Научная статья на тему 'Развитие механизма управления информатизацией экономики региона на современном этапе'

Развитие механизма управления информатизацией экономики региона на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

В статье представлены механизмы информатизации регионального развития. Рассмотрены основные факторы, вопросы создания и развития сети информатизации, принципы и методы ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF INFORMATIZATION MANAGEMENT BY THE REGIONAL ECONOMY AT PRESENT STAGE

This article presents the mechanisms of informatization for regional development. The main factors, the questions of creation and development of a network of informatization, principles and methods of its organization are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма управления информатизацией экономики региона на современном этапе»

УДК 330.65

И.Н. Тюкавкин*

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье представлены механизмы информатизации регионального развития. Рассмотрены основные факторы, вопросы создания и развития сети информатизации, принципы и методы ее организации.

Ключевые слова: региональное развитие, подсистема информатизации, ресурсы информатизации, резервы, нормирование, оптимизация, управление регионом.

Современный этап функционирования и развития национальной экономики характеризуется тотальной модернизацией системы управления, основным направлением которой является увеличение федерализма и самостоятельности функционирования регионов.

В табл. 2 представлены факторы, которые обуславливают необходимость совершенствования механизма управления информатизацией экономики регионов [1].

Учитывая вышеприведенные факторы, автором предлагаются требования к совершенствованию модернизации механизма управления информатизацией экономики региона, приведенные в табл. 1 [2; 3].

Таблица 1

Требования к совершенствованию механизма управления информатизацией

экономики региона

№ п/п Наименование требования Содержание требований

1. Целеполагание Соответствие миссии и целей развития региона принятой общегосударственной социально-экономической политике и рыночным требованиям хозяйствования

2. Координация процессов Обеспечение комплексной координации всех процессов структурной перестройки экономики региона и интеграции экономических интересов субъектов экономики

3. Эффективность реализации Организация эффективной и оптимальной реализации имеющегося потенциала региона на основе комплексной комбинации факторов и условий расширенного воспроизводства, адаптивности и гибкости регионального хозяйства в целом

4. Конкурентоспособность Повышение конкурентоспособности региона путем взаимовыгодного межрегионального сотрудничества и активного внедрении в систему мировых экономических связей

* © Тюкавкин И.Н., 2013

Тюкавкин Игорь Николаевич, кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Таблица 2

Факторы, влияющие на механизм управления информатизацией экономики региона

на современном этапе

Факторы влияния Позитивные Негативные

1. Внешние факторы (определяют потребности в совершенствовании механизма управления экономикой регионов) 1. Факторы модернизации экономики. 2. Факторы формирования инновационной модели развития экономики страны 3. Факторы международного сотрудничества России в сфере информатизации 4. Факторы конкурентоспособности России на национальном и международном уровне 5. Факторы государственной поддержки сфер информатизации и связи 6. Факторы влияния ВТО 1. Факторы несоответствия содержания процессов модернизации государственной региональной политике 2. Факторы несоответствия условий хозяйствования в регионах содержанию процессов модернизации 3. Факторы неравномерности экономического развития регионов 4. Географические факторы

2. Внутренние факторы, влияющие на необходимость дифференцированного и диверсифицированного подхода к реализации механизма управления экономикой региона 1. Повышение требований субъектов экономики к качеству предоставляемых государственных услуг 2. Повышение требований общества к проводимым мероприятиям в социально-экономической сфере 3. Повышение требований к уровню знаний и компетенций всех работников органов управления регионом и информатизационной сферы 4. Повышение роли федерализма и усиление самостоятельности в региональном управлении 1. Низкая достоверность предоставляемой информации 2. Наличие бюрократизма в системе регионального управления 3. Большая дифференциация регионов по ресурсному потенциалу и уровню социально-экономического развития 4. Недостаточный уровень ответственности и компетентности государственных служащих, отвечающих за информатизацию региона

Автором на основе «Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года» (далее по тексту — Концепция) предлагается совершенствование механизма информатизации экономики региона. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Самарской области имеет огромное значение для более продуктивного взаимодействия государства и гражданина, повышения уровня жизни населения, эффективного функционирования всех звеньев органов власти, повышения конкурентоспособности экономики региона [4].

