Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы'

Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION / COMMUNICATION / COMPETENCE / INFORMATION FIELD / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалов Николай Александрович

Рассматривается содержание понятия «коммуникативно-информационная компетентность» и определяются характеристики информационного поля образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT HIGHER INSTITUTION

The article dwells upon the meaning of informational and communicative competence; the characteristics of information field of educational environment are considered as well.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы»

УДК 378.147.2

Н. А. Качалов

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Рассматривается содержание понятия «коммуникативно-информационная компетентность» и определяются характеристики информационного поля образовательной среды.

Ключевые слова: информация, коммуникация, компетентность, информационное поле, образовательная среда.

Любая деятельность связана с передачей и обменом информацией, т. е. носит информационный характер. Сама информация передается известными коммуникативными средствами. Следовательно, говоря о педагогическом процессе как функционирующей системе, необходимо выделить информационно-коммуникативную компетентность, объединяющую в себе все ключевые компетентности. Информационно-коммуникативная компетентность личности выступает как способность устанавливать контакты с людьми, передавать, принимать, сохранять и обрабатывать информацию.

Информационно-коммуникативная компетентность личности характеризуется ее адаптивностью, свободным владением вербальными и невербальными средствами общения, отношением к познавательной деятельности, естественному и социальному миру, самому себе. Таким образом, обновление содержания профессионального образования связывается с педагогической проблемой формирования информационно-коммуникативной компетентности.

Для раскрытия содержания понятия «информационно-коммуникативная компетентность» требуется рассмотреть его составляющие. Компетентность трактуется как уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции и как владение суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность какой-либо деятельности [1]. Компетентность важна не только с точки зрения основательности знаний, но и умения оптимально эффективно и самостоятельно реагировать на возникновение в процессе деятельности нестандартных ситуаций.

Несомненный интерес представляет определение содержания понятий «информация» и «коммуникация» как педагогических категорий. Информация происходит от латинского слова и обозначает «разъяснение», «изложение». В современном понимании информацию следует трактовать как сообщение содержания, сохранение, переработку и передачу сведений. Сама передача информации связана с коммуникацией. Информационная коммуникация

включает обмен представлениями, чувствами, установками и т. п. в ходе совместной деятельности.

С философских позиций информационно-коммуникативная компетентность должна рассматриваться как владение научным знанием о закономерностях процесса обработки и преобразования информации, ее передачи и распределения. Востребованность информации в педагогической системе выступает как показатель активности процесса образования. Регулярность потока информации, его системный анализ создают условия для более эффективного процесса управления педагогическим процессом [2].

Информационная связь, информационное взаимодействие, т. е. коммуникация, связаны с обменом информацией, что позволяет участникам педагогического процесса успешно выполнять свои функции, управлять и самоуправлять возникающими в системе процессами.

Само информационное поле характеризуется интенсивностью циркулирующей информации, системным характером, направленностью информации, способом ее производства и целью производимой информации (см. табл.).

Итак, информация - содержательная сторона педагогического процесса. Вместе с тем педагогический процесс носит коммуникативный характер. Коммуникация, как правило, рассматривается в нескольких значениях: обмен информацией в человеческом общении [3]; реализация интеллектуальнопознавательных способностей субъекта (умений описывать и объяснять объекты действительности и эмпирический базис науки, причинно-следственные связи между ними) [1]; информационное воздействие на социальную общность [4].

Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения [5].

Каким бы ни было по своему конкретному содержанию языковое сообщение, оно имеет одну из

Характеристики информационного поля образовательной среды

Характеристика Содержание характеристики Значение характеристики

Интенсивность информации Размах характеризуется потоком информации между субъектами педагогического процесса, субъектом и объектами информации, субъектом и социальной средой. Определяет специфику отношений субъектов Характеризует разносторонние интересы субъектов педагогического процесса, их ориентацию в информационном поле

Система циркуляции информации Педагогический процесс есть процесс системного взаимодействия. Время циркуляции информации определяется ценностью и охватом (интенсивностью) информации Требует системной информации на кратковременном и на долговременном уровне взаимодействия участников педагогического процесса

Способы производства информации Источником информации может быть личность (информация персонифицируется) или группа лиц (обезличение информации) Педагог - живая сущность, помогающая в установлении коммуникации субъектов педагогического процесса с миром живого

Направленность информации Проявляется в целенаправленном функционировании педагогической системы, характер информационного взаимодействия всегда эмоционально окрашен Направленность как структурный элемент личности выполняет интегративную функцию

Цель производства информации Подчиняется воздействию на отдельные части информационного поля, связанного с принятием соответствующего управленческого решения Установление контактов, побуждение к действию, изменение эмоционального состояния субъектов системы, ориентация субъекта в информационных ценностях

трех логических форм: термин, высказывание или секвенция. Различные по своей структуре языковые сообщения выполняют различные познавательные функции. Например, описание в познавательном процессе связано со способностью узнавать, запоминать, сопоставлять, идентифицировать, сравнивать отдельные объекты и факты как знания о них.

Секвенции высказываний являются основной формой выражения концептуального знания и используются в реализации объяснительной и предсказательной познавательных функций. В реальном познавательном процессе объяснение связано с процедурами обоснования, аргументации, доказательства и сводится к выявлению причин, условий, допущений, субъективных или объективных предпосылок. Объяснительная функция связана с умением рассуждать, размышлять по поводу описанных фактов, критически оценивать различные ситуации.

