Научная статья на тему 'Информационные технологии в разработке и принятии управленческих решений'

Информационные технологии в разработке и принятии управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3013
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческие решения / принятие управленческих решений / информационные технологии / системы поддержки принятия решений / экспертные системы / автоматизированные системы экспертного оценивания. / management decisions / management decision making / information technology / decision support systems / expert system / automated expert assessment systems.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Р. Мударисова, Л. Р. Хайруллина

Постоянно возрастающий объем информации, усложнение решаемых задач, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов, нестабильная среда, высокий уровень развития техники и относительно низкая производительность труда людей, занимающихся ее обработкой – это основные факторы, вызвавшие необходимость новых информационных технологий. Наиболее полно преимущества подобных информационных технологий проявляются при разработке и принятии управленческих решений. В данной статье были рассмотрены три ключевые информационные технологии, такие как системы поддержки принятия решений, экспертные системы и автоматизированные системы экспертного оценивания, которые дают возможность повысить релевантность и качество информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений. В турбулентной среде бизнеса качество информации становится главным фактором, определяющим качество и эффективность управленческих решений, и, соответственно, эффективности менеджмента современных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DEVELOPING AND MAKING MANAGEMENT DECISIONS

Increasing amount of information, complexity of the tasks to be solved, need to consider a large number of interrelated factors, an unstable environment, high level of technology development and relatively low productivity of people who are engaged in its processing are the main factors that caused the need for new information technologies. Benefits of such information technologies are clear in the process of developing and making management decisions. This article describes three key information technologies, such as decision support systems, expert systems and automated expert assessment systems, that increase the relevance and quality of information necessary for developing and making management decisions. Under the conditions of a turbulent business environment the quality of information becomes the main factor which determines the quality and effectiveness of management decisions and, accordingly, the effectiveness of management of modern companies.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в разработке и принятии управленческих решений»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

А.Р. Мударисова, студент Л.Р. Хайруллина, студент Казанский федеральный университет (Россия, г. Набережные Челны)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10643

Аннотация. Постоянно возрастающий объем информации, усложнение решаемых задач, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов, нестабильная среда, высокий уровень развития техники и относительно низкая производительность труда людей, занимающихся ее обработкой - это основные факторы, вызвавшие необходимость новых информационных технологий. Наиболее полно преимущества подобных информационных технологий проявляются при разработке и принятии управленческих решений.

В данной статье были рассмотрены три ключевые информационные технологии, такие как системы поддержки принятия решений, экспертные системы и автоматизированные системы экспертного оценивания, которые дают возможность повысить релевантность и качество информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений. В турбулентной среде бизнеса качество информации становится главным фактором, определяющим качество и эффективность управленческих решений, и, соответственно, эффективности менеджмента современных компаний.

Ключевые слова: управленческие решения, принятие управленческих решений, информационные технологии, системы поддержки принятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания.

Волна банкротств в Европе в конце 1970-х - начале 1980-х годов привела к пониманию необходимости внедрения на предприятиях современных инструмента-риев управления, планирования и контроля. Последующая децентрализация управления и необходимость координации хозяйственных единиц потребовали в свою очередь внедрение оперативных эффективных информационных систем для принятия управленческих решений в новых условиях [1].

Одной из базовых источников информации для принятия управленческих решений является обратная связь, осуществляемая контролем [2]. Влияние уровня развития контрольной деятельности на применяемые технологии разработки управленческих решений четко демонстрируют взаимосвязь и взаимовлияние функций менеджмента и роль контроля, как функции, носящий интегрирующий характер, в обеспечении эффективности управления [3].

Важность проблемы информационного обеспечения процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений в современных условиях обусловлена двумя главными факторами. Во-первых, все функции управления реализуются путем разработки, принятия и исполнения управленческих решений; таким образом, управленческая деятельность реализуется через процедуры РУР [0]. Во-вторых, характеристики среды современного бизнеса постоянно сокращают возможности менеджмента по прогнозированию и планированию. Гибкий менеджмент, как реакция на данную тенденцию, может быть построен только на основании качественной информации и прозрачных данных, которые сегодня обеспечиваются такими системами как Open Book, Balanced Score и Adizes Executive Dashbard [5, 6]. Основные группы факторов, определяющих необходимость изменения как системы информационного обеспечения, так и менеджмента в целом приведены в работе [7].

Умение менеджмента разработать и реализовать качественные управленческие решения, сохранив их адекватность проблеме при динамично меняющемся множестве факторов среды и, в конечном итоге, эффективно обеспечивающие цели организации, становится основным условием конкурентоспособности в современной рыночной среде [8].

1. В свою очередь фундаментом принятия эффективного и обоснованного управленческого решения выступает качественная информация о существенных отклонениях в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности организаций. Главенствующая роль информации в процессе управления - один из важных ее аспектов [9].

