УДК 338.2
И.Н. Тюкавкин*
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье представлен информационно-коммуникативный механизм процесса регионального развития. Рассмотрены основные факторы, вопросы создания и развития сферы информатизации, принципы и методы ее организации и построения. Исследованы основные проблемы в данной области, приведены дальнейшие направления совершенствования.
Ключевые слова: информационно-коммуникативный механизм, регион, информатизация, ресурсы информатизации, система управления, оптимизация, управление регионом.
Информация способна существенным образом воздействовать практически на все социально-экономические системы общества и преобразовывать их. В настоящее время именно информационное общество определяет, каким образом развитие информатизации должно воздействовать на становление глобального информационного пространства. Это выражается в интегрированном распространении информационных технологий по отраслям и видам экономики, способном изменять образ жизни населения, общественное сознание, культуру, образование и определять дальнейшее развитие всей цивилизации.
Возможности накопления, передачи и обработки информации создают условия для формирования общества нового типа, когда эффективное использование информационных технологий превращает информацию в основной экономический ресурс, создает новое качество и ресурсы в жизнедеятельности человека. К информационным признакам экономики можно отнести следующие положения:
■ информация, содержащаяся в общественных благах, составляет все возрастающую часть их стоимости. Это выражается в увеличивающейся части инновационной и модернизационной составляющей, повышении издержек на исследования и разработки, росте удельного веса нанотехнологий в ВВП и ВНП страны, увеличении суммарных затрат на сугубо информационные виды деятельности — автоматизацию, телекоммуникации — по сравнению с соответствующими им затратами на получение, генерирование, передачу и потребление электроэнергии;
■ возрастает значение деятельности, относящейся к производству, обработке и передаче информации. В связи с этим растет доля специалистов, занятых данными процессами;
■ увеличиваются роль менеджмента и использования средств информатизации для снижения ошибок;
■ растут приложение и адаптация экономической составляющей к функциональному набору таких задач, как проектирование, создание, снабжение, ло-
* © Тюкавкин И.Н., 2012
Тюкавкин Игорь Николаевич ([email protected]), механико-математический факультет Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
гистика, транспортировка и реализация продукции или услуги. Также происходят серьезные изменения в организационной части производства и обращения основных и оборотных фондов, появляется эффективная прикладная логистика при работе с традиционными продуктами. Разрабатываемая информационная инфраструктура является условием поступательного динамичного развития региональных, федеральных и мировых рынков. Это увеличивает эффективность всех, в том числе и вспомогательных, видов деятельности организаций, приводит к системной модернизации социально-экономических отношений [1]. Это позволяет рассматривать информатизацию как главное системное явление в рамках национальной экономики. Кроме этого, особое место занимает принцип использования огромного потенциала информатизации: ответственность за использование приобретаемых возможностей возлагается на того, кто принимает решение.
Для исследования информатизации и становления информационной экономики применяются:
• постиндустриальная теория или теория информационного общества;
• концепция постмодернизма;
• институциональная теория;
• теория эволюции экономики;
• неоклассическая теория.
Данные теории предлагают исследователям определенные методические инструменты, с помощью которых можно найти узкоспециализированный экономический подход к исследуемой тематике. Использование предлагаемых в вышеперечисленных теориях методических инструментов позволяет изучать настоящее состояние информационного общества и прогнозировать его стратегическое развитие. А в связи с тем, что процесс создания глобального информационного общества и развитие информационных коммуникативных технологий способствуют тесной взаимосвязи между информатизацией и самоорганизацией «нового информационного общества», а также устойчивостью его развития, то и ответственность за выбор различных путей развития не только региона, но и всего государства в целом возрастает. Создание информационно-коммуникативной структуры является в большей степени той основой, на которой необходимо строить дальнейшее развитие общества.
Вместе с основными тенденциями изменения современных технологических процессов, относящихся к информатизации, выявляются новые формы общественных предпочтений, интересов и устремлений. Например, два последних десятилетия сопровождаются увеличением образовательной базы. Это обстоятельство объясняется заинтересованностью современных людей в получении новых знаний. И так как на рынке есть тенденция спроса на знания, то коммерческие вузы предлагают решить данную проблему, причем иногда даже в ущерб качеству предоставляемых услуг.
Также это относится и к другим направлениям деятельности постиндустриальной среды: Интернету, медицине, электронным коммуникациям и коммерции, телевидению, искусству, спорту, увлечениям и хобби, СМИ и литературе, отдыху и развлечениям, дизайну и рекламе, киноиндустрии и т. д.