Предсказание и прогноз связаны с процедурами получения нового знания, образованием предположений о будущих событиях на основе заранее известного знания. Прогностическая функция в познавательном процессе ответственна за умение делать самостоятельные выводы, предвидеть и выступает высшей ступенью в развитии научного знания [5]. Следовательно, в основе сущности понятия информационно-коммуникативной компетентности в педагогической деятельности лежит взаимосвязь информационного пространства и коммуникативной сферы.

Итак, информационно-коммуникативная компетентность включает в себя:

- целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в приро-

де и обществе, возможности их формального, математического описания;

- совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде;

- представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии.

Компонентами информационно-коммуникативной компетентности личности являются: а) оптимальность информационно-коммуникативной деятельности; б) владение методами информационнокоммуникативной деятельности; в) наличие критического мышления.

По компоненту «оптимальность информационно-коммуникативной деятельности» имеют место преимущественно умения и навыки определения усилий, средств и времени для достижения поставленных целей. Обучающийся, владеющий оптимальностью деятельности, должен иметь хорошо сформированные знания и умения об основных информационных процессах, уметь выделять главное и понимать сущность изучаемого материала, использовать естественные и искусственные языки для представления информации, владеть приемами поиска информации, применять типовые средства описания объектов и процессов для построения информационных моделей из области естественных и гуманитарных дисциплин, выбирать наиболее рациональный в данных условиях метод решения задачи.

Владение методами информационно-коммуникативной деятельности предполагает сформиро-ванность умений применять изученный материал

на практике, выполнять операции по построению алгоритмов деятельности, анализировать последовательные, параллельные, недетерминированные и вероятностные математические процессы. Уметь реализовывать многоуровневый перебор, пользоваться методами разбиения задач на подзадачи и сборки результата, проектирования, организовывать индивидуальную и коллективную деятельность.

Наличие критического мышления позволяет в соответствии с собственными потребностями или поставленной задачей непосредственно воспринимать, оценивать уровень информативности, ценности, правдоподобности информационного объекта, выдвигать и проверять гипотезы, осуществлять и корректировать планы и т. д.

В соответствии с задачами нашего исследования необходимо выделение желаемых значений характеристик проектируемой образовательной среды, т. е. основу формирования информационнокоммуникативной компетентности личности. Эту проблему в нашем исследовании мы рассматриваем с позиций ценностно-деятельного подхода, так как он позволяет выявить условия формирования информационно-коммуникативной компетентности личности, совокупность возможностей для обучения учащегося, для проявления и развития его способностей [6]. В педагогике известно, что передача и восприятие информации осуществляются на основе установки, ориентации в познавательных ценностях, значимых мотивов и выполняемых ролей в учебном процессе. Отсюда и необходимость уяснения специфики ценностного компонента применительно к задачам исследования.

Ценность информации, вводимой в образовательный процесс, определяется несколькими по-

казателями: 1) статусно-ролевым отношением отправителя и получателя информации (личность, группа, социум, общество); 2) направленностью информации (целевые установки); 3) способами и каналами передачи и восприятия информации; 4) значимостью информации для развития творческого потенциала, доступностью ее осмысления, исходя из подготовленности обучающихся.

На основании этого ценностный подход к информации устанавливает зависимость между информацией, преемником информации, целью и средствами передачи информации (коммуникации). Образовательная ценность коммуникации состоит в выполняемой информационной функции. С помощью информации происходит ориентация личности в социокультурной среде [7]. На основе ее восприятия и осмысления принимаются решения. Эффективность принимаемых решений зависит от диалога субъектов и их взаимодействия. Поэтому можно утверждать, что коммуникация выступает как инструментальная ценность в педагогическом процессе.

Для педагогики важную роль имеет межличностная коммуникация, являющаяся основой личностно ориентированного образования. Межличностная коммуникация включает речевое взаимодействие, на базе которого осуществляется приобретение личностью социального опыта. Эффективность межличностных коммуникаций зависит от ценности коммуникативной установки, актуальности взаимодействия, адекватности восприятия смысловой и оценочной информации, наличия информационнокоммуникативных потребностей, понимания другого человека, эмпатии к субъекту по процессу общения. Следовательно, коммуникативность - условие развития личности, познания окружающего мира.

Список литературы

1. Педагогический словарь / под ред. Г. М. Коджаспирова. М.: ДОДОЕМД, 2000. 174 с.

2. Дуранов М. Е., Жернов В. И. Информационно-коммуникативный подход в обучении и организации педагогического процесса. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. С. 25-37.

3. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1986. 736 с.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. 813 с.

5. Федоров Б. И., Перминова Л. М. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования // Педагогика. 2002. № 5. С. 1420.

6. Склярова Е. А., Ерофеева Г. В., Пескова Е. С. Информационно-коммуникационные технологии в вузе и школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 11. С. 74-77.

7. Бурова И. В. Педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 7. С. 98-101.

Качалов Н. А., кандидат педагогических наук.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.03.2011.

N. A. Kachalov

INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT HIGHER INSTITUTION

The article dwells upon the meaning of “informational and communicative competence”; the characteristics of information field of educational environment are considered as well.

Key words: information, communication, competence, information field, educational environment.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.