> духовно-нравственное воспитание на традициях русского народа;
> влияние СМИ и Интернета на развитие культуры молодежи;
> развитие патриотизма, любви и уважение к своей родине,
> актуально ли сегодня изучение традиций и обычай нашей страны.
Ежемесячно проводились деловые игры:
• «К барьеру» тема « Для кого работает киноиндустрия?»
Цель игры анализ СМИ, положительного и отрицательного влияния на развитие личности молодого человека.
• «что? - где? - когда?» тема «Человек человеку - кто?»
Рассматривался психолого-педагогический подход к решению социально-значимых проблем.
• Реферативный обзор по теме «Проблема выбора личности в современном мире»
Цель мероприятия углубить умственное и нравственно-философское образования студентов, развитие собственной точки зрения и умение ее аргументировать.
Внеучебные мероприятия в образовательном процессе способствуют развитию собственной точки зрения и умению ее аргументировать, формированию активной гражданской позиции у студентов. Через все эти формы занятий студенты получают представление о гражданском, патриотическом содержании образования на конкретном историко-культурном материале, учатся работать с информацией несущих глубокое духовное и нравственное содержание, изучают историю традиций и обычаев своей родины и других стран.
Таким образом, главная цель внеучебных мероприятий образования и воспитания, будущих социальных педагогов состоит в создании условий для всестороннего развития творческой личности и её духовного потенциала, в становлении профессиональных качеств будущих социальных педагогов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Никитина. М.: Владос, 2000. 270 с.
2. Ильин И.А. Русскому народу необходимо духовное обновление. М.,1993. Т. 2. 347 с.
3. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в Конференции. ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», М.: ЭГРИ, 2007. 222 с.
О.А. Кочергина
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Общество остро ощущает потребность в подготовке специалистов, отличающихся коммуникативной компетентностью, которая рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия; как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми; готовность личности к общению в плане развития соответствующих ценностей, установок и адекватных умений.
Теория коммуникации формировалась как междисциплинарное направление и разрабатывалась многими отечественными (Ю.М. Жуков, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, И.И. Серегина, Б.А. Успенский, Н.Ю. Хрящева, Ф.И. Шарков и др.) и зарубежными (М. Аргайл, Р. Бердвистл, М. Кригли, Ч. Моррис, Дж. Ниренберг, А. Пиз, Дж. Фаст, Д. Эфрон и др.) учеными. Исследования данной проблемы осуществляются по различным аспектам: выявление психологической сущности
компетентности как характеристики профессионализма специалиста (Л.И. Анциферова, Н.С. Глуханюк, А.М. Маркова, Н.Ф. Талызина); инфокоммуникационные технологии в образовании (В.П. Беспалько, Ю.М. Брановский, И.В. Роберт, Е.С. Полат, А.Ю. Уваров, Е.В. Утлинский, С.А. Христочевский, А.В. Хуторской, Е.Н. Ястребцева); информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании (С.А. Бешенков, Т.Г. Везиров, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Е.С. Полат, Т.П. Шапошникова) и другие.
Коммуникация, являясь основой общения, представляет собой целенаправленную передачу информации в специально организованной системе связи. Она выполняет следующие функции:
- информационную, которая отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах;
- экспрессивную, выражающую как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности;
- прагматическую, направленную на передачу коммуникативной установки, рассчитывающую на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой [2, 126].
Образование является одной из важнейших областей коммуникативной практики, при рассмотрении которой необходимо уделять внимание не только межличностной стороне отношений участников образовательного процесса, но и учитывать информационную основу построения этих отношений.
Информация (от лат. information - сведение, разъяснение, изложение, ознакомление) как термин появился в середине XX века. Понятие было введено Клодом Шенноном применительно к теории связи или передачи кодов, затем из технического превратилось в общенаучное. В настоящее время понятие «информация» активно используется в различных науках (в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и т. д.).
Можно выделить образовательные сферы, где постоянно происходит информационно -коммуникативный обмен:
- обучение, связанное с необходимостью передачи информации в соответствии с содержанием образования;
- воспитание, обусловленное обменом ценностями и смыслами, влиянием слова и поведения педагога;
- организационно-управленческая сфера и ее информационное обеспечение;
- связи с общественностью, окружающей социальной средой;
- внутренний мир человека и информация, направленная на саморазвитие, самообразование, самовоспитание [1, 14].
Коммуникативная деятельность для педагога выступает как основное средство решения профессиональных и жизненных задач. Современный педагог должен осуществлять учебно-воспитательный процесс, используя многообразие подходов; создавать благоприятные условия для организации жизнедеятельности учащихся, используя потенциал педагогической коммуникации; владеть гибкими и вариативными педагогическими технологиями и корректно применять инновационные методы; осваивать технические средства и информационно-коммуникационные технологии; ориентироваться в информационных потоках.
Профессиональная коммуникация педагога может быть рассмотрена как процесс получения, хранения, обработки и передачи информации в рамках образовательных систем. В настоящее время ее формы претерпевают существенные изменения, так как в образовательной практике ежедневно возникают проблемы информационного обеспечения, текстуальной организации педагогического взаимодействия.
Успешность профессиональной деятельности педагога во многом зависит от его информационно-коммуникативной компетентности, которая может рассматриваться как интегративная характеристика личности, способной разносторонне работать с информацией (искать, отбирать,
анализировать, сопоставлять и т.д.) и организовывать (моделировать, проектировать) на этой основе ее обмен в процессе взаимодействия с участниками педагогической коммуникации.
