DOI: 10.25742/NRIPH.2019.01.003
Ананченкова П.И.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ УСЛУГ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Академия труда и социальных отношений, г. Москва, Российская Федерация
Национальный НИИ им. Н.А.Семашко, г. Москва, Российская Федерация
Ananchenkova P.I.
THE ACTIVITIES OF BUSINESS ENTITIES IN THE MARKET OF MEDICAL TOURISM
Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russian Federation
National Research Institute named after N.A. Semashko, Moscow, Russian Federation
Контактна информация:
Ананченкова Полина Игоревна - кандидат экономических наук, кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры непроизводственной сферы и социальных технологий Академии труда и социальных отношений; старший научный сотрудник отдела экономических исследований в здравоохранении Национального НИИ общественного здоровья им.Н.А.Семашко. 119454, г.Москва, ул.Лобачевского, 90. E-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматриваются вопросы развития медицинского туризма и деятельность бизнес-субъектов, функционирующих на данном рынке. Работа написана с использованием аналитического отчета - Обзора медицинского туризма за 2018 годы. Выделены основные участники рынка медицинского туризма, источники их финансирования, факторы, обеспечивающие эффективность.
Ключевые слова: медицинский туризм, бизнес, субъект, эффективность.
Abstract. The article deals with the development of medical tourism and the activities of business entities operating in this market. The work was written using an analytical report - a Review of medical tourism for 2018. The main participants of the market of medical tourism, sources of their financing, factors ensuring efficiency are allocated.
Key words: medical tourism, business, subject, efficiency.
Мировой рынок медицинского туризма оценивался в $ 16,761 млн в 2018 году, и ожидается, что он достигнет $ 27,247.6 миллионов к 2024 году, при темпе роста доходности инвестиций в данную сферу CAGR (Compound Annnual Growth Rate) равном 8,5% в течение прогнозного периода - 2019-2023. К факторам, связанным с ростом рынка, аналитики относят:
- более высокую стоимость лечения в развитых странах по сравнению в развивающимися,
- доступность новейших медицинских технологий в медицинских учреждениях развивающихся стран,
- растущее соответствие международным стандартам качества,
- высокое качество обслуживания,
- вариабельность медицинского страхования, позволяющее оплачивать медицинские услуги как в стране проживания, так и за рубежом,
- реклама и маркетинг медицинского туризма.
По мнению ряда авторов, «медицинский туризм в широком понимании - это международная миграция не только пациентов, но и врачебного персонала, а также диагностического и операционного оборудования»7.
Медицинский и оздоровительный туризм сегодня переживает настоящий бум во всем мире. Тысячи больниц более чем в 50-ти странах конкурируют за миллионы иностранных пациентов. Экономический кризис, который затронул практически все страны мира, стал мощнейшей движущей силой в увеличении количества иностранных пациентов, выезжающих в зарубежные клиники в поиске эффективных лечебных и оздоровительных программ. По прогнозам, к
п
7 Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Мировой рынок медицинского туризма// Мировая экономика и международные отношения. 2017, том 61, No10, с.87-95.
2022г. туризм и сфера здравоохранения станут приоритетными направлениями развития многих национальных экономик8.
Индустрия медицинского туризма является динамичной и изменчивой, и целый ряд факторов, включая экономический климат, изменения внутренней политики, политическую нестабильность, ограничения на поездки, рекламную практику, геополитические сдвиги и инновационные и новаторские формы лечения могут способствовать сдвигам в моделях потребления и производства отечественных и зарубежных медицинских услуг. Существуют, например, важные двусторонние обмены между членами ОЭСР (например, Соединенные Штаты-Мексика; Соединенные Штаты-Корея; Северная Европа-Центральная и Восточная Европа). Некоторые страны ОЭСР стремятся использовать свои собственные сильные стороны для того, чтобы стать поставщиками услуг на рынке медицинского туризма. Существуют также потоки пациентов из стран ОЭСР в страны с низким и средним уровнем жизни, в частности Индию, Таиланд и Малайзию, которые обязательно будут иметь потенциальные последствия для систем здравоохранения стран ОЭСР.
Согласно маркетинговым исследованиям, спектр медицинских услуг, доступных за рубежом для потенциальных медицинских туристов, широк, наиболее популярными являются следующие:
- Косметология и косметическая хирургия (грудь, лицо, липосакция)
- Стоматология (косметология и реконструкция)
- Кардиология / кардиохирургия (байпас, замена клапана)
- Ортопедическая хирургия (замена тазобедренного сустава, шлифовка, замена коленного сустава, операция на суставах)
- Бариатрическая хирургия (обход желудка, бандажирование желудка)
- Репродуктивные технологии (ЭКО, операции по смене пола)
- Органная, клеточная и тканевая трансплантация (трансплантация; стволовые клетки)
- Хирургия глаза
Мировой рынок медицинского туризма является умеренно конкурентоспособным и состоит из нескольких крупных игроков.
Инфраструктуру рынка медицинского туризма составляются организации, коммерческие компании, профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение эффективной конкурентной среды в тех
8 Horowitz M.D., RosensweigJ.A., Jones Ch.A.Medical Tourism: Globalization of the Healthcare Marketplace. Medscape General Medicine, 2005, no.9(4), pp. 11-17
сегментах рынка, которые не могут быть монополизированы в соответствии с местным законодательством.
Система бизнес-субъектов рынка медицинских услуг представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Инфраструктура рынка услуг медицинского туризма9.
