Научная статья на тему 'Информационно-функциональная поддержка принятия управленческих решений: инструментарно-технологический аспект'

Информационно-функциональная поддержка принятия управленческих решений: инструментарно-технологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / INFORMATION TECHNOLOGIES / MANAGERIAL DECISION-MAKING PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев А.А.

В статье рассмотрена роль информационных технологий в процессе принятия решений, выявлены особенности информационно-функциональной поддержки принятия управленческих решений с учетом уровней управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-функциональная поддержка принятия управленческих решений: инструментарно-технологический аспект»

Афанасьев А.А. ©

Аспирант, Южный федеральный университет

ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ИНСТРУМЕНТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассмотрена роль информационных технологий в процессе принятия решений, выявлены особенности информационно-функциональной поддержки принятия управленческих решений с учетом уровней управления.

Ключевые слова: информационные технологии, поддержка принятия управленческих решений.

Keywords: information technologies, managerial decision-making process.

В настоящее время информационные технологии оказывают значительное влияние на все сферы деятельности, в том числе и на предприятия промышленности. Проникновение информационно-коммуникационных технологий в промышленность является одним из основных драйверов технологического обновления производственного сектора. В современных рыночных условиях конкуренции предприятиям необходимо постоянно наращивать эффективность своего производства и управления производственными комплексами. Подобные условия приводят к росту требований к применяемым информационным технологиям и системам, направленным на повышение эффективности поддержки принятия решений. Ответом на эти требования становится разработка инновационных механизмов стратегического управления [1] и комплиментрано-адаптивных средств, методов, инструментов и технологий поддержки принятия решений [2], ориентированных в том числе и на устранение причин информационных перегрузок в контексте экспоненциального роста объема информации в мире, и как следствие увеличения информационных нагрузок на менеджеров. Следует отметить, что в последние годы наблюдается переход от характерной тенденции сохранения фокуса внимания на получаемых данных [3] к преобразованию данных в полезную информацию и знания, позволяющих предприятию эффективно развиваться, хотя методы, инструменты и технологии для извлечения полезной информации из имеющихся в распоряжении данных существуют уже несколько десятилетий. В том числе в последние годы наблюдается рост применения аналитических инструментов для более качественного анализа информации в целях повышения экономической эффективности бизнеса [4].

На сегодняшний день одной из основных функций информационных технологий, применяющихся в рамках предприятий, является обеспечение информационно-

функциональной поддержки процесса управления предприятием. В данной связи особое распространения получили информационные системы (ИС), которые, по мнению Р. Стэира, Г. Рейнолдса [5] являются связующим элементом всей деятельности предприятия, кроме того данные системы имеют особое значение для процесса повышения эффективности производства. Информационная система предприятия включает программные и соответствующие аппаратные средства для сбора, фильтрации, обработки, создания и передачи информации в целях обеспечения поддержки процесса управления. При этом современные ИС пока не способны обеспечить полную автоматизацию процесса принятия решений и требуют активного вовлечения менеджера в данный процесс. Особая роль в рамках информационной системы предприятия отводится системам, ориентированным на поиск, обработку и представление информации в целях поддержки процесса принятия решений.

Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, в научной литературе нет единого мнения относительно понятия «системы поддержки принятия решений» [6; 7, 8; 9]. В

© Афанасьев А.А., 2014 г.

общем смысле под системами поддержки принятия решений понимается комплекс автоматизированных систем, направленных на обеспечение поддержки процесса принятия решений. В узком смысле системы поддержки принятия решений определяются, как интерактивные автоматизированные компьютерные системы, направленные на обеспечение поддержки процесса принятия решений путем обработки и анализа данных в рамках заданных моделей и дальнейшей их передаче лицу, принимающему решения, в целях решения конкретных управленческих задач [10; 11; 12].