До середины XX века под информацией понимали передаваемые людьми устным, письменным и другими способами сведения. Позже термин «информация» преобразовался в общенаучное понятие, которое подразумевало обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами между живой и неживой природой в животном и растительном мире, а также передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму, то есть так называемая генетическая информация.

В различных областях деятельности определение данного понятия трактуется по-разному. Так, в теории информации - это уменьшающее существующую неопределенность сообщение или сведение.

В теории управления, например, под информацией представляются сведения об объекте управления, его параметрах, свойствах и состоянии на определенный момент времени, использующиеся для принятия управленческого решения. Информация должна быть представлена в приемлемой для принятия управленческих решений форме. Вид и содержание информации не должны содержать каких-либо оснований для сомнения в ее достоверности и /или для разночтений [10].

Главное требование при принятии эффективного управленческого решения -своевременное получение необходимой информации. Задержка поступления ин-

формации к получателю приводит к потере ее ценности как основного свойства.

Следующее требование - полнота информации, определяющая минимальное, но достаточное количество информации для оценки ситуации, выбора линии поведения и принятия решения.

Точность информации характеризуется возможностью адекватного отображения состояния объекта управления и зависит от технических средств регистрации данных, методов их сбора и подготовки.

Немаловажно предоставлять информацию в таком виде, который не потребует ее дополнительной обработки и не усложнит процесс принятия решения, следовательно, требование «готовность к использованию» также обеспечит нормальное функционирование системы управления.

Информация должна отвечать и удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям, только в этом случае возможно эффективное выполнение ею своей роли в принятии управленческих решений.

Динамичность рыночных ситуаций потребовала ускорения процессов сбора, передачи, обработки информации, а также создания целостных технологических систем по принятию управленческих решений - новых информационных технологий.

2. Информационная технология представляет собой процесс, который использует различные методы и средства осуществления процессов сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на основе программно-аппаратного обеспечения разработки и принятия управленческих решений. Использование автоматизированных информационных технологий позволяет собирать новую информацию путем переработки первичных данных, вследствие чего и находятся оптимальные управленческие решения [11].

Информационная технология поддержки разработки и принятия управленческих решений по сложным проблемам, требующих многовариантных расчетов, организует взаимодействие человека и компьютера. Выработка решений происходит на основании циклического алгоритма, в котором выделяют две ключевые стороны: система поддержки принятия решений в

качестве вычислительного элемента и объекта управления и, непосредственно, лицо, принимающее решение, как управляющий элемент, задающий входные данные и оценивающий полученный результат компьютерных вычислений.

3. Использование в процессе управленческой деятельности различного вида информационных систем позволяет в кратчайшие сроки и с минимальными затратами труда и времени собирать, обрабатывать и анализировать имеющуюся информацию, значительно облегчать разработку и принятие на ее основе обоснованных управленческих решений, поэтому их использование положительно сказывается на работе любого предприятия [12]. Имеется и отрицательный аспект - внедрение информационных технологий требует от предприятия значительных вложений на их приобретение и дальнейшее обслуживание.

В зависимости от назначения и предоставляемых пользователю, в нашем случае лицу, принимающему решение (менеджеру), возможностей выделяют три типа информационных технологий поддержки реализации и принятия управленческих решений:

- системы поддержки принятия решений (СППР);

- экспертные системы (ЭС);

- автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО).

4. Система поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) - это интерактивная компьютерная система, целью которой является информационная поддержка ЛПР путем простого доступа к моделям и информации, используемым для разработки множества альтернатив и принятия эффективного управленческого решения [13].

В целом, СППР решает две основные задачи: оптимизация, то есть возможность выбора наилучшего решения из множества альтернатив по определенным заказчиком критериям, и ранжирование, заключающееся в упорядочении по предпочтительности возможных решений.

СППР как комплекс программных и инструментальных средств состоит из при-

обретаемых программных продуктов и собственных разработок компании.

Анализ и выработка предложений в СППР происходит на основе методов имитационного и когнитивного моделирования, рассуждений на основе прецедентов, нейронных сетей, ситуационного анализа и др.

В качестве основной области применения СППР выступают нестандартные ситуации, слабоструктурированные проблемы и решения, результаты которых оцениваются по совокупности одновременно рассматриваемых критериев. В таких случаях процессы разработки и принятия управленческих решений требуют механизмов определения предпочтений ЛПР и тщательного сравнительного анализа альтернатив.

Экспертная система (ЭС) (англ. expert system) - это компьютерная система, моделирующая и имитирующая рассуждения человека-эксперта при принятии управленческого решения в конкретно определенной предметной области по узкому вопросу.

Экспертной системе присущи следующие отличительные черты:

- способна лишь частично заменить менеджера в разрешении проблемной ситуации;

- использует базу знаний, которая содержит значительный объем фактов в виде статистических сведений о какой-либо предметной области и правил - набора инструкций;

- использует процедуры логического вывода и принятия решений.

