Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ананченкова Полина Игоревна

В статье рассмотрены вопросы развития информационно-коммуникационных технологий, влияющих на рост спроса на услуги медицинского туризма. Проведен обзор наиболее популярных на рынке медицинского туризма мобильных приложений, выступающих эффективными информационно-коммуникационными продуктами, функционал которых позволяет потенциальному медицинскому путешественнику получить доступ к полной информации относительно региона, клиники, уровня качества, цены и доступности медицинской услуги, которую он планирует получить за пределами страны проживания. Проведённое исследование позволяет заключить, что на современном этапе цифровизации и развития информационно-коммуникационных технологий мобильные приложения являются эффективным инструментом развития медицинского туризма, поскольку сокращают транзакционные издержки потребителя и обеспечивают доступ к информации, необходимой для принятия решения о поездке с медицинскими целями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF MEDICAL TOURISM

The article discusses the development of information and communication technologies that affect the growth of demand for medical tourism services. The review of the most popular mobile applications on the medical tourism market, which act as effective information and communication products, the functionality of which allows a potential medical traveler to get access to complete information about the region, clinic, quality level, price and availability of medical services that he plans to receive outside the country of residence. The conducted research allows us to conclude that at the present stage of digitalization and development of information and communication technologies, mobile applications are an effective tool for the development of medical tourism, since they reduce the transaction costs of the consumer and provide access to information necessary to make a decision about a trip for medical purposes.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА»

Бюллетень Национального научно-исследовательского — 40 — Bulletin of Semashko National

института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. Research Institute of Public Health.

2022. № 3. 2022. No. 3.

Общественное здоровье Public health and healthcare management

и организация здравоохранения

Обзорная статья

УДК 316.4

doi:10.25742/NRIPH.2022.03.007

Информационно-коммуникационные системы как фактор развития медицинского

туризма

Полина Игоревна Ананченкова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация

ananchenkova@yandex.ru, http://orcid.org0000-0003-1791-1292

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития информационно-коммуникационных технологий, влияющих на рост спроса на услуги медицинского туризма. Проведен обзор наиболее популярных на рынке медицинского туризма мобильных приложений, выступающих эффективными информационно-коммуникационными продуктами, функционал которых позволяет потенциальному медицинскому путешественнику получить доступ к полной информации относительно региона, клиники, уровня качества, цены и доступности медицинской услуги, которую он планирует получить за пределами страны проживания. Проведённое исследование позволяет заключить, что на современном этапе цифровизации и развития информационно-коммуникационных технологий мобильные приложения являются эффективным инструментом развития медицинского туризма, поскольку сокращают транзакцион-ные издержки потребителя и обеспечивают доступ к информации, необходимой для принятия решения о поездке с медицинскими целями.

Ключевые слова: медицинский туризм, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, мобильные приложения.

Для цитирования: Ананченкова П. И. Информационно-коммуникационные системы как фактор развития медицинского туризма // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А.Семашко. 2022. № 3. С. 40—43. doi: 10.25742/ NRIPH.2022.03.007.

Original article

Information and communication systems as a factor in the development of medical tourism

Polina I. Ananchenkova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russian Federation ananchenkova@yandex.ru, http://orcid.org0000-0003-1791-1292

Annotation. The article discusses the development of information and communication technologies that affect the growth of demand for medical tourism services. The review of the most popular mobile applications on the medical tourism market, which act as effective information and communication products, the functionality of which allows a potential medical traveler to get access to complete information about the region, clinic, quality level, price and availability of medical services that he plans to receive outside the country of residence. The conducted research allows us to conclude that at the present stage of digitalization and development of information and communication technologies, mobile applications are an effective tool for the development of medical tourism, since they reduce the transaction costs of the consumer and provide access to information necessary to make a decision about a trip for medical purposes. Keywords: medical tourism, digitalization, information and communication technologies, mobile applications.

For citation: Ananchenkova P. I. Information and communication systems as a factor in the development of medical tourism. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2022;(3):40-43. (In Russ.). doi:10.25742/NRIPH.2022.03.007.

