Актуальные проблемы криминалистики
Использование ЦПКЛ для выездов на места происшествий в районах вооруженного конфликта нецелесообразно в связи с малой маневренностью, отсутствием какой-либо защиты, необходимостью более усиленной охраны при сопровождении или прикрытии.
Центральная и несколько мобильных ПКЛ должны составлять единый парк машин, находящийся в пунктах постоянной дислокации военных следственных органов при командовании военных округов.
К основным требованиям, предъявляемым к технико-криминалистическому оборудованию, применяемому в районах вооруженного конфликта, относятся: мобильность, автономность, многофунциональность,
унифицированность, облегченность, защищенность, стойкость к неблагоприятным внешним воздействиям.
Несомненно, современные технологии и новейшие разработки в области криминалистической техники должны находить свое использование и применение в процессе раскрытия и расследования преступлений, в том числе и в районах вооруженного конфликта с учетом вышеприведенных требований.
Таким образом, использование вышеуказанного парка подвижных криминалистических лабораторий позволит оперативно решать вопросы, касающиеся всего процесса расследования преступлений в условиях вооруженного конфликта.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И.А. КЛИМОВ,
доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор кафедры ОРД
Московского университета МВД России;
Н.А. КУЗМИН,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры ОРД Московского университета МВД России;
А.В. ТАИРОВ,
адъюнкт кафедры ОРД Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. Исключительную опасность для общества представляют коррупционные преступления. Коррупция в органах государственной власти подрывает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, уведомление, проверка, сроки проведения проверки, результаты проверки, окончание проверки, информационно-аналитическое обеспечение.
INFORMATION AND ANALYTICAL PROVISION OF PREVENTION, DETECTION AND INVESTIGATION OF CORRUPTION CRIMES
I.A. KLIMOV,
the doctor of legal sciences, the deserved lawyer of Russia, professor of the chair of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;
N.A. KUZMIN,
candidate of legal sciences, deputy of theheard chair ofoperative-search activity of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Afairs of Russia;
A.V. TAIROV,
adjunct ofthe chair of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Afairs of Russia
Annotation. Extremely hazardous for the society are crimes of corruption. Corruption in bodies of state power undermines the confidence of the population in the ability of the state to protect the rights and freedoms of its citizens. Discusses the main theoretical problems, different points of view of scientists and offered his vision of the problem.
Keywords: corruption, anti-corruption, notification, verification, the timing of the audit, the results of the verification, the end of the inspection, information and analytical support.
Актуальные проблемы криминалистики
Коррупция в современных условиях все более прочно внедряется в органы государственной власти и местного самоуправления, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
В этих условиях борьба с экономической преступностью приобретает важный характер для органов внутренних дел при тесном взаимодействии их с другими субъектами противодействия коррупции.
Особое внимание в осуществлении такого взаимодействия уделяется вопросам выявления, предупреждения и раскрытия правонарушений в кредитно-финансовой системе, в области добычи, переработки и реализации сырьевых ресурсов, в сфере управления государственным имуществом, внешнеэкономических связей, промышленности (в том числе предприятий оборонного комплекса), строительства, архитектуры и коммунального хозяйства, сельского хозяйства, охраны природы и природопользования, культуры, науки, образования и здравоохранения, защиты и занятности населения, фондового и потребительского рынка.
Некоторые авторы делят систему государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, на две неравные части. Первая — большая — призвана осуществлять борьбу с коррупцией внутри своих органов в качестве одной из дополнительных внутренних функций, вторая — меньшая — одной из основных внешних задач [1, с. 14].
Первую часть составляют органы представительной и исполнительной власти, осуществляющие по уровням управления правовое регулирование и правоприменительную деятельность в обществе, охранные и контрольные функции (правительства, администрации, органы муниципального (городского) управления; органы отраслевого управления, включающие Федеральную службу финансового мониторинга, Государственную банковскую систему, Федеральные агентства по внешнеэкономической деятельности, по управлению федеральным имуществом, по недрополь-
зованию; отраслевые министерства и ведомства, осуществляющие распорядительные и регулирующие функции; органы Государственной системы контроля, представленные Федеральной антимонопольной службой, Федеральной таможенной службой, по валютному регулированию, Контрольным управлением при Президенте России и другими ведомствами, осуществляющими надзорные функции).
Вторую часть образуют органы прокуратуры и судебной власти; специализированные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Службы расследований Федеральной таможенной службы.
По мнению этих авторов, несмотря на многочисленность органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, между ними не выработана система устойчивых взаимосвязей и взаимоотношений и связанного с ней контроля за состоянием коррупции [2, с. 12, 13].
К сожалению, каких-либо специальных межведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с коррупцией, до настоящего времени не принято.