СППР разрабатывались изначально в качестве инструментальной поддержки деятельности менеджеров. При этом первоначально, как отмечали Л. Янг [13] и Р. Цмад [14], указанные системы предполагались как «интеллектуальные системы поддержки менеджеров», которые должны были вывести на новый, более высокий уровень взаимодействие человека с компьютером. Основным предназначением СППР согласно В. МакНерлин, Р.Спрэг [15] является повышение скорости и точности анализа данных, при одновременном снижении издержек и повышении эффективности обработки больших объемов данных.

При этом в связи с недостаточным развитием технологий СППР долгое время функционально ограничивались только расширением аналитических возможностей ЛПР, поскольку возможности системы были недостаточными. В настоящее время уровень технологического развития в области информационных технологий позволяет говорить уже о первоначальном назначении СППР в качестве интеллектуальных систем поддержки принятия решений. В настоящее время СППР приобретают все большую значимость при решений комплексных, слабоструктурированных, плохо формализованных проблем, когда ЛПР необходимо проанализировать множество различных источников информации. При этом следует отметить, что на данный момент наблюдается применение СППР не только менеджерами, но и другими сотрудниками, не относящимися к управленческим кадрам организации, в связи с расширением возможностей системы. Сотрудники зачастую рассматривают СППР в качестве инструмента количественного имитационного моделирования и базы необходимой информации. Для лиц, принимающих решения (ЛПР), СППР является в первую очередь инструментом для повышения эффективности деятельности в условиях конкуренции в бизнес среде, условиях неопределенности или высоких информационных нагрузок.

Существуют различные подходы к классификации систем поддержки принятия решений. Однако особый интерес представляют подходы П. Хеттеншвилера [16], Д.Пауера [17]. Согласно П. Хеттеншвилеру системы поддержки принятия решений можно классифицировать c учетом отношения системы к пользователю на активные (ориентированные на выявление и предложение лицу, принимающему решение, оптимального альтернативного варианта), пассивные (обеспечивающие поддержку процесса принятия решений, однако не включающие выявление единственного оптимального альтернативного варианта, ЛПР предлагается выбрать самому из нескольких альтернатив) и кооперативные (обеспечивающие возможность совершенствования выбранных системой решений путем итерации до момента окончательного согласования варианта решения ЛПР).

При этом классификация по Д. Пауеру [17] включает разделение систем поддержки принятия решений в рамках концептуального уровня на системы, ориентированные на коммуникацию (communication-driven DSS), поддерживают возможность коммуникации и кооперации при одновременной работе нескольких акторов над общим решением управленческой проблемы; ориентированные на данные (data-driven DSS), включают оперирование и преобразование как внутриорганизационных и внешних данных; ориентированные на модели (model-driven DSS), включают операции со статистическими, финансовыми, оптимизационными и симуляционными моделями; ориентированные на документы (document-driven DSS), включают получение, управление и обработку неструктурированной информации в различных форматах; ориентированные на знания (knowledge-driven DSS), обеспечивают накопление, хранение и применение для решения управленческих задач контекстуализированной в рамках предприятия информации и опыта ЛПР в виде фактов, правил и процедур [7; 9]. В связи с значительным развитием

информационных технологий, и как следствие информационных систем, применяемых в процессе управления предприятием, в последние годы значительная часть СППР и подобных ИС объединяет в себе элементы по поиску, обработке, анализу и представлению информации. Так значительное развитие получили такие технологические решения как интеллектуальные автоматизированные системы поддержки принятия решений, системы бизнес аналитики и анализа больших данных на основе искусственного интеллекта. Основным достоинством подобных систем является возможность поддержки процесса принятия решений, снижение информационной нагрузки на менеджеров и повышение эффективности управленческих решений. Рассматривая указанную классификацию в контексте процесса преобразования информации в рамках выделенного алгоритма принятия решений, следует отметить, что СППР, ориентированные на данные и документы будут затрагивать этапы идентификации проблемы, сбора и анализа данных, при этом СППР, ориентированные на модели и знания затрагивают этапы интерпретации, представления информации и принятия решения. Однако стоит отметить, что результатами вычислений СППР, ориентированных на знания, можно руководствоваться на всех этапах принятия решений, поскольку данные системы предоставляют агрегированную информацию относительно решений конкретных управленческих задач,

контекстуализированную в рамках предприятия.

