Научная статья на тему 'Информационно-аналитический медиадискурс деловой прессы: когнитивно-коммуникативный анализ'

Информационно-аналитический медиадискурс деловой прессы: когнитивно-коммуникативный анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
537
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / МЕДИАДИСКУРС / ДИСКУРС ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ / МЕДИАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС / MASSENMEDIEN / MEDIENDISKURS / DISKURS DER BUSINESS PRESSE / MEDIATISATION / INFORMATIV-ANALYTISCHER MEDIENDISKURS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ширяева Оксана Витальевна

В статье рассматривается один из видов информационно-аналитического медиадискурса дискурс деловой прессы. Применяются коммуникативный и лингвокогнитивный методы. Автор определяет закономерности генерации и функционирования делового медиадискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informativ-analytischer Mediendiskurs des Business-Presse: kognitiv-kommunikativer Analyse

Im Beitrag ist eine der Arten des informativ-analytischen Mediendiskurses, und zwar der Diskurs der Business-Presse, betrachtet. Autor verwendet die kommunikative und linguistisch-kognitive Methoden. Man formuliert die Merkmale des Generierens und Funktionierens des Business-Mediendiskurses.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитический медиадискурс деловой прессы: когнитивно-коммуникативный анализ»

Informativ-analytischer Mediendiskurs des Business-Presse: kognitiv-kommunikativer Analyse

Список литературы:

1. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие. - М.: Логос, 2001.

2. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства//Русский язык конца XX столетия (1985-1995). - М.: Наука, 1996. С. 90-142.

3. Попова Т. В., Рацибурская Л. В., Гугунава Д. В. Неология и неография современного русского языка: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005.

4. Земская Е. А. Активные процессы в русском словообразовании нашего времени//Ле1а Neophilologica, VIII, 2006. С. 9-21.

5. Muhvic-Dimanovski V. Neologizmi: problemi teorije i primjene. - Zagreb: Filozofski fakultet, Zavod za lingvistiku, 2005.

6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

7. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки славянской культуры, 2002.

8. Попова Т. В. Графодеривация в русском словообразовании конца XX - начала XXI в.//Русский язык: исторические судьбы и современность. III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы/Сост. М. Л. Ремнева, А. А. Поликарпов. - М.: МАКС Пресс, 2007. С. 230-231.

9. Радченко М. Графодериваты в текстах СМИ и рекламе (на материале русского и хорватского языков)//Ев-ропейская ментальность сквозь призму языка: международ. сб. науч. тр. по лингвокультурологии/отв. ред. Е. Е. Стефанский. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2010. С. 95 - 101.

10. Тошович Б. Особенности боснийского/бошняцкого языка по отношению к сербскому и хорватско-му/ZSlavia Islamica: Language, Religion and Identity/Robert D. Greenberg, Motoki Nomachi (ed.). - Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2012. C. 9-64.

Schirjaeva Oksana Witalijewna, Adygische Staatsuniversität Kandidat der Philologischen Wissenschaften, Habilitandin am Lehrstuhl für die Allgemeine Sprachwissenschaft

E-mail: [email protected]

Informativ-analytischer Mediendiskurs des BusinessPresse: kognitiv-kommunikativer Analyse

Abstrakt: Im Beitrag ist eine der Arten des informativ-analytischen Mediendiskurses, und zwar der Diskurs der Business-Presse, betrachtet. Autor verwendet die kommunikative und linguistisch-kognitive Methoden. Man formuliert die Merkmale des Generierens und Funktionierens des Business-Mediendiskurses.

Stichwörter: Massenmedien, Mediendiskurs, Diskurs der Business Presse, Mediatisation, informativ-analytischer Mediendiskurs

Ширяева Оксана Витальевна, Адыгейский государственный университет кандидат филологических наук докторант кафедры общего языкознания E-mail: [email protected]

Информационно-аналитический медиадискурс деловой прессы: когнитивно-коммуникативный анализ

Аннотация: В статье рассматривается один из видов информационно-аналитического медиадискурса — дискурс деловой прессы. Применяются коммуникативный и лингвокогнитивный методы. Автор определяет закономерности генерации и функционирования делового медиадискурса.

