Научная статья на тему 'Информационно-кибернетические теории как пример продуктивного применения информационного подхода в исследовании процесса развития личности'

Информационно-кибернетические теории как пример продуктивного применения информационного подхода в исследовании процесса развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL DEVELOPMENT / INFORMATIONAL APPROACH / INFORMATION NEED / INFORMATION RETRIEVAL AND INFORMATION-GENERATING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснова Оксана Викторовна, Краснов Андрей Андреевич

Приведены подходы, объясняющие процесс развития личности посредством обращения к категориям информационной потребности, информационного метаболизма, информационной деятельности, планов сбора информации. Пояснено, в чем состоит продуктивность информационного подхода в исследовании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONALCYBERNETIC THEORY AS AN EXAMPLE OF THE PRODUCTIVE APPLICATION OF INFORMATION APPROACH IN THE STUDY OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT

The paper presents the approaches that explain the process of personality development by reference to categories of informational needs, informational metabolism, informational activities, information gathering plans. The authors emphasize the productivity of information approach in the study of personality.

Текст научной работы на тему «Информационно-кибернетические теории как пример продуктивного применения информационного подхода в исследовании процесса развития личности»

УДК 159.9.07; 159.922

ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КАК ПРИМЕР ПРОДУКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

О. В. Краснова, А. А. Краснов

INFORMATIONAL- CYBERNETIC THEORY AS AN EXAMPLE OF THE PRODUCTIVE APPLICATION OF INFORMATION APPROACH IN THE STUDY OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT

O. V. Krasnova, A. A. Krasnov

Аннотация. Приведены подходы, объясняющие процесс развития личности посредством обращения к категориям информационной потребности, информационного метаболизма, информационной деятельности, планов сбора информации. Пояснено, в чем состоит продуктивность информационного подхода в исследовании личности.

Ключевые слова: развитие личности, информационный подход, информационная потребность, информационно-поисковая и информационно-генерирующая деятельность.

Abstract. The paper presents the approaches that explain the process of personality development by reference to categories of informational needs, informational metabolism, informational activities, information gathering plans. The authors emphasize the productivity of information approach in the study of personality.

Key words: personal development, informational approach, information need, information retrieval and information-generating activities.

Продуктивность информационного подхода в научном психологическом исследовании объясняется его уникальной возможностью соединения строгого естественно-научного (или так называемого натурфилософского, материалистического) подхода и идеалистического - дающего объяснения наиболее сложным психологическим явлениям, которые пока (или всегда) объективно не поддаются изучению строгими методами (прямого наблюдения, препарирования, строгой фиксации или измерения).

Представим один из примеров информационного подхода - теории, объясняющие развитие личности через категории информационной деятельности, информационной потребности, через планы сбора информации и т.п.

Многочисленными исследованиями установлен факт невозможности полноценного развития человека без постоянного информационного контакта, причем не просто потребления информации, а обращения личности к все более широким контекстам [1-5; 6-8].

А. Аугустинавичуте - одна из основателей теории информационного метаболизма - в 1970-е гг. обосновала, что информация - «энергия» психики, она ею питается, ее перерабатывает и выдает.

Основные посылки концепции А. Аугустинавичуте следующие:

- Необходимыми условиями существования любого организма являются его двойные связи с окружающим миром: энергетические и информационные.

- Жизнедеятельность живого существа, т.е. любое взаимодействие организма с окружающей средой, является источником двустороннего потока сигналов: потока принимаемых и потока посылаемых сигналов.

- Мозг функционирует как аппарат информационного метаболизма при условии его обеспечения химическими веществами и постоянными сигналами из окружающего мира [9]. Если поток сигналов обрывается, то через некоторое время наступает начало дезинтеграции психики. Опыты с сенсорной депривацией убедительно доказывают это.

У Н. Н. Киселева мы впервые встретили прямое утверждение о том, что личность есть саморегулирующаяся информационная система на базе реализации инфопотребности [3, с. 6]. Информационная потребность, по убеждению Н. Н. Киселева, на всех этапах развития обеспечивает открытость личности как информационной системы и реализуется через контакты с другими людьми и взаимодействие с источниками информации. Т. Ф. Чапля показывает, что направления и конфигурация коммуникативного взаимодействия отчерчиваются многообразными отношениями, в которые вступает индивид на трех различных уровнях: в практике оперирования вещами, в межличностном общении и в ситуациях обращения к культурным ценностям [10, с. 117-118].

Н. Н. Киселев показал, что процесс удовлетворения инфопотребности составляет содержательную основу процесса социального развития.