В данной связи представляется целесообразным рассмотреть классификацию информационных систем в зависимости от функциональной ориентированности в рамках уровней управления предприятием. Следует выделить три основных системы: управленческую информационную систему (УИС | MIS), систему поддержки принятия решений (СППР | DSS) и информационную системы поддержки руководителей (ИСПР | ESS). Основное функциональное назначение управленческой информационной системы включает обеспечение управления внутренними операциями и документами организации. Система ориентирована на преобразование данных из внутренних и внешних источников в информацию и передачу соответствующей информации в оптимальной форме менеджерам. В рамках управленческой информационной системы отдельно следует выделить системы обработки транзакций (СОТ | TPS), которые применяются на нижнем уровне управления, обеспечивая поиск, обработку и хранение данных по повседневной деятельности организации и являются источником соответствующей информации для других информационных систем в рамках предприятия.

Системы поддержки принятия решений обеспечивают поддержку менеджеров в процессе принятия решений в условиях неопределённости, риска, информационных перегрузок в том числе и при выполнении повседневных задач путем обеспечения возможности оперировать необходимыми данными и моделями. В рамках систем применяются средства для комплексного анализа и моделирования. Отдельно стоит отметить применение СППР в коллективном принятии решений, когда в процессе принятия решений участвует несколько акторов, которые будут руководствоваться принципам синергии для решения определенной задачи. При этом результатом данного процесса будет коллективное решение, разделяемое большинством. Отмечается, что коллективное принятие решений является достаточно эффективным методом принятия решений, несмотря на недостатки, связанные с групповой динамикой. В рамках процесса коллективного принятия решений как правило применятся специализированная СППР — системы поддержки коллективной работы (СПКР | GDS), которые представляют собой комплекс автоматизированных информационных систем, обеспечивающих доступ и обмен данными, акторам принимающим участие в коллективном процессе принятия решений. Подобные системы, как правило, направлены на фасилитацию коллективной деятельности, в том числе при применении различных методик коллективной работы для генерации новых идей (мозговой штурм, ситуационный анализ, форсайт и др.).

Основы информационных систем поддержки руководителей заложил Д. Рокхарт [18], предложив в 1979 году концепцию применения информационных систем для представления ключевых показателей организации в эффективном формате для менеджеров. Информационные системы поддержки руководителей направлены на обеспечение поддержки высшего менеджмента в процессе принятия стратегических решений высокой значимости. По функциональной составляющей СППР и ИСПР очень близки, поскольку обе системы

обеспечивают поддержку процесса принятия решений, но на разных уровнях управления. При этом Д.Пауер [17] отмечает, что ИСПР является специализированной формой систем поддержки принятия решений. Исследователи С. Ба, К. Ланг, А. Винстон [19], Д. Элам, Д.

Ляйднер [20], В. МакНерлин, Р. Спрэг [15] определяют основное назначение ИСПР в качестве систем для мониторинга, передачи и представления основных показателей эффективности предприятия, а также изучения конъюнктуры рынка. Основные особенности ИСПР включают предоставление доступа ЛПР к основной информации о предприятии, представление информации в структурированном, визуализированном формате, содержит минимальное количество инструментов для анализа и моделирования, только необходимые средства для изучения основных показателей и их компонентов.

Следует отметить, что в связи с особенностью ИСПР предоставлять менеджерам возможность оперативно получать данные по основным показателям предприятия, система имеет значительное влияние на процесс поддержки принятия решений в рамках этапа сбора информации ЛПР.

