НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 351.74 ББК 67.7
© 2021 г. Осяк Андрей Николаевич,
начальник кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: aosiak2@ mvd.ru
Сычев Евгений Анатольевич,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: kadov@ yandex.ru
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье рассматривается информационно-аналитическое обеспечение в МВД России, выявляются деятельностные и управленческие аспекты в его содержании. Авторы изучают организационную структуру информационно-аналитического обеспечения руководителя территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне, рассматривают ее элементы, обнаруживают по отдельным направлениям проблемные аспекты, требующие оптимизации.
Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, информационно-аналитическое обеспечение, органы внутренних дел.
Osyak Andrey Nikolaevich - Head of the Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Sychev Evgeny Anatolievich - Associate Professor, the Department of Administrative Activities of Internal Affairs
Bodies, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY
OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE REGIONAL LEVEL
The article deals with information and analytical support in the Ministry of Internal Affairs of Russia, identifies the activity and management aspects in its content. In the article, the authors study the organizational structure of information and analytical support for the head of the territorial body of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level, examine its elements, discover in certain areas problematic aspects that require optimization.
Keywords: information and analytical activities, information and analytical support, Internal Affairs Bodies.
Современное российское общество проходит очередной этап социальных, институциональных и конституционно-правовых трансформаций, в рамках которых пересматривается политика, совершенствуется публичное управление, формируются новые подходы к организации деятельности субъектов в области управления. Неизменны и требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности в государстве. Указанные обстоятельства актуализируют исследования в сфере оптимизации государственного управления. Это связано с повышением качества информационно-аналитического обеспечения в деятельности органов
внутренних дел, представляющих собой сложную систему, одно из направлений в деятельности ОВД, от эффективной организации и функционирования которого зависит эффективность предпринимаемых ведомством мер по противодействию преступности и охране общественного порядка.
Информационно-аналитическое обеспечение в системе МВД России начало формироваться в начале XIX в. с появлением первых статистических учетов, формированием правовых основ регулирования информационно-аналитической деятельности в системе ОВД. В его развитии, концептуальном трансформировании можно выделить следующие периоды:
статистический (информационно-статистический (1803-1930 гг.); информационно-справочный (1930-1991 гг.); информационно-аналитический (с 1991 года - современный) [1, с. 13]. Аналитическая составляющая информационной деятельности ОВД начала складываться не сразу, по мере усложнения общественных отношений, самой управленческой деятельности, увеличения объема анализируемой информации, систем учетов, распространения сети Интернет и становления информационного общества и др.
В целях дальнейшего проведения настоящего исследования необходимо уяснить понятийную основу таких явлений как информационная деятельность, информационно-аналитическая деятельность и информационно-аналитическое обеспечение в ОВД, а также рассмотреть организационные основы информационно-аналитического обеспечения в ОВД.
Информационная деятельность представляет особый вид правоприменительной деятельности ОВД, посредством которой ими осуществляется опубликование результатов своей деятельности, предоставление информационных услуг гражданам по их запросам, а также предоставление информации по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления. Информационно-аналитическая деятельность отличается от информационной вектором применения определенной значимой информации. Она прежде всего используется для внутреннего использования в ОВД, в то время как информационная деятельность обслуживает внешние функции ОВД.
В процессе аналитической деятельности осуществляется аналитическая работа, которая состоит в целенаправленном сборе, оценке, анализе и прогнозе данных о сложившейся на территории обслуживания оперативной обстановке [2, с. 103]. Как отмечалось в научной литературе, «информационно-аналитическое обеспечение» - это термин, обозначающий переход от аналитической информации к ее управлению. Понятие «информационно-аналитическая деятельность» несет в себе технический управленческий потенциал, поглощается содержанием понятия «информационно-аналитическое обеспечение», которое выступает обеспечивающей функцией управления, осуществляет связь аналитической информации с управленческими функциями [3, с. 151-152].
Организация информационно-аналитического обеспечения руководителя территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне предполагает выявление
его уровней, составных элементов. Системный подход к организации информационно-аналитического обеспечения ОВД предполагает включение в его ресурсную систему следующих элементов: нормативно-правовую основу; субъекты осуществления информационно-аналитической работы (кадры); научно-методическое обеспечение; технологическое обеспечение; техническое обеспечение (аппаратные комплексы); финансовое и материальное обеспечение.
Нормативную правовую основу регулирования информационно-аналитического обеспечения в деятельности исполнительной власти в целом составляют положения Конституции Российской Федерации и текущего законодательства, связанные с реализацией гражданами конституционных прав в информационной сфере, с закреплением приоритетов государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности, а так же устанавливающие общие требования к организации и осуществлению аналитической работы на различных уровнях исполнительной власти. К ним следует относить: Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О стратегическом планировании в РФ», Указы Президента Российской Федерации: «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [4] и др. Основы информационно-аналитического обеспечения в деятельности МВД России закладываются как статусными законами [5], так и ведомственными нормативно-правовыми актами, содержащими специальные требования, относящиеся к осуществлению отдельных видов аналитической работы в ОВД. Среди последних: Приказы МВД России «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 гг.», «Об основных направлениях развития информационного обеспечения деятельности МВД России», «Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (далее Приказ МВД России № 623), «Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел»», «Концепция развития
информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг. [6].