Изучение развития информатизации на региональном уровне позволяет сделать ряд выводов о взаимозависимости ее развития с прогнозом на будущие периоды. В связи с этим предлагается выделить основные факторы, оказывающие воздействие на совершенствование и развитие организационно-экономического механизма управления процессом информатизации [2].
Технологические направления развития информатизации региона определяются следующими тенденциями:
• чем выше технологический доступ к информатизационным ресурсам на конкретной территории, тем ниже наблюдается активность читателей в библиотеках данной территории;
• распространение высокотехнологичной информационной телекоммуникационной инфраструктуры на территории региона является взаимообусловленным и взаимосвязанным процессом, то есть развитие сетей TCP/IP, VPN, GSM в большой степени имеет взаимосвязано.
Переход к современным высокотехнологичным информационно- коммуникативным технологиям осуществляется планомерно, по мере появления и апробации новых технологий происходит процесс их внедрения. Наряду с этим данное свойство развития информационно-коммуникативных технологий представляет угрозу быстрого, мгновенного наращивания технологического потенциала в отдельных субъектах и, как следствие, повышения информационного неравенства в регионе. Учитывая данное свойство информатизации, при развитии информатизационных технологий необходимо применять принцип сбалансированности, то есть создавать контролируемые условия для функционирования информационного неравенства.
Библиотечные направления развития информатизации региона определяются следующими тенденциями:
• в библиотеках каждого региона обновление основных книжных фондов происходит результативнее только тогда, когда их имеющаяся плотность на душу населения региона незначительна. Видно, что сложность данной задачи по обновлению основных книжных фондов напрямую зависит от их объема на конкретной региональной территории;
• обращение населения в библиотеки региона происходит чаще только тогда, когда плотность фонда книжных изданий не очень значительна. Это объясняется в основном активностью читателей в сельских и поселковых библиотеках, где небольшие фонды и доступ к системе Интернет затруднен. Данный вывод особенно важен для обоснования развития и совершенствования информационно-коммуникативных технологий;
• обращение в библиотечный фонд региона растет тогда, когда в библиотеках имеются высокие показатели по обновляемости основных книжных фондов. Новые знания для населения регионов всегда были актуальными.
Основные тенденции в развитии библиотечного фонда регионов выявляют потребность в обновлении и современной актуализации библиотечных фондов на территориях и в поселениях с высоким бюджетом на душу населения и малым количеством средней посещаемости библиотек, чтобы освоение информатизаци-онных технологий было равномерным с точки зрения развития различных источников информации: одновременное предоставление услуг Интернета и книжного фонда в библиотеках.
Экономические направления развития информатизации регионов определяются следующими тенденциями:
• конкретная территория в регионе экономически более развита только тогда, когда уровень развития информационно-коммуникативных технологий на ней выше по отношению к уровням развития информатизации на других территориях;
• представители домохозяйств на территории региона с большим бюджетом на душу населения всегда менее активны в библиотеках, чем те, бюджет которых на душу населения в домохозяйствах на территории региона имеет меньший уровень. Удовлетворе-
ние потребностей в новых знаниях у жителей с большим бюджетом на душу населения осуществляется посредством развитой высокотехнологичной инфраструктуры Интернета, а не с помощью использования библиотечного регионального ресурса;
• чем выше развитие территории в технологическом и экономическом аспектах, тем более активно население соответствующей территории региона. Это дает возможность сделать вывод о том, что развитие информационно-коммуникативных технологий во многом способствует повышению экономической активности населения на соответствующей территории региона.
По мнению автора, основными рекомендациями для перехода к новой информационной экономике в регионе являются следующие.
1. Создание свободного рынка информационно--коммуникативных технологий при активном участии всех институтов гражданского общества, а также самого общества.
2. Развитие и совершенствование компьютерной грамотности населения.
3. Адаптация программных продуктов в соответствии со специализацией и жизненным укладом региона, где они используются.
4. Реклама возможностей информатизационных технологий.
5. Повышение эффективности национальных и региональных проектов и программ по информатизации, где часто интересы государства и бизнеса носят противоположный характер, а социально-экономический эффект проводимых мероприятий достигается не в полной мере.
6. При опоре на нормативно-правовую базу и нормативно-ценностный принцип модели организационно-экономического механизма управления процессом информатизации региона необходимо активизировать деятельность не только по управлению развитием инфраструктурной сферы информационного комплекса, но и управлению его содержанием, наполнением передаваемого контента в информационных сетях.