Все указанные системы тесно связаны. Поскольку управленческая информационная система отвечает за информацию и документы, которые необходимы для работы системы поддержки принятия решений и информационной системы поддержки руководителей. Данные, собранные транзакционной информационной системой предприятия, преобразовываются в отчеты информационной системой управления, анализируются системами поддержки принятия решений для предоставления лицам, принимающим решения, вариантов решения управленческой проблемы. УИС является информационной системой широкого профиля, поскольку имеет ряд функциональных особенностей, связанных с общей деятельностью всех уровней управления, например, обеспечивает поиск, обработку, хранение информации из внутренних и внешних источников. В рамках предприятия информационные технологии, направленные на поддержку принятия решений, могут применяться на любом уровне управления. При этом в зависимости от уровня управления могут применяться различные информационные системы, поскольку разные уровни управления используют в своей деятельности специализированную информацию, направленную на решение конкретных задач в рамках соответствующих уровней. При этом необходимо подчеркнуть, что информационные системы должны обеспечивать возможность эффективной координации действий акторов, участвующих в процессе принятия решений, в том числе и действующих на разных уровнях управления. Решения, которые приходится принимать менеджерам разных уровней управления отличаются по степени информационного обеспечения (Рисунок 1).

Низкая

Высокая

Рис.1 — Распределение информационных систем по уровням управления (составлено автором)

На стратегическом уровне потребность в информационном обеспечении сводится к обработанной, структурированной информации и аналитическим материалам представленным в емком, эффективном формате и изучению показателей предприятия в глобальном и локальном

контекстах. При этом информация, как правило, специализированная с учетом ситуации и контекста проблемы. В рамках уровня отмечается необходимость наличия информационных систем, предоставляющих основную информацию и показатели по определенным, значимым для компании сферам риска. Поддержку на данном уровне обеспечивают информационные системы поддержки руководителей. Тактический уровень управления является в значительной степени информационно-зависимым от операционного уровня управления (соответствующие данные предоставляют системы обработки транзакций). При этом отмечается тенденция роста объема необходимой информации для соответствующих систем на данном уровне, в том числе включение в обработку данных из внешних источников. На данном уровне применяются управленческая информационная система, обеспечивающая генерацию отчётов на основе имеющейся информации и система поддержки принятия решений, обеспечивающая анализ информации, выявление трендов и прогнозирование возможностей. Операционный уровень требует обработки большого объема данных. Большинство решений в рамках данного уровня возможно обеспечить путем автоматизации, поскольку сложность операций на данном уровне является достаточно низкой и легко поддается алгоритмизации. Значительную часть информации ЛПР на данном уровне получает от систем системы обработки транзакций, однако может быть активно задействована на данном уровне также и управленческая информационная система.

Следует отметить, что поддержка принятия решений, а также применяемые информационные системы и технологии на разных уровнях управления будут отличаться c учетом когнитивных особенностей ЛПР на различных уровнях управления. Так, согласно исследованиям Д. Айзенберга [21], Д.Рокхарта, Д. ДеЛонга [22], особенности принятия решений топ-менеджеров имеют определенные отличия от тех моделей, которые заложены в ориентированные на соответствующий уровень управления системы поддержки принятия решений. Отмечается, что руководители высшего звена зачастую принимают решения не на основе выбора предопределенных СППР альтернатив, как правило, они ориентируются на свою интуицию и опыт. В данном случае ЛПР испытывают необходимость в таких системах, которые способны обеспечить качественное, точное и достоверное представление информации в оптимальном формате, в целях принятия оперативного и эффективного решения.

В настоящее время по мнению ряда экспертов наблюдается эволюция в области разработки инструментария информационно-аналитических систем поддержки управления предприятий. Появляется целый ряд доступных технологических решений: от небольших частных программных продуктов, направленных на визуализацию аналитических материалов до полнофункциональных технологических платформ, обеспечивающих комплексный сбор, анализ и представление большого объема любых типов данных [23]. Следует отметить, что эффективность информационного обеспечения предприятия будет зависеть от возможностей систем по обработке как структурированной, так и неструктурированной информации. При этом в условиях привлечения значительного объема неструктурированных данных в процесс принятия решений будет возрастать актуальность специализированных средств структуризации соответствующей информации как на этапе ее анализа, так и интерпретации и представления.