Поэтому одной из самых актуальных проблем повышения эффективности оперативно-розыскных мер по выявлению, предупреждению и пресечению корыстных преступлений экономической направленности, в том числе и коррупционной деятельности, является количественное и качественное совершенствование информационной базы оперативно-розыскной деятельности. Различные субъекты оперативно-розыскной деятельности (подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД, оперативно-розыскные аппараты ФСБ, ГТК и др.) в силу особенностей сфер их деятельности и предоставленных им полномочий обладают различной по объему и содержанию информацией о деятельности в сфере экономики, а также в сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления. Практика борьбы с экономической и организованной преступностью ощущает острую потребность в обмене такой информацией, ее систематизации, анализе и использовании всеми субъектами оперативно-розыскной деятельности, уполномоченными на выполнение задач по борьбе с такой преступностью. Необходимость такого информационного обеспечения обу-
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
словливается также тем, что не все субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют равную возможность собирать и использовать на законных основаниях сведения закрытого характера (сведения, составляющие коммерческую, банковскую тайну и другие подобные данные).
Примером осуществления таких мер является образование Межведомственного центра по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, при МВД России.
Информационно-аналитическое обеспечение в теории и практике оперативно-розыскной деятельности рассматривается как комплекс специальных мер по созданию, накоплению осмысленной (переработанной до уровня знания) информации и использованию системы оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования рассматриваемых видов преступлений. Наиболее эффективным инструментарием в создании таких систем оперативно-розыскной информации явился научный и практический метод аналитической разведки и аналитического поиска. Этот метод полностью ориентирован на постоянное и непрерывное осуществление аналитической разведки в целях отыскания, накопления и аналитической проработки оперативно значимой информации, содержащей первичные признаки преступной деятельности на обслуживаемой территории или в отраслях экономики [3, с. 468— 490].
Группы аналитической разведки подразделении криминальной милиции комплектовались специалистами разного профиля — агенты-туристы-практики, опытные разведчики оперативно-поисковых бюро, следователи, аналитики ОРД, криминологи, экономисты, программисты и другие специалисты по использованию электронной техники.
Оперативно-розыскную информацию условно можно разделить на тактическую и стратегическую.
Тактическая информация содержит признаки первичных действий криминальных структур в той или иной сфере, на территории оперативного обслуживания. Она уточняется и направляется соответствующим подразделениям органов внутренних дел для первоначальной проверки или оперативной разработки.
Стратегическая информация — это наиболее значимая информация с признаками преступных действий организованных преступных групп или более сложных криминальных структур (организованных
преступных формирований и организованных преступных сообществ). Данная информация должна оформляться в качестве управленческих решений, с установлением ответственных исполнителей, методов и форм ее использования.
Аналитическая разведка создавалась для выполнения следующих функций:
♦ анализа (осмысления и оценки) поступающей оперативной, разведывательной информации, системной организации ее потоков;
♦ синтеза разрозненных, фрагментарных разведданных; обогащения их за счет использования возможностей всех видов криминальной разведки и учетов органов внутренних дел;
♦ разработки заданий с целью поиска дополнительных данных с привлечением специалистов по криминальной разведке;
♦ составления схем сети связей на каждую организованную преступную группу; активизации сбора доказательственной информации о характере (окрас, устойчивость и пр.) связей, ролевых функциях элементов преступных структур (физических и юридических лиц), взаимодействующих с ними конкретных лиц и организаций;
♦ анализа связей объектов учета — элементов информационной базы разведданных, добывания знаний с использованием методик аналитической разведки, компьютерных технологий;
♦ освоения новых информационных технологий (компьютерная разведка, экспертные или консультирующие системы) и специальных методик анализа информации;
♦ удовлетворения информационных потребностей оперативных работников (по запросам, инициативно), в том числе штатных негласных сотрудников (через гласных руководителей);
♦ подготовки аналитических документов, документирования оперативно-аналитической разведывательной деятельности;
♦ координации оперативно-аналитической работы групп аналитической разведки в службе криминальной полиции региона, округа;
♦ взаимодействия с субъектами оперативно-аналитической разведывательной деятельности системы МВД, иных правоохранительных органов и взаимодействующих с ними организаций (специальных информационных служб, частных охранных, детективных и др.);
Актуальные проблемы криминалистики
♦ ведения тематического реестра базы знаний (классификация терминов и понятий, видов хранимой оперативно-розыскной и иной разведывательной информации);
♦ учета (контроля) реализации разведданных от специальных источников.
Выполнение обозначенных функций должно обеспечивать эффективное решение стратегических и тактических задач борьбы с преступностью.
