Научная статья на тему 'Субъект-субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста'

Субъект-субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2187
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТ НОЕ РАЗВИТИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / LEARNER CENTERED APPROACH / INTENSIVE METHODS OF LEARNING / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / SELF-ORGANIZATION / INNOVATION / PROJECT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горских Я. В., Качалов Н. А.

В статье представлено описание внедрения проектной работы на занятиях по профессиональному иностранному языку как пример наиболее полной реализации субъектно-субъектного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горских Я. В., Качалов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNER CENTERED APPROACH AS THE BASIS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF ENGINEER

The paper deals with the tool of this approach implementation, namely students project work organization.

Текст научной работы на тему «Субъект-субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста»

УДК 378.126:800:37

Я. В. Горских, Н. А. Качалов

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА

В статье представлено описание внедрения проектной работы на занятиях по профессиональному иностранному языку как пример наиболее полной реализации субъектно-субъектного подхода.

Ключевые слова: субъектно-субъектный подход, методы активного обучения, профессиональноличностное развитие, самоорганизация, инновационная деятельность, проектная работа.

Известное противоречие между необходимостью в социально активной и творческой личности и реальной возможностью высшей школы в подготовке специалистов обостряется именно в период кризисов и в настоящее время проявляется в неспособности высшей школы выполнить основную социальную функцию по формированию конкурентоспособной личности выпускника на основе развития и реализации его способностей. Данное противоречие обусловливается, прежде всего, деформацией гуманитарной функции высшего образования, особенно это касается технического образования.

Современное общество далеко не всегда удовлетворяет уровень языковой подготовки, который получают студенты различных специальностей. И очень часто это связано с психологическим дискомфортом студентов. Причин этому много: игнорирование мотивационной сферы студента, рассогласование предпочитаемой стратегии переработки учебного материала, когнитивного стиля и навязываемой ему технологии обучения, отсутствие учета его собственного социокультурного опыта и многое другое.

Коррекция этих противоречий может быть осуществлена за счет гуманизации образования, призванной оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечивать их наиболее эффективное развитие. Она направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности студента, его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких условий, при которых он будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать образовательные воздействия.

Традиционная система обучения основана на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности состоит в ее социализации и профессионализации с позиций максимальной общественной полезности. В рамках данной системы реализуется представление о том, что основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, т.е. внешне заданными нормативами. При этом качество усвоения знаний определяется главным образом по тому,

что и насколько верно и прочно студент запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Однако в науке, в гуманитарной особенно, эти нормативы субъективны и потому изменчивы. В их основе - иллюзия, ошибочное представление, что внешнее непосредственно формирует внутреннее. Понятно, что особое внимание в достижении этой цели уделяется конечному результату. Такое обучение не ориентировано на формирование навыков саморазвития личности, поскольку игнорирует фактор спонтанности. Познавательная активность и избирательность студентов при этом остаются вне поля зрения педагогов.

Хотя и существуют большие наработки в области общих подходов к гуманизации образования, сегодня нет оформленной в целостном виде концепции, а личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания студентов различных специальностей еще находятся в стадии становления общих представлений. Все это требует совместных и согласованных усилий в данном направлении ученых различных специальностей, прежде всего философов, педагогов, психологов, методистов. Гуманистическая ориентация предполагает отказ от поиска универсальных педагогических технологий в высшей школе, априорно - их вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей студента, предпочитаемых им способов переработки учебного материала. В то же время важно иметь в виду, что если в рамках одной образовательной системы формы и методы обучения могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения, определяющая общую концепцию конкретного высшего учебного заведения, должна быть всегда единой.

Главная цель обучения студентов - получение профессионального образования. Сущность же обучения состоит в том, что это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению научными и прикладными знаниями, умениями и навыками, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

В методике профессионального образования четко сформулированы методические принципы педагогической технологии, в которой представлена вся педагогическая система в виде двух основных частей: дидактические задачи и технологии их решения, где каждая дидактическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формой, дидактическим процессом и квалификацией преподавателя.

Технологию обучения в вузе следует рассматривать как систему педагогических, дидактических и психологических процедур взаимодействия преподавателя и студентов с учетом их способностей и склада ума, направленного на проектирование содержания, методов и средств обучения с последующей их реализацией. В данном случае речь идет об индивидуализации обучения, которая развивает тенденцию передачи функции формирования будущего инженера в руки самого студента, а не преподавателя, как это было раньше. При этом преподаватель сохраняет за собой функции методического руководства, контроля и оценки. Мы называем такой подход к организации обучения субъектносубъектным, хотя западные методисты чаще используют термин «центрированный на обучаемом».