Таким образом, рассматривая уровень качества жизни как интегральный показатель для оценки комплексной эффективности осуществления Концепции, целесообразно все предлагаемые к реализации мероприятия разделить на основные группы: экономические, технические, социальные.

Главный экономический эффект будет заключаться в получении прибыли от тех подпрограмм, которые имеют своей целью коммерческую направленность, а также в содействии росту производительности труда и темпов развития экономики региона.

Главный технический эффект будет заключаться в увеличении объема и скорости применения и использования информации, а также в более динамичном развитии наукоемких производств и НИОКР, связанных с внедрением ИКТ.

Рост производительности труда приведет к увеличению объема свободного времени, которое можно будет посвятить досугу, а непосредственный доступ к современным ИКТ обеспечит более качественное удовлетворение информационных потребностей населения.

Предпочтительным станет применение кабельных систем для передачи телевизионных программ, вследствие чего произойдет снижение уровня высокочастотного электромагнитного излучения на всей территории Самарской области.

Благодаря внедрению и реализации новых коммуникационных возможностей ИКТ, повысится доля занятого населения, имеющего возможность трудиться дистанционно, на дому, вследствие чего произойдет уменьшение загрязненности воздуха от выхлопных газов общественного и личного автотранспорта.

Создание новых предпосылок для повышения спроса и предложения на региональном рынке ИКТ, в том числе и роста государственных заказов в рамках создания электронного правительства, обеспечит повышение темпов роста современного российского производства технологий и оборудования для внутреннего потребления в масштабах региона и экспорта информационных услуг и программного обеспечения на внешний рынок [5].

Направления совершенствования механизма управления информатизацией экономики региона автор предлагает проводить в следующих сферах:

1. Совершенствование механизма в зависимости от мероприятий, предусмотренных «Концепцией развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года».

2. Создание информатизационного кластера Самарской области.

3. Организация информатизационного государственно-частного партнерства (ГЧП) в Самарской области.

4. Создание системы управления информатизационными процессами в экономике Самарской области.

5. Разработка методики оценки механизма управления информатизацией экономики региона, позволяющей воздействовать на показатели оценки с целью их улучшения.

Направления совершенствования механизма управления информатизацией экономики Самарской области, предусмотренные Концепцией, представлены в табл. 3 [6].

Таблица 3

Направления совершенствования механизма управления информатизацией экономики

Самарской области, предусмотренные Концепцией развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года

№ п/п Направления совершенствования Краткая характеристика направлений совершенствования

1. Совершенствование комплекса государственных гарантий в вопросах полного соблюдения конституционных и иных прав человека в информационном обществе В 1997 году в Программе ООН появился термин для обозначения особой грани бедности -«информационной бедности». Он демонстрирует рост социальной дифференциации населения по их доступу к ИКТ, которые дают возможность человеку получить образование, информацию, повысить квалификацию и обеспечить стабильный доход домохозяйствам

Продолжение табл. 3

Совершенствование регионального информационного портала и интернет-сайтов Правительства Самарской области и органов исполнительной власти

Начатый еще в 2007 году проект по созданию информационного регионального портала Правительства Самарской области нацелен на интеграцию разобщенных государственных интернет-ресурсов в единый информационно -коммуникационный портал для повышения эффективности взаимодействия органов власти на всех уровнях управления_

Создание целостной инфраструктуры доступа граждан к информации о всей деятельности государственных органов власти и к услугам, предоставляемыми ими в электронном виде_

Для обеспечения данного доступа общественности к информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых ими услугах, двумя министерствами: министерством социального развития и министерством здравоохранения Самарской области создана и успешно развивается сеть информационных терминалов - интернет-киосков_

Создание единого центра обработки телефонных обращений граждан и организаций

Для обеспечения удобства при обращении граждан и организаций в органы власти Самарской области и органы МСУ для получения необходимой справочной информации должен быть создан региональный центр обработки поступающих телефонных обращений_

Организация единой информационно-справочной системы поддержки взаимодействия общественности с госорганами

Предлагаемая система является базой по формированию регионального интернет-портала предоставления государственных услуг, а также основой справочной деятельности операторов центров по обработке телефонных обращений

Организация предоставления государственных услуг на основе создания многофункциональных центров (МФЦ)