Стратегическими задачами являются: выявление тенденции развития групповой коррупционной преступности, определение новых механизмов противоправной деятельности и их уязвимости (по отношению к действиям правоохранительных и иных государственных органов); пресечение и нейтрализация деятельности организаторов, членов преступных сообществ и организаций, организованных групп и связанных с ними коррупционеров; ослабление, подрыв, разрушение их организационных структур и связей, механизма получения и легализации преступных доходов [4].
Таким образом, подразделения аналитической разведки должны объединять исполнение двух взаимодополняющих направлений: тактического и стратегического, высвобождение линейных и отраслевых оперативных подразделений службы криминальной полиции от сложной и трудоемкой работы для сосредоточения их усилий на непосредственной реализации оперативно-розыскных материалов и осуществлении комплексных мероприятий борьбы с организованными криминальными проявлениями.
Важнейшими источниками и направлениями их аналитического поиска являются:
♦ ежедневные сводки о совершаемых в регионе обслуживания преступлениях, материалы отделов службы безопасности о выездах на места происшествий и осмотре мест преступлений с первичными признаками групповой или организованной форм совершения, дополнительный их анализ с привлечением других материалов и обоснованием выводов о наличии признаков организованности в действиях подозреваемых либо о проявлениях противодействия и внутригрупповых отношениях, которые остались за пределами первичных материалов или уголовных дел;
♦ сообщения негласных сотрудников криминальной полиции, мест лишения свободы, следственных изоляторов и других субъектов ОРД органов внутренних дел, введенные в ЭВМ для многоразового ис-
пользования картотеки и видеотеки на авторитетов и лидеров криминальной среды, воров в законе и других профессиональных преступников для выявления дополнительных признаков функционирования организованных криминальных структур, еще не взятых под оперативное наблюдение, оперативными аппаратами ОВД;
♦ материалы об изъятии незаконно хранившегося или бесхозного оружия, наркотических средств, крупных денежных и материальных ценностей, антиквариата, других контрабандных товаров, уголовное преследование по которым прекращено;
♦ материалы первичных проверок и оперативных разработок на группы мошенников, рэкетиров, преступников-гастролеров. и взяточников, расхитителей чужого имущества, длительное время нереализуемые или прекращенные по надуманным основаниям;
♦ материалы контролирующих, финансовых органов, сообщения, заявления и жалобы граждан о крупных хозяйственных нелегальных сделках, производстве фальсифицированных товаров, функционировании фиктивных коммерческих структур, извлекающих доходы от обмана населения и государственных предприятий, о разнообразных формах существования теневого бизнеса под покровительством чиновников госаппарата и т.п.;
♦ материалы общества защиты прав потребителей, арбитражных и третейских судов о крупномасштабных операциях по массовому обману, отравлению потребителей, о хозяйственных спорах, не возврате кредитов и т.д., что может указывать на признаки организованных действий криминальных структур.
Этот метод носит комплексный характер и охватывает своим содержанием ряд оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона «Об ОРД». Организационно-тактические приемы его исполнения позволяют включать в орбиту его действий и такие оперативно-розыскные мероприятия, как наведение справок, наблюдение, опрос граждан, сбор образцов для сравнительного исследования, что значительно расширяет его разрешительные возможности в поиске первичной информации о признаках функционирования организованной преступности. Оперативные работники службы криминальной полиции при осуществлении аналитической разведки используют весь комплекс методов и средств сбора информации.
Существуют и другие, открытые источники аналитической информации, о которых оперативные со-
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
трудники, ведущие борьбу с коррупционными преступлениями, забывают. Такими являются:
1. Документы:
♦ о составе комиссии по приватизации государственных предприятий;
♦ администрации по подготовке и проведению внутрихозяйственных аукционов по продаже земли, имущества сельскохозяйственных предприятий;
♦ отражающие порядок и результаты проведения инвентаризаций и оценки государственного имущества;
♦ отражающие законность и обоснованность имущественных вкладов, являющихся государственной собственностью, в уставные капиталы предприятий любой организационно-правовой формы;
♦ отражающие учет и анализ поступлений от приватизации;
♦ по оценке и возмещению стоимости имущества, изъятого при аресте;
♦ о поступлении в доход бюджета налогов и сборов средств от денежно-вещевых лотерей, сделок, произведенных на товарных биржах, и средств, полученных за выдачу лицензий на право вывоза продукции за пределы Российской Федерации;
♦ обследования организаций (акты), занимающихся лицензируемыми видами деятельности, на соответствие условиям, предусмотренных лицензией;
♦ отражающие работу с банками, в том числе с зарубежными, по заключенным договорам, получению кредитов, своевременному поступлению средств на расчетные счета;
♦ о привлечении к различным видам ответственности лиц, виновных в нарушении решений органов власти и управления в области градостроительства, действующего законодательства;
♦ о различных видах финансовой поддержки конверсионных программ и налоговых льготах предприятиям оборонного комплекса;
♦ предложений по акционированию и приватизации предприятий, в том числе, оборонного комплекса;
♦ отражающие движение государственных целевых средств, выделяемых безвозмездно в форме кредитов, компенсаций, дотаций;
♦ отражающие законность и обоснованность выдачи разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов, результаты контроля за учетом и оценкой образующихся отходов
производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности объектов;
♦ контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства, объектов капитального строительства;
♦ реализующие в установленном порядке лицензированную деятельность (культурно-массовую, театрально-зрелищную, выставочную, спортивно-развлекательную, а также по производству и реализации аудио- и видеокассет с записями);
♦ об обоснованности распределения ассигнований на капитальный ремонт и приобретение оборудования учреждений культуры и т.д.