Введение

В настоящее время индустрия медицинского туризма становится одним из перспективных сегментов мирового туристического бизнеса. По сути, она выступает альтернативой национальной системе здравоохранения, предлагая качественную медицинскую помощь по низким ценам и с максимально коротким периодом ожидания медицинского вмешательства. В таких регионах, как Северная Америка, Европейский Союз и пр., пациентам зачастую приходится месяцами ждать, чтобы получить над-

лежащее и желательное медицинское лечение. Медицинский туризм предоставляет возможность найти альтернативные способы лечения в лучших медицинских учреждениях мира, не тратя лишних денег и времени на ожидание.

Медицинский туризм — это глобальная многомиллиардная индустрия, в рамках которой упрощается процесс поездки в другую страну с целью получения медицинской помощи. Эта отрасль управляется пациентами, ищущими своевременную и экономически оправданную медицинскую помощь, которая не всегда доступна внутри страны прожива-

© П. И. Ананченкова, 2022

ния. Расширяющаяся информационная культура средств массовой информации в сочетании с достижениями в области электронных коммуникаций способствует росту этой отрасли.

Материалы и методы

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий, влияющих на рост популярности медицинских путешествий.

Вопросы использования информационно-ком-муникационных технологий в виде мобильных приложений и их влияние на развитие сегмента медицинского туризма проведено на основе контент-анализа научных, обзорных и экспертных материалов, опубликованных как в научно-рецензируемых изданиях, так и в сети интернет.

Результаты и обсуждение

Развитие информационно-коммуникационных технологий и их интеграция в практически все сферы жизни человека оказали влияние на особенности работы с информацией. По мнению ряда авторов , «цифровые технологии, став частью современной повседневной жизни, внесли определенный вклад в развитие инноваций и общества, расширили возможности... в доступе к информации, развитию личностных компетенций, установлению взаимодействия друг с другом независимо от места положения, социального статуса, ограниченности в состоянии здоровья и т. п. Кроме того, современные ИКТ привели к экономическим, социальным и культурным изменениям в жизни» [1]

«Широкое использование сети Интернет привело к появлению новых каналов связи и сделало информацию более доступной. Действительно, революционная направленность информационно-коммуникативных технологий вытекает из объединения двух типов быстро развивающихся технологий: небольшие и недорогие персональные компьютеры, включая такие устройства, как планшеты и смартфоны, а также проводные и беспроводные сети, обеспечивающие обмен между устройствами» [2].

Мобильные приложения давно уже стали неотъемлемой частью повседневной цифровой практики каждого, кто обладает какими-то гаджетами, или де-вайсами. В настоящее время существуют приложения буквально для каждой услуги или продукта.

Мобильное приложение — это программный информационно-коммуникационный продукт, разработанный под необходимую операционную систему мобильного гаджета: смартфона, планшета и пр. По назначению приложения делятся на множество различных категорий, отражающих функционал данного цифрового продукта: игровые, новостные, навигационные, для работы с изображениями, звуками и пр. [3].

Буквально каждый обладатель смартфона стал зависимым от приложений в своей повседневной жизни, не говоря уже о растущей популярности приложений для здоровья, обретения физической

формы и хорошего самочувствия. Возможно, именно рост популярности ЬеакЬ-приложений стал причиной того, что специалисты индустрии медицинского туризма решили создать мобильные приложения, предназначенные для оказания помощи медицинским путешественникам, ищущим лечение в зарубежных странах.

Фактически, приложения для медицинского туризма предоставляют равную долю угроз и возможностей. Модернизированные приложения облегчают мгновенное онлайн-бронирование для консультаций с врачами по всему миру. Это может быть проблемой для агентов и посредников медицинского туризма и клиник, практикующих долгий период записи и ожидания приема.

Добавление удобства является большим фактором в медицинском туризме, и мобильные приложения успешно решают эту задачу. Хотя приложения имеют огромный потенциал, но первоначальные инвестиции в их разработку огромны. Компании, создающие востребованные и конкурентоспособные приложения, получают хорошую прибыль, в то время как те разработчики, кто не смог уловить потребность потребителя и создать цифровой продукт, удовлетворяющий ее, при разработке мобильных приложений могут в конечном итоге понести огромные убытки.