Связь развития личности человека с потреблением информации, по мнению Н. Н. Киселева, прослеживается на двух уровнях (которые мы в принципе уже затронули). На первичном уровне, пишет Н. Н. Киселев, связь однозначна: отсутствие социально значимой, «очеловеченной» информации делает формирование личности невозможным. На вторичном уровне связь более сложна. Различная по содержанию информация, во-первых, дает различный прирост тезауруса, во-вторых, по-разному влияет на установки личного и общественного сознания. Личность складывается и развивается на перекрестке разнообразных инфопотоков, и ее структура - отражение этого многообразия инфовоздействий.

Вспомнив примеры успешного (к сожалению!) влияния девиантных ценностей (нацизм, другие формы экстремизма), становится понятным тезис

Н. Н. Киселева о том, что ход социализации в информационной среде требует особого регулирования, что, естественно, повышает ответственность социума за здоровое развитие и направленность инфопотребности подрастающего поколения, заставляет обратить внимание на информационную сущность развивающих взаимодействий и на высоком уровне нравственности ее использовать, поскольку на сегодняшний день определенно доказано, что можно влиять на поведение людей через управление информацией и управление инфопотребностью [3, с. 6]. К. Д. Ушинский, не имея этих данных, утверждал, что только истинными знаниями можно оградить человека от знаний ложных [11, с. 451].

Информационное поведение человека есть процесс отбора, селекции и фильтрации информации. Одним из стимуляторов инфоотбора является дис-

комфорт (когнитивный диссонанс), возникающий при получении несовместимой с картиной мира личности (у Н. Н. Киселева - тезаурусом и внутренними убеждениями) информации. Стремление снять дискомфорт реализуется в одной из стратегий информационного поведения (решения задачи на конфликтный смысл). Фундаментальное свойство информационного поведения -селективность - может, таким образом, способствовать развитию личности только в случае устойчивого преобладания у человека активных - реализующей и потенциальной - стратегий реакции на информацию, формировать которые необходимо в процессе воспитания.

Для понимания структурной динамики развития личности как механизма развития, очевидно, важны следующие особенности инфопотребности:

- информационная потребность есть «метапотребность» - имеется объективная необходимость предварять любую деятельность и удовлетворение всех других потребностей производством, восприятием и использованием информации;

- для самого возникновения нехватки информации необходимо достаточное количество информации, а удовлетворение одной информационной потребности вызывает возникновение следующей - информация о недостатке информации (проблемная информация) является наиболее важной для самовоспроизводства человека [3, с. 10-11].

Нереализация инфопотребности также возможна (по выбору личности или ее воспитателей), тогда развития не происходит.

Когда речь идет об информации, способной повысить организованность, адаптивность или другие значимые характеристики личности и ее картины мира как системы, очевидно, встает вопрос о качестве, содержании такой информации: в смысле значимости/незначимости для жизнедеятельности и в смысле созидающего/разрушающего воздействия, поскольку, как выяснено [10; 12], всякая значимая для системы информация (репликатор) несет с собой в систему организующий либо дезорганизующий заряд. Саморегулирующиеся системы избирательны в восприятии информации; человек также вынужден учиться отбирать информацию, значимую и позитивную для его жизнедеятельности, и вырабатывать эффективные алгоритмы реакции на разрушающую информацию. Подтверждение этому находим в работах Н. Н. Киселева [3], Б. Г. Грачева [13].

Развитие человека, по мнению Н. Н. Киселева, можно рассматривать как процесс и результат повышения эффективности информационного взаимодействия, выражающийся в «улучшении» гибкой селективности в восприятии инфопотоков, в смене принципов информационного поведения, обусловливающих переход личности «от одной организации к другой» [3, с. 9].

То есть для развития личности необходимы: развитие инфопотребно-сти, селективности и способность пересмотра основания для отбора информации, что собственно, и происходит в онтогенезе, если вспомнить отечественные и зарубежные возрастные периодизации развития, смену ведущих видов деятельности и потребностей. Для реализации этой способности, по мнению Н. Н. Киселева, необходимо, чтобы личность не только воспринимала, различала разные инфопотоки, но и понимала, на чем основывается это различение, в частности, в ценностном аспекте. Для этого личность должна получать информацию о методах переработки информации.