7. Организация и развитие библиотеки в регионах как одной из стратегических структур, которая участвует в генерации и развитии обществом новых знаний и инноваций. Основным шагом в данном направлении, на взгляд автора, является создание в Российской Федерации единого информационного ресурса и единой автоматизированной системы, координирующей деятельность библиотек. Главной целью этого органа должно стать обеспечение прозрачности процессов и возможности принятия на общей базе более эффективных решений и условий для развития библиотечного ресурса страны.
8. Следует обратить внимание на постиндустриальные и институциональные аспекты развития самого современного общества, где с увеличением дохода у до-мохозяйств в системе ценностей на главное место выдвигаются потребности нематериального характера, а также связанные с повышением качества услуг: здоровье, образование, культура, охрана окружающей среды, туризм и отдых, безопасность, свободное время, хобби и психологический комфортный климат.
Кроме этого, актуальными являются и следующие рекомендации методического характера по совершенствованию организационно-экономического механизма управления процессом информатизации:
• доработать нормативно-правовую базу регионов РФ. А именно дополнить пунктами по оценке и мониторингу процессов информатизации, включающими критерии и модели организационно-экономического механизма управления процессом информатизации региона;
• создать «Положение о Совете по информатизации региона», в которое включить пункты, относящиеся к постоянному мониторингу критериев и моделей организационно-экономического механизма управления процессом информатизации региона;
■ Совету по информатизации ежеквартально проводить оценку процессов развития информатизации субъекта Федерации на основании критериев оценки моделей организационно-экономического механизма управления процессом информатизации региона.
Предлагаемые методические рекомендации и модели в целом позволят решить задачи развития и совершенствования организационно-экономического механизма управления процессом информатизации региона, а также поиска конкурентных преимуществ в сфере информатизации между регионами Российской Федерации и регионами всего мира.
Дальнейшее совершенствование и развитие усилий, направленных на организацию в России перехода к глобальному информационному обеспечению, предполагает проведение ряда коренных преобразований. Например:
■ предлагаемые модификации сетей информатизации потребуют создания институциональных и экономических условий их функционирования, в которых выгодно создание, развитие и использование знаний, умений и инноваций в аспекте их применения при решении экономических задач;
■ необходима глобальная переориентация системы всего российского образования таким образом, чтобы новые выпускники-менеджеры могли ориентироваться в новом стандарте экономики, находить применение своим приобретенным знаниям и умениям;
■ неотъемлемой частью организации экономики знаний является построение национальной инновационной системы, включающей частные компании, научно-исследовательские центры, исследовательские университеты, консалтинговые фирмы. При этом предполагается, что данная инновационная система способна эффективно и качественно оперировать растущим мировым объемом знаний, объединяя и адаптируя их к региональным нуждам и при этом создавая новые знания, умения и технологии.
Информационно-коммуникативные технологии, продукты и услуги создают новые возможности для применения новейшей техники и в то же время позволяют усиленно развивать и многосторонне применять приложения других современных технологий: нано-, биотехнологий, материаловедения, медицины, химических, ядерных и космических технологий.
Главная цель государства заключается не в поддержке той или иной технологии кластера, холдинга или иной интеграционной структуры, а содействии в создании макроусловий развития и применения передовых технологий, а кроме того, обеспечения самостоятельно функционирующего инновационного процесса. Бурное развитие информатизации в нашей стране в последнее время объясняет и то, что современное государственное устройство экономически эффективно только в том случае, когда становится возможным инициировать и применять собственные инновации, поддерживать и защищать их. И наоборот, государство неэффективно, когда происходит подавление рациональных и новационных частных инициатив. Создание благоприятного внедренческого климата, среды для генерации и развития инноваций в регионе, их реализации и апробации на практике — это те задачи, решение которых даст возможность получить мощный социально-экономический эффект.
При развитии информатизационных процессов в России обнаруживается лишь незначительная взаимосвязь между существующими интересами бизнеса, который участвует в данном сегменте экономики, академическими, вузовскими представлениями, законодательной базой и усилиями правительства: усложнение структурных процессов в экономике, имеющаяся угроза технологической деградации требуют немедленных и адекватных действий государства.