Литература

1. Инновационные механизмы стратегического управления развитием социально-экономических систем / Боровская М.А., Шевченко И.К., Бабикова А.В., Богомолова И.С., Гриненко С.В., Задорожняя Е.К., Масыч М.А., Морозова Т.В., Паничкина М.В., Седова Т.В., Тычинский А.В., Федосова Т.В., Федотова А.Ю.; Под ред. М.А. Боровской, И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.

2. Шевченко И.К. Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология, инструментарий. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

3. Davenport T., Harris J., De Long D., Jacobson A. Data to Knowledge to Results: building an analytic capability // California management review. - 2001. - Vol. 41(2). - P.117-138.

4. Ittner C.D., Larcker D.F. Moving from Strategic Measurement to Strategic Data Analysis // Chapman C.S. (ed.). Controlling Strategy. Oxford University Press. - 2006. - P. 86-106.

5. Stair R., Reynolds G. Principles of Information Systems. 11th ed. Cengage Learning, 2013.

6. Druzdzel M.J., Flynn R.R. Decision Support Systems // Bates M. J, Maack M. N. (eds.). Encyclopedia of Library and Information Science. NY: Taylor & Francis, Inc., 2010.

7. Классификация методов поддержки принятия решений // Информационные ресурсы проблем информатики РАН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipiran.ru/niap/pages/ st_19.pdf (Дата обращения: 14.06.2014)

8. Ibrahem M.K., Taha S. Decision support system for network routing optimization problem // Journal of Kufa for Mathematics and Compute. - 2012. - Vol. 1(5) - P. 52-59.

9. Gachet A. Building model driven decision support systems with dicodess. Zurich, Singen: vdf Hochsch.-Verl. AG an der ETH, 2004

10. Kou G., Shi Y., Wang S. Multiple criteria decision making and decision support systems // Decision Support Systems. - 2011. - Vol.51. - P. 247-249.

11. Исаев Д. В., Кравченко Т. К. Информационные технологии управленческого учета. Учебнометодический комплекс (УМК). М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

12. Power D.J. Decision Support Systems: A Historical Overview. Springer Berlin Heidelberg. - 2008. - P. 121-140.

13. Young L.F. Right-brained decision support systems // Database. - 1983. - Vol. 14(4). - P. 28-36.

14. Zmud R.W. Supporting senior executive through decision support technologies: a review and directions for future research // McLean E.R., Sol H.G. (Eds.). Decision Support Systems: A Decade in Perspective. North-Holland. Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1986.

15. McNurlin B.C., Sprague R.H. Information Systems Management in Practice. 6th ed. NJ: Prentice Hall, Englewood Cliffs, 2004.

16. Hattenschwiler P. Neues anwenderfreundliches Konzept der Entscheidungsunterstutzung. Gutes Entscheiden in Wirtschaft, Politik und Gesellschaft. Zurich: Hochschulverlag AG. - 1999. - S. 189-208.

17. Power D. J. Decision support systems: concepts and resources for managers. Westport, CT: Quorum Books, 2002.

18. Rockart J. F. The changing role of the information systems executive: a critical success factors perspective // Sloan Management Review. - 1982. - Vol. 24. - P. 3-13.

19. Ba S., Lang K.R., Whinston A.B., Enterprise decision support using intranet technology // Decision Support Systems. - 1997. - Vol. 20(2). - P. 99-134.

20. Elam J.J., Leidner D.G. EIS adoption, use and impact: the executive perspective // Decision Support Systems. - 1995. - Vol.14(2). - P. 89-103.

21. Isenberg D.J. How senior manager think, Harvard Business Review. - 1984. - Vol. 62. - P. 82-90.

22. Rockart J.F., De Long D.W. Executive Support Systems. Homewood, IL: Dow Jones Irwin, 1988.

23. Будзко В.И. Развитие систем высокой доступности с применением технологии «большие данные» // Системы высокой доступности. - 2013. Т. 9. - № 4. - С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.