Развитие инфопотребности, по Н. Н. Киселеву, определяют факторы среды (относительно устойчивые) и факторы взаимодействия. Бедность инфосреды (депривация) приводит к ущербности развития личности. Мы уже упоминали чуть выше об экспериментах с искусственно созданным «информационным голодом» и об его разрушающих последствиях для психики. Неумение добывать и отбирать объективную информацию в богатой событиями окружающей человека жизни приводит к затруднениям в адаптации и выборе адекватных реакций на происходящее.

Анализ, проведенный Н. Н. Киселевым, показывает, что инфопотреб-ность играет важную роль на всех этапах жизни индивида, но с течением времени с детства до старости наблюдается сужение спектра. Способность ребенка воспринимать и усваивать информацию выше, но он легко ее забывает. Таким образом, в детстве и юности для развития большую роль играет количество иногда повторяющейся, если нужно, информации. С взрослением снижается способность к восприятию большого количества информации; это компенсируется развитием селективности, которая зачастую играет отрицательную роль, препятствуя восприятию новой, прогрессивной информации, ориентируя только на самовоспроизводство (стереотипность восприятия, предубеждения) [3, с. 15].

Поэтому Н. Н. Киселев подчеркивает, что инфопотребность и ее направленность должны быть сформированы на ранних этапах социализации. Формирующаяся инфопотребность «подталкивает» социализацию и развитие личности.

Таким образом, мы получили трактовку процесса развития личности, в которой информация, получаемая личностью из различных источников, является основой ее развития, а система развивающих взаимодействий должна выполнять направляющую и организующую роль в информационной деятельности развивающейся личности, а также формировать и корректировать ее инфопотребность, селективную способность и методы обработки информации, поскольку этапы развития в этом подходе определяются «пересмотром принципов отбора информации».

Мы выделяем информационный подход к развитию личности в связи с продуктивностью трактовки факторов развития как разных видов информационной деятельности субъекта развития, его качественно разного (организованного и стохастического) взаимодействия с разными источниками информации.

Таким образом, информационно-кибернетические теории развития личности и психики гласят:

- личность есть саморегулирующаяся информационная система, развивающаяся на базе реализации инфопотребности;

- структура личности - отражение многообразия инфовоздействий (Никитин В. Н., Киселев Н. Н);

- информация о недостатке информации (проблемная информация) является наиболее важной для самовоспроизводства человека;

- развитие личности связано со сменой принципов информационного поведения.

Каков практический выход от информационной трактовки, акцентирования информационной сущности психических процессов и процесса разви-

тия личности в частности? Информационная интерпретация функциональных компонентов процесса и системы развития личности, безусловно, влечет изменения в практическом аспекте. Это как минимум: изменение методов и критериев диагностики процесса развития и качества его педагогической поддержки; альтернативные идеи организации системы педагогической поддержки процесса развития личности - о его содержании, структурировании и предъявлении развивающемуся субъекту, влиянии на него; альтернативные идеи о методах поиска и представлении механизмов развития личности.

Обсуждаемый информационный подход к исследованию развития личности методологически дополняют и поддерживают:

- философские представления о человеке как поиске смыслов [1; 2; 5; 7; 11; 12; 14-17];

- психологические представления о развитии личности как эволюции картины мира [1; 4-6; 18];

- представления о роли внешних и внутренних инфопотоков в самоорганизующихся системах [19; 20];

- тектология - всеобщая организационная теория (А. А. Богданов [21]) -указывающая на особую высокую подвижность сознания и целей как соединения - связки, вводного элемента - двух сознаний;

- идеи информационно-энтропийного синергизма и единства всех систем (информационно-энтропийного единства космоэволюции [22; 23]);

- теории информации (например, теория информации В. Н. Никитина [24] в качестве исходного тезиса берет тезис «все есть информация разных уровней и систем» и раскрывает транссистемность свойств информации, произ-водность - возможность вывода - любого, даже естественно-научного, закона из свойств и закономерностей информации - и читающаяся как педагогический трактат - старшие и младшие системы и ассоциаты, наследование свойств, различия в ценности разных видов информации для системы).

Указанный подход был исходным в нашем исследовании и привел нас к ряду теоретически значимых результатов в области исследования механизмов онтогенеза личности и его педагогической поддержки [25; 26]. Обоснованность и универсальность информационного подхода позволяют предположить его перспективность в исследовании других проблем психологической науки и в разработке методов психологической помощи.