Субъектами информационно-аналитического обеспечения в ОВД выступают те его подразделения, которые выполняют интеллектуальную или техническую составляющие аналитической работы, разнообразной по формам и содержанию. Результатами информационно-аналитического обеспечения выступают принимаемые руководителем соответствующего уровня управленческие решения, направленные на выполнение оперативно-служебных задач [7, с. 37-39].
Согласно Приказу МВД России № 623 информационно-аналитическая работа в ОВД осуществляется на основе принципов актуальности, комплексности и системности, практической значимости и информированности, а также конфиденциальности. Осуществляется информационно-аналитическое обеспечение ОВД посредством ведения учетов и документирования исходной информации, которая впоследствии систематизируется, оценивается и анализируется, перерабатываясь в различные аналитические материалы, создавая необходимую базу для принятия конкретных правоохранительных мер руководителем территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне.
Ядром информационно-аналитического обеспечения выступают учеты, так как в них содержится первичная информация о различного рода правонарушениях и лицах, их совершающих, либо иная информация, имеющая оперативно-служебное, криминальное значение, как, например, в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации [8, с. 3-12]. Поэтому, учитывая, что Главный информационно-аналитический центр МВД России (далее ГИАЦ) формирует и ведет централизованные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной криминалистической, статистической и иной информации, а так же осуществляет функции головного подразделения в системе МВД России по обеспечению эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России [9] (далее ИСОД), его следует включать в организационную структуру информационно-аналитического обеспечения. ГИАЦ осуществляет технологическое обеспечение в системе информационно-аналитического обеспечения в МВД России.
Информационно-аналитические технологии, системы («ИБД - Регион», АДИС ГИЦ, ИСОД, электронная приемная) также высту-
пают неотъемлемым элементом информационно-аналитической работы в ОВД. Направления по оптимизации данного структурного элемента информационно-аналитического обеспечения взаимоувязаны с обеспечением национальной безопасности, в связи с чем основным направлением его совершенствования обозначается переход на использование отечественного офисного программного обеспечения [10, с. 21-24]. В соответствии с требованиями законодательства ведомство должно плавно перейти на российские операционные системы, так как используемые для эффективной работы интегрированные банки данных аналитической информации имеют не только ориентирующий, доказательственный, но и стратегический характер, выступают важнейшим условием эффективной организации информационно-аналитического обеспечения в системе МВД России. Как отмечают П.Н. Жукова, В.А. Насонова, в данном направлении оптимизации имеется ряд проблем, связанных как с возникновением неизбежных конфликтов между разработанными средствами автоматизации деятельности с новым отечественными программным обеспечения, так и с отсутствием доступа к сервисам ИСОД отдельных подразделений ОВД [10, с. 24].
В организационной структуре рассматриваемого направления деятельности ОВД основная нагрузка по обеспечению руководителей возлагается на систему организационно-аналитических (штабных) аппаратов органов внутренних дел. В структуре центрального аппарата создано самостоятельное структурное подразделение - Организационно-аналитический департамент МВД России (далее ОАД МВД России), которое решает различные задачи, в том числе осуществляет комплексный анализ и планирование оперативно-служебной деятельности ведомства [11], осуществляет научно-методическое обеспечение в системе информационно-аналитического обеспечения в МВД России (Приказ № 623). На региональном уровне информационно-аналитическую работу осуществляет штаб главного управления, управления МВД России по субъектам РФ [12].
Однако как отмечают некоторые авторы, аналитическая работа как функция в ведомственных нормативных правовых актах раскрыта, но ее порядок не урегулирован должным образом [13, с. 12]. Обращение к Приказу МВД России № 623 не решает данной проблемы, так как в нем указываются лишь основы информационно-аналитической работы, детальные процедурные аспекты
осуществления этой функции не раскрываются. В связи с чем актуализируются вопросы пересмотра ведомственных нормативных правовых актов в части закрепления видов информационно-аналитической работы, их направлений, алгоритмов работы по отдельным направлениям деятельности, процедур осуществления аналитической деятельности в различных подразделениях в системе органов внутренних дел. Очевидно, что так же необходимо пересмотреть и содержание информационно-аналитической работы, как центрального элемента информационно-аналитического обеспечения руководителя, которое в Приказе № 623 сводится к анализу и прогнозированию. Учитывая, что информационно-аналитическое обеспечение есть категория управленческая, а информационно-аналитическая работа обслуживает ее как цикл по принятию управленческих решений, необходимо дополнить содержание главы II Приказа № 623 положениями о мониторинге результативности действий, принятых вследствие представленной информационно-аналитической информации, прогнозов о вариативности принятия тех или иных решений, влияющих на состояние общественного порядка, то есть логически завершить цикл информационно-аналитической деятельности оценкой результативности предпринятых усилий по аналитике, принятых решений и полученных результатах.