Анализ информации от пользователя по конкретной проблеме происходит следующим образом: в ответ на запрос ЛПР экспертная система выдает оценку ситуации, рекомендации и советы, которые в полней мере соответствуют по своему качеству уровню эксперта высокой квалификации.

Однако стоит отметить, что ЭС не рассчитаны для решения неспециализированных проблем, круг задач каждой из них определяется узкой предметной областью, что может обеспечить качественность решения.

Экспертная система - эффективный инструмент повышения обоснованности и качества решений менеджера за счет обращения к знаниям и опыту высококвалифицированных экспертов.

Автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО) - это системы, предназначенные для компьютеризации сложных экспертных процедур, а также повышения эффективности привлечения высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов в процессы выработки и принятия управленческих решений.

АСЭО направлены на решение слабоструктурированных и сложных управленческих проблем на базе надежной, профессионально обработанной и корректно примененной информации.

В данной системе предусмотрена оценка качества степени профессионального знакомства каждого эксперта с объектами экспертизы (проблемами, требующими адекватного принятия управленческого решения).

Также система предполагает возмож-

ных решений, подверженных сравнительному анализу, и исследование результатов экспертизы, в том числе возможность определения результирующей экспертной оценки, а также степени согласованности мнений экспертов.

Таким образом, автоматизация процессов разработки и принятия управленческих решений - необходимость, обусловленная реальными потребностями управленческой деятельности. Информационные технологии способствуют усилению аналитических возможностей ЛПР в процессах разработки и принятия управленческих решений.

1. Тем не менее, учитывая приоритетную значимость информационного обеспечения процессов разработки и принятия управленческих решений, не стоит преувеличивать в этом роль компьютерных технологий, поскольку они не способны решить всех проблем управления организацией, а лишь являются эффективным инструментом в руках квалифицированных руководителей [140].

ность коллективной оценки альтернатив-

Библиографический список

1. Муллахметов Х.Ш. Эволюция контрольной деятельности // Аудитор. - 2005. - № 11. - С. 34-36.

2. Аминова P.M. Значение и роль контроля в антикризисном управлении // Казанский экономический вестник. - 2014. - № 3 (11). - С. 26-31.

3. Муллахметов Х.Ш. Организация управленческого контроля на предприятиях Республики Татарстан // Казанский экономический вестник. - 2015. - № 2 (16). - С. 25-30

4. Mullakhmetov K.S, Sadriev R.D., Bikulov R.A., Khairullin I.G., Akhmetshin E.M. Information assurance of the procedure of development of management decision-making // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional Expansion to Global Growth. Seville: International Business Information Management Association, 2018. С. 6433-6442.

5. Адизес И. Теория и практика менеджмента трансформируется перед лицом новых вызовов - и России нужно подтягиваться // Harvard Dusines Review - Россия. 2017. Январь-февраль. С. 6-10

6. Аминова P.M., Филимончук И.И., Муратова А.Р. Контроль в системе информационного обеспечения процедур управленческих решений в условиях инновационного развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №12. - С. 1213-1215

7. Mullakhmetov K.S. Technological factors and management transformation in social and economic systems\\European Research Studies Journal. - 2018. - Т. 21, №3. - С. 230-241.

8. Муллахметов Х.Ш. Проблемы управления и контроля в условиях неопределённости // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С. 25-34.

9. Советов Б. Я. Информационные технологии: учебник для СПО / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 261 с.

10. Муллахметов Х. Ш. Корпоративный контроль на промышленном предприятии: на примере группы организаций ОАО "КАМАЗ": диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 Казань, 2007. - 258 с.

11. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: «Интел-синтез», 2010. - 98 с.

12. Шамрай А. С. Информационные технологии, используемые для принятия управленческих решений на предприятиях // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15222.

13. Параскевов А. В., Пенкина Ю. Н. Предпосылки разработки адаптивной системы поддержки принятия оперативных решений в управлении IT-проектами // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 112 (08).

14. Толстых А. А., Толстых Е. С. Информационные технологии принятия управленческих решений // Территория науки, 2012. - С. 114-118.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DEVELOPING AND MAKING MANAGEMENT DECISIONS

A.R. Mudarisova, student L.R. Khairullina, student Kazan federal university (Russia, Naberezhnye Chelny)

Abstract. Increasing amount of information, complexity of the tasks to be solved, need to consider a large number of interrelated factors, an unstable environment, high level of technology development and relatively low productivity of people who are engaged in its processing are the main factors that caused the needfor new information technologies. Benefits of such information technologies are clear in the process of developing and making management decisions.

This article describes three key information technologies, such as decision support systems, expert systems and automated expert assessment systems, that increase the relevance and quality of information necessary for developing and making management decisions. Under the conditions of a turbulent business environment the quality of information becomes the main factor which determines the quality and effectiveness of management decisions and, accordingly, the effectiveness of management of modern companies.

Keywords: management decisions, management decision making, information technology, decision support systems, expert system, automated expert assessment systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.