Согласно Обзору медицинского туризма на 2018 год10, на глобальном рынке существует три основных формы (модели) организации отраслевого сотрудничества в сфере медицинского туризма:
9 Составлено автором по материалам Neil Lunt, Richard Smith, Mark Exworthy, Stephen T. Green, Daniel Horsfall and Russell Mannion. Medical Tourism: Treatments, Markets and Health System Implications: A scoping review. - OECD, 2016.
10 Medical Tourism Survey 2018: Associations & Clusters. - Berkhamsted-Vienna, 2018. P. 3.
1. Кластер медицинского туризма - объединения бизнес-субъектов по модели холдинга.
2.Самостоятельно функционирующие частные компании, аккредитованные в соответствии с местным законодательством продвижение услуг медицинского и / или оздоровительного туризма, объединенные в ассоциации.
3. Некоммерческие неправительственные организации, включенные в у, или иную модель сотрудничества.
В наиболее оптимальной схеме взаимодействия, в рамках любой модели сотрудничества имеется орган управления, который занимается повседневными организационными и управленческими вопросами. По результатам опроса, представленного в Обзоре, коммерческие и некоммерческие организации имеют статус практически равных долей.
Выбранная модель взаимодействия бизнес-субъектов оказывает непосредственное влияние на источники финансирования. Кластеры и ассоциации, как правило, финансируются из нескольких источников.
Исследование показало, что ассоциации и кластеры медицинского туризма имеют либо 100% государственные, либо 100% частные источники финансирования. В редких случаях существует комбинированное финансирование, где государственные источники обеспечивают большую часть финансирования.
Донорское финансирование (например, схемы Европейского Союза для европейских стран, ориентированных на развитие медицинского туризма (Чехия, Венгрия, Германия и пр.)) также играет важную роль в финансовом обеспечении деятельности субъектов рынка. Сильная деловая ориентация кластеров и ассоциаций подтверждается ролью доходов, получаемых от коммерческой деятельности в общем объеме финансирования. Кроме того, некоторые организаций взимают плату с новых членов за присоединение к ассоциации.
Основные фирмы финансирования деятельности бизнес-субъектов рынка услуг медицинского туризма представлены на рисунке 2.
Различия в бизнес-моделях функционирования субъектов рынка медицинского туризма обусловливают не только выбор источников финансирования, но и бюджет, покрывающий текущую деятельность. Так, согласно тому же отчету полученные по итогам исследования результаты свидетельствуют о широком разрыве в годовом бюджете ассоциаций и кластеров медицинского туризма. Доминирующий годовой бюджет составляет менее 50 000 евро (58 000 долл. США), что является относительно небольшой суммой для решения сложных
задач, необходимых для эффективной работы ассоциации или кластера.
■ Регулярные членские взносы
■ Членские взносы под
■ Государственные,
деятельности
субсидии
конкретный вид
или региональные
Рисунок 2. Источники финансирования деятельности на рынке медицинского туризма11.
Говоря о наиболее важных факторах, обеспечивающих эффективность деятельности, участники исследования выделяют следующие:
- устранение барьеров при взаимодействии с правительственными организациями;
- объединение туристического и медицинского секторов в ассоциации и осуществление совместной деятельности, взаимное понимание функций и направлений активности каждого участника рынка;
- повышение экономической эффективности на основе объединения государственных и частных клиник с целью совместного продвижения и совместного несения расходов.
«Медицинский туризм вносит существенные изменения в современную экономику как на национальном, так и международном уровнях. Наилучшие перспективы такого туризма открываются для тех стран, где высокие медицинские технологии сочетаются с лояльным законодательством, гибкой пограничной и таможенной политикой,
11 Medical Tourism Survey 2018: Associations & Clusters. - Berkhamsted-Vienna, 2018. P. 4.
быстрой приспособляемостью к потребностям пациентов»12. Перспективы развития рынка медицинского туризма не вызывают сомнений, поскольку услуг данной сферы не только востребованы клиентами (пациентами). Но также следует иметь в виду, что медицинский туризм - это узкий сегмент всей индустрии туризма. И отраслевая специализация, фокусирование на исключительно медицинском и оздоровительном профиле обеспечивает компаниям-участникам рынка безусловные конкурентные преимущества, положительно влияющие на текущие показатели деятельности и позволяющие строить оптимистичные прогнозы о будущем развитии всего рынка.
Литература
1. Horowitz M.D., RosensweigJ.A., Jones Ch.A.Medical Tourism: Globalization of the Healthcare Marketplace. Medscape General Medicine, 2005, no.9(4), pр. 11-17
2. Medical Tourism Survey 2018: Associations & Clusters. -Berkhamsted-Vienna, 2018. P. 3.
3. Medical Tourism Survey 2018: Associations & Clusters. -Berkhamsted-Vienna, 2018. P. 4.
4. Neil Lunt, Richard Smith, Mark Exworthy, Stephen T. Green, Daniel Horsfall and Russell Mannion. Medical Tourism: Treatments, Markets and Health System Implications: A scoping review. - OECD, 2016.
5. Гриднев А.А., Ананченкова П.И. Кадровый консалтинг для малого бизнеса: основные услуги и виды деятельности// Путеводитель предпринимателя. 2013. № 20. С. 70-76.
6. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Мировой рынок медицинского туризма// Мировая экономика и международные отношения. 2017, том 61, No10, с.87-95.
1 9
12 Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Мировой рынок медицинского туризма// Мировая экономика и международные отношения. 2017, том 61, No10, с.87-95.