79

Section 6. Linguistics

Ключевые слова: масс-медиа, медиадискурс, дискурс деловой прессы, медиатизация, информационноаналитический медиадискурс

«Медиатизация» является одной из влиятельных когнитивных и коммуникативных стратегий освоения мира современной языковой личностью [1]. Она формирует современную культуру в первую очередь в качестве «медиакультуры» — культуры, опосредованной технологическими, массово-информационными средствами. На современном этапе развития общества и языка анализ реализации средств новой, медийной идентичности, приобретает не только языковедческую, но и общегуманитурнаую значимость и актуальность.

Объект нашего исследования — русский информационно-аналитический медиадискурс. Материал исследования — русская деловая пресса 2000-х (аналитические статьи, аналитические интервью, новости с аналитическим комментарием газет «Ведомости», «Коммерсантъ», « РБК daily », журналов «Деньги», «Секрет фирмы», «Огонек», «Эксперт», «D’ (журнал о личных финансах)», «Экономика и жизнь». Корпус текстов составил 1500 единиц. Выбор материала деловой прессы как наиболее рпрезентативного в качестве информационноаналитического медиадискурса указанного периода обусловлен рядом причин.

В классической моделижурналистики, сложившейся в XIX — первой половине XX вв. существовало четкое разделение на информационные и аналитические жанры. Задачей первых было сообщать новости, следуя критериям оперативности, актуальности, точности, достоверности, задачей вторых — анализировать и обобщать, прогнозировать и диагностировать явления социальной действительности. Постепенное расслоение читательской аудитории привело к дифференциации этих моделей, наделением их дополнительными функциями (например, развлечение, просвещение, потребительская навигация, реклама, профессиональное консультирование и аналитика).

Одна из заметно развившихся ниш прессы в ХХ веке — аналитическая пресса различной специальной тематики (медицинская, научно -популярная, агрономическая, деловая,

экономическая). Именно в этой нише постепенно реализовалась конвергенция инфоромационного и аналитического компонентов медиадискурса: новостные сообщения «обросли» комментариями экспертов, а аналитические жанры (корреспонденция, проблемная статья, аналитическое интервью,

аналитический обзор, журналистское расследование и др.) предстали тесно связанными с оперативными событиями—сводками курсов акций, перестановками в руководстве компаний, скачками валют и пр. Так возник гибридный тип медиадискурса — информационно-аналитический.

В постсоветской России данный тип дискурс а наиболее последовательно и профессионально функционирует в нише деловой прессы. Выбор медиатекстов указанного типа (2000-2010-е гг.) обусловлен названными причинами. Деловая пресса — явление, по историческим меркам, относительно новое в русском медиаландшафте. Формирование данного сегмента прессы, с собственным дискурсом, оказалось возможным лишь в определенной культурно-исторической, экономической и политической ситуации: в условиях развития капиталистической модели общества, т. е. в постсоветский период. Деловая пресса восходит к типу СМИ, известных в западной культуре как business journalism (бизнес-журналистика, деловая журналистика). Исторически первое бизнес-издание зафиксировано в США — это Wall Street Journal. Далее в этом сегменте свою историю ведут такие западные медиабренды, как Financial Times, Harvard Business Review, Business Weekly, Smart Money, Forbes, Economist, Focus Finanzen, Capital, La Tribune и др. В России развитие деловой прессы было прервано в 1917 г. по причинам несовместимости советского строя, с его плановой экономикой и тоталитарным дискурсом, и предпринимательской деятельности, основанной на законах свободного рынка и частной собственности. Известны такие деловые дореволюционные издания, как «Купец», «Коммерческая газета», «Мануфактурные и горнозаводские ведомости», «Земледельческая газета», «Биржевые ведомости» и др. За период конца 1990-х — начала 2010-х гг. в российской журналистике определились лидеры деловой прессы, позиционирующие себя как СМИ о бизнесе и для аудитории, представленной бизнессообществом: газета «Коммерсантъ», журнал

«Деньги» (издательский дом «Коммерсантъ»), газеты «Ведомости», «РБК daily», журнал «Эксперт». Деловые СМИ причисляют к так называемой «качественной прессе»: они занимают срединное положение между официальными (например, «Российская газета», «Известия»)

80

Informativ-analytischer Mediendiskurs des Business-Presse: kognitiv-kommunikativer Analyse

и развлекательными СМИ (глянцевая, «желтая» пресса).

