Научная статья на тему 'Описание характеристик и классификация интеллектуальной сппр по проектированию ЛВС'

Описание характеристик и классификация интеллектуальной сппр по проектированию ЛВС Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
289
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание характеристик и классификация интеллектуальной сппр по проектированию ЛВС»

Д.А. Львов

ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СППР ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛВС

Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производится выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных. Именно по этой причине использование СППР необычайно удобна при решении задачи планирования ЛВС, ведь этот процесс ни в коем случае не может быть полностью автоматизирован, конечное решение всегда должен принимать человек - администратор будущей сети. Исходя из своего личного опыта, предпочтений и требований из вариантов, которые реально возможно воплотить в проекте сети, он должен выбрать наилучший, программа должна лишь предложить возможные варианты, предостеречь в случае невозможности реализации определённых сочетаний критериев и, если СППР является интеллектуальным, то предложить новый вариант на основе изменённых требований.

Чем точнее и грамотнее на начальном этапе будут описаны характеристики предполагаемой СППР, тем проще и логичнее будет её непосредственная реализация.

Согласно Turban (E. Decision support and expert systems: management support systems. -Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1995), СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:

1. СППР использует и данные, и модели;

2. СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;

3. Они поддерживают, а не заменяют, выработку решений менеджерами;

4. Цель СППР — улучшение эффективности решений.

Turban предложил список характеристик идеальной СППР (которая имеет мало общих элементов с определением, приведенным выше). Рассмотрим как будут реализоваться данные требования к СППР в рамках работы. Итак, идеальная СППР:

1. Оперирует со слабоструктурированными решениями:

- структура решений предполагается весьма явной, но в тоже время за счёт представления знаний в нечёткой форме сам процесс выбора наилучшего решения может сильно разнится из-за изменения отдельных параметров.

2. Предназначена для ЛПР различного уровня:

- СППР строго направлена на использование людьми обладающими достаточным опытом в реализации ИТ структуры.

3. Может быть адаптирована для группового и индивидуального использования:

- данная СППР будет использоваться локально, групповой, а тем более одновременный доступ будет только мешать процессу проектирования.

4. Поддерживает как взаимозависимые, так и последовательные решения:

- это является важнейшим условием с учётом того, что проект будет строиться по принципу модульности узлов.

5. Поддерживает З фазы процесса решения: интеллектуальную часть, проектирование и выбор:

- каждая фаза будет контролироваться непосредственно ЛПР.

6. Поддерживает разнообразные стили и методы решения, что может быть полезно при решении задачи группой ЛПР:

- данная характеристика не является актуальной по причине строгой направленности и индивидуальности использования СППР.

7. Является гибкой и адаптируется к изменениям как организации, так и ее окружения:

- поскольку СППР отвечает больше требованиям стратегического планирования, нежели оперативного, то данное требование не столь актуально.

S. Проста в использовании и модификации:

- одно из важнейших требований к СППР, как впрочем и к любому программному продукту.

9. Улучшает эффективность процесса принятия решений:

- этого можно будет добиться за счёт существенного сокращения времени проектирования и возможных вариантов проекта. Подразумевается, что система будет сразу же отсеивать невозможные решения по каким-либо, не бросающимся на первый взгляд, но критическим, характеристикам.

10. Позволяет человеку управлять процессом принятия решений с помощью компьютера, а не наоборот:

- данная характеристика лишний раз подчёркивает, что вся ответственность по принятию итогового решения будет возлагаться на человека, а СППР будет лишь убыстрять и упрощать этот процесс.

11. Поддерживает эволюционное использование и легко адаптируется к изменяющимся требованиям:

- естественно, что со временем появляются новые технологии в построении сетей, и СППР должна вовремя перерабатываться, для этого сама архитектура системы должна быть как можно проще, логичнее и прозрачнее.

12. может быть легко построена, если может быть сформулирована логика конструкции СППР:

- сама СППР не предполагается очень сложной, поэтому если получится сформулировать логичные правила для построения системы, то реализация программного продукта не должна стать серьёзной проблемой.

13. Поддерживает моделирование:

- концепция данной системы подразумевает уход от моделирования, как от излишнего процесса, не оказывающего столь существенного влияния на итоговый результат.

14. Позволяет использовать знания.

- знания, полученные от экспертов, лягут в основу данной СППР.

Классификации СППР

Следует подробно описать к каким классам по различным классификациям относится СППР, предполагаемая по результатам данной работы. Это упростит непосредственную реализацию системы как программного продукта.

На уровне пользователя Haettenschwiler (P. Neues anwen-derfreundliches Konzept der Entscheidungs-unterstutzung. Gutes Entscheiden in Wirtschaft, Politik und Gesellschaft. Zurich: Hochschulverlag AG, 1999) делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения. Конечно любая СППР в идеальном случае должна предполагать возможность корректировки, используя уточнения от ЛПР, то есть быть корпоративной. В рамках работы будем стремиться построить именно такую систему.

На концептуальном уровне Power (D.J. A Brief History of Decision Support Systems. DSSResources.COM, World Wide Web, http://DSSResources.COM/history/dsshistory.html, version 2.S, May З1, 200З.) отличает СППР, управляемые сообщениями

(Communication-Driven DSS), СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS), СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS), СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) и СППР, управляемые моделями (Model-Driven DSS). СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными).

Нас интересует СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур. Безусловно наиболее интеллектуальная СППР, так как подразумевает первоначальную загрузку знаний экспертов. Именно данная концепция построения системы будет использоваться в работе.

На техническом уровне Power (1997) различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя. Суще-

ствуют и другие классификации (Alter, Holsapple и Whinston, Golden, Hevner и Power). Отметим лишь, что превосходная для своего времени классификация Alter‘a, которая разбивала все СППР на 7 классов, в настоящее время несколько устарела. Естественно что данная работа подразумевает создание настольной СППР.

В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансовохозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников.

СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений. Конечно СППР представленная в данной работе не будет столь широко направлена, но тем не менее по изначальному предназначению она безусловно относиться к стратегическим системам.

Теперь, точно определившись с характеристиками будущей СППР, можно приступать непосредственно к её проектированию.

— Коротко об авторе -----------------------------------------

Львов Д.А. - АС-М-03, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.