2. Договоры:
♦ сдачи в аренду государственного имущества;
♦ на передачу государственного имущества акционерным обществам;
♦ с зарубежными партнерами на реализацию, приобретение продукции для нужд региона;
♦ договоры с поставщиками нефти, газа, дров и теплоэнергетического оборудования и т.д.
3. Результаты:
♦ анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, проводимого органами исполнительной власти;
♦ экспертных оценок расчета начальной цены при приватизации по конкурсу и на аукционе, уставного капитала при преобразовании предприятий в акционерное общество;
♦ рассмотрения критических замечаний, предложений, заявлений и жалоб граждан, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, относящимся к компетенции комитета по ценовой политике;
♦ анализа работы по предоставлению предприятиям различной финансовой поддержки, в том числе из фонда поддержки предприятий и льготных налоговых кредитов;
♦ контроля над состоянием расчетов по заключенным договорам и контрактам, своевременным поступлением на счета администрации финансовых средств;
♦ проверок работы объединений, предприятий и учреждений по вопросам, входящим в компетенцию комитета архитектуры и градостроительства;
♦ согласования вопросов экономического сотрудничества региона с зарубежными странами, торгово-экономическими союзами, экономическими и финансовыми организациями;
Актуальные проблемы криминалистики
♦ работы с зарубежными партнерами по вопросам конверсии, военно-техническому сотрудничеству, проведению специализированных выставок;
♦ оценки и контроля эффективности целевого использования средств бюджетов всех уровней, выделенных на поддержку малого предпринимательства;
♦ экспертиз условий труда и контроля за состоянием охраны труда на предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности и т.д.
4. Решения:
♦ администрации об отчуждении в установленном порядке имущества общественных и иных организаций, используемого не в соответствии с их уставной деятельностью;
♦ органов государственной власти региона о предоставлении льгот по налогам и другим платежам в бюджет, а также отсрочек и рассрочек их уплаты и т.д.
5. Материалы:
♦ о разработке и реализации программ привлечения иностранного капитала и фирм, передовых технологий и прогрессивного оборудования в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве;
♦ о приватизации жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и создании рынка жилья и т.д.
6. Предложения:
♦ об ограничении роста цен на отдельные потребительские товары в условиях монополизации производства;
♦ о предоставлении субъектам малого предпринимательства в аренду или собственность нежилых помещений, земельных участков и объектов незавершенного строительства;
♦ об установлении упрощенного порядка регистрации субъекта малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления ими государственной статистической и бухгалтерской отчетности и т.д.
Возможности применения метода аналитической разведки в сфере борьбы с коррупционными преступлениями позволяют получать достаточно разнообразную по содержанию и значимости информацию, которую можно успешно использовать для реализации не только тактических, но и стратегических задач борьбы с коррупционными видами преступлений. Однако было бы целесообразно сосредоточить его применение в каком-то одном, специальном подразделении криминальной полиции.
Стратегия и тактика борьбы с коррупционной, организованной преступностью определяется, исходя из оценки социально-экономической, криминогенной ситуаций, состояния оперативно-розыскных сил, средств и методов на период принимаемого решения.
В период реформирования все эти факторы подвержены быстрым изменениям, поэтому стратегические и тактические цели зачастую переходят из одной категории в другую. В подобной ситуации определить ориентиры стратегии на длительный период весьма проблематично. Следовательно, оставлять жесткую структуру, построенную по этому принципу, нецелесообразно.
Литература
1. Гуров А.И. Коррупция угрожает национальным интересам России // Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения: сб. ст. и док-тов. М., 2002.
2. Попов В.И. Коррупция в России: состояние и проблемы// Коррупция в России: состояние и проблемы: мат. науч.-практ. конф. (26—27 марта 1996 г.). Вып. 1. М., 1996.
3. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. С.В. Степашина. СПб., 1999.
4. Васильев В.А. Преступные сообщества распадутся, если разрушить их финансово-экономическую базу // Защита и безопасность. 1998. № 1.