Для удобства взаимодействия организаций и граждан с органами государственной власти и МСУ, а также в целях ликвидации межведомственных барьеров, предлагается создавать МФЦ предоставления государственных, региональных и муниципальных услуг через единый интернет-портал_

Организация предоставления комплекса государственных услуг с использованием интернет-сети_

Такая организация электронного взаимодействия органов власти с общественностью позволит сократить время предоставления услуги, облегчить доступ к услугам, снизить издержки, связанные с обращением граждан в государственные органы

Совершенствование системы адресного взаимодействия с обществен -ностью области

Применение и использование современных ИКТ и взаимодействие на данной основе государства и граждан должно быть организовано по принципу: «государство для человека»_

Разработка, создание и внедрение социального паспорта и социальной карты каждого жителя Самарской области_

Создание социального паспорта жителя Самарской области позволяет интегрировать социально значимую информацию о конкретном человеке и обеспечивать организацию адресного взаимодействия общества и органов власти_

2

3

4

5

6

7

8

Продолжение табл. 3

10. Организация мониторинга и информационных систем планирования деятельности государственных органов власти Комплексное совершенствование всей системы информационно-аналитического планирования и обеспечения целостного государственного управления на основе ИКТ позволит повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений

11. Совершенствование системы электронного документооборота (СЭД) В целях совершенствования оперативности и повышения качества подготовки и реализации управленческих решений органами государственной власти, а кроме этого, эффективного выполнения ими своих функций, обязанностей необходимо обеспечить внедрение комплексной автоматизированной СЭД

12. Совершенствование системы имеющейся поддержки принятия управленческих решений Совершенствование данной системы должно обеспечить организацию, согласование оперативных задач и долгосрочных целей деятельности органов власти

13. Совершенствование архитектуры построения электронного правительства области При совершенствовании архитектуры электронного правительства необходимо разработать, внедрить и эффективно использовать следующие модули: информационно-аналитический, геоинформационный, модуль управления бюджетным процессом, модуль обеспечения поддержки принятия управленческих решений, функциональные модули

14. Совершенствование инфраструктуры информационного взаимодействия Информационное взаимодействие на федеральном уровне органов государственной власти и МСУ обеспечивается путем использования программных средств и телекоммуникационной инфраструктуры Общероссийского Государственного информационного центра - ОГИЦ

15. Дальнейшее развитие информационной и компьютерной безопасности Для организации защиты электронного правительства и его подсистем, а также региональных ИКТ и систем от НСД, искажения и хищения информации

16. Улучшение качества медицинского обслуживания на базе развития и использования ИКТ Основным элементом системы информатизации здравоохранения Самарской области и ее перехода к индивидуальному оказанию медицинских услуг необходимо создать электронный паспорт здоровья

17. Расширение сферы услуг социального развития На основе использования ИКТ можно обеспечить современный уровень качества и доступности всего комплекса социальных услуг для населения области

18. Новые направления образования В информационном обществе требования к образовательным услугам меняются - они должны стать инновационными и эффективными

19. Развитие культуры, повышение нравственных, патриотических принципов и государственности в сознании каждого человека Главная задача совершенствования политики в сфере культуры в условиях развития информационного общества - это культурное развитие каждого жителя Самарской области, обеспечение его самовыражения и самореализации, формирование высокой нравственной позиции и государственности

Продолжение табл. 3

20. Развитие промышленного потенциала Самарской области на основе применения ИКТ Формирование и развитие информационного общества сопровождается переходом к новой экономике - экономике знаний, где к трем основным факторам создания новой стоимости: земле (вместе с ее природными ресурсами), труду и капиталу добавляется новый фактор - фактор знаний

21. Развитие науки, НИОКР и подготовка квалифицированного персонала для сферы ИКТ В информационном обществе главным приоритетом должно стать развитие и совершенствование мощной научной, технологической базы и НИОКР

22. Совершенствование информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Стратегической целью развития информатизационной инфраструктуры Самарской области является обеспечение потребностей населения и бизнеса в современных телекоммуникационных услугах

23. Совершенствование безопасности региона В данном направлении предлагается обеспечить взаимодействие информационных и геоинформационных систем ИКТ различного уровня для формирования единого информационного пространства в целях контроля за опасными явлениями и процессами на территории региона

