы, которая контролирует работу исполнительных органов (суппорта, шпинделя, поворотного стола) на производственных станках, швейных, вышивальных и вязальных машинах.

Цифровизация образовательного процесса предполагает освоение и овладение обучающимися мобильными и интернет-технологиями, таким образом делая безграничным пространство их познания. Результат обучения

будет результативным при работе с цифровыми технологиями, путем самостоятельного поиска, сбора, аналитики информации, участия обучающихся в проектной и исследовательской деятельности. Все это способствует формированию необходимых компетенции диктующего быстроменяющегося будущего человечества.

Использованные источники:

1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50-52.

2. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. — Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 15.03.2019).

3. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 15.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.