Развитию информационно-коммуникативной компетентности как одной из составляющих профессиональной коммуникации способствуют следующие факторы:
- увеличение объема и интенсивности информации, которую осваивают участники образовательного процесса;
- развитие новых каналов и форм получения и трансляции образовательной информации;
- увеличение количества участников коммуникации в образовательном пространстве;
- появление у разновозрастных субъектов новых коммуникативных интересов;
- потребность в новых условиях повышения степени информативности и направленности педагогического взаимодействия.
Современному педагогу необходимо работать с информацией: использовать для решения коммуникативных и познавательных задач различные источники (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, СМИ); заниматься отбором, анализом, сопоставлением материала, работать с устными и письменными текстами; владеть различными формами речевой деятельности и коммуникации с целью получения, преобразования и передачи информации; извлекать и переводить информацию из источников, выполненных в различных знаковых системах (текст, диаграмма, график), разграничивать основную и второстепенную информацию. Кроме того, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В связи с тем, что в настоящее время возрастает интенсивность и объем информации, расширяются возможности коммуникации, в процессе профессиональной подготовки необходимо использовать мобильные способы работы с материалом, осуществлять дифференцированный контроль за его усвоением, активизировать интерес будущих педагогов к этой проблеме.
Применение активных методов и форм обучения (анализ ситуации, портфель достижений студентов, кейс-стади, тренинг, метод моделирования, игровые технологии, проектное обучение, исследовательские методы, имитационные системы, мозговой штурм, метод творческих заданий, обучение на основе опыта, то есть мастер-классы и др.) в процессе профессиональной подготовки позволяет результативно освоить значительный объем информации и является важным условием развития информационно-коммуникативной компетентности будущего педагога.
Например, традиционная академическая лекция в форме монолога может быть организована в виде проблемного диалога или в соавторстве с наиболее подготовленными студентами. Интерес представляет лекция-дискуссия, в основе которой лежит модель параллельной коммуникации. В ней могут участвовать студенты, получившие исходную информацию и готовые психологически и технологически (вопросно-ответная форма, активное слушание) к ее обсуждению, высказыванию своей точки зрения. Целесообразно использовать такие виды лекций, как проблемные (изложение материала в виде проблемы, с активным привлечением к работе студентов); лекции-визуализации (развернутое комментирование подготовленных визуальных материалов); медиалекции (использование информационных технологий, работа с медиатекстом); лекции-беседы; лекции в форме пресс-конференции (преподаватель отвечает на письменные вопросы студентов в виде связного текста); видеолекции, особенно в практике заочного или дистанционного обучения, в ходе которых снижается фактор спонтанности при подаче информации; мини-лекции, которые являются структурно составляющей другой формы обучения (практического занятия, семинара).
Важную роль в освоении информации играет самостоятельная работа студентов. Она позволяет приблизить будущего педагога к реальным условиям профессиональной деятельности, в которой информационные проблемы ему придется, в основном, решать самостоятельно и в минимальные сроки.
Проектно-исследовательский метод способствует активизации самостоятельной деятельности студентов, проявлению их инициативы в процессе разработки и подготовки проекта, который рассматривается как продукт совместной учебно-познавательной, исследовательской деятельности участников, выступающих в качестве партнеров, имеющих изначально общую цель, согласованные методы, содержание деятельности, направленные на достижение общего результата, решения конкретной проблемы. Обрабатывая большое количество информации (поиск в различных источниках, отбор необходимого материала и т.д.), студенты создают пакет учебно-методических материалов, отражают результаты своей работы в презентациях, информационных бюллетенях, буклетах, представляя и защищая их. Этот метод активизирует коммуникативную деятельность будущих учителей, развивает их коммуникативные качества и умения, так как обучающиеся получают возможность работать не только индивидуально, но и в группе, выступая как субъект общения и получая навыки совместной деятельности в команде, выражая свои идеи и участвуя в обсуждении предложений других.
Освоение информации, как отмечалось выше, осуществляется при активном использовании мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий для обработки, сохранения, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов практической и познавательной деятельности. В связи с этим необходимо отметить актуальность информационно -коммуникационной компетентности будущего педагога («Коммуникационный» относится к средствам связи, то есть восходит к техническому значению понятия «коммуникация» (связь), соотносится со сферой технического обеспечения передачи информации (телекоммуникация). Например, информационно-коммуникационные технологии, составной частью которых является информационное взаимодействие с помощью компьютера).
Информационно-коммуникационная компетентность будущего специалиста позволит ему расширить, усовершенствовать, сделать более интересной и многоуровневой его профессиональную коммуникацию при условии особого внимания к лингвистическим, речевым аспектам взаимодействия, то есть коммуникативным («Коммуникативный» соотносится с феноменом коммуникации в широком смысле; прилагательное, производное от значения понятия «коммуникация», связанного с лингвистическими, речевыми особенностями взаимодействия. Например, коммуникативные методы, основанные на использовании речевых возможностей в обучении; коммуникативный подход, коммуникативные умения, навык, прием, аспект). Информационно-коммуникативная компетентность будущего учителя способствует приобретению и систематизации знаний о содержании и инструментарии профессиональной речевой деятельности; освоению техник эффективного межличностного, группового и коллективного речевого взаимодействия; организации и управлению монологической и диалогической формами речи; решению конфликтных ситуаций; овладению основами структурирования речи и речевой аргументации, спецификой вербальных и невербальных средств общения; преодолению барьеров общения и приобретению уверенности в себе и способности к самовыражению в коммуникации.
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки, развивая информационно -коммуникативную компетентность, будущие учителя приобретают опыт работы с информацией, который, с одной стороны, носит социальный характер и включает нормы и ценности культуры; с другой стороны, он индивидуален, так как основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и реальных ситуациях, связанных с общением в жизни будущего педагога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб.
заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Основы теории коммуникации / под ред. В.А. Василика. М.: Гардарики, 2003.