Материалы перечисленных выше деловых изданий и составляют тот обширный и относительно монолитный корпус медиатекстов, которые формируют современный русский деловой дискурс. Его социальные рамки простираются на участников профессиональной, повседневной vs официальной и массмедийной деловой коммуникации. Один из продуктов последнего типа коммуникации и является предметом нашего изучения: в рамках данной статьи мы обозначили его как дискурс деловой прессы. Такое ограничение позволяет отделить от печатных СМИ дискурс, порожденный другими технологическими каналами и подверженный сильному воздействию устной коммуникации, а также невербальных (визуально-аудиальных) средств: медиадскурс телевидения и радио. Интернет-версии перечисленных СМИ сохраняют единое речевое пространство со своими бумажными аналогами. Выбор изданий обусловлен ориентацией исследования на выявление наиболее типичных языковых особенностей дискурса: мы ограничились универсальными деловыми изданиями, исключив из рассмотрения специализированную отраслевую прессу. Отбор жанров медиатекстов обусловлен количественным критерием: наиболее высокой частотностью обладают жанры аналитической статьи и аналитического интервью, именно они составляют узнаваемый «формат» информационно-аналитической журналистики.

Основной корпус исследованных текстов представлен аналитическими статьями, поскольку именно в этом жанре реализуются ключевые прагмасемантические установки информационно-аналитического медиадискурса. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы (подробно см.: [2]).

Информационно-аналитический медиадискурс в составе дискурса прессы — это публичный социальный дискурс, имеющий коммуникативную интенцию диагностики — анализа — прогнозирования общественных явлений. Данная интенция реализуется в процедуре идеологической и предметно спе-

циализированной (экономической, политической, культурологической) оценки. Исследуемый тип медиадискурса тяготеет к реализации интертекстуальной природы «бессубъектных» дискурсов, апеллирующих не к личности «автора», а к экспертному сообществу, гарантирующему «объективность» транслируемой информации.

Прагмасемантика информационно-аналитического медиадискурса основана на конвергенции профессионального, научного и публицистического дискурсов. Объективизм, верифицируемость, независимость, имперсональность сближают ее с научным дискурсом. Апелляция к экспертному профессиональному сообществу позволяет говорить о частичной идентификации с профессиональным дискурсом (экономический, финансовый, промышленно-отраслевой, искусствоведческий и пр.). Массмедийная установка на широкий охват аудитории, привлечение новых читателей, общедоступность способствует использованию средств публицистического дискурса (эмоционально-экспрессивные средства, композиционное членение, жанровые модели).

Лингвокультурная ситуация 2000-2010-х гг. характеризуется формированием «деловой картины мира». Деловая картина мира репрезентирована в ряде базовых концептов. Ключевые когнитивные установки «деловой картины мира» — прагматизм, установка на получение выгоды, рациональное восприятие времени, оптимизм, экспансия, управление саморазвитием, конструктивность, коммуникабельность. Формируемая в итоге концептосфера воссоздает образ мира, управляемого прагматичным, рациональным сознанием («дело»), направляющим и организующим планомерную слаженную деятельность («проект») по приумножению капитала («деньги») и достижению личных целей, которая должна увенчаться «успехом», при этом легитимизацию этой картине мира обеспечивает сообщество «экспертов», транслирующих ценности делового сообщества. Деловой массмедийный дискурс ориентирован на воспроизведение профессиональной деловой коммуникации с элементами повседневного речевого поведения.

Список литературы:

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2006.

2. Ширяева О. В. Деловая аналитическая пресса в структуре масс-медиа: когнитивно-дискурсивный аспект: монография. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2014.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.