В соответствии с Приказом МВД России № 623 организуют и несут персональную ответственность за состояние информационно-аналитической работы в системе МВД России руководители (начальники) ОВД. Осуществляют информационно-аналитическое обеспечение руководителя на региональном уровне, помимо штабов, дежурные части, информационный центр и иные структурные подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне, подчиненные им органы, имеющие подразделения, выполняющие аналитические функции. Структурные подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне, подчиненные ему органы и организации по закрепленным направлениям деятельности осуществляют обработку, анализ, накопление и систематизацию: оперативной информации по направлению деятельности, данных статистической отчетности и материалов, характеризующих состояние преступности и общественного порядка, результаты своей оперативно-служебной деятельности, эффективность имеющихся в распоряжении сил и средств, материалов судебно-следственной
практики, сведений об укомплектованности, о состоянии дисциплины и законности, материалов по рассмотрению жалоб, писем, публикаций в СМИ, о положительном опыте работы и т. д.
Таким образом, следует отметить, что организация информационно-аналитического обеспечения руководителя территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне имеет сложную структуру, детально регламентирована, как одно из направлений деятельности ОВД играет важную роль в обеспечении общественного порядка в целом. Принимая во внимание многогранность и сложность такого явления как информационно-аналитическое обеспечение руководителя территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне, предлагается под ним понимать совокупность элементов (информационно-аналитическая, научно-методическая, техническая деятельность, их субъекты; технические средства, формы, методы и процедуры сбора, обработки и структурирования оперативной информации, включая современные информационные технологии и универсальные аппаратно-программные средства и др.), создающих благоприятные условия для принятия указанным руководителем эффективных и своевременных квалифицированных управленческих решений в целях оптимальной деятельности ОВД.
Своевременно, полно и качественно подготовленные информационно-аналитические материалы для руководителя территориального органа МВД России на региональном уровне влияют на эффективность управленческого воздействия, адекватность реагирования руководителя на меняющуюся оперативную обстановку, принятие решений, от которых зависит результативность деятельности подчиненных органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности в субъекте Российской Федерации. Следует отметить, что основные тенденции и направления совершенствования информационно-аналитического обеспечения в МВД России определены в стратегических документах, принятых в Российской Федерации, что в перспективе, в условиях, когда требования к эффективности управленческой деятельности неуклонно повышаются, не исключает возможность оптимизации отдельных как процедурных, так и технических аспектов информационно-аналитического обеспечения руководителя территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне.
Литература
1. Первухин А.С. Административно-правовое регулирование информационно-аналитической деятельности в системе МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
2. Колесников В.А. Информационно-аналитическое обеспечение процесса управления в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 1 (79).
3. Глущенко А.Н. О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел // Молодой ученый. 2019. № 34 (272).
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ».
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О полиции».
6. Приказ МВД России от 30.03.2012 № 205 «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 гг.».
7. Ульянов А.Д. Информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1.
8. Любавин Н.С. Информационно-аналитическое управление правоохранительных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2012.
9. Устав Федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр МВД России».
10. Жукова П.Н., Насонова В.А. Направления улучшения информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3.
11. Приказ МВД России от 27.06.2011 № 727 «Об утверждении Положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации».
12. Приказ МВД России от 26.10.2017 № 808 «Об утверждении типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации».
13. Новичкова Е.Е., Сорока В.Г. Аналитическая работа в органах внутренних дел и пути ее совершенствования // Правопорядок: история, теория, практика. 2019.
Bibliography
1. Pervukhin A.S. Administrative and legal regulation of information and analytical activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: abstract. ... PhD in Law. M., 2014.
2. Kolesnikov V.A. Information and analytical support of the management process in the bodies of internal Affairs // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 1 (79).
3. Glushchenko A.N. On the essence and content of information and analytical support in the bodies of internal affairs // Young Scientist. 2019. № 34 (272).
4. The decree of the President of the Russian Federation from 09.05.2017 №» 203 «On the Strategy of information society development in the Russian Federation».
5. Federal Law №> 3-FL of 07.02.2011 «On the Police».
6. The order of the MIA of Russia of 30.03.2012 № 205 «On approval of the concept of creation of uniform system is information-analytical maintenance of activity of the MIA of Russia in 2012-2014».
7. Ulyanov A.D. Information and analytical support of managerial activity in internal affairs bodies // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2007. № 1.
8. Lyubavin N.S. Information and analytical department of law enforcement agencies of the Russian Federation: autoref. ... candidate of social sciences. Rostov-on-Don, 2012.
9. Charter of the federal state institution «Main Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia».
10. Zhukova P.N., Nasonova V.A. Directions for improving information and analytical support for the activities of internal affairs bodies. 2018. № 3.
11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 27.06.2011 № 727 (ed. of 14.02.2020) «On approval of the Regulations on the Organizational and Analytical Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation».
12. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 26.10.2017 № 808 «On the approval of model regulations on the headquarters of the territorial body of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation».
13. Novichkova E.E., Soroka V.G. Analytical work in internal affairs bodies and ways of its improvement // Law and order: history, theory, practice. 2019.