Структура современной экономики, ориентированная на развитие топливно-энергетического комплекса, не даст возможности достаточно оперативно заменить постиндустриальный технологический уклад на инновационный, модернизацион-ный, наукоемкий и с широким использованием возможностей информатизации. Но вместе с тем одновременное развитие топливно-энергетического комплекса и информатизации позволят диверсифицировать экономику страны и тем самым планомерно перейти к глобальной информатизации общества. Для решения этой задачи необходима новая структура бюджетно-налогового режима, которая должна обеспечить перераспределение доходов от сырьевых источников страны в пользу сектора информатизации. Стратегической задачей государства в данном случае является создание информационно-инновационной среды. Кроме общих институциональных задач речь идет о разработке долгосрочной мотивации у всех хозяйствующих субъектов путем применения системы государственных гарантий и механизма долгосрочного инвестиционного кредитования, пониженной системы налогообложения, государственных и частных инвестиций в объекты информационной инфраструктурной сферы.
Сохраняется и задача определения ниши России на мировом рынке в области глобальных информационных технологий, товаров и услуг с последующей их государственной поддержкой и продвижением. Анализ и оценка состояния российского рынка международного программирования как наличия возможной ниши на мировом ИТ-рынке показали, что российская индустрия информационного программного обеспечения в настоящее время не сможет преодолеть расстояние, отделяющее его от мировых лидеров в данной области. Для этого необходимы серьезные усилия со стороны всего профессионального сообщества в сфере информатизации и государства в режиме постоянно функционирующей хозяйственной и институциональной деятельности. Считаем, что поиск ниши на рынке должен быть связан с иными, новационными, высокотехнологичными отраслями и видами деятельности — нано-, биотехнологиями, космическими и ядерными исследованиями, так как затраты по входу на рынок в этом случае гораздо ниже, чем в ИТ- и 1Т-сфере, потому что позволяют не только воспроизводить утратившие актуальность технологические и организационные направления, но и применять новые [3].
Несмотря на то что содержание основных блоков существующей федеральной целевой программы «Электронная Россия» соответствует современным мировым тенденциям в области регулирования информационных технологий, определенные недостатки в ее реализации все же имеются и связаны прежде всего с декларативным характером многих пунктов данной программы, игнорированием российской реальности.
Рассматриваемые в работе вопросы по развитию и совершенствованию организационно-экономического механизма управления процессом информатизации регионов Российской Федерации должны быть основанием для получения высоких результатов при переходе российской экономики к новым ее позициям существования в современном мире. Кроме этого, по мнению автора, происходящие изменения в современной социально-экономической сфере, связанные с интеграционными процессами, выдвигают качественно новые требования к современному информационному обеспечению всех процессов жизнедеятельности и управления регионом.
Вместе с тем при наличии программ и региональных инициатив, а также примеров успешной реализации проектов в образовании, здравоохранении, библиотеках, социальном обеспечении и охране окружающей среды присутствует риск утраты Россией стратегической перспективы формирования и развития информационного общества как на федеральном, так и на региональном уровнях, что может отрицательно отразиться на состоянии экономики в целом.
Экономические знания требуют разностороннего осмысления и длительной апробации имеющихся инициатив во времени. Любое исследование не может быть свободно от незавершенности и противоречий в некоторых моментах, когда определены лишь тенденции исследования и требуется дальнейшее тщательное изучение природы самих явлений. Весь процесс научного познания в той или иной области возможно лишь приблизить к совершенному, только объединив все усилия в направлении изучения вопросов воздействия информатизационных технологий на социально-экономическое развитие всего региона, страны и цивилизации в целом. Имеющиеся наработки дают возможность отнести исследуемые вопросы к числу наиболее актуальных и востребованных как для современной фундаментальной науки, так и для ее прикладных основ.
Библиографический список
1. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Макаров В.Л. Информационное общество идеал или угроза II ИнформКурьер-Связь. 2007. Вып. 4. С. 43-45.
3. Макроэкономические и социально-культурные факторы, определяющие развитие глобального потребительского рынка: отчет GFK Group. 2006 г.
I.N. Tyukavkin*
INFORMATION AND COMMUNICATIVE MECHANISM OF MANAGEMENT OF THE PROCESS OF REGIONAL DEVELOPMENT
This article presents information and communicative mechanism of the process of regional development. The main factors of creation and development of the sphere of information, principles and methods of organization and construction are considered. The basic problems in this area are investigated. The directions of further improvement are given.
Key words: information and communication mechanism, region, informatization, resources of informatization, management system, optimization, control over the region.
* Tyukavkin Igor Nikolaevich ([email protected]), mechanical and mathematical faculty, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.