24. Совершенствование ИКТ в целях повышения уровня качества жизни населения Самарской области (транспорт) Направление совершенствования электронных услуг на транспорте - это применение социальной карты жителя области в целях оплаты проезда на транспорте с учетом льгот ее владельца

25. Совершенствование ИКТ в целях повышения уровня качества жизни населения Самарской области (торговля) Направление совершенствования в сфере торговли должно способствовать максимальному внедрению безналичной оплаты товаров и услуг с использованием банковских карт

26. Совершенствование ИКТ в сфере ЖКХ Совершенствование ИКТ в сфере ЖКХ имеет важное значение для повышения уровня конкурентоспособности и эффективности управления сферой ЖКХ

27. Совершенствование управления в сфере экологии и природопользовании Приоритетным направлением совершенствования и развития ИКТ в природопользовании и экологии является организация автоматизированной информационно-управляющей системы природопользования и охраны окружающей среды Самарской области (АИУСПиООС)

28. Использование ИКТ в сельском хозяйстве Целью совершенствования ИКТ в АПК Самарской области является комплексная автоматизация и информатизация процессов управления производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, развития сельских территорий

29. Создание системы непрерывного повышения квалификации Необходимо создание региональной системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и аттестации государственных и муниципальных служащих региона, а также работников бюджетной сферы по ИКТ

Окончание табл. 3

30. Организация системы обучения жителей региона базовым знаниям применения ИКТ

Основной целью организации такой системы является рост количества граждан, умеющих использовать и применять ИКТ, и, как следствие этого, повышение числа получателей государственных и муниципальных услуг, оказываемых при помощи ИКТ

31. Стимулирование заинтересованности в развитии и использовании ИКТ в Самарской области

Совершенствование направлений сотрудничества органов власти, гражданского общества и бизнеса позволит провести анализ все ведомственных подсистем системы на предмет их функциональности

32. Совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере развития и использования ИКТ

Применительно к Самарской области важно совершенствование действующих или подлежащих принятию норм регулирования ИКТ на региональном уровне, необходимо их соотношение как с федеральным законодательством, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений в сфере ИКТ_

33. Совершенствование

системы мониторинга и контроля реализации мероприятий информатизации региона

Мониторинг и контроль процессов информатизации региона должны проводиться по каждому мероприятию предлагаемой Концепции, по каждому органу исполнительной власти в сфере реализации положений данной Концепции

34. Организация информационной, аналитической и общественной поддержки реализации мероприятий информатизации Концепции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обеспечения информационной, аналитической и общественной поддержки реализации мероприятий информатизации планируется проводить работы по следующим направлениям: мониторинг готовности жителей области к жизни и работе в информационном обществе, мониторинг информации по мероприятиям информатизации

Стратегической целью формирования и развития ИКТ в Самарской области являются организация и построение информационного общества, которое представляет собой глобальное общество, где обмен информацией не имеет временных, пространственных, политических границ и в котором с помощью компьютерных технологий будет повышаться качество принимаемых решений, направленных на рост благосостояния конкретного человека.

Интегральный, суммарный эффект, который будет достигнут в результате формирования и реализации Концепции, состоит в повышении уровня качества жизни населения Самарской области за счет более обширного применения современных ИКТ. Данное определение отражает все показатели уровня жизни как экономической категории в целом и, в частности, жилищные условия, условия труда и отдыха, охрану правопорядка, социальную обеспеченность и гарантии и т. д.

Библиографический список

1. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М.: Наука, 1997.

2. Машлуп Ф. Производство и распространение знаний в Соединенных Штатах Америки. М.: Наука, 1962. С. 218.

3. Тюкавкин И.Н. Теоретические основы информационных систем // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4(4). С. 74—79.

4. Угренович Е.А. Информационное общество// Новейший философский словарь. Минск, 2009. С. 274.

5. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журн. экон. теории. 2007. № 3.

6. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5.

I.N. Tyukavkin*

THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF INFORMATIZATION MANAGEMENT BY THE REGIONAL ECONOMY AT PRESENT STAGE

This article presents the mechanisms of informatization for regional development. The main factors, the questions of creation and development of a network of informatization, principles and methods of its organization are considered.

Key words: regional development, subsystem of informatization, information resources, reserves, normalization, optimization, management by the region.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich (st0rm@list.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.