Есть и еще один интересный аспект - изменение процессов развития личности в связи с ранним освоением, высокой потребностью и применением практически во всех сферах компьютера, всемирной сети, информационных технологий. Это другая личность - с более ранней автономностью (возможность легко реализуемой поисковой деятельности в сети обеспечивает более раннюю автономизацию от взрослых) и другим мышлением, способная самостоятельно осваивать сложные логические, прогностические и динамические игры и задачи - с пеленок без преувеличения. Как следствие - изменение теоретических представлений о периодизации развития, исследование измененного содержания кризисов развития. Это практически новое проблемное поле в психологической науке (мы говорим об этом подробно в [26]). И неизменно одно: интерес исследователей к информационному подходу и информационной интерпретации психических процессов не приходится специально подогревать - он всегда был и остается высоким, а это обеспечивает все новые теоретически и практически значимые результаты.

Список литературы

1. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 1991. - № 2. - С. 15-36.

2. Зинченко, В. П. Принципы педагогической психологии / В. П. Зинченко // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 13.

3. Киселев, Н. Н. Информационная потребность как фактор социализации личности : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Киселев Н. Н. - Кемерово, 1998. - 20 с.

4. Кондратова, Г. А. Многомерность человеческой целостности : дис. ... канд. культурол. наук / Кондратова Г. А. - СПб., 1997. - 173 с.

5. Королева, Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности : дис. . канд.

психол. наук / Королева Н. Н. - СПб., 1998. - 194 с.

6. Моделирование психической деятельности. - М. : Мысль, 1969. - 383 с.

7. Мудрик, А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих :

книга для учащихся / А. В. Мудрик. - М., 1990. - 191 с.

8. Уханов, В. А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук / Уханов В. А. - Екатеринбург, 1997. - 292 с.

9. Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте. - URL: http://ufo.knet.ru/bibliot/

10. Чапля, Т. Ф. Ценностные аспекты коммуникативно-культурного взаимодействия в духовной сфере : дис. . канд. социол. наук / Чапля Т. Ф. - Новосибирск, 1998. -149 с.

11. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I / К. Д. Ушинский. - URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ ushin-skiy_chelovek1.html

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990. - 366 с.

13. Грачев, Г. В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты : дис. . д-ра психол. наук / Грачев Г. В. - М., 2000.

14. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. - 487 с.

15. Люрья, Н. И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте : автореф. . канд. психол. наук / Люрья Н. И. - М., 1997. - 22 с.

16. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // О человеческом в человеке / под общ. ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1991. - С. 8-22.

17. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. -№ 6. - С. 26-37.

18. Буфалов, С. А. Учет когнитивности - критерий полноты моделей самоорганизации в социуме / С. А. Буфалов, М. С. Бухтяк, Б. Н. Пойзнер. - URL: http: //www.rusnauka.narod.ru/ phisic/ chaos/2/

19. Поздняков, А. В. Дихотомические свойства целостных систем / А. В. Поздняков. -URL: http://pozdnyakov.tut.su/Public/Startegy/part5.htm

20. Пойзнер, Б. Н. О «субъекте» самоорганизации / Б. Н. Пойзнер // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Прикладная нелинейная динамика. - 1996. - Т. 4. - С. 149-158.

21. Богданов, А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) : в 2 кн. Кн. 1 / редкол.: Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др. / Отд-е экономики АН СССР ; Ин-т экономики АН СССР. - М. : Экономика, 1989. - 304 с.

22. Назаретян, А. П. Законы природы и инерция мышления / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4. - С. 152-161.

23. Седов, Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем / Е. А. Седов // Общественные науки и современность. - 1993. - № 5. - С. 92-100.

24. Никитин, В. Н. Как устроен мир. Для чего живут люди (Информационная природа мироздания) / В. Н. Никитин. - Рыбинск, 1997. - 153 с.

25. Краснова, О. В. Информационно-синергетический механизм в развитии систем воспитательных взаимодействий / О. В. Краснова. - Пенза : Информационноиздательский центр ПГУ, 2004. - 164 с.

26. Краснова, О. В. Онтогенез личности: опыт моделирования механизма / О. В. Краснова. - Lambert Academic Publishing, Saarbruken, 2013. - 229 s.

Краснова Оксана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: oksana_krasnova@mail.ru

Krasnova Oksana Viktorovna candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogics and psychologics of professional education,

Penza State University

Краснов Андрей Андреевич

студент,

Пензенский государственный университет E-mail: kiddik@gmail.com

Krasnov Andrej Andreevich student,

Penza State University

УДК 159.9.07; 159.922 Краснова, О. В.

Информационно-кибернетические теории как пример продуктивного применения информационного подхода в исследовании процесса развития личности /

О. В. Краснова, А. А. Краснов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 244-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.