Субъектно-субъектный подход к обучению основывается, прежде всего, на методах активного обучения. Он предполагает раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося. При этом преподаватель остается ответственным за создание необходимых для этого условий. В субъектно-субъектном подходе получает дальнейшее развитие идея коммуникативного обучения. Общение на иностранном языке становится более эффективным, если между преподавателем и студентами устанавливаются партнерские отношения и создаются условия для раскрытия личностного потенциала обучающихся. Каждый человек индивидуален. Он по-своему познает окружающий мир, понимает и обрабатывает информацию, поступающую к нему извне. А значит, и способ подачи информации человеку должен быть индивидуальным. Разработка таких индивидуальных способов подачи информации студентам и является целью субъектно-субъектного подхода к организации обучения.

Исходя из наблюдений за студентами технического вуза, можно говорить о том, что им гораздо легче иметь дело с иноязычными текстами технического содержания по специальности, нежели с текстами общенаучного характера. По-видимому, это объясняется тем, что студент попадает в знакомую для него область материала. Он может понять содержание текста по лексическим единицам, не обращая особого внимания на грамматические конструкции.

Поэтому на практических занятиях имеет смысл выбирать ситуации, которые будут максимально приближены к будущей профессии обучающихся. Именно связь с реальной действительностью в рамках этой профессии позволяет студентам легче преодолеть учебный характер такого вида речевой деятельности, как, например, говорение.

Основной целью образовательного процесса в высшей школе является профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Именно эта цель определяет содержание учебного процесса, формы и методы работы, отношения, складывающиеся в процессе образования и, соответственно, результаты деятельности. Важнейшей особенностью всех этих компонентов образовательного процесса является их направленность на формирование профессиональной культуры будущих инженеров и на разностороннее развитие их личности, подготовку каждого студента к успешной профессиональной деятельности. Если профессиональная деятельность выпускника технического вуза не приводит к успеху, не позволяет личности самоутвердиться и самореализоваться в профессиональной деятельности, то у человека отпадает желание сначала повышать свою квалификацию, а затем и работать.

Технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку предполагают такую организацию учебного материала, которая позволяет вызвать и сохранить у каждого студента устойчивый интерес к изучению иностранного языка, а также сформировать у него профессиональную заинтересованность в знании иностранного языка, необходимого для повышения компетентности будущего специалиста. Рассмотрение иностранного языка как средства углубления профессиональных знаний накладывает определенные обязанности и на преподавателя, заставляя его искать оптимальные способы эффективного обучения иностранному языку.

При профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе необходимо постоянно применять дифференцированный подход, что позволит преподавателю иностранного языка разрабатывать посильные, но постепенно усложняющиеся задания для каждого студента, учитывающие исходный уровень его знаний и умений, а также темп продвижения в процессе обучения иностранному языку.

Активность студентов в обучении определяется проявлением всестороннего интереса к знаниям, учебной задаче, приложением усилий, напряжением внимания, умственных и физических сил для достижения цели. Задачей педагога является создание соответствующей обстановки для такой деятельности.

Технологии, направленные на личностно-развивающее обучение, предполагают не только накопле-

ние знаний, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей. Обучающая среда при таких технологиях не навязывает будущему специалисту нормативное построение его деятельности, задаваемое обществом, которое в известной мере играет роль «обезличивания» студента, а создает более свободные условия, предоставляющие ему возможность самому определять траекторию индивидуального развития.

С другой стороны, личностно-ориентированные технологии обучения предполагают, что преподаватель должен быть хорошо осведомлен о внутреннем мире обучающегося, интересах его личности, приоритетах его развития для того, чтобы построить весь процесс обучения с ориентацией на личностные особенности каждого индивида. Педагогической задачей современного вузовского преподавателя при технологическом проектировании обучения является не только планирование общей, единой и обязательной для всех линии развития обучающихся, но и дифференцированная помощь каждому из них, которая строится на имеющемся опыте познания. Необходимо адекватно совершенствовать индивидуальные способности студентов, обеспечивать позитивную мотивацию к самостоятельному развитию языковых способностей. При личностно ориентированной позиции преподавателя в системе обучения исходные организационно-педагогические аспекты планирования процесса обучения - не только достижение его конечных объективно заданных целей (планируемых учебных результатов - знаний, умений, навыков в области языка), но и создание индивидуальных организационно-деятельностных условий, необходимых для удовлетворения познавательной активности личности каждого обучающегося.