На глобальном рынке системных информационно-коммуникационных продуктов существует ряд мобильных приложений, привлекающих внимание медицинских путешественников.

TaiwanTrade. Разработанное в качестве совместного проекта между Бюро внешней торговли Министерства экономики и Советом по развитию торговли Тайваня, мобильное приложение Та1"№апТгаёе предназначено для оказания помощи медицинским путешественникам, которые посещают Тайвань для лечения.

Приложение представляет собой мобильную платформу, которая предоставляет подробную и актуальную информацию о разных отраслях экономики Тайваня, причем индустрия медицинского туризма является одной из них. Приложение позволяет медицинским центрам, а также независимым врачам регистрировать себя в приложении, чтобы обеспечить больший объем визабилити (просмотров) со стороны потенциальных потребителей медицинских услуг.

MediApp. Разработанное в Южной Корее мобильное приложение Ме&Арр предлагает медицинским путешественникам в страну очень подробные описания объектов медицинской инфраструктуры и информацию, связанную с медицинским туризмом в регионах. Доступно на нескольких языках, включая английский и русский, приложение предлагает медицинским путешественникам подробную информацию и видео о направлениях медицинской помощи, медицинских продуктах и услугах, доступных иностранному пациенту-путешественнику, клиниках и специалистах. В нем также представлены туристические агентства, которые оказывают помощь в планировании поездки, а также сочетании

непосредственно медицинского и иных форм туризма: рекреационного, культурно-познавательного и пр.

MediApp также имеет обширный список больниц, клиник и медицинских учреждений по всей Корее, обеспечивая адекватную пользовательскую навигацию и результаты поисковых запросов для туристов, которым просто достаточно обозначить в соответствующей поисковой строке свои потребности. Все, от веб-сайта и адреса до контактных номеров и даже сведений о структурных подразделениях медицинской клиники, будет отображаться в течение нескольких минут. Другие важные функции MediApp включают в себя медицинский планировщик, планировщик путешествий, ленту новостей и подключения к Twitter.

MedTourism. Это приложение для медицинского туризма в Таиланде служит мобильным расширением для веб-сайта thailandmedtourism.com. Направленное на продвижение медицинского туризма в стране, приложение предлагает подробную информацию обо всем, что связано с доступным и качественным медицинским обслуживанием в стране, включая медицинские процедуры, специалистов, поставщиков медицинских услуг, стоматологические и иные специализированные услуги, косметическую хирургию, дерматологию, осмотры, направления, события и т. д.

Мобильное приложение также имеет функцию поиска, которая позволяет пользователям искать больницы, специалистов и поставщиков медицинских услуг в соответствии с их индивидуальными потребностями. Приложение также поставляется с функциями закладок и контактов, чтобы помочь пациентам оперативно связаться с нужной больницей или специалистом в Таиланде.

HealthTraveler. Разработанное Healthy Travel Media, мобильное приложение HealthTraveler является первым в своем роде приложением в мире медицинского туризма. Оно позволяет медицинским туристам со всего мира искать и находить лучшие аккредитованные больницы с точки зрения качества, эффективности обслуживания и стоимости примерно в 50 странах, где медицинский туризм получил наибольшее распространение и поддержку со стороны местных участников рынка.

В дополнение к предоставлению информации о зарубежных больницах, аккредитациях, специалистах, процедурах и медицинских услугах, приложение позволяет медицинским путешественникам связаться с больницей или специалистом по их выбору. Оно также отправляет соответствующие сообщения и оповещения в больницу по прибытии, включая состояние пациента-путешественника на момент прибытия.

PlacidMobile. Запущенное компанией Placid Way Medical Tourism services, это специально разработанное бесплатное мобильное приложение помогает потребителям получить доступ к любой информации, связанной с медицинским туризмом, с Android и других мобильных устройств намного быстрее,

чем когда-либо. Оно помогает в соединении с 500 медицинскими центрами, охватывающими более 40 стран и более 250 городов.