Известно, что в деятельности любого человека, изучающего иностранный язык вне среды его распространения, значительное место должна занимать так называемая «инициативная» самостоятельная работа, то есть самостоятельная работа над иностранным языком ради самосовершенствования в нем, когда обучающийся без каких-либо дополнительных стимулов извне (заданий, инструкций преподавателя) овладевает языковым материалом сверх обязательного программного минимума. Вот почему крайне важно формирование у студентов самообразовательной компетенции, то есть способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. В этом вопросе существенную помощь может оказать использование таких технических средств, как электронная почта и Шете!

Таким образом, владение иностранным языком применительно к студентам неязыковых вузов должно рассматриваться как одно из направлений личностно-профессионального развития. В психологии под личностно-профессиональным развитием понимается процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях.

Несомненно, что совершенствование образовательного процесса - актуальный вопрос повседневности, а также естественный и логичный ответ требованиям современного рынка труда. В современных условиях от специалиста любой сферы деятельности требуются инициатива, творческое отношение к профессиональной деятельности, умение принимать решение в нестандартных ситуациях. Перед педагогом ставится задача не только безупречного владения предметом, но и стремление к совершенствованию профессионального мастерства, поэтому использование инновационных технологий обучения является необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности выпускников, большей гибкости в планировании карьеры, возможности для дальнейшего повышения квалификации [1].

Все это находит отражение и в программных требованиях по изучению профессионального иностранного языка в неязыковом вузе. Включение преподавателя иностранного языка в инновационную деятельность - важнейший способ обеспечения личностного профессионального развития, которое будет способствовать повышению качества преподавания иностранного языка для специальных целей, изменению роли обучающегося, повышению его мотивации к изучению иностранного языка, активности, творчеству в процессе обучения.

Продолжая разговор об инновационной деятельности, показательным примером образовательной инновации может служить «проектная работа преподавателя», под которой понимается организация учебной, коммуникативной, профессионально-ориентированной проектной деятельности студентов [2].

Внедрение проектной работы на занятиях по профессиональному иностранному языку - пример конкретной, точной, технологичной педагогической деятельности, адекватной требованиям времени, общества и личности. Ряд преимуществ проектной деятельности в рамках изучения профессионально-ориентированного иностранного языка составляет методологическую основу учебно-коммуникативной профессионально-ориентированной проектной деятельности. А именно организация данного процесса может быть составной частью практического курса по профессиональному иностранному языку и осуществляться в рамках отведенного учебного времени студентов.

Данный вид работы основан на межпредметных связях, носит междисциплинарный, интегративный характер, поскольку в процессе учебно-коммуникативной деятельности теоретические знания, навыки и умения, полученные при изучении различных гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и иностранного языка, переносятся на практику и помогают формированию профессиональных умений и навыков.

При выборе тематики данного вида деятельности учитываются интересы, уровень знаний и умений студентов в иноязычном профессиональном общении. Учебная проектная деятельность - способ повышения интереса к изучению английского языка для специальных целей и развития личностных и профессионально важных качеств каждого студента. Кроме того, проектная работа может быть ситуативно связана с реальной профессиональной жизнью будущего специалиста, с теми академическими умениями, которые могут пригодиться ему в научной и производственной деятельности. Вследствие этого у обучающегося повышается интерес и моти-

вация к изучению иностранного языка, появляется практический опыт исследовательской работы. Именно коммуникативная направленность данного вида деятельности, перспектива наращивания знаний и неполное информационное видение изучаемой проблемы побуждают обучающихся к работе.

Практическая значимость результата «проектной работы преподавателя» является очевидной, так как у педагога будет возможность провести самоанализ своей деятельности, сопоставить цель с конечным продуктом, качественно и количественно обработать полученные данные и отразить выводы, результаты исследования в научной, педагогической деятельности. В качестве обмена опытом с коллегами полезными будет ряд методических семинаров, посвященных нюансам организации данного вида деятельности со студентами. Кроме того, привлекательным моментом являются также разработка, издание пособия в рамках проделанной работы, укрепление деловых и дружеских отношений с выпускающими кафедрами и факультетами.

Список литературы

1. Жукова Т. А. Технология обучения как условие повышения качества подготовки специалистов в системе университетского образования // Инновации в образовании. 2007. № 11.

2. Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2003.

Горских Я. В., старший преподаватель.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634034.

E-mail: [email protected]

Качалов Н. А., доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634034.

E-mail: [email protected], [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.02.2009.

Ya. V Gorskikh, N. A. Kachalov LEARNER CENTERED APPROACH AS THE BASIS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF ENGINEER

The paper deals with the tool of this approach implementation, namely students’ project work organization.

Key words: Learner centered approach, intensive methods of learning, professional and personal development, self-organization, innovation, project work.

Gorskikh Ya. V.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634034.

E-mail: [email protected]

Kachalov N. A.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634034.

E-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.