Потребитель может изучить тысячи пакетов all inclusive, получить бесплатные прайс-листы и сравнить цены на различные медицинские процедуры в 40 странах. Чат предлагает дополнительную поддержку клиентов. Приложение позволяет потребителям делиться любой информацией, связанной с ценой, пакетом и процедурой, с семьей и друзьями через социальные сети.

3rdpot. Разработанный исключительно для помощи китайским туристам, которые посещают Южную Корею для медицинских процедур и лечения, 3rdpot — это мобильное сервисное приложение, разработанное одноименной компанией-разработчиком программного обеспечения. В дополнение к предложению подробной информации о медицинских услугах в Корее, включая соответствующую информацию о местоположении и решение для отслеживания GPS, приложение позволяет китайским медицинским туристам лучше планировать свое путешествие.

Функционал продукта позволяет туристам бронировать авиабилеты для своей поездки и места пребывания до, во время и после лечения. Приложение также рекомендует туристам выбирать отдельные функции для планирования времени, культурной программы, бронирования столиков в ресторане, покупки SIM-карт и т. д.

Malaffi. Это приложение является примером участия государственного сектора в разработке информационно-коммуникационных продуктов в области здравоохранения (в том числе — медицинского туризма). Министерство здравоохранения ОАЭ запустило мобильное приложение на арабском языке, которое представляет собой систему обмена медицинской информацией для оптимизации подключения к здравоохранению в эмирате Абу-Даби. Malaffi — это новая централизованная платформа, которая объединит более 2000 государственных и частных поставщиков медицинских услуг в Абу-Даби, удовлетворяя потребности в здравоохранении более 3 миллионов человек как в эмирате, так и в других странах Персидского Залива.

Представленные образцы мобильных информационно-коммуникационных технологий и цифровых продуктов свидетельствуют о технологическом сдвиге в управлении информацией с коммерческими целями. Обеспечение доступности, своевременности, вариабельности и полноты необходимых потребителю данных обусловливает популярность мобильных приложений, в том числе — в сфере медицинского обслуживания.

Заключение

Таким образом, мобильные сервисные и приложения получают все большее распространение по мере развития самой индустрии медицинского туризма. Эти информационно-коммуникационные продукты направлены на предоставление медицин-

ским туристам подробной информации о месте назначения, которое они выбирают для своего лечения, включая больницы, специалистов и медицинские услуги.

Мобильные технологические приложения и программные информационно-коммуникационные продукты дают людям возможность осознанно подходить к своему здоровью и поддерживать свое благополучие, в том числе — за счет географически обусловленного выбора поставщика медицинской помощи. Доступность, оперативность и полнота информации о поставщиках медицинской услуги, которые обеспечивают информационно-коммуникационные продукты, становятся определяющим фактором выбора потребителя этих самых услуг. Когда речь заходит о путешествии с медицинскими, или оздоровительными целями, эти продукты становятся важным фактором развития медицинского туризма.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Чижова Е. Н., Журавлева Л. И., Монастырская И. А. и др Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями. Белгород: Изд-во БГТУ; 2015.

2. Вершинина А. В., Мишаков В. Ю. Дистанционные технологии как результат развития информационно-коммуникационных технологий. Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020). 2020:107—110.

3. Научный форум: рынок мобильных приложений. https:// scienceforum.ru/2019/article/2018016084 (Дата обращения 07.06.2022)

REFERENCES

1. Chizhova E. N., Zhuravleva L. I., Monastyrskaya I. A. et al. Digital economy and its role in the management of modern socio-economic relations. Belgorod: Publishing House of BSTU; 2015. (in Russian)

2. Vershinina A. V., MishakovV. Yu. Remote technologies as a result of the development of information and communication technologies. Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020). 2020:107—110. (in Russian)

3. Scientific Forum: Mobile application market. https://sciencefo-rum.ru/2019/article/2018016084 (accessed: 07 June 2022). (in Russian)

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 15.06.2022. The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 15.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.